Какая собственность составляет экономическую основу местного самоуправления. Экономическая основа местного самоуправления

Местное самоуправление - это гарантируемая конституцией организация и деятельность граждан по решению вопросов местного значения.

Основы местного самоуправления - это совокупность экономических, социальных и правовых условий для деятельности местного самоуправления и реализации права граждан в сфере решения вопросов местного значения.

Экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований. Обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, они служат удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности, а также оказывают влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом.

Экономическую основу местного самоуправления составляют: имущество, находящееся в муниципальной собственности, средства местных бюджетов и имущественные права муниципальных образований.

Государство берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых и иных условий и предпосылок для развития местного самоуправления. Европейская хартия обозначает примерные Общие принципы, которые должны определять экономическую и финансово-налоговую политику демократического государства применительно к местным органам власти. Они устанавливают, что:

  • 1. Органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми средствами;
  • 2. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым полномочиям;
  • 3. Часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов;
  • 4. Финансовые системы органов самоуправления должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов;
  • 5. Защита более слабых органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалента мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов.

Органы государственной власти Российской Федерации и государственной власти ее субъектов обязаны содействовать развитию экономических основ местного самоуправления. Это заключается в том, что они:

  • 1. Регулируют законами порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную;
  • 2. Передают органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые им для осуществления отдельных государственных полномочий;
  • 3. Разрабатывают и устанавливают государственные минимальные социальные стандарты;
  • 4. Регулируют отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;
  • 5. Обеспечивают сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
  • 6. Обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления; муниципальное право местное самоуправление
  • 7. Компенсируют местному самоуправлению дополнительные расходы, возникающие в результате решений, принятых органами государственной власти;
  • 8. Участвуют в решении местных задач через целевые федеральные и региональные программы.

В собственности Муниципальных образований может находиться:

  • - Имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения;
  • - Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;
  • - Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и его должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Исходя из этого в собственности поселений могут находиться:

  • - Имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;
  • - Автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;
  • - Жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;
  • - Пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;
  • - Имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
  • - Объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;
  • - Библиотеки;
  • - Имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
  • - Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;
  • - Имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;
  • - Имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;
  • - Имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
  • - Имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
  • - Имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
  • - Земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;
  • - Обособленные водные объекты на территории поселения;
  • - Леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.

В собственности Муниципальных районов могут находиться:

  • - Имущество, предназначенное для электро - и газоснабжения поселений в границах муниципального района;
  • - Автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;
  • - Пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;
  • - Имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;
  • - Имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

Имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

  • - Имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
  • - Имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
  • - Имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
  • - Архивные фонды,;
  • - Имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;
  • - Межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы;
  • -Имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
  • - Земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;
  • - Обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и его должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, либо не относящееся к перечисленным выше видам имущества, оно подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения) либо отчуждению.

Порядок и сроки отчуждения устанавливаются федеральным законом.

Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом

Экономическую основу местного самоуправления составляют:

  • муниципальная собственность;
  • местные финансы;
  • имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления;
  • иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

В состав муниципальной собственности в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Конституция РФ закрепляет положение о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью; они вправе передавать объекты этой собственности в пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, совершать с имуществом иные сделки, устанавливать в договорах и соглашениях условия использования земель, определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности.

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе подчиненности.

Органы местного самоуправления:

  • определяют цели, условия и порядок их деятельности;
  • осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги;
  • утверждают их уставы;
  • назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций;
  • заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. При этом органы местного самоуправления вправе координировать их участие в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, в то же время они не могут устанавливать ограничения хозяйственной деятельности этих предприятий, учреждений и организаций.

Органам местного самоуправления предоставлено право:

  • выступать муниципальным заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, а также на выполнение других работ с использованием собственных материальных и финансовых средств;
  • осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Финансовую основу местного самоуправления составляет

бюджет муниципального образования (местный бюджет). В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в доходы местных бюджетов зачисляются:

  • местные налоги, сборы и штрафы;
  • отчисления от федеральных налогов;
  • отчисления от налогов субъектов РФ;
  • финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий;
  • поступления от приватизации имущества;
  • поступления от сдачи муниципального имущества в аренду;
  • поступления от местных займов и лотерей;
  • часть прибыли от муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
  • дотации, субвенции, трансфертные платежи, иные поступления;
  • другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.

Конкретный перечень налогов, сборов и других поступлений регулируется текущим законодательством: об основах налоговой системы, о недрах, об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов, о приватизации государственных и муниципальных предприятий и др.

Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления возлагает на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ обязанность обеспечивать муниципальным образованиям минимальные месячные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Такие расходы устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем законодательного закрепления на долговременной основе доходных источников.

Основополагающим для упрочения финансовой базы местного самоуправления является Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Он определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

Введение

В современных условиях перехода России на демократические, рыночные принципы организации общества и государства как никогда остро встает вопрос о выборе наиболее эффективных для нашей страны форм самоорганизации и самоуправления населения на местах. От правильности выбора этих форм во многом зависит ее настоящее и будущее, так как именно в недрах местного самоуправления, непосредственно опирающегося на инициативу и активность граждан в решении актуальных для конкретной территории социально-экономических, политических, демографических, экологических проблем, кроется потенциал, способный обеспечить устранение многих кризисных явлений в жизни российского общества, а также придать ему дополнительные стимулы для развития.

В свою очередь само местное самоуправление может стать по настоящему действенным инструментом разрешения местных проблем только в том случае, если оно имеет прочные экономические основы функционирования. Последние служат материальным обеспечением всех реализуемых на муниципальном уровне проектов, и потому несут на себе двоякую нагрузку, являясь одновременно и средством улучшения качества жизни населения муниципальных образований, и источником повышения эффективности самой муниципальной экономики.

К сожалению, на данный момент в России экономические основы местного самоуправления пока не получили должного развития, что нашло отражение в крайней ограниченности муниципальной налоговой базы, преимущественно затратном характере объектов муниципальной собственности, преобладании регулирующих доходных источников в структуре местных бюджетов и т.д. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40.

Объект работы - экономические основы местного самоуправления.

Предмет работы - муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления.

Цель работы - анализ экономических основ местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и структуру экономических основ местного самоуправления

2. Изучить нормативно-правовое регулирование муниципальной собственности

3. Исследовать объекты муниципальной собственности поселения.

Экономические основы местного самоуправления: понятие и структура

Финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований.

Органы местного самоуправления осуществляют деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) муниципальных образований, прежде всего в правовой форме; они могут принимать нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность в пределах соответствующих территорий.

Общие начала финансовой деятельности органов местного самоуправления регулируются на уровне Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные принципы организации и деятельности общества и государства и оказывающей существенное влияние на развитие российского законодательства. В целом правовое регулирование финансовой деятельности органов местного самоуправления осуществляется на уровне Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Анализ положений нормативных правовых актов органов местного самоуправления в финансовой сфере позволяет распределить их на две группы:

Общие, регулирующие основы организационно-финансовой деятельности органов муниципальной власти (уставы муниципальных образований, положения о структуре финансовых органов местного самоуправления);

Специальные, регулирующие правоотношения в бюджетно-налоговой сфере (положения о местных бюджетах; постановления, положения и решения, касающиеся вопросов местного налогообложения и т.п.).

В своей нормотворческой деятельности органы муниципальной власти обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и законодательством соответствующего субъекта Федерации, что в некоторой степени ограничивает их самостоятельность.

Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развития финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.

Европейская Хартия о местном самоуправлении устанавливает:

а) органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;

б) финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им конституцией или законом полномочиям;

в) по меньшей мере, часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;

г) финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов;

д) защита более слабых, в плане финансов, органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалента мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Эти положения Европейской Хартии о местном самоуправлении можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и финансово-налоговую политику демократического государства применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны.

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также иная соб­ственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Муниципальная собственность. В состав муниципальной собст­венности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные формы, имущество органов местного самоуправ­ления, а также муниципальные земли и другие природные ресур­сы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципаль­ные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения обра­зования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Права собственника в отношении иму­щества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы мест­ного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами и уставами, население непосредственно.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридиче­ским лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном поряд­ке, а также совершать с имуществом, находящимся в муници­пальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или пере­даваемых в пользование объектов. В интересах населения уста­навливаются условия использования земель, находящихся в гра­ницах муниципального образования.

Порядок и условия приватизации муниципальной собствен­ности определяются населением непосредственно или представи­тельными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации поступают в полном объеме в местный бюджет. Муниципальная собственность признается и защищает­ся государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

Органы местного самоуправления вправе в соответствии с за­коном создавать предприятия, учреждения и организации для осу­ществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их ре­организации и ликвидации. Они сами определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют ре­гулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных пред­приятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности. Отношения между органами местного самоуправле­ния и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на кон­трактной основе в соответствии с трудовым законодательством.



По-другому определяются отношения органов местного само­управления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с фи­зическими лицами строятся на основе договоров. Однако органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе коор­динировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. В то же время они не вправе уста­навливать ограничения хозяйственной деятельности предпри­ятий, за исключением случаев, предусмотренных законами.

Органы местного самоуправления вправе выступать заказчи­ком (муниципальный заказ) на выполнение работ по благоуст­ройству территории муниципального образования, коммунально­му обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей террито­рии, на выполнение других работ с использованием предусмот­ренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Органы местного самоуправления в интересах населения в ус­тановленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэко­номическую деятельность.



Местные бюджеты. Бюджетные и финансовые вопросы регу­лируются Федеральным законом «О финансовых основах мест­ного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 28 декабря 2004 г.).

Местные финансы включают средства местного бюджета, го­сударственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежа­щие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства. Формирование и использование местных финансов ос­новываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. Права собственника в отно­шении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправле­ния или непосредственно населением муниципального образова­ния в соответствии с уставом муниципального образования.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюд­жет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта РФ. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления са­мостоятельно в соответствии с уставом муниципального образо­вания. Органы государственной власти гарантируют право пред­ставительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюдже­тов, распоряжаться свободными остатками средств местных бюд­жетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов. Го­сударство также гарантирует компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследст­вие принятия федеральных законов и законов субъектов РФ, а также иных решений органов государственной власти.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также мо­жет включать финансовую помощь в различных формах (дота­ции, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муници­пальных образований), средства по взаимным расчетам. К собст­венным доходам относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на посто­янной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогопла­тельщиками в местные бюджеты.

К собственным доходам местных бюджетов также относятся доходы от приватизации и реализации муниципального имущест­ва, не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального обра­зования, проводимой в соответствии с государственной програм­мой приватизации, доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципаль­ных земель; платежи за пользование недрами и природными ре­сурсами, установленные в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации; не менее 50% налога на имущество пред­приятий (организаций); подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образо­вания юридического лица, и др.

К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образова­ниями на постоянной основе. Среди них часть подоходного на­лога с физических лиц, часть налога на прибыль организаций, часть налога на добавленную стоимость по товарам отечествен­ного производства, часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия и ряд других товаров.

Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами; в соответст­вии с законодательством принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в по­рядок его уплаты. Органы местного самоуправления вправе полу­чать в местный бюджет предусмотренные законами налоги с фи­лиалов и представительств, головные предприятия которых рас­положены вне территории данного муниципального образования. Население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств гра­ждан в соответствии с уставом муниципального образования. Со­бранные в соответствии с указанными решениями средства само­обложения используются исключительно по целевому назначе­нию. Органы местного самоуправления информируют население муниципального образования об использовании средств самооб­ложения.

Самостоятельность не препятствует контролю за органами ме­стного самоуправления со стороны органов власти субъекта РФ.

Так, при решении вопроса об оказании финансовой помощи му­ниципальным образованиям органы государственной власти субъекта РФ вправе осуществлять проверку обоснованности пре­доставления финансовой помощи, а после принятия положи­тельного решения проверять достаточность мер по увеличению доходов местных бюджетов, соблюдению законодательства по расходованию средств местных бюджетов, включая их целевое использование. Органы государственной власти РФ и органы го­сударственной власти субъектов РФ вправе осуществлять кон­троль за расходованием средств, выделенных ими муниципаль­ным образованиям на выполнение федеральных целевых и ре­гиональных программ, а также в форме субвенций.

Представительные органы местного самоуправления само­стоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федераль­ными законами и законами субъекта РФ. Составление проектов бюджетов, их утверждение и исполнение осуществляются в соот­ветствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и бюджетной классификацией субъекта РФ. Контроль за исполне­нием местных бюджетов осуществляется представительными ор­ганами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления выполняют функции по ор­ганизации местных финансов во взаимодействии с финансово-кредитными организациями, действующими как на территории соответствующего муниципального образования, так и за ее пре­делами. Они содействуют развитию рынка местных финансов, местных финансово-кредитных организаций.

Представительный орган местного самоуправления вправе за счет средств местного бюджета создавать муниципальную нало­говую службу для сбора местных налогов. Но эта служба обязана предоставлять Федеральной налоговой службе всю необходимую информацию. Органы местного самоуправления взаимодейству­ют с территориальными органами Федерального казначейства на основе соблюдения государственных интересов и взаимного пре­доставления информации. Они также вправе заключать соглаше­ния с территориальными органами Федерального казначейства об обслуживании исполнения местных бюджетов. В то же время представительный орган местного самоуправления вправе созда­вать муниципальное казначейство за счет средств местного бюд­жета. Муниципальное образование вправе делать займы путем выпуска облигаций, обеспечиваемых муниципальным имущест­вом и средствами местного бюджета.

В соответствии со ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся

в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов,а также имущественные права муниципальных образований.

В широком смысле такую основу составляет местная экономика в целом, включая деятельность хозяйствующих субъектов, не находящихся в муниципальной собственности. Местное самоуправление опирается также на экономическую поддержку государства.

Экономическая основа местного самоуправления -- совокупность материальных ресурсов, необходимых для выполнения задач и функций

местного самоуправления, реализации полномочий по решению вопросов местного значения и передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Муниципальные образования являются участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством. От имени муниципальных образований своими действиями органы местного самоуправления могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в рамках их компетенции. Соответственно муниципальные образования могут не просто иметь имущество на праве собственности, но и распоряжаться этим имуществом.

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Под другими муниципальными образованиями следует понимать городские округа, муниципальные районы и внутригородские территории городов федерального значения, а также закрытые административно-территориальные образования, наукограды и приграничные территории.

Само муниципальное образование использует лишь небольшую часть муниципального имущества для обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Большая часть муниципального имущества передается иным лицам на условиях хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, передачи в залог и т. п. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. В соответствии с Конституцией РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Финансово-экономическая самостоятельность и уровень реального осуществления местного самоуправления зависят от состояния и развития экономики общества. Вместе с тем укрепление и развитие местного самоуправления в свою очередь оказывает влияние на укрепление и способствует развитию экономического развития страны.

Европейская хартия местного самоуправления приводит следующие принципы финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления:

1) органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, получать достаточные собственные финансовые средства, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;

2) финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им по конституции или закону полномочиям;

3) по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;

4) финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это реально возможно, за изменением расходов, связанных с осуществлением местными органами своих полномочий;

5) защита более слабых в финансовом плате органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов, и лежащего на них бремени расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции;

6) порядок предоставления перераспределяемых средств необходимо должным образом согласовывать с органами местного самоуправления;

7) предоставляемые местным органам самоуправления субсидии по возможности не должны предназначаться на финансирование конкретных проектов. Предоставление субсидий не должно идти в ущерб основной свободе выбора политики органов местного самоуправления в области их собственной компетенции;

8) для займа средств на капиталовложения местные органы самоуправления должны с учетом законодательства иметь доступ к национальному рынку ссудного капитала.

Конституционное закрепление основ местного самоуправления обязывает органы государственной власти Федерации и её субъектов содействовать развитию финансово-экономических основ местного самоуправления. В этих целях в соответствии с Законом об общих принципах местного самоуправления они:

1. Законодательно регулируют порядок передачи объектов государственной собственности муниципальным образованиям;

2. Передают органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми они наделяются законом;

3. Разрабатывают и устанавливают государственные минимальные социальные стандарты;

4. Регулируют отношения государственных бюджетов с бюджетом муниципального образования;

5. На основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности способствуют сбалансированности минимальных местных бюджетов;

6. Компенсируют дополнительные расходы органов местного самоуправления, связанных с осуществлением переданных государственных полномочий;

7. Через целевые федеральные и региональные программы участвуют в решении местных задач;

8. Обеспечивают финансово-экономические гарантии местного самоуправления;

Гарантированность экономической самостоятельности местного самоуправления со стороны государства выражается в следующих положениях:

1) Закрепление доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, с целью обеспечения минимального размера бюджета муниципального образования.

2) Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

3) Самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью и обеспечение её государственной защитой наравне с другими формами собственности.

4) Органы местного самоуправления вправе:

Создавать юридические лица для осуществления в интересах населения муниципального образования своей хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации;

Выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения и др.