Назначение финансовых резервов. Резервы банков и их формирование

Введение.

Финансовые резервы – особая форма финансовых ресурсов, обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случай возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей, обусловленных необходимостью ликвидации отрицательных последствий случайных, неожиданно возникших событий и обстоятельств. Предназначены для финансирования текущих и капитальных затрат либо вообще не предусмотрены финансовыми планами, либо предусмотрены в меньших объемах, либо не обеспечены финансовыми источниками из – за недопоступления запланированных доходов.

Формирование финансовых резервов объективно предусмотрено потребностями общественного воспроизводства, нуждающегося в бесперебойном финансировании даже при наступлении непредвиденных событий и различного рода случайностей. Оно происходит на стадии распределения финансовых ресурсов по фондам целевого назначения: фондовая форма функционирования финансовых резервов обусловлена необходимостью их целевого использования. Расходуются финансовые резервы только при наступлении событий, на случай возникновения которых они были предусмотрены, и только на цели, связанные с неблагоприятными последствиями наступивших событий. Если же случайных, непредвиденных событий не происходит, «сэкономленные» (оставшиеся неизрасходованными) финансовые резервы выступают источником накопления финансовых ресурсов, повышая устойчивость финансовой системы. Процессы функционирования финансовых резервов и финансовых ресурсов тесно взаимосвязаны: от величины финансовых ресурсов во многом зависит своевременность и полнота формирования финансовых резервов; использование финансовых резервов по их прямому назначению восстанавливает нормальное течение воспроизводственного процесса даже при наступлении неблагоприятных событий, приводя к бесперебойному формированию финансовых ресурсов.

Финансовые резервы: виды финансовых резервов.

Финансовые резервы подразделяются на: бюджетные, страховые, золотовалютные, резервные фонды хозяйствующих субъектов, специальные резервные фонды некоторых министерств и ведомств. Эта классификация финансовых резервов обуславливается группировкой финансовых отношений, их местом и ролью в процессе воспроизводства. В соответствии с ней бюджетные резервы способствуют ликвидации диспропорций и временных нарушений хода социально – экономических процессов; страховые резервы и резервные фонды хозяйствующих субъектов обеспечивают в нужных масштабах и пропорциях непрерывность процесса воспроизводства на микро- и макроуровне даже при возникновении неожиданных обстоятельств и разного рода случайностей; золотовалютные резервы гарантируют устойчивость национальной валюты; специальные резервные фонды министерств и ведомств и бюджетные резервы позволяют финансировать новые возникающие в течение финансового года потребностей, обусловленных научно - техническими достижениями и открытиями; благодаря специальным фондам министерств создаются возможности для резервирования части финансовых ресурсов в рамках отдельных министерств.

В зависимости от функционального назначения выделяют финансовые резервы для:

    осуществления непредвиденных расходов, потребность в которых возникает в ходе выполнения производственно – финансовых планов – частично используются бюджетные резервы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти в субъектах РФ, фонды непредвиденных расходов и др.) и резервные фонды хозяйствующих субъектов, а также специальные резервные фонды министерств;

    обеспечения стабильного исполнения бюджетов всех уровней – используются все виды бюджетных резервов, а в случае необходимости и золотовалютные резервы страны;

    обеспечения отраслевых расходов (связанных с новыми научно – техническими достижениями и открытиями, оказанием финансовой помощи предприятиям и т. п.) – используются отраслевые фонды министерств и ведомств, резервные фонды Президента и Правительства РФ, формируемые на федеральных и региональных уровнях;

    покрытия убытков и иного ущерба, вызванного стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями, несчастными случаями и др. обстоятельствами – используются разнообразные страховые фонды, страховые резервы, резервные (страховые) фонды хозяйствующих субъектов и (частично) бюджетные резервы.

Финансовые резервы подразделяются также на: стратегические, связанные с освоением новых месторождений полезных ископаемых, укреплением границ государства и т. п. (используются средства Резервного фонда Президента РФ и резервных органов исполнительной власти); оперативные, предназначенные для ликвидации сбоев в воспроизводственном процессе у хозяйствующих субъектов (за счет страховых фондов) или внутригодовых кассовых разрывов в бюджетах органов власти разных уровней (за счет оборотной кассовой наличности). Группировка финансовых резервов может осуществляться и в зависимости от уровня их формирования (централизованные и децентрализованные), методов образования (бюджетные, страховой, самострахование) и др. В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики; при этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве. В России значительная часть финансовых резервов формируются в распоряжении государственных и муниципальных органов управления. Сюда относятся: различные виды бюджетных резервов, создаваемых в федеральных и местных бюджетах; золотовалютные резервы России; резервные фонды в составе государственных внебюджетных фондов и др. Вместе с тем законы рыночной экономики, как показывает мировой опыт, диктуют необходимость увеличения объема и обеспечения большего разнообразия форм децентрализованных финансовых резервов, образуемых хозяйствующими субъектами.

В данной же работе хотелось бы рассмотреть классификацию финансовых резервов на: бюджетные, страховые, золотовалютные.

Резервные фонды бюджетов.

Резервные фонды бюджетов – обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер. Резервные фонды бюджетов призваны: обеспечивать бесперебойное финансирование предусмотренных по бюджету мероприятий даже в тех случаях когда бюджетные поступления оказываются ниже запланированной величины; способствовать сохранению баланса между доходами и расходами бюджета, непосредственно влияя на его устойчивость; выступать одним из источников возмещения ущерба, причиняемого государственной и муниципальной собственности стихийными силами природы; маневрировать денежными средствами в целях устранения внутригодовых кассовых разрывов; удовлетворять вновь появляющиеся неотложные нужды, устранять возникающие в ходе исполнения бюджета диспропорции.

Будучи разновидностью финансовых резервов, резервные фонды бюджета характеризуются специфическими чертами: они относятся к централизованным резервам общества и имеют широкую сферу применения; их отличает масштабность влияния на процесс воспроизводства, поскольку они способствуют устойчивости экономики страны в целом, поддержанию стабильного функционирования ее отраслей при наступлении чрезвычайных и непредвиденных событий; их образование всегда носит обязательный, законодательно оформленный характер; они универсальны по направлениям использования, т. к. призваны обеспечивать любую дополнительную потребность в средствах, возникающую в бюджете любого уровня в связи с наступлением непредвиденных и чрезвычайных событий.

Источник формирования резервных фондов бюджета – средства, аккумулированные в бюджетах всех уровней. Образование бюджетных резервов отражается в расходной части бюджета, в отдельных случаях показывается за балансом доходов и расходов бюджета. Однако включение бюджетных резервов в расходную часть бюджета не означает, что они являются обычным бюджетным расходом поскольку резервные бюджетные фонды представляют собой своеобразный запас бюджетных ресурсов, которые мобилизованы в бюджет, но зарезервированы на случай необходимости в дополнительном финансировании, связанном с возникновением в процессе исполнения бюджета незапланированных расходов. В отличии от обычных расходов бюджета, постепенно и непрерывно осуществляемых в течении бюджетного года, резервные фонды бюджетов используются только в период наступления определенного рода непредвиденных событий и обстоятельств. Если же в течении бюджетного года таких событий не возникает, то эти фонды остаются невостребованными и должны переходить на следующий год как элемент национального богатства.

В федеральном и региональном бюджетах создаются резервные фонды органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в местных бюджетах – резервные фонды органов местного самоуправления. Создание в расходной части бюджетов всех уровней резервных фондов законодательных органов и депутатов этих органов публичной власти запрещено законом, поскольку такое резервирование средств противоречит экономической природе резервных фондов. Поскольку резервные фонды бюджетов создаются на случай непредвиденных или чрезвычайных расходов, появляющихся в ходе исполнения бюджета, то их финансирование – прерогатива исполнительных, но отнюдь не законодательных органов власти. Круг вопросов, решаемых органами законодательной власти, заранее планируется, не носит случайного или стихийного характера, а потому должен финансироваться в законодательно установленном порядке через соответствующие показатели утвержденного бюджета.

Общая величина резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать (согласно ст. 81 Бюджетного кодекса РФ) 3% утвержденного объема бюджетных расходов; размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной власти субъектов РФ при утверждении региональных бюджетов на очередной финансовый год. Использование средств резервных фондов бюджетов происходит на основе решений тех органов государственной власти и органов местного самоуправления, в распоряжении которых они были созданы; средства направляются на финансирование непредвиденных затрат, в т. ч. на проведение аварийно – восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем году; расходование резервных фондов бюджетов осуществляется в тех же формах, которые используются согласно ст. 69 Бюджетного Кодекса РФ для предоставления бюджетных средств юридическим лицам и другим возможным бюджетополучателям. Форма расходования средств резервных фондов бюджетов определяется функционированным назначением выделяемых ресурсов.

Порядок расходования средств резервных фондов бюджетов устанавливается нормативно - правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Органы исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также органы местного самоуправления обязаны ежеквартально информировать соответствующие органы законодательной власти и местного самоуправления о расходовании средств резервных фондов бюджетов. Благодаря такой информации на всех уровнях бюджетной системы РФ осуществляется текущий контроль со стороны законодательной органов власти и местного самоуправления за целевым и рациональным использованием средств резервных фондов бюджетов.

Функционирование резервных фондов бюджетов в бюджетах всех уровней бюджетные системы, многофункциональность их назначения требует создания разнообразных видов резервных фондов бюджетов. Это объясняется различными по составу полномочиями, возложенными на каждый уровень власти, от которых зависит потребность в резервах и с чем связана дифференциация видов и целей использования. Кроме того, существование множества видов бюджетных резервов вызвано большим количеством непредвиденных событий и обстоятельств, обслуживание которых на них возложено. В России в состав резервных фондов бюджета входят: Резервный фонд Президента РФ, резервные фонды президентов республик в составе РФ, резервные фонды органов исполнительной власти. В качестве резерва может использоваться также превышение доходов над расходами, образовавшиеся в процессе исполнения бюджета.

Резервные фонды бюджета по функциональному назначению подразделяются на: стратегические, страховые, оперативные. Стратегические бюджетные резервы предназначены для финансирования расходов крупномасштабного характера, рассчитанного на перспективу: развития перспективных наукоемких производств, освоения вновь открытых месторождений полезных ископаемых, укрепления обороноспособности страны. На эти цели частично используются средства резервного фонда Президента РФ и резервного фонда Правительства РФ.

Страховые бюджетные резервы позволяют обеспечить бесперебойное развитие экономики и жизнедеятельности населения при возникновении крупномасштабных стихийных бедствий и катастроф, восполняют ущерб, нанесенный такими чрезвычайными обстоятельствами. К ним, прежде всего относятся Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, который выполняет функции централизованного страхового фонда. Аналогичные фонды могут создаваться в бюджетах субъектов РФ. На практике страховую функцию, как правило, выполняют бюджетные резервы исполнительных органов государственной власти.

Оперативные бюджетные резервы формируются с целью финансирования непредусмотренных мероприятий неотложного характера, ликвидации внутригодовых кассовых разрывов и т. п. Для решения этих задач в бюджетах создаются фонды непредвиденных расходов, оборотная кассовая наличность и др.

Механизм коммерческой организацииРеферат >> Финансы

Привлеченными инвесторами посредством самострахования, т. е. созданием финансовых резервов , диверсификации инвестиционного портфеля и коммерческого страхования... капиталов; · резервы как одна из форм финансовой гарантии платежеспособности хозяйствующего...

ВВЕДЕНИЕ

В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики. При этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве.

Характерной чертой социальной политики 90-х годов была ее экономическая несостоятельность. Многолетний экономический спад привел к «проеданию» накопленных за предшествующие десятилетия запасов социального капитала. Сейчас ситуация существенно изменилась. За всю историю Российского государства в его казне еще ни разу не были сосредоточены такие огромные финансовые резервы, как сейчас.

Рост финансовых резервов, связанный с высокими мировыми ценами на топливо, происходит на фоне сохраняющихся сложных экономических и социальных проблем страны. Поэтому в настоящее время очень актуальны вопросы управления финансовыми резервами государства.

Цель работы – изучить финансовые резервы страны, за счет чего они формируются и их роль в экономике государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Определить сущность и необходимость финансовых резервов.
  • Изучить виды финансовых резервов государства и источники их формирования.
  • Рассмотреть порядок создания финансовых резервов и их использования.

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования и использования финансовых резервов

1.2 Сущность и назначение финансовых резервов

Финансовые резервы -денежные средства, находящиеся в распоряжении предприятий, объединений, фирм для осуществления возникающих дополнительных затрат; устранения временных финансовых затруднений и обеспечения нормальных условий деятельности. От англ. contingency funds - особая форма финансовых ресурсов, обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случай возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей, обусловленных необходимостью ликвидации отрицательных последствий случайных, неожиданно возникших событий и обстоятельств. Предназначены для финансирования текущих и капитальных затрат либо вообще не предусмотренными утвержденными финансовыми планами, либо предусмотренными в меньших объемах, либо не обеспеченными финансовыми источниками из-за недопоступления запланированных доходов. Формирование финансовых резервов объективно предопределено потребностями общественного воспроизводства, нуждающегося в бесперебойном финансировании даже при наступлении непредвиденных событий и различного рода случайностей. Оно происходит на стадии распределения финансовых ресурсов по фондам целевого назначения. Расходуются финансовые резервы только при наступлении событий, на случай возникновения которых они были предусмотрены, и только на цели, связанные с неблагоприятными последствиями наступивших событий. Если же случайных, непредвиденных событий не происходит, «сэкономленные» (оставшиеся неизрасходованными) финансовые резервы выступают источником накопления финансовых ресурсов, повышая устойчивость финансовой системы. Процессы функционирования финансовых резервов и финансовых ресурсов тесно взаимосвязаны: от величины финансовых ресурсов во многом зависит своевременность и полнота формирования финансовых резервов; использование финансовых резервов по их прямому назначению восстанавливает нормальное течение воспроизводственного процесса даже при наступлении неблагоприятных событий, приводя к бесперебойному формированию финансовых ресурсов.

1.2 Виды финансовых резервов

Финансовые резервы подразделяются на:

1.бюджетные - фонды, образуемые в государственном бюджете для бесперебойного финансирования предусмотренных мероприятий и финансового обеспечения вновь возникающих расходов неотложного характера.

2.страховые - часть имущества страховщика

В отличие от обычной компании, у которой все имущество находится в ее полном распоряжении, имущество страховой компании делится на две части: средства страховых резервов и так называемые "собственные средства" страховщика.

Собственными средствами страховщик может распоряжаться по своему усмотрению, а возможности распоряжения средствами резервов строго регламентированы.

По существу, возможности страховщика по распоряжению средствами резервов состоят в следующем:

* страховщик выплачивает из этих средств страховое возмещение или обеспечение;

* по окончании действия договора страхования часть резервов, соответствующая этому договору, переходит в состав собственных средств страховщика и при этом переходе облагается налогом на прибыль;

* средства, которые не израсходованы на выплаты и не перешли в состав собственных средств вкладываются в различные объекты инвестиций с целью получения прибыли; говорят, что эта часть средств резервов "размещается".

Другими способами распоряжаться средствами резервов страховщик не может.

3.Золотовалютные - официальные централизованные запасы резервных ликвидных активов, которые используются для международных макроэкономических расчетов стран, погашения внешних долговых обязательств, регулирования рыночных валютных курсов национальных денежных единиц. Находятся во владении и распоряжении центральных банков и государства, правительства, финансовых органов, а также международных валютно-кредитных организаций.

4.резервные фонды хозяйствующих субъектов

5.специальные резервные фонды некоторых министерств и ведомств.

Эта классификация финансовых резервов обусловливается группировкой финансовых отношений, их местом и ролью в процессе воспроизводства. В соответствии с ней бюджетные резервы способствуют ликвидации диспропорций и временных нарушений хода социально- экономических процессов; страховые резервы и резервные фонды хозяйствующих субъектов обеспечивают в нужных масштабах и пропорциях непрерывность процесса воспроизводства на микро- и макроуровне даже при возникновении неожиданных обстоятельств и разного рода случайностей: золотовалютные резервы гарантируют устойчивость национальной валюты; специальные резервные фонды министерств и ведомств и бюджетные резервы позволяют финансировать новые возникающие в течение финансового года потребности, обусловленные научно-техническими достижениями и открытиями; благодаря специальным фондам министерств создаются возможности для резервирования части финансовых ресурсов в рамках отдельных министерств.

В зависимости от функционального назначения выделяют финансовые резервы для:

1) осуществления непредвиденных расходов, потребность в которых возникает в ходе выполнения производственно-финансовых планов - частично используются бюджетные резервы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти в субъектах РФ, фонды непредвиденных расходов и др.) и резервные фонды хозяйствующих субъектов, а также специальные резервные фонды министерств;

2) обеспечения стабильного исполнения бюджетов всех уровней - используются все виды бюджетных резервов, а в случае необходимости и золотовалютные резервы страны;

3) обеспечения отраслевых расходов (связанных с новыми научно-техническими достижениями и открытиями, оказанием финансовой помощи предприятиям и т.п.) - используются отраслевые фонды министерств и ведомственные резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ, формируемые на федеральных и региональных уровнях;

4) покрытия убытков и иного ущерба, вызванного стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями, несчастными случаями и другими обстоятельствами - используются разнообразные страховые фонды, страховые резервы, резервные (страховые) фонды хозяйствующих субъектов и (частично) бюджетные резервы.

Финансовые резервы подразделяют также на:

А) стратегические, связанные с освоением новых месторождений полезных ископаемых, укреплением границ государства и т.п. (используются средства Резервного фонда Президента РФ и резервных фондов органов исполнительной власти);

Б) оперативные, предназначенные для ликвидации сбоев в воспроизводственном процессе у хозяйствующих субъектов (за счет страховых фондов) или внутригодовых кассовых разрывов в бюджетах органов власти разных уровней (за счет оборотной кассовой наличности)

Группировка финансовых резервов может осуществляться и в зависимости от уровня их формирования:

1.централизованные,

2.децентрализованные;

А также методов образования:

1.бюджетный - который предусматривает создание в составе каждого бюджета резервов;

2.отраслевой - предусматривает создание за счет отчислений из прибыли предприятий финансовых резервов на уровне определенной отрасли..

3.хоз-расчетный - формирование финансовых резервов предприятий, организаций, учреждений;

4.страховой - образование фондов страховых организаций.

ГЛАВА 2. Финансовые резервы РФ

2.1 Резервный фонд

Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 января 2012 года сумма резервного фонда составляла 811,52 млрд руб.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объёме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объёма валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния России.

Резервный фонд формируется за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
  • доходов от управления средствами Резервного фонда.

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

1) путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации, следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

2.2 Фонд национального благосостояния России

Фонд национального благосостояния России сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. На 1 января 2012 года сумма фонда составляла 2794,43 млрд руб.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
  • доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

Зачем же мне резерв в семейном бюджете, возможно, спросят многие из вас? Ведь мои родители и я сам прекрасно обходились без него многие годы. Зачем же тогда держать деньги неиспользуемыми?

И здесь я с вами частично соглашусь, а частично – нет. Иногда в действительности особый и резерв не нужен, а иногда это крайне необходимый инструмент ведения семейного бюджета, без которого чуть ли не каждую неделю возможны ссоры по поводу денег и другие неприятные истории. Резерв иногда самое важное, что может быть в деньгах.

Давайте вместе попробуем проанализировать, когда нужен резерв и когда он нужен в большом количестве, а когда в минимальном или вообще не нужен.

Еще немного перед анализом хочу определиться, а что такое резерв? Резерв – это деньги на непредвиденные расходы. Если непредвиденные расходы можно предвидеть при ваших способностях к деньгам – это не совсем резерв, это просто накопление на ожидаемые расходы. Если вы копите на что-то, то это тоже не резерв – это накопление. Конечно, деньги с накопления можно иногда использовать для непредвиденных ситуаций, но тем не менее это разное.

Если вы инвестируете во что-то, это тоже не резерв. Недвижимость нужно долго продавать и не будете же вы продавать квартиру, если вам нужно тысячу долларов. Акции имеют свойство понижаться в цене тогда, когда самый неподходящий момент. Резерв – это именно деньги, а не акции или недвижимость. И конечно, резерв – это скорее деньги в банке, чем где-то в кошельке. Деньги в кошельке слишком легко тратятся.

Поэтому давайте сформулируем еще раз. Резерв – это деньги в банке, которые расходуются только в случае непредвиденных расходов.

Итого, сколько нужно денег иметь в резерве и от чего это зависит?

Первый критерий – это размер постоянных расходов по сравнению с доходами.

Что такое постоянные расходы? Это те расходы, которые практически невозможно уменьшить без какого-то чрезмерного перенапряжения и каких-то кардинальных перемен в семье, которых никто не хочет.

Например, кредиты. Эти расходы невозможно или очень сложно уменьшить, даже если вы решили сократить расходную часть семейного бюджета. Если вы не будете оплачивать кредит, то могут прийти судебные приставы и даже могут забрать квартиру, если речь идет об ипотечном кредите. Поэтому, если вы взяли кредит, то у вас появился постоянный расход, который, будем считать, невозможно уменьшить.

Какие еще примеры? Это расходы на продукты. Эти расходы так же часто очень сложно уменьшить. Для семей, где достаточно хороший доход, расходы на продукты составляют мизерную часть бюджета, поэтому им можно не учитывать данные расходы. Однако в тех семьях, где расходы на продукты велики по сравнению с доходом, то уже нужно обязательно думать о резерве.

Что еще может быть? Расходы на обучение в институте, которые сложно сократить, а если убрать, то придется бросать. Постоянные расходы на лечение, квартирную плату, многие расходы связанные с детьми, фиксированные налоги, капитальные затраты на поддержание дома в нормальном состоянии и т.д.

Теперь вы можете даже начинать понимать многие вещи. К примеру, почему у многих пенсионеров, живущих только на одну пенсию, очень часто бывает достаточные накопления (резерв). Ведь если случится что-то непредвиденное, к примеру сапоги зимние порвутся, а ходить в чём-то нужно, то где пенсионер сможет взять деньги на покупку новых? Ведь он не может сократить свои постоянные расходы на еду и, как правило, лечение, которые невозможно или сложно сократить. Получается у такого пенсионера просто нет другого выбора. Заём ему так же не поможет, так как он не сможет отдать долг в приемлемые сроки. Либо он учится создавать резерв на такие непредвиденные расходы, либо ему придется периодически испытывать сильнейший стресс.

Конечно, не подумайте, что необходимость создание резерва есть только у пенсионеров. Это вовсе не так. И у очень богатых семей может быть такая необходимость. Главное условие, как я говорил, что постоянные расходы велики по сравнению с доходами. Например, семья выплачивает ипотечный кредит, который взяла под покупку квартиры, в которой живет. Такой кредит может составлять значительную часть от ваших доходов. И тогда вопрос, если случится что-то непредвиденное, например что-то сломалось, порвалось и т.д., то где вы будете брать деньги? Ведь все свободные деньги у вас уходят на оплату кредита.

Поэтому обязательно нужно создавать резерв по расходам. А если у вас вдруг возник какой-то дополнительный доход (калым), то не торопитесь досрочно погасить кредит. Сначала создайте резерв, а только потом погасите кредит. (Речь идет, конечно, о крупных кредитах, если с калыма вы можете погасить весь кредит или значительную часть, то погасите).

Вот такой жизненный парадокс. У кого и так мало свободных денег и нет возможности легко сформировать резерв, нужно больше всего заботиться о резерве.

Надеюсь, я вас убедил. Подсчитайте свои постоянные расходы и сравните их со своими доходами. Если эти постоянные расходы составляют больше 30 %, то обязательно нужно создавать резерв. Если они составляют больше 50 %, то от того, научитесь вы управлять резервом или нет, во многом зависит ваше спокойствие и семейное счастье.

И сразу становится понятным, почему у некоторых семей потребность в резерве или вообще отсутствует или совершенно незначительна. Ведь у таких семей просто низкие постоянные расходы по сравнению с доходом. Возьмем, к примеру, семью, где оба супруга хорошо зарабатывают, у них нет каких-то значительных постоянных расходов (крупных кредитов и т.д.), а расходы на еду и т.д. составляют мизерную часть от доходов.

Как поступает такая семья, если происходит что-то непредвиденное? Она просто перераспределяет избыточные деньги из одной сферы в другую. А поскольку эти расходы не являются фиксированными, то это происходит совершенно безболезненно.

Например, на следующий месяц было запланирована покупка новой мебели. И в это время у жены рвутся те же сапоги. Поскольку покупка мебели не является фиксированным расходом, то есть её всегда при необходимости можно отложить на месяц или даже год, то её и откладывают на месяц, а сначала покупают сапоги.

Ну, а, в крайнем случае, такая семья пользуется стратегией: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей, у каждого займи по 3 рубля и будет 300 рублей». То есть, если и возникают какие-то расходы, на которые не хватает денег, то такие деньги временно занимаются и всё. Всё это происходит так же безболезненно.

То есть мы приходим к следующему выводу. Если ваши постоянные расходы невелики и составляют 10-25 % от доходов, то создание резерва может быть и не так уж обязательно, а даже если он и нужен, то в незначительных объемах. (Смотрите так же и другие пункты) Однако нужно научиться приспосабливаться к жизни, если обстоятельства меняются. Если доходы упали или повысились постоянные расходы, что часто бывает с возрастом, то нужно учиться создавать резерв и управлять им. А то со старыми привычками будет очень и очень сложно жить.

Однако, если вам даже и не нужен резерв, то накопления вам точно не помешают. Купите акций, еще квартиру или другую недвижимость. Спать вы будете намного спокойней.

Итого, если ваши доходы невелики по сравнению с вашими постоянными расходами, то одна из важнейших задач – это создать резерв и научиться им управлять. Эта задача в ближайшее время для вас даже важнее, чем задача по увеличению дохода в семье, кроме может быть случаев, когда такой доход можно увеличить быстро и без затрат. Если ваши доходы намного больше постоянных расходов, то формирование резерва не так важно. Однако часть свободных денег, конечно, лучше инвестировать, либо если это возможно, то уменьшить постоянные расходы, к примеру погасить кредит.

Второй критерий нужности и размера резерва – это «размах» ваших доходов.

Если у вас и вашей жены фиксированный оклад, то понятно, что особого «размаха» в доходах нет. Каждый месяц вы получаете одинаковый доход или почти одинаковый. В таком случае величину резерва можно уменьшить (с учетом других критериев, конечно).

Однако не так уж мало людей, у которых доходы скачут. В одном месяце много, в другом мало. Бывает, что такие скачки доходов очень значительны, то есть бывает, что один или несколько месяцев дохода вообще не бывает, а потом доход очень значительный.

Если ваши доходы прыгают очень сильно, то формирование резерва – это обязательный инструмент ведения вашего бюджета. Когда я говорю, что доходы очень значительно прыгают, то я имею ввиду общие доходы бюджета. Если к примеру доходы мужа непостоянны, а у жены постоянная заработная плата, которой хватает на текущие и постоянные расходы, то нельзя говорить, что доход сильно меняется. А вот если жена не работает, а у мужа доходы сильно варьируются, то создание резерва просто необходимо.

Самый простой способ примерного определения резерва в этом случае – это просто подумать, а сколько времени может не быть доходов вообще или быть меньше постоянных расходов. Допустим, это 2 месяца, тогда создайте резерв на 3 месяца (скорее всего вы неправильно подсчитаете необходимые расходы на жизнь плюс непредвиденные расходы)

Поскольку данный вариант достаточно редко встречается, то подробно его описывать не буду.

Итого, если размах доходов в вашей семье велик, то вам обязательно нужно создавать резерв. По возможности так же снижайте размах доходов. Более ровные доходы для семьи лучше, чем прыгающие то вверх, то вниз, даже если суммарно за год они немного ниже.

Третий критерий размера резерва – это риск падения ваших доходов.

Мы обычно не задумываемся над такими рисками. Риск увольнения с работы, либо падения показателей бизнеса кажется нам нереальным.

А ведь по сути – это не такое уж и редкое явление. Не так уж редко людей увольняют и еще чаще у бизнеса могут упасть доходы. Самое время, пока бизнес на подъеме и зарплата высокая, подумать об этом и создать резерв.

Конечно, риск риску рознь. Риск в новом бизнесе или на новой работе намного выше, чем в устоявшемся. Для работников по найму риск падения доходов увеличивается с возрастом. Риск увеличивается, если у вас редкая специальность, которая нужна только на одном предприятии в вашем городе. Риск увольнения в маленьком предприятии выше, чем в большом.

Для семьи риск снижается, если работают оба супруга, а не один. И впрочем не так важно, большой риск или нет. Большой риск, если у вас голова на плечах можно снизить в десятки раз и он окажется меньше, чем маленький без мер по его снижению.

Один из инструментов снижения риска – это денежный резерв на непредвиденные расходы. Если у вас есть такой резерв, то вы спокойно в случае необходимости можете искать работу, не соглашаясь на первую попавшуюся. Ваша семья может продолжать жить практически так же, как и жила.

Если же резерва нет, то может возникнуть необходимость пересмотра постоянных расходов, и я не хотел бы быть тогда на вашем месте. Возможно, тогда вам потребуется уходить с учебы, переезжать в меньшую квартиру и т.д. Всего этого можно избежать.

Итого, третий критерий величины резерва – это риск падения ваших доходов. Он минимален, если вы молоды, работаете в крупном городе, в крупной фирме, если у вас распространенная специальность. Этот риск выше, если вы работаете в мелкой фирме, если вы начинающий бизнесмен, если вы перешли черту в 50 лет, если у вас редкая специальность, высокая зарплата (люди с высокой зарплатой в среднем дольше ищут работу) и т.д. Возможно, конкретно к вам нужно считать еще какие-то критерии риска.

Один из инструментов снижения риска – это создание резерва. Создайте резерв ваших доходов от 15 дней до 12 месяцев, в зависимости от того, чем вы занимаетесь и риск финансовых катастроф для вашей семьи значительно снизится.

Итого, резерв для некоторых семей очень важен, а для некоторых семей созданию резерва можно не уделять особого внимания. Однако, даже если по вышеперечисленным критериям резерв для вас нужен небольшой, то он всё равно нужен. Все предсказать в жизни невозможно. Для тех же семей, где резерв, исходя из вышеперечисленных критериев, важен, его создание и контроль в краткосрочной перспективе важнее всех других факторов, то есть важнее снижения расходов и увеличения доходов. Если вы относитесь к таким семьям, то обязательно создавайте резерв, иначе огромные трудности не заставят себя ждать.

Желаю вам успехов на пути к созданию резервов.

С уважением, Рашид Кирранов.

Обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случай возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей, обусловленных необходимостью ликвидации отрицательных последствий случайных, неожиданно возникших событий и обстоятельств.

Финансовые резервы предназначены для финансирования текущих и капитальных затрат либо вообще не предусмотренных утвержденными , либо предусмотренными в меньших объемах, либо не обеспеченных финансовыми источниками из-за недопоступления запланированных доходов. Формирование финансовых резервов объективно предопределено потребностями общественного воспроизводства, нуждающегося в бесперебойном финансировании даже при наступлении непредвиденных событий и различного рода случайностей. Оно происходит на стадии распределения финансовых ресурсов по фондам целевого назначения: фондовая форма функционирования финансовых резервов обусловлена необходимостью их целевого использования.

Расходуются финансовые резервы только при наступлении событий, на случай возникновения которых они были предусмотрены, и только на цели, связанные с неблагоприятными последствиями наступивших событий. Если же случайных, непредвиденных событий не происходит, «сэкономленные» (оставшиеся неизрасходованными) финансовые резервы выступают источником накопления финансовых ресурсов, повышая устойчивость .

Процессы функционирования финансовых резервов и финансовых ресурсов тесно взаимосвязаны:

  • от величины финансовых ресурсов во многом зависит своевременность и полнота формирования финансовых резервов;
  • использование финансовых резервов по их прямому назначению восстанавливает нормальное течение воспроизводственного процесса даже при наступлении неблагоприятных событий, приводя к бесперебойному формированию финансовых ресурсов.

Финансовые резервы подразделяются на: бюджетные, страховые, золотовалютные, резервные фонды хозяйствующих субъектов, специальные резервные фонды некоторых министерств и ведомств. Эта классификация финансовых резервов обусловливается группировкой , их местом и ролью в процессе воспроизводства. В соответствии с ней:

  • бюджетные резервы способствуют ликвидации диспропорций и временных нарушений хода социально-экономических процессов;
  • и резервные фонды хозяйствующих субъектов обеспечивают в нужных масштабах и пропорциях непрерывность процесса воспроизводства на микро- и макроуровне даже при возникновении неожиданных обстоятельств и разного рода случайностей;
  • гарантируют устойчивость национальной валюты;
  • специальные резервные фонды министерств и ведомств и бюджетные резервы позволяют финансировать новые возникающие в течение финансового года потребности, обусловленные научно-техническими достижениями и открытиями;
  • благодаря специальным фондам министерств создаются возможности для резервирования части финансовых ресурсов в рамках отдельных министерств.

В зависимости от функционального назначения выделяют финансовые резервы для:

  1. осуществления непредвиденных расходов, потребность в которых возникает в ходе выполнения производственно-финансовых планов — частично используются бюджетные резервы и резервные фонды хозяйствующих субъектов, а также специальные резервные фонды министерств;
  2. обеспечения стабильного исполнения бюджетов всех уровней — используются все виды бюджетных резервов, а в случае необходимости и золотовалютные резервы страны;
  3. обеспечения отраслевых расходов (связанных с новыми научно-техническими достижениями и открытиями, оказанием финансовой помощи предприятиям и т.п.) — используются отраслевые фонды министерств и ведомств, резервные фонды Президента и Правительства;
  4. покрытия убытков и иного ущерба, вызванного стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями, несчастными случаями и другими обстоятельствами — используются разнообразные страховые фонды, страховые резервы, резервные (страховые) фонды хозяйствующих субъектов и (частично) бюджетные резервы.

Финансовые резервы подразделяют также на:

  • стратегические, связанные с освоением новых месторождений полезных ископаемых, укреплением границ государства и тому подобное (используются средства Резервного фонда Президента и резервных фондов органов исполнительной власти);
  • оперативные, предназначенные для ликвидации сбоев в воспроизводственном процессе у хозяйствующих субъектов (за счет страховых фондов) или внутригодовых кассовых разрывов в бюджетах органов власти разных уровней (за счет оборотной кассовой наличности).

Группировка финансовых резервов может осуществляться и в зависимости от уровня их формирования (централизованные и децентрализованные), методов образования (бюджетный, страховой, самострахование) и др.

В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики; при этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве. В отечественной практике значительная часть финансовых резервов формируется в распоряжении государственных и муниципальных органов управления. Вместе с тем законы рыночной экономики, как показывает мировой опыт, диктуют необходимость увеличения объема и обеспечения большего разнообразия форм децентрализованных финансовых резервов, образуемых хозяйствующими субъектами.