Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ, удовлетворяющих различные человеческие потребности. Задания уровня в Деятельность человека направленная на создание экономических благ

Разделы: История и обществознание

Цель: обобщить и повторить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества".

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ученики. Мы изучили одну из важных и интересных тем, и сегодня пришло время ее повторить. Вы будете выполнять тест, который состоит из заданий двух уровней: уровень А - это задания, где нужно выбрать ответ, уровень В - это задание, где нужно дать краткий ответ.

Уровень А.

А 1. Что означает слово "экономика" в переводе с греческого:

  1. искусство ведения домашнего хозяйства;
  2. управление производством;
  3. управление сельским хозяйством;
  4. натуральный обмен.

А 2. Что такое банк?

  1. финансовое учреждение, которое объединяет денежные средства, принимает за определенную плату вклады и предоставляет кредиты;

А 3. Под налогом понимается:

  1. денежные средства, размещенные для хранения доходов;
  2. установленный обязательный платеж с полученных доходов;
  3. система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг;
  4. купля-продажа товаров и услуг.

А 4. Какой из данных примеров не относится к предпринимательской деятельности?

  1. закупка овощей для семьи;
  2. продажа бытовой техники;
  3. гарантированный ремонт телевизоров;
  4. доставка пиццы на дом.

А 5. Что такое рынок?

  1. место продажи товаров;
  2. место производства товаров;
  3. место хранения денежных средств;
  4. система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров.

А 6. Что такое семейный бюджет?

  1. доходы и расходы семьи за определенный период времени;
  2. все доходы семьи;
  3. все расходы семьи;
  4. сбережения.

А 7. С какого возраста дети имеют право заниматься предпринимательской деятельностью?

  1. с 12 лет;
  2. с 14 лет;
  3. с 15 лет;
  4. с 16 лет.

А 8. Прибыль - это:

  1. выручка за вычетом зарплаты;
  2. доходы за минусом расходов;
  3. выручка за вычетом налогов;
  4. выручка за минусом расходов на транспорт.

Уровень В.

Здесь нужно либо написать слово - ответ, либо установить соответствие.

В 1. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

В 2. Завершите фразу: "Продолжительность ежедневной работы не может превышать для работников от 16 до 18 лет -:".

В 3. Вставьте понятие, соответствующее определению: "Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности - это:".

В 4. Наименьшее количество жизненных средств, необходимых для поддержания здоровья и жизнедеятельности человека называется:

В 5. Напишите определение, соответствующее определению: "Трудоспособные граждане, которые не имеют работы заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней".

В 6. Закончите фразу: "Дефицит бюджета - когда расходы семьи в бюджете: доходы.

В 7. Вставьте понятие, соответствующее определению: "Любая деятельность по производству и обмену товаров и услуг, осуществляемая частными лицами или организациями с целью получения прибыли - это:".

Понимание закономерностей процесса производства основывается на характеристике таких категорий, как потребности и ресурсы.

Потребности можно определить как объективную необходимость обеспечения условий для жизнедеятельности людей. Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. В современной учебной экономической литературе чаще всего используется деление потребностей на первичные (в одежде, еде, питье и т.п.) и вторичные, связанные с духовной, интеллектуальной деятельностью человека (потребности в образовании, искусстве и т.п.). Деление этих потребностей в известной степени условно. Нас интересуют экономические потребности. Эта та часть человеческих нужд, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

Взаимодействие между производством и потребностями двоякое. Во-первых, производство прямо влияет на потребности, создавая конкретные блага для потребления, изменяя структуру потребностей и уклад жизни людей, способы потребления. Во-вторых, экономические потребности оказывают сильное обратное воздействие на производство, являясь внутренним побудительным мотивом производственной деятельности. При этом человеческие запросы часто обгоняют производство и двигают его вперёд.

Глубокая внутренняя взаимосвязь производства и потребностей отражена в законе возвышения потребностей . Этот закон выражает объективную (не зависящую от воли и сознания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих потребностей с развитием производства и культуры. Действие закона возвышения потребностей проявляется в том, что в ходе исторического развития потребности общества растут количественно и изменяются качественно: одни из них исчезают, другие (новые) появляются.

Для организации производства необходимо располагать ресурсами, среди которых выделяются: природные, т.е. естественные блага, используемые при производстве товаров и услуг (земля, её недра, сырье, леса и т.д.); капитальные , или производственные , - фабрики, заводы, машины, инструменты и деньги, расходуемые на их приобретение; человеческие – физические и умственные способности работников, используемые ими в процессе производства; предпринимательские – управленческие знания бизнесменов, необходимые для организации доходного производства.

Но ресурсы, перечисленные выше, - это потенциальная производственная мощь общества. В действительности в производство вовлекается только часть ресурсов.

Вовлечённая в процесс производства часть ресурсов называется факторами производства.

Факторы производства используются в процессе труда. Процесс труда – это целесообразная деятельность человека, направленная на производство материальных благ. Процесс труда составляет материальную основу общественного производства, но не тождественен ему: процесс производства включает в себя не только процесс труда , но и экономические отношения работников друг к другу в процессе трудовой деятельности.

Основными элементами процесса труда являются сам труд, предметы труда и средства труда. Предметы труда – всё то, на что направлена деятельность человека (сырьё, материалы, топливо, полезные ископаемые и т.д.); средства труда – вещь или комплекс вещей, с помощью которых создаются материальные блага (технологическое оборудование, инструменты, здания, сооружения). Средства труда являются важнейшим показателем уровня развития производства. Они подразделяются на естественные (земля, органические удобрения, домашние животные и т.д.) и технические (созданные человеком). В состав технических средств труда входят различные машины, механизмы, двигатели, передаточные устройства. В условиях машинного производства механические средства труда развились в систему машин с тремя основными частями: рабочей машиной, двигателем, передаточным устройством. НТР добавила четвёртый элемент – управляющее устройство, которое выполняет функцию умственного труда по управлению машинами. В последнее время всё большее применение находит информационная техника, которая в отличие от других машин перерабатывает не энергию, не вещество, а информацию. Средства труда и предметы труда вместе составляют средства производства . Но главный элемент в процессе труда – рабочая сила. Это совокупность духовных и физических способностей человека к труду. Почему рабочая сила – главный фактор производства? Потому что рабочая сила не только осуществляет процесс труда, но и производит средства производства. Потребление рабочей силы есть сам процесс труда.

Взаимодействие факторов производства можно представить в виде схемы.

Вещественные и личные факторы производства (средства производства, земля, люди с их умениями, производственным опытом и навыками) в экономической литературе принято называть производительными силами . Переход от одной ступени общества к другой не прерывает их развитие, а предполагает преобразование их на новой

качественной основе. Уровень развития производительных сил является важнейшим критерием и показателем общественного прогресса. Чтобы все факторы привести в движение, требуется найти правильное количественное соотношение между ними. Эту задачу решает прежде всего технология. Следует иметь ввиду, что факторы производства в каждый момент ограничены по отношению к потребностям.


Рис. 3

Количественный подход к экономике позволяет определить, насколько производство способно удовлетворить имеющиеся и перспективные потребности. Для этого подсчитываются производственные возможности (применительно к предприятию, народному хозяйству в целом).

Под производственными возможностями подразумевается наибольший объём выпуска продукции, который достигается при полном использовании факторов производства. Но обычно производственных возможностей не хватает для полного удовлетворения всех видов потребностей. В такой ситуации используется альтернативный выбор самих потребностей, подлежащих удовлетворению. На любом предприятии постоянно возникают такие ситуации, когда появляется необходимость расширять производство одного из выпускаемых товаров. Если предприятие располагает ограниченным набором ресурсов (финансы, сырье, энергия, оборудование, люди), тогда увеличение выпуска одного из товаров неизбежно приведет к сокращению производства другого товара. В связи с этим увеличение производства одного из товаров потребует переключить на это часть ресурсов, занятых на производстве другого. В этом заключается суть закона редкости: при полном использовании ограниченных ресурсов для производства одного товара нужно поступиться производством определенного количества другого товара.

Закон редкости действует на всех уровнях экономики - от домашнего хозяйства до государственного уровня. Наш пример рассматривает уровень цеха в составе крупной фирмы по производству сборного железобетона. Цех производит два вида железобетонных конструкций - колонны и балки.

В графике на рисунке 4 мы привели данные о возможностях выпуска колонн и балок в этом цехе при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

Могут быть две крайности – либо выпускать только колонны, либо выпускать только балки. Причем могут быть различные варианты их производства. Сочетание вариантов одновременного производства колонн и балок приведено на рисунке 4.

Любая точка (A,B,C,D,E,F) на кривой производственных возможностей цеха показывает возможные варианты одновременного выпуска колонн и балок. Например, точка D показывает, что если выпускать ежедневно 9 колонн, то оставшихся ресурсов хватит только на 3 балки. При этом, если мы захотим увеличить производство балок, нам необходимо будет поступиться производством какого-то количества колонн (например, 4 балки и 5 колонн).


Если ресурсы будут использоваться не на 100%, то мы будем находиться не на кривой производственных возможностей, а внутри ее, например в точке Q . Значит, мы ежедневно выпускаем 5 колонн и 3 балки, сберегая при этом часть ресурсов. В этом случае мы могли бы увеличивать производство колонн и балок одновременно. Границей такого увеличения все равно останется кривая производственных возможностей цеха.

Такое ограничение производственных возможностей распространяется и на масштабы всего государства. Так, для решения государственной проблемы, например «Жилье 2000», нужно иметь ввиду, что техника, люди и стройматериалы в стране ограничены и при этом придется поступиться строительством фабрик по выпуску продовольствия или дорог в сельской местности.

Что произойдет с кривой производственных возможностей, если руководители цеха добьются увеличения лимита ресурсов? Если им дадут дополнительно рабочих, денег, сырье? Очевидно, вовлекая новые ресурсы, кривую производственных возможностей можно отодвинуть вправо, и точка М станет досягаемой (12 колонн и 4 балки). Произойдет экономический рост. Но за счет чего? За счет вовлечения дополнительных ресурсов. Когда они есть, то это приемлемо. Такой путь экономического роста получил название экстенсивного .

Что произойдет с этой кривой, если инженеры разработают более экономичные технологии производства балок и колонн. Тогда окажется возможным производить из тех же ресурсов больше колонн и балок, точка М снова станет досягаемой. Кривая производственных возможностей, в первом случае, переместится вправо.

Такой путь экономического роста, когда ресурсы экономятся за счет новых технологий и других достижений научно-технического прогресса (НТП), получил название интенсивного .

Изучение закона редкости и анализ графика (рис. 4) дает нам возможность познакомиться с таким понятием экономики, как – альтернативная стоимость .

Альтернативная стоимость – это стоимость одного товара, выраженная в другом товаре. Альтернативную стоимость обязаны учитывать и граждане, и предприятия, и правительства. Принимая любую правительственную программу, нужно учитывать, за счет чего она будет выполнена.

При изучении закона редкости, необходимо обратить внимание на такое явление, как возрастание затрат .Каждая дополнительная балка становиться все более дорогостоящей с точки зрения альтернативной стоимости. На самом деле: первая выпущенная балка заставила нас пожертвовать одной колонной, вторая – двумя, а альтернативная стоимость пятой балки равнялась уже пяти колоннам. Таким образом, стоимость балок, выраженная через стоимость недоизготовленных колонн, имеет тенденцию к росту. Каждая дополнительно выпущенная балка становиться все более дорогой с точки зрения дополнительного отказа от производства колонн.

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1. Впишите понятие, соответствующее определению: «Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности».

Ответ: _________________

В2. Вставьте пропущенное слово: «Наука экономика относится к разряду …….. наук».

Ответ:_______________

В3. В приведенном ниже перечне отметьте типы экономических систем:

1) Продвинутая 2) Командная

3) Традиционная 4) Промышленная

5) Индустриальная 6) Рыночная

7) Технотронная 8) Смешанная

Ответ: _____________

В4. Завершите фразу: «Желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте называется …….. »

Ответ:______________

В5. Установите соответствие между понятиями, характеризующими экономику потребителя, приведенными в первом столбце и их определениями, приведенными во втором столбце.

В6. Найдите в приведенном ниже списке примеры, характеризующие капитал как фактор производства.

1) Здание завода 2) Квалифицированные работники

3) Станки 4) Информация

5) Инструменты 6) Управленческий персонал

Ответ:_________________

В7. Экономика есть совокупность сложных и простых действий, совершаемых людьми в сфере:

1) Производства 2) Распределения

3) Управления государством 4) Поддержания порядка в обществе

5) Потребления продуктов труда

Ответ:______________

В8. Закончите фразу: «Главной целью государства в отношении монополий является ……...»

Ответ:________________

В9. Установите соответствие между формами собственности, приведенными в первом столбце, и примерами, приведенными во втором.

В10. Вставьте понятие, соответствующее определению: «Совокупность граждан трудоспособного возраста (с 15 лет - до пенсионного возраста), не страдающих заболеваниями, исключающими участие в труде, называют ………. »

Ответ:____________________

Задания уровня С Дайте развернутый ответ.

С1. Определите, предприятие какой формы собственности иллюстрирует следующий пример, и назовите права его работников: Работники предприятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бумагами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения.

С2. Отметьте реальные, а не декларативные преимущества рыночной экономики:

· Постоянное стимулирование эффективности производства.

· Тождество личных и общественных интересов.

· Эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения)

· Функционирование и приспособление к изменениям.

· Обеспечение потребностей в порядке их важности (сначала предметы первой необходимости, а затем - роскоши).

· Индивидуальная экономическая свобода.

С3. «Конкуренция - жизнь торговли и смерть торговцев » (Э. Хаббард)

1) Как вы понимаете слова Э. Хаббарда?

2) Не является ли «смерть торговцев» проявлением антигуманности конкуренции?

3) Каковы функции конкуренции в условиях рыночной экономики?

4) Приведите два примера влияния рынка на производство.

С4. Два экономиста вели спор на тему: «Чему правильнее уделить большее внимание в такое сложное время, которое сейчас переживает Россия, - экономике или культуре?». Один уверял: «Конечно, экономике! В ней - корень проблем!» Второй возражал: «Правильно ли: это? Может быть, истина заключается как раз в обратной логике: если забросить культуру, образование, то любые первоначальные успехи в экономике со временем сойдут на нет, поскольку она не может в конце концов достичь больших результатов в бескультурном, духовно деградировавшем обществе».

· Какая проблема поднята в этом споре?

· Как вы думаете, кто прав в этом споре? Почему?

· Приведите две поговорки, пословицы, иллюстрирующие взаимосвязь экономики и образования, экономики и культуры.

· Приведите два примера современной действительности или из истории, подтверждающие, на ваш взгляд, правоту одного из спорящих.

С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

О РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА

Величайший прогресс в развитии производственной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда...

Для примера возьмем... производство булавок. Рабочий, не обученный этому производству (разделение труда сделало последнее особой профессией) и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нем (толчок к изобретению последних, вероятно, тоже был дан этим разделением труда), едва ли может, пожалуй, при всем своем старании сделать одну булавку в день и, во всяком случае, не сделает двадцати булавок. Но при той организации, которую имеет теперь это производство, оно подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая, в свою очередь, является специальным занятием.

Один рабочий тянет проволоку. другой выпрямляет, третий обрезает... Таким образом, сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций... Мне пришлось видеть... мануфактуру такого рода, где было занято только десять рабочих и где, следовательно, некоторые из них выполняли по две и по три различные операции... Эти десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день.

.. .Разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно ни было введено, вызывает соответствующее повышение производительности труда. По-видимому, отделение труда друг от друга различных профессий и занятий вызывалось этим преимуществом. Вместе с тем такое выделение обыкновенно идет дальше в странах, достигших более высокой ступени промышленного развития: то, что в диком состоянии общества составляет работу одного человека, в более развитом... выполняется несколькими.

.. .Каждый отдельный работник становится более опытным и сведущим в своей особой специальности; в целом производится больше работы, и значительное увеличение производства всякого рода предметов приводит в обществе, надлежащим образом управляемом, к тому всеобщему благосостоянию, которое распространяется и на самые низшие слои народа. А.Смит

1) Какие экономические проблемы рассматривает автор? Укажите две из них.

С6. Укажите три способа преодоления отчуждения работника от собственности, условий и результатов труда.

С7. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде сочинения-эссе на основе использования знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни и личного опыта.

1. «Бесплатных завтраков не бывает». (Бартон Крейн )

2. «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не можем обойтись» . (Д. Джером)

3. «Деньги не пахнут», (Веспассиан)

Ответы по теме Экономическая сфера жизни общества

УРОВЕНЬ А

№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ

УРОВЕНЬ В

№ задания Ответ
Экономика
Общественные
2 3 6 8
Спрос
1Г 2А 3Б 4В
1 3 5
1 2 5
Поддержка конкуренции
1Б 2А 3Б 4Б 5А 6А

УРОВЕНЬ С

С2. п. 1.: в результате действия закона «спроса и предложения» происходит постоянное стимулирование эффективности производства, т.е. стремление производителя в улучшении качества продукции и уменьшении затрат на него для получения большей прибыли; п. 2.: в результате возникает тождество личных и общественных интересов, т.е. в равном выигрыше находятся как производитель, так и потребитель продукции; п. 3.: следствием является эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения) функционирование и приспособление к изменениям; п. 5.: что и обеспечивает экономическую свободу производителя и потребителя. Ответ допускает иные обоснования, не противоречащие смыслу суждений.

С3. 1) В ходе конкуренции происходит вытеснение неэффективных производств. 2) Рынок выполняет «санирующую» функцию, вытесняя не просто неэффективные производства, но и те, которые не обеспечивают потребности потребителей. 3) Функции: ценовая - ведется посредством «сбивания» цен; неценовая - усовершенствование техники и организации: производства, снижение стоимости, повышение качества производства. 4) Варианты примеров должны соответствовать раскрытию сущности проблемы.

С4. Содержание правильного ответа: 1) В споре поднята проблема взаимосвязи двух сфер жизни общества - экономической и духовной. 2) В данном споре прав второй оппонент, так как «если забросить культуру»; произойдет общая деградация общества и не для кого будет производить продукцию. 3) Допускаются различные примеры раскрывающие сущность проблемы. 4) Например, паровоз отца и сына Черепановых в крепостной, необразованной России надолго был забыт. Допускаются различные примеры, раскрывающие сущность проблемы.

С5. Содержание верных ответов на задания к тексту. 1) Ответ может содержать проблемы: общество и разделение труда; производство и разделение труда; работник и разделение труда. 2) Ответ может содержать следующие позиции: рост производительности труда; увеличение объемов производства; рост благосостояния граждан; рост квалификации работников. 3) Могут быть приведены примеры: отделение профессий и специальностей друг от друга; повышение производительности труда; внедрение новой техники и технологий. 4) В ответе могут быть, например, следующие позиции: уровень квалификации работников; технический прогресс; разделение труда.

ЭКОНОМИКА 11 кл. тестовая работа

А1. Понятие «экономика» первоначально означало:

1) управление сельским поместьем

2) искусство ведения домашнего хозяйства

3) натуральный обмен

4) денежное обращение

A2. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика - наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, от­ношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров. Б. Экономика - это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.

1) верно только А

2) верно только В

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А3. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год, отражает следующий экономический по­казатель:

1) национальный доход

2) валовой национальный продукт

3) производительность труда

4) валовой оборот

А4. Поведение производителя в рыночной экономике в отличие от команд­но - административной характеризует:

1) экономное отношение к ресурсам

2) экономическая самостоятельность

3) соблюдение трудовой этики

4) стремление повышать квалификацию

А5. К основным функциям государства в рыночной экономике относится:

1) установление необходимых объемов производства

2) обеспечение защиты прав собственников

3) регулирование ценообразования

4) распределение ресурсов между производителями

А6. Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, - это:

1) разделение труда

2) конкуренция

3) рынок

4) специализация

А7. Верны ли следующие суждения о спросе и предложении?

А. Спрос находится в прямой зависимости от цены товара.

Б. Предложение находится в обратной зависимости от цены товара.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А8. На увеличение потребительских расходов влияет:

1) увеличение подоходного налога

2) снижение социальных выплат

3) увеличение потребительских доходов

4) снижение производительности труда

А9. Экономика, главным образом, призвана:

1) делать богатых еще богаче

2) обеспечивать доходы предпринимателям

3) удовлетворять общественные потребности

4) увеличивать количество собственников

А10. Если спрос выше предложения, то цена на товар:

1) не изменится

2) вырастет

3) упадет

4) будет колебаться

А11. Под рынком понимается:

1) место продажи товаров

2) место производства товаров

3) система экономических отношений по поводу купли-продажи това­ров

4) конкурентная борьба между производителями

А12. Экономическое развитие страны определяется:

1) ее бюджетом

2) ВВП

3) расходами на образование

4) количеством предприятий

А13. Экономика как наука изучает:

1) действие объективных законов истории

2) способы производства и распределения материальных благ

3) систему признаков, определяющую социальную структуру

4) принципы и нормы осуществления государственной власти

А14. Производители хотят продавать продукцию по высоким ценам, а по­требители покупать ее по низким ценам. В рыночной экономике этот конфликт решается с помощью:

1) правительства

2) объединения предпринимателей

3) финансовых органов

4) конкуренции

А15. Регулируя объемы производства, государство принимает планы, обя­зательные для производителя, при экономической системе:

1) рыночной

2) традиционной

3) командной

4) смешанной

А16. Верны ли следующие суждения о целях макроэкономического разви­тия в условиях рынка?

А. Целью макроэкономического развития является поддержание пол­ной занятости трудоспособного населения.

Б. Целью макроэкономического развития является изменение формы собственности отдельного предприятия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

В1. Впишите понятие, соответствующее определению:

«Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности».

Ответ:

В2. Вставьте пропущенное слово: «Наука экономика относится к разряду... наук».

Ответ:

ВЗ. В приведенном ниже перечне отметьте типы экономических систем:

1) Продвинутая

2) Командная

3) Традиционная

4) Промышленная

5) Индустриальная

6) Рыночная

7) Технотронная

8) Смешанная

Ответ:

В4. Завершите фразу: «Желание и возможность потребителя купить кон­кретный товар в конкретное время и в конкретном месте называется

Ответ:

В5. Экономика есть совокупность сложных и простых действий, совершае­мых людьми в сфере:

1)Производства

2)Распределения

3)Управления государством

4)Поддержания порядка в обществе

5)Потребления продуктов труда

С1. Отметьте реальные, а не декларативные преимущества рыночной эко­номики:

Постоянное стимулирование эффективности производства.

Тождество личных и общественных интересов.

Эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения)

функционирование и приспособление к изменениям.

Обеспечение потребностей в порядке их важности (сначала предметы

первой необходимости, а затем - роскоши).

Индивидуальная экономическая свобода.

С2. «Конкуренция - жизнь торговли и смерть торговцев». (Э. Хаббард)

1) Как вы понимаете слова Э. Хаббарда?

2) Не является ли «смерть торговцев» проявлением антигуманности конкуренции?

3) Каковы функции конкуренции в условиях рыночной экономики?

4) Приведите два примера влияния рынка на производство.

ОТВЕТЫ

1

Ответ

Экономика

Общественные

2.3,6,8

Спрос

1,2,5

С1.

п. 1.: в результате действия закона «спроса и предложения» происхо­дит постоянное стимулирование эффективности производства, т.е. стремление производителя в улучшении качества продукции и умень­шении затрат на него для получения большей прибыли;

п. 2.: в результате возникает тождество личных и общественных инте­ресов, т.е. в равном выигрыше находятся как производитель, так и по­требитель продукции;

п. 3.: следствием является эффективное (через индивидуальные, де­централизованные решения) функционирование и приспособление к изменениям;

п. 5.: что и обеспечивает экономическую свободу производителя и по­требителя. Ответ допускает иные обоснования, не противоречащие смыслу суждений.

С2.

1) В ходе конкуренции происходит вытеснение неэффективных произ­водств.

2) Рынок выполняет «санирующую» функцию, вытесняя не просто не­эффективные производства, но и те, которые не обеспечивают потреб­ности потребителей.

3) Функции:

ценовая - ведется посредством «сбивания» цен;

неценовая - усовершенствование техники и организации производст­ва, снижение стоимости, повышение качества производства.

4) Варианты примеров должны соответствовать раскрытию сущности проблемы.