Дискреционная фискальная политика. Мультипликаторы расходов, трансфертов, налогов

Государственные расходы ‒ это расходы государства на выполнение им своих функций, а также на приобретение товаров и услуг для собственного потребления или регулирования спроса на рынках благ.

Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость наряду с потребительскими расходами домохозяйств и инвестициями фирм.

Государственные расходы обладают мультиплицирующим эффектом, который определяется через показатель я мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов ‒ это отношение приращения валового внутреннего (или национального) продукта за счет приращения государственных расходов:

где m g ‒ мультипликатор государственных расходов;

ΔY ‒ абсолютный прирост валового национального продукта;

ΔG ‒ абсолютный прирост государственных расходов;

MPC ‒ предельная склонность к потреблению.

Действие мультипликатора государственных расходов отображается на графике кейнсианского креста (рис. 15.3). Если государственные расходы увеличиваются на ΔG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из положения А в положение В, а равновесный объем производства возрастает от Y 1 до Y 2 на величину ΔY.

Рис. 15.3. Влияние государственных расходов на национальный доход

Если государство увеличивает свои расходы и при этом не изменяет величину налоговых поступлений, то возникает прирост ВВП (ВНВ) в несколько раз, так как государственные расходы порождают новые витки потребительских расходов, которые в свою очередь приведут к множительному росту инвестиций.

Также данный мультипликатор определяется как обратная величина предельной склонности к сбережению, а именно вследствие возросшего потребления со стороны домохозяйств.

Доходы и расходы государства имеют постоянную тенденцию к изменениям и корректировкам, и, следовательно, находятся под непосредственным регулированием и контролем со стороны государства. Первостепенные факторы влияния на данный процесс ‒ это рост цен, изменение курса валюты и ссудного процента.

При этом механизм государственного влияния на циклические колебания экономики позволяет: в период спада ‒ увеличивать государственные расходы и тем самым увеличивать выпуск продукции, а в период бума ‒ сокращать расходы, защищая экономику от «перегрева».

Фискальная политика государства отражает не только влияние на национальную экономику (национальное производство) изменения величины государственных расходов, но также и эффективность системы формирования доходной части бюджета в первую очередь через механизм налогообложения.

Рост ВВП в закрытой экономике зависит не только от потребительских и государственных расходов, инвестиций, а также и от налоговых поступлений в государственный бюджет.

Увеличение налоговых поступлений в рыночной экономике приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост налогов. Данное явление характеризуется действием налогового мультипликатора:

где m T ‒ налоговый мультипликатор; ΔТ ‒ изменение налоговых поступлений.

Действие налогового мультипликатора отражено на рис. 15.4.

Рис. 15.4. Влияние снижения налогов на национальный доход

Влияние государства на циклические колебания национальной экономики также проявляются в увеличении или уменьшении налоговой нагрузки на домохозяйства и бизнес. Снижение налогов для физических лиц ведет к росту личного располагаемого дохода и, следовательно, к увеличении потребления, что в свою очередь увеличит совокупный спрос и соответственно предложение. Снижение налогов для предприятий также является стимулирующей мерой, так как большая часть прибыли остается в распоряжении компаний, и возможность увеличивать инвестиции растет (растет спрос на инвестиционные товары).

Анализируя формулы мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора можно сделать вывод, что первый всегда будет больше второго на единицу. Следовательно и мультипликационный эффект от увеличения государственных расходов будет всегда больше, чем от снижения налогов. Это действие необходимо учитывать при выборе инструментов фискальной политики.

Если государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета , который всегда равен или меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ΔT = ΔG.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте функции бюджетной системы общества.

2. Назовите основные группы и подгруппы доходов бюджетов РФ.

3. Назовите разделы и подразделы классификации расходов бюджетов в России.

4. Поясните структуру доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008 и 2011 годах.

5. Что такое налог, и какие виды налогов по действующему законодательству РФ относятся к федеральным налогам?

6. Какие виды налогов по действующему законодательству РФ относятся к региональным и местным налогам?

7. Какую зависимость отражается на кривой Лаффера?

8. Проведите межстрановое сравнение налоговых ставок.

9. Что такое бюджетный дефицит? Назовите его основные виды.

10. Охарактеризуйте механизм финансирования бюджетного дефицита. Назовите внутренние и внешние источники его финансирования.

11. Назовите и поясните проблемы, встающие перед государством, связанные с денежным и долговым финансированием бюджетного дефицита.

12. Дайте определение фискальной (бюджетно-налоговой) политики. Назовите ее основные виды.

13. Что является основными целями и задачами фискальной политики?

14. Поясните влияние государственных расходов на национальный доход.

15. Поясните механизм действия налогового мультипликатора.

16. Что показывает мультипликатор сбалансированного бюджета?

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). В России используется ч е т ы р е группы доходов:

налоговые;

неналоговые;

безвозмездные поступления;

доходы целевых внебюджетных фондов.

Налоговые доходы подробно рассмотрены в первых параграфах этой главы.

Группа неналоговых доходов включает в себя ряд подгрупп. К этим подгруппам относятся, например, доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи земли и нематериальных активов, доходы от внешнеэкономической деятельности и т.д.

К безвозмездным поступлениям относят перечисления от нерезидентов, бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, государственных организаций и др.

Целевые внебюджетные фонды делятся на социальные и экономические. К социальным фондам относится Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Экономическими фондами являются Фонд развития таможенной системы РФ, дорожные фонды и т.д.

В свою очередь, подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Например, подгруппа «налог на прибыль (доход), прирост капитала» делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья «подоходный налог с физических лиц» делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.

Расходы государственного бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Классификация расходов государственного бюджета - это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов. К разделам относятся общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды, образование, культура, кинематография и средства массовой информации, здравоохранение и спорт, социальная политика, межбюджетные трансферты и т.д.

Бюджетные ассигнования расходов федерального бюджета, утвержденные Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год», были равны 4445 млрд руб. Исполнено было 4281 млрд руб. Таким образом, реальное исполнение составило 96,31\% плана. Исполнение по основным разделам и подразделам было следующим:

общегосударственные вопросы - 530 млрд руб., т.е. 12,38\% исполненного бюджета;

функционирование Президента РФ - 6,9 млрд руб., т.е. 0,16\%;

национальная оборона - 682 млрд руб., т.е. 15,93\%;

национальная безопасность и правоохранительная деятельность - 550 млрд руб., т.е. 12,85\%;

национальная экономика - 345 млрд руб., т.е. 8,06\%;

жилищно-коммунальное хозяйство - 53 млрд руб., т.е. 1,24\%;

образование - 212 млрд руб., т.е. 4,95\%;

Пенсионное обеспечение - 141 млрд руб., т.е. 3,29\%, и т.д. Согласно перспективному финансовому плану, утвержденному

Правительством РФ, доходы федерального бюджета в 2008 г. составят 7112 млрд руб., в 2009 г. - 7797 млрд руб. Общие расходы в 2008 г. составят 6093 млрд руб., в 2009 г. - 6716 млрд руб.

Объем стабилизационного фонда на начало 2008 г. - 4194 млрд руб., на начало 2009 г. - 5463 млрд руб.

  • 13.Взаимосвязь модели ad-as и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов.
  • 16.Взаимодействие реального и денежного секторов экономики.Совместное равновесие двух рынков is-lm.
  • 17.Модель is-lm и построение кривой совокупного спроса.Взаимосвязь моделей is-lm и ad-as.
  • 19.Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.
  • 22.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.
  • 25.Понятие и цели денежно-кредитной политики
  • 26. Создание банковской системой «новых» денег. Банковский мультипликатор. Денежная база и денежный мультипликатор
  • 27.Инструменты денежно-кредитной политики.
  • 28. Передаточный механизм дкп. Жёсткая, мягкая и эластичная дкп. Политика «дешёвых» и «дорогих» денег
  • 31. Совокупн. Предложение в кратк. И долг. Периодах.
  • 32.Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.
  • 33.Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Денежное правило.
  • 34.Теория рац ожид-й. Кривая Филлипса в теории рац. Ожиданий.
  • 35. Эк. П-ка стимул-ия сов. Предл-ия as и кривая Лаффера.
  • 36.Стаб. Пол-ка:понятие,цели,инстр-ты.
  • 37.Пол-ка занятости, ее напр-я и методы.Пол-ка занятости в рб.
  • 38.Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
  • 39 Основные взаимосвязи в открытой экономике
  • 40.Применения модели «совокупные доходы – совокупные расходы» для анализа открытой экономики: мультипликатор малой открытой экономики.
  • 41.Модель Манделла-Флеминга (модель is-lm-bp)
  • 42.Макроэкономическая политика в малой открытой экономике. Факторы, осложняющие проведение эффективной экономической политики.
  • 43,44,45. Макроэкономическая политика при фиксированном и плавающем валютном курсе
  • 46.Деловые циклы и экономический рост.
  • 47.Показатели и факторы экономического роста.
  • 48.Неокейнсианские теории экономического роста. (Модели е.Домара, р.Харрода).
  • 49,50,51,52. Модель р.Солоу и «Золотое правило» э.Фелпса.
  • 53 Политика экономического роста, ее направления и методы. Политика экономического роста в Республике Беларусь.
  • 54.Социальная политика государства: содержание, направления, принципы, уровни.
  • 56.Проблемы неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
  • 57. Методологические основы неоклассической школы
  • 58. Классический подход,закон Сэя
  • 59. Альтернативные теории потребления
  • 60. Внешний гос.Долг рб
  • 19.Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.

    Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объёма государственных расходов.

    Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения государственных расходов на единицу:m G =1/(1-MPC) МРС – пред.скл.к потребл.

    Налоговый мультипликатор - равен соотношению изменения равновесного выпуска(дохода) в результате изменения налоговых поступлений в бюджет.

    Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид:m t = -МРС/(1-МРС)

    Изменение налогов оказывает меньшее влияние ва величину совокупных расходов, а следовательно, и на объем национального дохода, поскольку рост налогов частично компенсируется сокращением совокупных расходов, а частично - уменьшением сбережений, в то время как изменения государственных закупок влия­ют только на совокупные расходы. Поэтому мульти­пликатор налогов меньше мультипликатора государ­ственных расходов.

    Мультипликатор сбалансированного бюджета - равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов; числен­ный коэффициент, равный единице.

    Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов, но имеет противоположный знак. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.

    22.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.

    Дефицит бюджета – это превышение расходов гос-ва над доходами. Причины бюдж. деф-та: 1. Наличие крупных программ развития эк-ки 2. Наличие спада в эк-ке 3. Войны, стихийные бедствия, милитаризация эк-ки 4. Резкое увеличение гос. расходов в связи с инфляцией 5. Расширение трансф. платежей, введение налоговых льгот в предвыборные годы. Виды бюдж. деф-та: 1) Структурный. Образ-ся, если прав-во сознательно закладывает превышение расходов над доходами. 2) Реальный. Тот, кот. складывается на самом деле. 3) Циклический. Это разница м/у реальным и структурным. Способы покрытия бюдж. деф-та: 1 – Повышение налоговых ставок или введение спец. налогов. 2 – Долговое финансирование (внутр. и внешн.). Внутр. долг. фин-ие – это выпуск и продажа гос. ценных бумаг на внутр. рынке своим субъектам хоз-ия и потребителям. Внешнее – это продажа гос. ценных бумаг иностр. гос-вам, их правительствам, субъектам хоз-ия и потребителям. 3 – Ден. финансирование (монетизация бюдж. дефицита). Возможны 2 варианта: Прямая эмиссия денег, Предоставление центр. банком заёмных ср-в правительству. 4 – Внешние займы. (у иностр. правительств и междунар. организаций) 5 – Сеньораж. Это доходы эмиссионного института, кот получены за счёт монопольного права на проведение ДКП, в том числе ден. эмиссии. Гос. расходы, кот финанс-ся за счёт эмиссии денег, осущ-ся за счёт присвоения рес-в частного сектора, покупат. способность кот. снижается в усл-ях инфляции, т. е речь идёт об инфляц. налоге. Способы регулир-ия бюдж.деф-та: 1ая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Возникают проблемы с реализацией ФП. 2ая концепция:бюджет должен баланс-ся в ходе эк. цикла, т. е. в период спадов прав-во сознательно идёт на бюдж. деф-т, а в периоды подъёмов образ-ся профицит. 3ая «Концепция функциональных финансов»: гл. цель – обеспечение равновесия, а на бюдж. деф-т можно не обращать внимания. Фин. положение страны считается нормальным, если бюдж. деф-т не превышает 2-3% ВВП или 8-10% расходной части бюджета.

    23. Гос.долг и регулирование гос.долга Гос.долг – сумма задолженностей страны своим или иностранным юр. и физ.лицам, правительствам др.стран и междунар.орг-циям. Он включает в себя сумму накопленных бюджетных дефицитов, за вычетом бюджетных профицитов и суммы фин.обязательств кредиторам. Виды гос.долга: 1)внутренний (сумма задолженностей гос-ва своим физ. и юр.лицам); 2)внешний (сумма зад-стей иностр. физ. и юр.лицам, иностр. правительствам и меджунар. орг-циям). Последствия внутр.гос.долга: 1 - его рост опасен для эк-ки с низким уровнем доходов и сбережений, т.к. очень резко падают доходы нас-я и уровни жизни и осущ-ся эф-кт вытеснения Последствия внешнего гос.долга: 1 – снижение уровня жизни в стране; 2 – кредитор может потребовать от заемщика выполнения определенных обязательств. Фин.положение страны считается нормальным, если гос.долг не превышает 50% ВВП. Меры по упр-ю гос.долгом: 1)конверсия – изм-е доходности займов в сторону или ↓; 2) консолидация – изм-е сроков погашения обычно сторону роста; 3) обмен облигации по регрессивному соотношению, это зн. несколько ранее выпущенных облигаций обмениваются на одну новую; 4) отсрочка погашения займа, исп-ся прав-вом когда выпуск новых займов не приносит эф-кта из-за больших % по гос.долгу; 5) аннулирование гос.долга – полный отказ от обязательств.

    24. Использование модели IS LM для анализа фискальной политики. Эффективность фискальной политики Стабилизационная экономическая политика использует в качестве инструментов макроэкономического регулирования фискальную и денежно-кредитную политику. Рассмотрим дей­ствие фискальной политики в модели IS -LM .

    У с У У 2 У

    Предположим, что первоначально общее равновесие на рын­ках товаров и денег достигалось в точке Е при процентной став­ке г Е и доходе Y E (рис. 6.10).

    модель IS -LM показывает, что рост госу­дарственных расходов вызывает как увеличение дохода с Y E до У1, так и рост процентной ставки с г Е до Т\, При этом доход уве­личивается в меньшей степени, чем ожидалось, так как рост процентной ставки уменьшает мультипликационный эффект государственных расходов: их прирост (как и увеличение дру­гих автономных расходов, снижение налогов) частично вытес­няет планируемые частные инвестиции и потребительские рас­ходы, т.е. наблюдается эффект вытеснения. На рис.. он ра­вен У 2 - У]. Объем частных расходов уменьшается вследствие повышения процентной ставки, вызванного ростом реального дохода, который, в свою очередь, обусловлен проведением сти­мулирующей фискальной политики.

    Эф-ть фискальной политики-положит моменты:-помогает избежать эк-х щоков-сглаживание эк-го цикла-уменьшение диф-ии в обществе-увелич объма производства засчет роста AS и AD Допустим гос-во увеличивает гос закупки и снижает налоги. Это приведет к 2 последствиям:-возрастет AD и объем производства-через внижение налогов произойдет сдвиг кривой AS. Как следствие, объем производства возрастет с Y1 до Y3 Проблемы реализации фискальной политики: -для нее хар-ны длительные временные лаги: Внутренний (от осознаний начала спада до необходимости принятия решений; от принятия решений до самих действий) Внешний(от принятия мер до рез-в в экономике) -сложно рассчитать влияние параметров фискальной политики на сов расходы и объем производства -эф-т вытеснения (гос расходы вытесняют частные) 2 причины противодействия этому эф-ту:1) Стимулир фиск политика приводит у росту деловой активности, частне инвесторы могут увеличить свои инвестиции даже в случае роста ставки процента 2) При анализе эф-та вытеснения исходят из сбережений, однако в случае фиск-й политики растет доход и сбережения -проблема реализации автономной фискальной политики(когда эк-ка выходит из спада, автономная фиск-ая политика тормозит эк-ку) -оказывает воздействие политико-экономический цикл -для оценки резервов фиск политики исп-ся бюджет полной занятости, но он не всегда может оценить эк-ю конъюктуру БНП в РБ:Направлена на стимулирование эк-ко роста и структурную перестройку в экономике.Направления ее реализации :1) Улучшение налоговой структуры засчет повышения доли прямого налогообложения2) Уменьшение налоговой нагрузки на фонд зарплаты3) Уменьшение налоговой нагрузки на экономику4) Повышение стимулирующей роли таможенной политики5) Выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков.

    Эффективность фискальной политики и ос-сти в РБ.

    Эфф-ной считается та фискальная политика, кот. обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет, при наименьших затратах по их сбору. Для определения эфф-сти используют различные показатели:

    Ур-нь или норма налогообложения . Надо всегда сравнивать с темпом роста ВВП. = ∑нал поступл/ВВП.

    - предельная нал ставка = ∆доходы/∆ВВП

    - налоговый мультипликатор , т.е. разделение между MPC и MPS (MPC/MPS), (для РБ – 3,8)

    - уровень нал нагрузки по отраслям предприятий.

    В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления.

    С 1992 г. система налогообложения в Беларуси находится в состоянии постоянного реформирования, что выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли и т.д.

    Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на 11-15 гг имеетследующие направления:

    радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;

    оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;

    концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;

    повышение эффективности управления государственным долгом.

    снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;

    повышение эффективности управления государственными финансами;

    В статье ниже мы постараемся рассмотреть мультипликативную теорию государственных расходов, которая во времена популярности кейнсианских учений вызвала немало резонансов и споров. Тема будет интересной всем, кто неравнодушен к современной экономике, поскольку в условиях шаткой политики различных держав является как никогда актуальной.

    Роль теории мультипликатора в современной экономике

    Зачастую для того, чтобы страна могла обосновать свою политику в экономическом аспекте, используется ряд макроэкономических инструментов. Мультипликаторы государственных расходов и являются одним из составляющих этого широкого перечня, поэтому имеют внушительную теоретическую подоплеку. На протяжении нескольких столетий множество ученых пыталось раскрыть смысл данного понятия и использовать его в пределах практического применения.

    В широком понимании своем мультипликатор показывает прирост экономических показателей. И России - не исключение. Более глубоко к данному понятию подошли представители кейнсианского макроэкономического учения, и именно они достигли вывода, что этот инструмент показывает прямую взаимосвязь между динамикой национального богатства и уровнем благосостояния населения страны, вне зависимости от направления фискальной политики последней.

    Автономные расходы и мультипликатор

    Государство и экономика тесно взаимосвязаны между собой, поэтому ни для кого не секрет, что любые перемены в одном институте всегда влекут определенную динамику отдельных величин другого. Данный процесс можно назвать индукционным, поскольку лишь малый толчок какого-нибудь из финансовых инструментов порождает ряд процессов в целой стране.

    Так, например, автономные расходы государства в мультипликативной теории объясняются взаимосвязью с переменами в динамике рынка труда. Иными словами, стоит правительству понести определенные затраты в разрезе некоторых мест их возникновения, как тут же можно пронаблюдать характерный рост доходов граждан. И, соответственно, увеличение занятости населения. Для получения количественно обоснованной картины достаточно соотнести динамику данных показателей между собой.

    Инвестиционные затраты

    Структура государственных расходов достаточно обширна, поэтому стоит уделить должное внимание и инвестиционной деятельности страны, которая является основой здоровой конкурентной экономики.

    Мультипликатор инвестиционных затрат показывает соотношение динамики уровня вложений в тот или иной инновационный бизнес к уровню переменных операционных издержек. При этом считается корректным принимать к сведению лишь исключенные из финансовые потоки.

    Иными словами, согласно подобной методике, мы сможем отследить уровень расходов, понесенных государством с целью улучшения технологических и научных процессов в стране, а также их долю в общих экономических потоках. В целом ничего сложного в этой динамике нет - при отсутствии инвестиций уровень расхода будет равняться нулевой отметке, ну а с ростом вложений он будет увеличиваться.

    Расходы рынка занятости

    Мультипликатор государственных расходов в аспекте рынка труда представляет собой обособленное неокейнсианское учение, которое сложно сравнить с каким-либо другим направлением. Поскольку, если ранее мы позиционировали в качестве вторичного явления совокупные затраты государства, то теперь посмотрим, что за собой может повлечь помимо привычных нам итогов.

    Банально, но немногим удается отследить следующую взаимосвязь. Расходы рынка занятости значительно сокращаются в то время, когда растут инвестиционные затраты. Отсюда следует, что благосостояние населения увеличивается, а соответственно, и расширяется спрос на товары второй необходимости (техника, одежда, мебель), порождая положительную динамику в изменении доходов их производителей. Иными словами, инвестиции в одну сферу экономики влекут за собой рост прибыли в другой.

    Фискальные затраты страны

    Мультипликатор государственных налогов и расходов в фискальном аспекте указывает на динамику изменений уровня выпуска продукции в производственном секторе, в зависимости от роста ставки Как правило, данный коэффициент отрицателен, поскольку мало какому представителю бизнеса хочется отдавать часть своей чистой прибыли в пользу бюджетных паев.

    Другое дело, если речь идет, например, о дифференцированном налоге на ЧП или доходы физических лиц. В таком случае бремя накладывается поэтапно - в зависимости от финансового уровня объекта: чем выше благосостояние - тем меньше ставка. Но, как показывает современная практика, в условиях рыночной экономики данная теория - всего лишь утопия, и не имеет ничего общего с современными реалиями.

    Сбалансированный бюджет в общегосударственных расходах

    Мультипликаторы государственных расходов в своем чистом виде показывают динамику изменения величины валового национального продукта, в зависимости от того, какая часть государственной казны была израсходована с целью закупок различного рода продукции. Также данный показатель является обратно пропорциональным от предельной потребительской склонности населения. Это можно объяснить таким приростом дохода бюджета, когда при сокращении его расходов часть его прибыли ограничивается прежним рядом статей.

    Таким образом, можно вывести формулу сбалансированного бюджета: общегосударственный расход может расти на определенную величину (назовем ее А), что вызвано совокупным снижением налогового бремени для предпринимателей, а это, в свою очередь, чревато ростом чистой прибыли предпринимателей на А единиц.

    Внешнеторговые затраты страны

    Мультипликатор государственных расходов (формула измерения разнится в зависимости от ключевой составляющей, динамику изменения которой мы пытаемся определить) немалую роль также занимает в формировании открытой экономической политики. Последняя реализуется лишь путем использования на практике экспортно-импортных операций. Поэтому с уверенностью можно сказать, что внешняя торговля занимает не последнюю, а скорей ключевую роль в формировании затратных статей государственной экономической политики.

    В мультипликативной теории стоит отметить, что расходы, понесенные страной с целью реализации экспортно-импортных операций, направленные на косвенное вмешательство в баланс другой страны, напрямую влияют на величину валового национального продукта, который является сугубо внутренним инструментом.

    Таким образом, величина мультипликатора в аспекте внешней торговли определяется как соотношение между количественными изменениями ВНП и затратами на открытые операции, осуществляемые за пределами страны.

    Выводы

    На основе всего вышесказанного напрашивается один очень занимательный вывод. Мы попытались доказать, что мультипликаторы государственных расходов полностью отражают взаимосвязь в изменениях ключевых финансовых инструментов государственной экономической политики. И, вероятно, нам это удалось довольно успешно.

    Мы смогли увидеть, что баланс бюджета настолько шаток и восприимчив к различным элементам как внутренней, так и страны, что можно с полной уверенностью сказать: ни один процесс не проходит бесследно, а уж тем более автономно. Мультипликаторы государственных расходов всегда смогут помочь нам вывести величину прироста дохода, национального продукта и многих других показателей, указывающих на экономическое здоровье государства.

    3.3. Мультипликатор государственных расходов.

    Итак, государственные рас­ходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального про­изводства и занятость населения. Подобно инвестициям, они также облада­ют мультипликационным или множительным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и.т. д. потребительских расходов, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиций. Мультипликатор государствен­ных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения госу­дарственных расходов на закупку товаров и услуг:

    Прирост ВНП

    Прирост государственных расходов

    Покажем суть этого мультэффекта. Предположим, что при данном уровне потребления, инвестиций и государственных расходов равновесное состоя­ние макроэкономики достигается в точке Е при объеме ВНП, равном 60 млрд. р.

    Рис. Мультипликатор государственных расходов

    Пусть объем государственных расходов вырос на 10 млрд. р., следовательно прямая С + I + G сдвигается вверх на 10 млрд. р. Теперь состояние макроэкономического равновесия будет достигаться в точке Е1, в которой ВНП уже составляет 80 млрд. р. Таким образом, приращение государственных расходов на 10 млрд. р. привело к увеличению ВНП на 20 млрд. р. Исходя из этого можно сказать, что МРG в данном случае равен 2. По сути дела, МРG по своей модели полностью совпадает с мультипликатором инвестиций. И если исходить из того, что МРС=1/2, то МРG= I /(I-MPC)=2. где MPC – предельная склонность к потреблению. Каждый рубль, израсходованный государством на закупку товаров и услуг, увеличил ВНП на 2р., т. е. вызвал приращение вторичных расходов в народном хозяйстве.

    Таким образом, рост объема государственных закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции. Подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И, наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного проса и выпуска продукции.

    3.4. Действие фискальной политики в экстремальных ситуациях: ликвидная ловушка и классический случай.

    Если экономика находится в ликвидной ловушке, при которой кривая LM горизонтальна, рост государственных расходов имеет максимальное влияние на равновесный уровень дохода. Ставка процента не меняется, следовательно, нет тормозящего действия роста госрасходов на национальный доход.

    Рис. Ликвидная ловушка

    Классический случай и эффект вытеснения частных инвестиций. Сначала рассмотрим, что собой представляет эффект вытеснения. Эффект вытеснения возникает тогда, когда в результате экспансионистской фискальной политики ставка процента повышается до такого размера, что уменьшаются частные расходы, особенно инвестиции. Если кривая LM проходит вертикально, то рост госрасходов не увеличивает равновесный уровень дохода, а лишь увеличивает ставку процента.

    Рост госдоходов сдвигает кривую IS до положения IS", но не оказывает влияния на доход. Если спрос на деньги не восприимчив к изменению ставки процента (как подразумевает вертикальная LM), то существует единственный уровень дохода, при котором денежный рынок находится в равновесии. Та­ким образом, рост правительственных расходов не изменяет равновесный уровень дохода, а только увеличивает равновесную ставку процента. Но если госрасходы увеличиваются, а уровень доходов неизменен, то это должно компенсироваться снижением личных доходов. Рост ставки процента вытесняет частные инвестиции. Эффект вытеснения , точно определяя значение этого термина, означает снижение частных расходов (особенно инвестиций), в соответствии с ростом ставки процента в случае фискальной экспансии. Когда кривая LM вертикальна, эффект вытеснения будет максимальным. График инвестиций показывает это. Если положительный наклон графика кривой сильнее, чем вертикальный, ставка процента при воздействии фискальной политики увеличивается медленно, и как результат, инвестиции снижаются незначительно. Размеры эффекта вытеснения, таким образом, зависят от на­клона кривой LM и, следовательно, от процентной зависимости спроса на деньги. Если в экономике наблюдается полная занятость, то рост товаров и услуг, закупаемых государством, должен означать, что любые другие сектора покупают меньше товаров и услуг в размере, равном наиболее высокому уровню госрасходов.

    В экономике с недоиспользованными ресурсами не может наблюдаться полный эффект вытеснения. Если фискальная экспансия увеличит ставку про­цента, то и доход также увеличится. Рост совокупного спроса вызывает уве­личение дохода, а с увеличением дохода увеличивается уровень сбережений. Это расширение сбережений делает возможным финансирование дефицита бюджета без полного вытеснения частных инвестиций.

    При неполной занятости и, следовательно, при возможности увеличения выпуска продукта, ставка процента может и не расти, т. е. нет и вытеснения (что верно для случая, когда монетаристские авторитеты приспосабливают финансовую экспансию к росту денежного предложения).

    Рис. Классический случай

    3.5. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

    Налоги и государственные расходы предполагают друг друга. Каждый является экономическим рычагом, воздействующим на рост валового национального продукта. Но действие этих рычагов противоположно, поэтому эффекты их одновременного использования могут взаимопогашаться. Рост налогов подавляет динамику ВНП, а увеличение государственных закупок, создавая дополнительный спрос, может вести к увеличению предложения товаров, т. е. к росту ВНП. Если степень воздействия указанных рычагов одна и та же, то эффекты их применения будут бесполезными.

    Для эффективного использования налогов и государственных расходов важно точно определить силу воздействия каждого из них на динамику ВНП. Для решения этой проблемы применяется анализ мультипликатора сбалан­сированного бюджета, представляющий своеобразный вектор действия про­тивоположных сил,- налогового мультипликатора и мультипликатора государственных расходов. Сопоставим их между собой, чтобы найти муль­типликатор сбалансированного бюджета. Для решения этой задачи предпо­ложим, что суммы государственных расходов и величина собранных нало­гов равны между собой и составляют 20 единиц.

    Если известна предельная склонность к потреблению (МРС) и предель­ная склонность к сбережению (MPS), можно определить мультипликацион­ные эффекты. Пусть МРС будет равна 3:4, a MPS - 1:4.

    Увеличение государственных расходов (G) вызовет цепную реакцию ро­ста совокупного спроса и увеличения ВНП. В этом примере прирост на 20 единиц приведет к приросту ВНП на 80 единиц, так как мультипликатор го­сударственных расходов MG обратно пропорционален предельной склонно­сти к сбережениям (если MPS =-1:4, то Мц = 4).