Эссе почему капиталистические отношения зарождаются в европе. Развитие капитализма в европе

Для XV-XVIII веков характерны несколько стадий развития капитализма: это торговый капитализм и мануфактурный. Основными формами организации производства стали капиталистическая простая кооперация (КПК) и капиталистическая сложная кооперация (мануфактура). Капиталистическая простая кооперация (КПК) – это единство совместных действий и форма объединения. Это кооперация однородного (одинакового) конкретного труда. Она может принимать различные формы:

1) скупка готовых изделий купцом;

2) авансирование или кредитование тех или иных работ, купец в этом случае выступает ростовщиком;

3) система раздач, купец – ростовщик – предприниматель контролирует почти весь процесс производства псевдосамостоятелыных ремесленников-надомников.

Фернан Бродель объединяет вторую и третью формы, называя такое производство «надомничеством». Надомничество – такая форма производства, при которой купец выступает как работодатель. Простая кооперация появилась задолго до капитализма, но только капиталистическая свобода – свобода личная и материальная сделали КПК явлением повсеместным. Исследователи находят надомничество в XIII веке и в XVIII, но пик его приходится на XVI столетие. Приведем источник. Путешественник пишет о швабских деревнях начала XVIII века: «Было лето, все женщины вышли из домов, сидели на пороге своих жилищ. И каждая …усердно занималась работой: пряла кружева, черные или белые, или «блонды», в которых переплетались льняные, золотые и шелковые нити. В конце недели кружевница отнесет плоды своего труда либо на соседний рынок, либо же чаще всего – скупщику, который авансировал ее сырьем, рисунками, привезенными из Голландии, и который оставил за собой ее продукцию. Тогда она купит растительного масла, немного мяса, риса для воскресного пиршества». Оказывается, знаменитые голландские кружева делались в швабских деревнях, удивлялся путешественник.

Вторая стадия развития капитализма – это мануфактурная стадия. Маркс считает, что с середины XVI века до последней трети XVIII в Западной Европе был мануфактурный период капитализма. Мануфактура – это относительно крупное капиталистическое предприятие, основанное на разделении наемного труда и ремесленной технике. Она возникла в XV-XVI вв. и в конце XVIII была заменена машинным производством. Владельцами мануфактур были купцы, разбогатевшие ремесленники, работали же на них наемные рабочие или псевдосамостоятельные мелкие ремесленники. Основными типами были рассеянные, смешанные и централизованные мануфактуры. Основой их развития не могло служить цеховое ремесло с его полицейско-запретительными уставами. Поэтому первые мануфактуры появились в сельской местности на базе промыслов. Мануфактура вышла из простой кооперации. Первоначально, купец-предприниматель занимался скупкой и продажей готовой продукции самостоятельных сельских ремесленников (например, тканей, сукна). Затем он стал привозить ремесленникам сырье, в дальнейшем и более совершенные станки. Таким образом, он отрезал ремесленника от рынка готовых изделий, от рынка сырья, а, предоставив ему станки – фактически подчинил себе все производство. Бывшие самостоятельные ремесленники превратились в наемных рабочих, получающих заработную плату. Единственное, что осталось у них в собственности – это домашняя мастерская. Такая форма организации производства есть рассеянная мануфактура. Постепенно предприниматель мог выделить одну или несколько операций и сосредоточить их в отдельной мастерской под одной крышей (например: процесс крашения тканей – красильня). Так появились смешанные мануфактуры. Третий тип – централизованные предприятия, их предприниматель создавал сам: строил большую мастерскую, покупал оборудование, сырье, нанимал рабочих, т.е. контролировал весь процесс производства. Централизованная мануфактура была двух разновидностей: гетерогенная и органическая. Гетерогенная мануфактура – это объединение в одной мастерской рабочих различных специальностей, связанных между собой последовательным выполнением всех операций по изготовлению сравнительно сложного продукта. Например, суконная мануфактура, кроме ткачей здесь работают валялыцики, прядильщики, красильщики и т.д.

Органическая мануфактура объединяет в одной мастерской рабочих одной специальности с последующим расчленением однородных работ на более детальные операции, закрепленные за отдельными работниками. Примером может служить красильная мастерская. Органическая централизованная мануфактура была более прогрессивной по сравнению с гетерогенной, ибо она давала более высокую производительность труда, высокое качество за счет расчлененности производства и, стало быть, более высокую прибыль. Действительно, в органической мануфактуре разделение труда достигает своего предела, каждый работник выполняет одну или две операции, благодаря чему становится виртуозом своего дела, а его инструменты приобретают такую степень специализации, что это вплотную подводит к созданию машин и механизмов. Правда, в XVI-XVII вв. мануфактур было еще не очень много. Карл Маркс считал, что «мануфактура выделялась как архитектурное украшение на экономическом здании, широким основанием которого было городское ремесло и сельские побочные промыслы». (Маркс К. Капитал. – Т. 23, с. 381).

То есть мануфактура существовала в феодальном окружении и часто подвергалась преследованиям как со стороны цехов, так со стороны государства. Примером может служить Испания XVI столетия.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве шло параллельно с появлением мануфактур. Удобно это проследить на истории XVI века. Согнав крестьян с земли, лендлорды сосредоточили в своих руках огромные земельные владения. Часть земель они сдавали в аренду крестьянам или зажиточным горожанам.

1. Первоначальной формой такой аренды была издольщина.

Исследователи находят ее в Англии, Франции, Италии, Германии, России! Издольщина – вид аренды (сдачи во временное пользование) земли, при которой землевладельцу уплачивается арендная плата в форме определенной доли урожая (половина, треть, десятина и т. д.). В жизни бывало по разному: иногда земельный собственник давал арендатору землю, семена, инвентарь. Порою издольщик сам, целиком или частично обеспечивал свое хозяйство семенами, а также живым или мертвым инвентарем. Арендатор не всегда самостоятельно обрабатывал землю, он мог прибегнуть к наемному труду – сдать часть земли субарендатору. Осенью издольщик отдавал часть урожая собственнику земли, часть продавал, часть оставлял себе на питание и посев. Рента при издольщине носила полуфеодальный характер.

В Англии издольщина постепенно уступает место чисто капиталистической форме предпринимательства – фермерству. Фермер арендовал большой по площади участок земли у лендлорда и платил за нее твердо установленную плату. Он сам покупал семена, инвентарь, сам оплачивал труд наемных рабочих. Естественно, такое хозяйство мог вести только состоятельный человек. В дальнейшем он мог выкупить землю у лендлорда и стать ее собственником. Так создавалось крупное капиталистическое хозяйство. И вновь сделаем оговорку – таких хозяйств в XVI веке было очень немного, новое всюду жило рядом со старым – феодальное дворянство, зависимые крестьяне были повсеместно. Уже во Франции развитие капитализма в сельском хозяйстве шло медленнее, чем в Англии. В таких же странах, как Германия, Чехия, Италия, Испания общее историческое развитие оказалось заторможенным и пошло по пути регресса. Здесь феодальное дворянство было настолько сильным, что сумело с помощью государства уничтожить элементы прогресса в промышленности и сельском хозяйстве. В этих странах в середине XVI в. начался процесс рефеодализации.

В странах необратимого развития капитализма технический и экономический прогресс вызвал к жизни новые классы и новый облик государства.


Почему капитализм появился не на Востоке, не в Китае, а в Европе? Учёные на этот вопрос ответа не знают. Но можно предположить следующее.

Что такое капитализм? Это в первую очередь перераспределение богатств в пользу более успешных. Ну к примеру, есть некое общество, и в нём выпускается какой-то продукт, например пиво, как это описывает Олег Григорьев. И вот одна из фирм начинает выпускать пиво в более удобной упаковке, например изобрела бутылку, а все пили только из бочёнка в пабе.

Что мы получаем дальше. Пиво как пили, так и пьют, его не пьют ни больше, ни меньше. Но одна из фирм начинает захватывать рынок, а другие фирмы начинают разоряться. То есть кто-то богатеет, а кто-то беднеет. Но богатство государства в целом от этого не меняется , просто деньги перетекают к одним, а другие становятся нищими, теряют работу.

Китайский император посмотрел на этот процесс в своей стране, например где-нибудь в 1-м веке нашей эры и подумал, а зачем мне это нужно? У меня будут бродить по стране нищие граждане, которые разорились и появятся богатые граждане, которые будут на них наживаться? Но богатство государства в целом-то не изменится, деньги просто перераспределятся. Налоги не увеличатся, денег больше не станет, но просто придётся выплачивать пособия нищим и давить богатых, чтобы они не наглели.

И Китайский император, да и другие восточные диктаторы, у которых были Империи - может Персидская, может Индийская, может Золотая Орда может ещё какая-то... Восточные монархи подумали, нет, нам это не надо, пускай все работают, лучше иметь занятость, чем перераспределение богатств.

Точно такая же проблема встала перед европейскими королями. Поддерживать новшества или нет? Они не делают государство богаче, они просто перераспределяют богатство между людьми. А налогов больше не становится. Люди не пьют больше пива, хоть оно из бутылки, хоть из бочки, желудок-то не изменился.

Но поскольку государства на Востоке были большие, а в Европе маленькие, воевать между восточными империями за рынки сбыта пивных бутылок - себе дороже, а вот воевать в Европе с бароном соседнего княжества - вполне реально, это не конец света. И вот европейские короли, герцоги и бароны вступили на почву социального дарвинизма - пусть выживает сильнейший и горе бродягам, которых никто не поддерживал - их забирали в армию или отправляли в колонии.

Для того, чтобы оправдать такое решение, начали проводить реформацию церкви. Появились всякие течения в католичестве, которые утверждали, что не обязательно помогать слабым и всех любить, а необходимо напротив богатеть и плевать на других. Сейчас это выродилось в либерализм.

И вот в Европе сильные стали пожирать слабых и началась эпоха европейских войн. Образовались мощные государства, которые стали сталкиваться между собой, пока не образовались сильнейшие, которые столкнулись в 1-2 мировых войнах.

На Востоке всё это время войн не было, исключение составляет Япония и её захватническая политика. Но в Японии прошла вестернизация.

П.С. Москва. 18 января. INTERFAX.RU - Благосостояние 1% самых богатых людей в мире, а это около 73 миллионов человек, сравнялось с благосостоянием всего остального человечества вместе взятого , сообщает BBC со ссылкой на благотворительную организацию Oxfam.

2. Условия для появления капитализма в Европе.

Почему буржуазные отношения самозародились именно в Европе? Ведь и в других странах были возможности для появления капитализма, например, в Китае и особенно в Японии. И хотя на сегодняшний день наука пока не дала исчерпывающих ответов на эти вопросы, все-таки можно выделить некоторые особые черты западноевропейского варианта цивилизационного развития.

Во-первых, Западная Европа была прямой наследницей греко-римского мира, мира с необычно высоким для древности уровнем развития товарно-денежных отношений, с правом на нерегламентированную собственность, с ориентацией на активную созидательную личность.

Во-вторых, становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, который отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государственной власти формировалась прослойка людей (третье сословие), располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии.

В-третьих, оформление активных, отстаивающих свои права сословий заставило государство пойти на сотрудничество с ними. Возможности давления на общество, на экономические процессы, естественно, оставались (и использовались), но все-таки были ограничены.

И наконец, была важна и позиция церкви по отношению к экономическим вопросам и коммерции. Но уже с ХIII в. она смягчает свои доктрины по поводу тех занятий, которые традиционно считались «нечистыми». Осуждая ростовщичество, церковь не осуждала векселя, залоги, капиталовложения. Это вело к тому, что торговля в общественном сознании постепенно получила «права гражданства», а после Ренессанса и Реформации (эпохи Возрождения) стала считаться весьма достойным занятием.

Регионы общеевропейского взаимодействия.

Западная Европа – это первая цивилизация среди стран мира, в которой зародились, обрели силу, окрепли и, в конце концов, одержали победу новые буржуазные отношения, т.е. совершился формационный сдвиг от феодализма к капитализму.

Впервые буржуазные отношения появились в крупных торговых городах Италии (таких, как Флоренция, Генуя), еще в конце ХIV в., но затем там произошел социально-экономический регресс, т.е. движение назад, изменение к худшему.

В ХV-ХVI в.в. буржуазные отношения распространились во многих странах Западной Европы. Начиная с Голандии и Англии они перешли во Флоренцию, а затем в Испанию, Португалию, Германию. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира, но “втягивание” в него происходило уже в условиях разраставшейся европейзации мира и укрепления связей и экономической зависимости друг от друга.

В экономическом плане в Европе четко выделяются 4 региона, каждый из которых оказывается в специфическом общественно-экономическом положении.в рамках системы общеевропейского взаимодействия:

1) регион, в котором господствовал раннекапиталистический уклад, наиболее полно выражавший суть собственно мануфактурной фазы общественного производства (Англия, Голландия);

2) регион, где эта фаза общественного производства воплощалась лишь в укладе, оставшемся подчиненным в господствующей феодальной структуре производства (Франция, Швеция, ряд регионов Германии);

3) регион, в котором в ХVII в. отмечался социально-экономический регресс по сравнению с ХVI в. (Испания, Португалия, Сев. Италия, Юго-Западная Германия);

4) регион, в котором укреплялись крепостнические отношения (Чехия, Венгрия, Польша, Прибалтика, Россия).

Экономика Западной Европы ХVI-ХVIII в.в. носила преимущественно аграрный характер. Сельское хозяйство было той сферой материального производства, где традиции предыдущего периода (средневековья) были наиболее устойчивыми.

Господствовал ручной труд. И на фоне этого появляется и растет капитализм. Накапливаются социальные факторы буржуазного развития – классовая и профессиональная расслоение в обществе, сближение торговой и предпринимательской буржуазии, рост третьего сословия.

Для представителей поднимающегося класса буржуазии были характерны смелость, энергия, предприимчивость, напористость, умение идти на риск. Недаром эпоха ХVI-ХVIII в.в. – это время великих авантюристов. Буржуазия эгоистична и расчетлива. Прибыль, нажива – главные стимулы ее деятельности.

3. Появление мануфактур.

Становление современной цивилизации было довольно сложным и длительным процессом, который претерпевал по мере развития различные преобразования. Это длительный исторический период – примерно с ХV в. и по настоящее время, причем в некоторых странах этот период еще не завершен.

Процесс модернизации, т.е. переход от феодализма к капитализму проходит различные фазы развития: раннеиндустриальную (ХIV-ХV в.в.), среднеиндустриальную (ХVI-ХVIII в.в.), позднеиндустриальную (ХIХ в.) и постиндустриальную (ХХ в.).

На раннеиндустриальной стадии развития буржуазии происходит длительное постепенное становление новых общественных институтов и элементов буржуазной формации, идет накопление первоначального капитала, появляются мануфактуры (ручное производство) – первые признаки капитализма.

Центром развития буржуазных отношений были города. Там складывалась новая прослойка людей (третье сословие), состоящая в основном из купцов, ростовщиков и цеховых мастеров. Все они располагали капиталами, самый короткий путь к приобретению которых открывался через торгово-ростовщические операции. Эти капиталы не прятались в сундуках, а вкладывались в производство. Причем, в производство нового типа, более эффективное, дающее высокую прибыль.

В эту эпоху на смену ремесленному цеху стала приходить мануфактура. Мануфактура – это крупное капиталистическое предприятие, основанное в отличие от цеха на внутреннем разделении труда и наемной силе. Обслуживались мануфактуры при помощи наемной рабочей силы; во главе ее стоял предприниматель, владеющий капиталом, средствами производства. Мануфактуры, первичные формы капиталистического предприятия появляются уже в ХIV-ХV в.в.

Существовало две формы мануфактуры: централизованная (купец или предприниматель сам создавал мастерскую, верфь или шахту, сам приобретал сырье, материалы, оборудование) и гораздо более распространенная – рассеянная мануфактура (предприниматель раздавал сырье надомникам-ремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат).

Возникновение мануфактуры означало значительный подъем производительных сил общества. Ее технической основой еще служило применение тех же орудий труда, что и в ремесленном производстве.

Позже в мануфактурах начинают применяться более-менее сложные по тем временам технические устройства для использования энергии воды и ветра. Приводимые в движение водоналивным колесом валы, шестеренки, зубчатки, жернова и др. применялись в мукомольном и круподерном деле, для выделки бумаги, в лесопилении, при производстве пороха, для вытягивания проволоки, резки железа, приведении в движение молота и т.п.

В мануфактурную эпоху происходят глубокие сдвиги в экономической жизни общества, катастрофическая ломка старого хозяйственного быта, старой картины мира.

Главным достоинством мануфактуры было то, что она являлась крупным производством и создавала возможности для узкой специализации трудовых операций в результате технического разделения труда. Это помогало увеличивать выпуск продукции наемными рабочими в несколько раз по сравнению с ремесленной мастерской, где все операции выполнялись преимущественно одним мастером.

Но пока не были изобретены машины, капиталистическое производство было обречено оставаться лишь укладом в системе феодальной экономики.

Фермерские хозяйства.

В буржуазные отношения гораздо медленнее, чем город, втягивались и деревня – главный оплот феодализма. Там образовывались фермерские хозяйства, с наемным трудом крестьян, лишившихся своей земли в результате преобразований, т.е. переставших быть крестьянами в полном смысле этого слова. Этот процесс раскрестьянивания шел через разные промежуточные формы, как правило, через переход на аренду, что означало отмену фиксированных платежей и прав на наследственное держание земли.

В деревне в роли предпринимателей могли выступать богатые крестьяне, купцы или иногда сами феодалы. Так произошло, например, в Англии, гда шел процесс так называемых огораживаний, т.е. насильственного сгона крестьян с земли с целью превращения ее в пастбище для овец, шерсть которых шла в продажу.

От быстроты проникновения буржуазных отношений в деревню, гораздо более консервативную, чем город, но производившую основную часть продукции, зависели темпы развития капитализма. Быстрее всего этот процесс шел в Англии и Северных Нидерландах, где бурный расцвет мануфактур совпал с обуржуазированием деревни.

В Англии и Голландии в ХVI-ХVII в.в. совершалась интенсивная буржуазная перестройка сельского хозяйства; утверждалась крупная капиталистическая аренда при сохранении дворянской земельной собственности лендлордов (помещиков). В этих странах уже наблюдалось введение в практику новых типов сельскохозяйственных орудий труда (легкий плуг, борона, сеялка, молотилка и др.)

Буржуазный прогресс сельского хозяйства обеспечивал сырьевые ресурсы и приток рабочей силы в промышленность, т.к. крестьяне, оставшись без земли и не найдя работы в деревне, шли в город.

Развитие капитализма сопровождалось техническим прогрессом, разрушением традиционных корпоративных связей, складыванием единых рынков – национальных и общеевропейского.

В эту эпоху появился новый «герой времени», предприимчивый, энергичный человек, способный выдержать конкуренцию, создать капитал в буквальном смысле из ничего.

НО в ХVI-ХVII в.в. даже в тех странах, где успешно развивались буржуазные отношения, новый уклад все-таки существовал в «контексте» феодальных отношений, еще достаточно сильных и не желающих уступать добровольно свое место.

База капитализма была довольно слабой, поэтому оставались возможности для движения вспять, что и произошло в ряде европейских стран. В их числе оказались Италия, Испания, Португалия, Германия.


Жизни. Эпоха первоначального накопления капитала, зарождение и развитие мануфактурного производства знаменовали наступление нового времени. Европа становится центром прогрессивного развития человечества, формирования новых политических институтов, очагом новой идеологии и культуры. Таким образом, Новое время – это эпоха, заложившая основы современной цивилизации, в которой мы сейчас...

Моря в Индийский океан), Кейптаун (Мыс Доброй надежды в Южной Африке), Сингапур (Индийский порог), Гонконг (Китайский порог) Основной принцип: «Разделяй и властвуй!»;1857г. – начало захвата Индии (Бенгалия) «Белые» колонии (населенные выходцами из Европы): Канада (с 1867г. доминион), Австралия, Новая Зеландия Франция 1804г. – Наполеон – император Франции; I империя (1804-14) 1805г. – начало...

А уже к середине ХIХ в. болгарское население играло решающую роль в мелкотоварном производстве. Общественно-политический кризис в болгарских землях достиг высшей точки, когда Турция потерпела поражение в войнах с Россией и Австрией во второй половине ХVIII в. В это же время турецкий султан Селим III начал проводить реформы тимариотского войска и янычарского корпуса, а также попытался изменить...

Практицизме, как и гимнастическое движение, противящееся международному сопоставлению достигнутых показателей, она начала воспринимать как однобокие. Новый ритм жизни нуждался в более игровых и более сложных движениях и впечатлениях. Современный общественный спорт как синтез движений в большей мере удовлетворял запросы людей в отношении физической культуры, чем расчлененный, изолированный...

Почему буржуазные отношения самозародились именно в Европе? Ведь и в

других странах были возможности для появления капитализма, например, в

Китае и особенно в Японии. И хотя на сегодняшний день наука пока не дала исчерпывающих ответов на эти вопросы, все-таки можно выделить некоторые особые черты западноевропейского варианта цивилизационного развития.

Во-первых, Западная Европа была прямой наследницей греко-римского мира, мира с необычно высоким для древности уровнем развития товарноденежных отношений, с правом на нерегламентированную собственность, с

ориентацией на активную созидательную личность.

Во-вторых, становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, который отвоевывал самоуправление и

самостоятельность от государственной власти формировалась прослойка людей

(третье сословие), располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии.

В-третьих, оформление активных, отстаивающих свои права сословий заставило государство пойти на сотрудничество с ними. Возможности давления на общество, на экономические процессы, естественно, оставались (и

использовались), но все-таки были ограничены.

И наконец, была важна и позиция церкви по отношению к экономическим вопросам и коммерции. Но уже с ХIII в. она смягчает свои доктрины по поводу тех занятий, которые традиционно считались «нечистыми». Осуждая ростовщичество, церковь не осуждала векселя, залоги, капиталовложения. Это вело к тому, что торговля в общественном сознании постепенно получила

«права гражданства», а после Ренессанса и Реформации (эпохи Возрождения)

Регионы общеевропейского взаимодействия.

Западная Европа – это первая цивилизация среди стран мира, в которой зародились, обрели силу, окрепли и, в конце концов, одержали победу новые буржуазные отношения, т.е. совершился формационный сдвиг от феодализма к

капитализму.

Впервые буржуазные отношения появились в крупных торговых городах

Италии (таких, как Флоренция, Генуя), еще в конце ХIV в., но затем там произошел социально-экономический регресс, т.е. движение назад, изменение к

В ХV-ХVI в.в. буржуазные отношения распространились во многих странах Западной Европы. Начиная с Голандии и Англии они перешли во

Флоренцию, а затем в Испанию, Португалию, Германию. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира, но “втягивание” в него происходило уже

в условиях разраставшейся европейзации мира и укрепления связей и

экономической зависимости друг от друга.

В экономическом плане в Европе четко выделяются 4 региона, каждый из которых оказывается в специфическом общественно-экономическом положении.в

рамках системы общеевропейского взаимодействия:

1) регион, в котором господствовал раннекапиталистический уклад,

наиболее полно выражавший суть собственно мануфактурной фазы общественного производства (Англия, Голландия);

2) регион, где эта фаза общественного производства воплощалась лишь в

укладе, оставшемся подчиненным в господствующей феодальной структуре производства (Франция, Швеция, ряд регионов Германии);

3) регион, в котором в ХVII в. отмечался социально-экономический регресс по сравнению с ХVI в. (Испания, Португалия, Сев. Италия, Юго-Западная

Германия);

4) регион, в котором укреплялись крепостнические отношения (Чехия,

Венгрия, Польша, Прибалтика, Россия).

Экономика Западной Европы ХVI-ХVIII в.в. носила преимущественно аграрный характер. Сельское хозяйство было той сферой материального производства, где традиции предыдущего периода (средневековья) были наиболее устойчивыми.

Господствовал ручной труд. И на фоне этого появляется и растет капитализм. Накапливаются социальные факторы буржуазного развития –

классовая и профессиональная расслоение в обществе, сближение торговой и

предпринимательской буржуазии, рост третьего сословия.

Для представителей поднимающегося класса буржуазии были характерны смелость, энергия, предприимчивость, напористость, умение идти на риск.

Недаром эпоха ХVI-ХVIII в.в. – это время великих авантюристов. Буржуазия эгоистична и расчетлива. Прибыль, нажива – главные стимулы ее деятельности.

Этот период обычно называют Новым временем. Понятия эти появились в эпоху Ренессанса, когда историю стали делить на древнюю (античность), среднюю (средневековье) и новую.

Европа и мир в XVII в. Капитализм и модернизация.

1. Во-первых, Западная Европа была прямой наследницей греко-римского мира, мира с необычно высоким для древности уровнем развития товарно-денежных отношений, с правом на нерегламентированную собственность, с ориентацией на активную созидательную личность.

2. Во-вторых, становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, который отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государственной власти формировалась прослойка людей (третье сословие), располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии.

3. В-третьих, оформление активных, отстаивающих свои права сословий заставило государство пойти на сотрудничество с ними. Возможности давления на общество, на экономические процессы, естественно, оставались (и использовались), но все-таки были ограничены.

На раннеиндустриальной стадии развития буржуазии происходит длительное постепенное становление новых общественных институтов и элементов буржуазной формации, идет накопление первоначального капитала, появляются мануфактуры (ручное производство) – первые признаки капитализма.

Центром развития буржуазных отношений были города. Там складывалась новая прослойка людей, состоящая в основном из купцов, ростовщиков и цеховых мастеров. Все они располагали капиталами, самый короткий путь к приобретению которых открывался через торгово-ростовщические операции. Эти капиталы не прятались в сундуках, а вкладывались в производство. Причем, в производство нового типа, более эффективное, дающее высокую прибыль. Развитие капитализма сопровождалось техническим прогрессом, разрушением традиционных корпоративных связей, складыванием единых рынков – национальных и общеевропейского.

В эту эпоху появился новый “герой времени”, предприимчивый, энергичный человек, способный выдержать конкуренцию, создать капитал в буквальном смысле из ничего.

Процесс модернизации, т.е. переход от феодализма к капитализму проходит различные фазы развития: раннеиндустриальную (ХIV-ХV в.в.), среднеиндустриальную (ХVI-ХVIII в.в.), позднеиндустриальную (ХIХ в.) и постиндустриальную (ХХ в.).

Модернизация - это сложный, довольно длительный процесс, который охватывает все области жизни общества. Она включает в себя:

1. индустриализацию -использование машин в производстве

2. урбанизацию - небывалый рост городов;

3. демократизацию политических структур - становления гражданского общества и правового государства. Власти воспринимают рационально, о ней судят по результатам более или менее удачных действий тех, кому общество вручило бразды правления.



4. просвещение - рост знаний о природе и обществе, а также освобождение духовной и социальной жизни от влияния церкви, развитие атеизма.

Все эти процессы, неразрывно связанные друг с другом, меняли облик человека, его систему ценностей и, прежде всего представления о своем месте и роли в жизни. В системе ценностей европейской цивилизации нового времени на первый план выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Модернизированный человек - это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей жизни.

Каким же образом утверждение капитализма соотносится с модернизацией? Капитализм еще ни разу не был построен в традиционном обществе. И это естественно: капитализм ориентирован на постоянные новации,противоречит самому духу традиционализма. Будущее той или иной страны зависело от того, насколько активно она вливалась в процесс модернизации, насколько быстрым темпом шло в ней становление капитализма. Капитализм и модернизация провели еще более четкую, чем прежде, разграничительную линию между Западом и Востоком. В эту эпоху окончательно определилось превосходство Запада над некогда могучим соперником.