Основные принципы налогообложения в рыночной модели хозяйствования. Тема работы: Сущность налогов в условиях рыночной экономики

Налоги формируют основную часть доходной части государственного и местных бюджетов. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики. Величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в госбюджет ресурсов оказывают непосредственное влияние на динамику социально-экономического развития общества.

Налог - принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Эти сборы производятся на основе государственного законодательства.

Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю по мере развития товарно-денежных отношений.

В современных условиях налоги выполняют следующие функции.

Таблица 2 Функции налогов

Характеристика

Фискальная

формирование ресурсов государства, территорий (штатов, республик) и местных органов власти в целях финансирования расходов. Фискальная функция способствует огосударствлению части национального дохода, созданию материальных основ функционирования государства

Распределительная

перераспределение доходов между государственным и местными бюджетами, распределение налогового бремени между социальными группами

Регулирующая

изменение налоговых ставок, позволяющее целенаправленно влиять на темпы экономического роста, вызывать структурную перестройку общественного производства, накопление денежного капитала, движение инвестиций, инфляцию, занятость, совокупный платежеспособный спрос

Контрольно-учетная

контроль за использованием экономических ресурсов, доходов фирм и домохозяйств, объемов производства, за направлениями движения и размерами финансовых потоков

Стимулирующая

снижение налоговых ставок и введение льгот, способствующих созданию предпосылок для повышения деловой активности (увеличение необходимых объемов производства, его обновление, увеличение инвестиций, накоплений, проведение НИОКР, стимулирование отдельных видов бизнеса, привлечение зарубежных инвестиций

Ограничительная

сдерживание развития производства некоторых видов продукции и защита отдельных отраслей путем ограничения импорта товаров.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система по А. Смиту, включают нейтральность, справедливость и простоту расчета . Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Таблица 3 Принципы налогообложения и их характеристика

Принцип налогообложения

Характеристика

Нейтральность

обеспечение одинаковых налоговых стандартов для плательщиков. Однако, в странах с переходной экономикой нейтральности практически не существует. Широкая дифференциация налогов и разнообразие льгот дискредитируют общество и подрывают его социально-экономическую стабильность.

Справедливость

возможность равноценного взимания налоговых платежей у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему.

Простота расчета

создание налоговой системы при помощи использования набора таких функциональных инструментов определения облагаемого дохода, как налоговая ставка и величина налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам .

налогообложение рыночный экономика монетаризм

В странах с федеральным устройством при формировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам федерации.

Количественно уровень налогового бремени можно представить как отношение суммы налогов на душу населения к платежеспособности или суммы налога, оставшейся после уплаты налога, к платежеспособности.

Методы построения и взимания налогов, их элементы определяются соответствующими законодательными актами. Среди элементов налогообложения выделяют следующие:

Таблица 3

Элементы налогообложения

Элементы налогообложения

Характеристика

Субъект налога

плательщик налога, юридическое или физическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность платить налог

Носитель налога

лицо, фактически уплачивающее налог. Выделение этого элемента объясняется тем, что налоговое бремя иногда фактически перекладывается с субъекта налога на потребителя продукции через механизм цен (при уплате налога на добавленную стоимость, акциза и др.). Часто субъект и носитель налога совпадают

Объект налога

доход или имущество, с которого начисляется налог (прибыль и доход; стоимость определенных товаров; добавленная стоимость на продукцию, работы, услуги; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, наследование); операции с ценными бумагами и т.д.)

Источник налога

доход субъекта, за счет которого уплачивается налог (прибыль, заработная плата, процент, рента)

Единица обложения

единица измерения с объекта налога (рубли, метры, литры и пр.)

Ставка налога

величина налога на единицу обложения объекта - устанавливается в твердом размере (абсолютная сумма на единицу обложения). Различают предельные, средние, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Предельная налоговая ставка - это доля дополнительного (облагаемого) или приростного дохода, которую приходится выплачивать в виде налога. Средняя налоговая ставка - общая сумма выплачиваемого налога по отношению к общему размеру облагаемого налогом дохода. Это налоговая ставка на весь облагаемый налогом доход. Налоговая ставка считается прогрессивной, если она повышается по мере возрастания дохода; регрессивной, если средняя ставка понижается по мере роста дохода; пропорциональной, если средняя ставка остается неизменной независимо от размеров дохода

Методы взимания налогов

  • а) кадастровый (предполагает использование кадастра (реестра), который содержит перечень типичных объектов (земли, домов и т.д.), классифицируемых по внешним признакам, и устанавливает среднюю доходность объекта обложения;
  • б) изъятие налога до получения владельцем дохода (подоходный налог с физических лиц);
  • в) изъятие налога после получения дохода (налогоплательщик подает в налоговую инспекцию декларацию, т.е. официальное заявление о полученных доходах, а налоговые органы, исходя от величины объекта обложения и действующих ставок, устанавливают размер налога) .

Рассмотрим наиболее часто применимую классификацию налогов.

Таблица 3

Классификация налогов

Классификатор

Характеристика

Способ взимания

платежи, взимаемые непосредственно с лиц и выплачиваемые с их дохода. Источником таких налогов являются прибыль, дивиденды, проценты, наследство и пр. К прямым налогам относятся: подоходный налог с юридических лиц на прибыль корпорации, налог на доход от денежного капитала и на доход от сбережений, налог на капитал и собственность (имущественный, на личное состояние, на наследство и дарение, на прирост капитала), подоходный налог с физических лиц.

Косвенные

выплачиваются опосредованно через цены товаров и услуг в момент их приобретения. Они устанавливаются на товары массового потребления, услуги транспорта, сферы обслуживания. Их преимущество состоит в том, что взимаемые суммы берутся в удобное для плательщика время и наиболее удобным способом. Однако косвенные налоги включаются в состав издержек производства и прибавляются к ценам на товары и услуги. В связи с этим повышаются цены и налоги перекладываются в зависимости от степени эластичности спроса и предложения на данный товар, на конечного потребителя. Основные косвенные налоги - это налоги на потребление (НДС, налог с продаж, акцизы), фискальные монопольные налоги и таможенные налоги.

Сфера распространения

Общегосударственные

налоги, поступающие в государственный бюджет и формирующие его на 85 - 90 % (налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, большая часть налога на прибыль и доходы).

налоги, поступающие в местные бюджеты, формирующие его в среднем на 70 % (земельный налог, налог с владельцев строений, часть налога на добавленную стоимость, на доходы и прибыль).

Использование поступивших средств

не имеют конкретного назначения в плане их использования. Они идут на финансирование капитальных и текущих затрат как государственного, так и местного бюджета.

Специфические

предназначены для использования их в строго определенных целях (чрезвычайный налог по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отчисления в пенсионный фонд и пр.).

Для оценки справедливости и равенства сбора налогов с налогоплательщиков, в странах с рыночной экономикой используется понятие прогрессивности налогообложения, т.е. отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода, к величине дохода. В связи с этим в системе налогообложения выделяют:

  • -пропорциональный налог (абсолютная сумма налога пропорциональна доходу работника);
  • -регрессивный налог (рост налога в процентном отношении по мере снижения дохода работника);
  • -прогрессивный налог (в процентном отношении налог устанавливается тем выше, чем выше доход).

Достаточно большую часть взимаемых налоговых сумм дает подоходное налогообложение. Подоходный налог взимается с физических и юридических лиц, являясь при этом функцией располагаемого дохода, и носит прогрессивный характер. Данным видом налога облагается не весь валовой совокупный доход плательщика из различных источников, а лишь облагаемый доход, полученный после законодательно оговоренных вычетов из него. К вычетам относят:

  • -производственные расходы;
  • -рекламные расходы;
  • -командировочные расходы;
  • -транспортные расходы;
  • -ряд налоговых льгот.

Подоходный налог с физических лиц - прогрессивный налог, так как налоговая ставка растет по мере роста дохода. Его объект обложения - личный доход граждан, скорректированный с учетом вычетов.

К последним относятся ряд налоговых льгот (пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению, пенсии, алименты, льготы, оговоренные в законе), а также индексация необлагаемого минимума. В настоящее время происходит активный переход к прогрессивному налогообложению совокупного дохода граждан, основанный на общем декларировании доходов.

Следует отметить, что налоговые системы развитых стран, построенные с учетом основополагающих принципов, предполагают широкое применение стимулирующих льгот, важнейшими из которых выступают:

  • -инвестиционный налоговый кредит;
  • -ускоренная амортизация;
  • -скидка на истощение недр при добыче природных ресурсов и ряд других.

Инвестиционный кредит является косвенным финансированием государством капитальных вложений частного предпринимательства посредством освобождения от уплаты налога на время окупаемости капиталозатрат. Он рассчитан на внедрение инноваций, замену устаревшего оборудования и производство конкурентоспособных современных изделий. Сумма льгот вычитается из суммы налога, что уменьшает стоимость вновь закупаемого оборудования.

При ускоренной амортизации государство позволяет списывать амортизацию в размерах, значительно превышающих реальный износ основного капитала, что является своего рода налоговой субсидией предпринимателю. В свою очередь, повышение амортизационных отчислений ускоряет оборот основного капитала.

Налоговая система, построенная с учетом рациональных налоговых ставок и налоговых льгот призвана обеспечить рост производства и налоговой базы, а неоправданное увеличение ставок создает условия для снижения объемов производства и отказа от уплаты налогов .

Таким образом, налогообложение выполняет главным образом фискальную функцию и направлено на расширение поступлений в бюджет. В связи с этим для налоговой системы характерны высокие налоговые ставки и преобладание косвенной формы налогообложения.

Такая ситуация предопределяет необходимость реформирования системы налогообложения, приоритетными направлениями которого являются усиление роли подоходного налогообложения, льготирование определенных видов деятельности и снижение ставок налогов по ведущим видам налогов,.

Основным источником покрытия государственных расходов являются налоги, сущность и природа которых раскрываются в различных моделях построения налоговых систем, или налоговых теориях. Экономисты выделяют следующие теории налогов: а) общие, которые отражают назначение налогообложения в целом; б) частные, исследующие отдельные вопросы налогообложения.

Налог - это бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрен его размер и порядок уплаты (А. Смит). Шотландский экономист выдвигает тезис о непроизводительном характере государственных расходов, поэтому считает налог вредным для общества.

С другой стороны, налог - осознанная необходимость, потребность экономического и социального развития. В этих утверждениях прослеживается двойственная природа налогообложения.

Налог - это жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят пользу (Ж. Сисмонд де Сисмонди).

Налог - это принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги (К. Макконнелл и С. Брю). Налоги - это принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства (Советская финансовая энциклопедия).

Принципы налогообложения. В налоговой сфере применяются базовые идеи и положения, которые называются принципами налогообложения. Экономические принципы налогообложения впервые были сформулированы А. Смитом. В настоящее время они претерпели некоторые изменения и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

1. Принцип справедливости: каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Методологической основой является прогрессивное налогообложение: кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить налогов.

2. Принцип соразмерности: он означает баланс интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.

3. Принцип учета интересов налогоплательщиков: он означает простоту исчисления и уплаты налога. Данный принцип раскрывается через:а) принцип определенности - сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику; б) принцип удобства - налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика.

4. Принцип экономичности (эффективности): он означает необходимость сокращения издержек государства от взимания налога. Сумма сборов по отдельному налогу должна превышать (причем примерно в два раза) затраты на его обслуживание.

Функции налогов. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством их функций: фискальной, регулирующей, социальной, контрольной. Фискальная функция налогов означает формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходование этих средств производится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу. Регулирующая функция налогов призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру. Социальная функция налогов затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством: а) неравного обложения налогом разных сумм доходов (использование прогрессивной шкалы налогообложения); б) применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья); в) введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия). Поэтому граждане с большими доходами должны платить в бюджет большие суммы налогов, и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени исходя из величины доходов физического лица. Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики. Сочетание этих функций при построении налоговой системы способствует экономическому росту государства и социальной защищенности населения.

17. Основные виды налогов; классификация налогов по территориальному признаку, по механизму взимания, по отношению к бюджетам разного уровня .

Налог - это сложная система отношений, включающая в себя ряд элементов. Согласно НК при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Элементы налогообложения делятся на три группы:

1) основные (обязательные) элементы налога, которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налога. Согласно ст. 17 НК налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок начисления налога, порядок и сроки уплаты налога;

2) факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам (например, налоговые льготы);

3) дополнительные элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога: предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, налоговый оклад и др.

Основные элементы налогообложения. К основным (обязательным) элементам налога относятся:

а) субъект налогообложения (налогоплательщик) - лицо, на которое в соответствии со ст. 19 НК возложена обязанность уплачивать налоги (или сборы). Согласно Российскому законодательству субъектами налогообложения являются организации и физические лица. Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода; б) объект налогообложения - это действие, событие, состояние, которое обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (например, совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.);

в) налоговая база. Она представляет собой количественное выражение предмета налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

В ст. 53 НК дается определение налоговой базы: она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Соответственно различаются налоговые базы со стоимостными показателями (сумма дохода); с объемно-стоимостными показателями (объем реализованных услуг); с физическими показателями (объем добытого сырья);

г) налоговый период - срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства;

д) налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения. (ставки налога следует классифицировать с учетом различных факторов.

Так, в зависимости от способа определения суммы налога ставки делятся на равные (для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога); твердые (на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога, например, 70 руб. за 1 кв. м площади); процентные (с каждого рубля предусмотрен определенный процент налогового обязательства). В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают ставки общие; повышенные; пониженные (например, при общей ставке НДС 20% предусмотрена пониженная ставка 10%). В зависимости от содержания ставки могут быть маргинальными (такие ставки непосредственно установлены в нормативном акте о налоге); фактическими (они определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономическими (определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу);

е) порядок исчисления налога. Существуют две системы исчисления налога: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода);

ж) порядок уплаты налога, т.е. способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Он предполагает решение следующих вопросов:

Направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);

Средства уплаты налога (в рублях, валюте);

Механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);

Особенности контроля уплаты налога.

Подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки перечисляется налогоплательщиком или иным обязанным лицом (ст. 58 НК). При этом на обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган налоговой декларации и других документов (ст. 24 НК). Основными способами уплаты налога являются:

Уплата налога по декларации (на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах - налоговую декларацию);

Уплата налога у источника дохода (моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога; это как бы автоматическое удержание, безналичный способ);

Кадастровый способ уплаты налога (налог взимается на основании внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества; в этом случае устанавливаются фиксированные сроки взноса налогового платежа);

з) сроки уплаты налогов и сборов. Согласно ст. 57 НК они устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно было совершено.

Факультативные элементы налогообложения. Они представлены налоговыми льготами. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы используются для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц; для отсрочки или рассрочки платежа. Налоговые льготы делятся на три вида:

а) изъятия - налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения;

б) скидки - льготы, сокращающие налоговую базу;

в) налоговые кредиты - льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад. Они представляют собой замену налога или его части натуральным исполнением. Данная льгота предоставляется налогоплательщику местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, в связи с его деятельностью в какой-либо поощряемой сфере или в зависимости от его социального и имущественного положения (например, кредит для инвалидов). Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

Снижение ставки налога;

Вычет из налогового оклада (валового налога);

Отсрочка или рассрочка уплаченного налога;

Возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

Зачет ранее уплаченного налога;

Целевой (инвестиционный) налоговый кредит;

г) инвестиционный налоговый кредит - такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в конкретных пределах уменьшать свои платежи по налогу. В дальнейшем поэтапно налогоплательщик погашает свою задолженность по кредитам и начисленным процентам. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита определены в ст. 67 НК.

Дополнительные элементы налогообложения. В число таких элементов входят:

а) предмет налога - реальная вещь (земля, автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели и др.);

б) масштаб налога - установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога. Масштаб налога определяется посредством стоимостных и физических характеристик. При измерении дохода или стоимости товара в качестве масштаба налога используют денежные единицы, при исчислении акцизов на алкоголь - крепость напитков, при определении налога с владельцев автотранспортных средств - мощность двигателя, объем двигателя или вес автомобиля;

в) единица налога. Как дополнительный элемент налога она тесно связана с его масштабом и используется для количественного выражения налоговой базы. Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба: при обложении налогом земель - это гектар, квадратный метр; при налогообложении добавленной стоимости - рубль; при исчислении налога с владельцев автотранспортных средств - лошадиная сила;

г) источники налога - резерв, используемый для его уплаты. Источником являются доход и капитал налогоплательщика; применительно к хозяйственной деятельности предприятия - такие экономические показатели, как себестоимость, финансовый результат, прибыль и т.д.;

д) налоговый оклад - сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу.

Классификация налогов. Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т.д. представляет собой классификацию налогов. Она может быть проведена по следующим критериям.

1. По способу взимания выделяют:

а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются:

Реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);

Личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, работы, услуги. В свою очередь, косвенные налоги подразделяются:

На косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строю определенные группы товаров (например, акцизы);

Косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы, услуги (например, НДС);

Фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

Таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, различают:

а) федеральные (общегосударственные) налоги, которые определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории;

б) региональные налоги, которые устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

в) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти.

3. По целевой направленности введения налогов различают:

а) абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом;

б) целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика налоги подразделяются:

а) на взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);

б) взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

5. В зависимости от метода налогообложения выделяют:

а) равные налоги, характеризующиеся одинаковой суммой налога для каждого налогоплательщика;

б) пропорциональные налоги, взимаемые по единой ставке при любом размере дохода;

в) прогрессивные налоги, характеризующиеся повышением ставки с увеличением базы налогообложения;

г) регрессивные налоги, ставка которых уменьшается с ростом величины объекта налогообложения.

6. В зависимости от налоговой базы налоги можно подразделить:

а) на совокупные налоги, которые взимаются, например, с имущества одного налогоплательщика (налог на имущество предприятия);

б) частичные налоги - они применяются по отношению к отдельному виду имущества (например, к земле);

в) брутто-налоги, т.е. налоги, при исчислении которых исходят из актива баланса предприятия, включая и заемные средства;

г) нетто-налоги (чистые налоги) - они взимаются с разницы между всем имуществом и привлеченными средствами.

7. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, выделяют налоги:

а) закрепленные, которые целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);

б) регулирующие, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций).

8. По порядку введения налоги делятся:

а) общеобязательные, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (налог на доходы физических лиц);

б) факультативные, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание находятся в компетенции региональных и местных органов власти (лицензионные сборы).

1.2 Функции налогов………………………………………………………7

1.3 Прямые и косвенные налоги…………………………………………11

2. Налоговая политика государства……………………………………...22

3. Налоговая система в рыночной экономике…………………………..31

3.1 Сущность, структура и основные принципы налогообложения…..31

Заключение………………………………………………………………..34

Список используемой литературы……………………………………….36

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношении в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В странах с развитой рыночной экономикой налоги, кроме выполнения фискальной функций, налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.

Налоги являются главной статьёй бюджетных доходов государства. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства. Проблемам налогов и современной налоговой системы Российской Федерации уделяется сегодня столь пристальное внимание, так как именно они определяют жизнь современного общества.

Налоговой системе налогообложения сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

В данной контрольной работе я на примере налоговой политики РФ буду рассматривать сущность налогов в условиях рыночной экономики.

1. Налоги в рыночной экономике государства

В настоящее время теория налогов как важнейшая составляющая экономической науки в России начала возрождаться.

Исходя из теории налогов и функций налогов, определяется налоговая политика государства. На практике можно выделить три основные формы налоговой политики. Они встречают не в чистом виде, а в определенных соотношениях друг с другом.

Во-первых, это выраженная фискальная политика, или политика максимальных налогов. Здесь мы имеем тот случай, ког­да государство стремится методом высоких налогов на подоходную часть бюджета и обеспечить превышение доходов над расходами. Подобная политика, как убедительно показал А. Лэффер, чаще всего не достигает поставленных целей. Вместе с тем она имеет и еще более серьезные последствия. Происходит замедление расширенного воспроизводства или вообще возврат к простому воспроизводству. Население оказывает пас­сивное сопротивление данному курсу, и начинается массовое уклонение от уплаты налогов. Уклонение от налогообложения приводит в свою очередь к росту теневой экономики.

В подобной ситуации мы имеем дело с преувеличением роли фискальной функции налогов по сравнению с остaлъными функциями.

Во-вторых, это налоговая политика экономического развития. При этом государство стремится всемерно снижать налоги, оставляя большую часть финансовых ресурсов в распоряжении хозяйствующих субъектов. На первый взгляд может показаться, что именно к такой политике следует стремиться. Однако она может иметь не менее тяжкие последствия, а именно: сокращение социальных программ из-за нехватки средств у правительства, снижение, уровня жизни работников бюджетных организаций, включая врачей, учителей и т. д.

Третьей формой следует признать оптимальную налоговую политику. Вот ее-то проведение требует детального научного анализа и осмысления экономической ситуации, прогнозирования последствий любых налоговых изменений, комплексности принятия решений. Для успеха налоговой политики необходимо исследовать прошлое, знать опыт зарубежных развитых стран, применять его, не слепо копируя, а соотнося со специфическими особенностями национальной экономики.

При проведении налоговой политики могут разойтись фискальные интересы государственных органов и налогоплательщиков. Налоговая поли­тика должна учитывать как интересы бюджета, так и интересы, широких масс населения. Примирить их вполне возможно. Все заинтересованы в устойчивом развитии экономики высокими темпами, в развитии расширенного воспроизводства на основе передовых технологий. Также все заинтересованы в решении социальных проблем. Вопрос - в оптимальных соотношениях финансирования народнохозяйственных отраслей, в "прозрачности" доходов и расходов бюджета.

Сформулируем, что представляет собой рыночная система хозяйства. Рыночная экономика - это система организации хо­зяйства страны, основана на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности; на средства производства, экономической свободе граждан как собственников своей рабо­чей силы их конкуренции в сфере производства и обращения товаров и услуг.

В рыночной экономике функционируют и активно взаимодействуют друг с другом три основных специфических рынка. Это рынок товаров и услуг, или товарный рынок; рынок труда и рынок финансовых ресурсов, включающий в себя рынок ценных бумаг. Цену на рынке формирует соотношение спроса и предложения. На рынке труда ценой является заработная плата наемного работника.

Юридические лица (хозяйствующие субъекты) выступают в одно и то же время в качестве потребителей и производителей - на товарном рынке, эмитентов и инвесторов – на финансовом рынке, работодателей – на рынке труда. Граждане выступают в качестве продавцов своей рабочей силы на рынке труда (трудоспособная часть населения), потребителей - на товарном рынке, инвесторов -:на финансовом рынке.

Рыночные модели разных стран значительно отличаются друг от друга. Можно выделить две основные модели рыночной экономики: либеральная модель и модель социально ориентированного рынка.

Социально ориентированная модель отличается более вы­сокой степенью государственного регулирования экономики. 3десь значителен государственный сектор, предприниматель­ская деятельность подвержена регламентации, государство га­рантирует определенный уровень удовлетворения потребностей населения (а не только его низших слоев) в жилье, услугах здра­воохранения, образования и культуры, заботится о занятости трудоспособной его части. Подобная модель функционирует в Германии, Австрии, Нидерландах, Швеции, Норвегии. Близка к ней и система Японии.

Вполне понятно, что либеральная и социально ориентированная модели рынка требуют наличия у государства различных финансовых ресурсов. И налоги в странах со второй моделью, конечно, должны быть выше. Так что понятие «Высокие» или «низкие» налоги – это не абсолютное, а относительное представление. Величина налогов должна соответствовать поставленным государством перед собой задачами.

1.1 Сущность налогов

Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.

Источником налогов является созданная в процессе производства стоимость - национальный доход. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, или перераспределением, где налогам принадлежит важное место.

Участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которая формирует их общественное содержание.

Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, представляют собой часть денежных доходов, национального дохода, отчужденную государством.

Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.

В условиях рыночной экономики налоги выполняют четыре основные функции, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории.

1.2 Функции налогов

1.Фискальная функция (фиск - казна), т.е. обеспечение государства необходимыми ресурсами.

С помощью данной функции образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства в условиях рыночной экономики. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов государственного бюджета Российской Федерации. Фискальная функция усиливается во всех странах в связи с расширением регулирующей роли государства в обществе.

2. Распределительная функция

С помощью налогов происходит распределение и перераспределение национального дохода и создаются условия для эффективного государственного управления.

Налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Экономический механизм системы налогообложения может достичь поставленной цели в случае создания равных экономических условий для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Он должен обеспечивать заинтересованность предприятий в получении большего дохода через использование таких элементов налога, как ставки, льготы, сроки уплаты, что в свою очередь позволит решить задачи насыщения товарами и услугами потребительского рынка, ускорение научно-технического прогресса, обеспечения насущных социальных потребностей населения.

3. Регулирующая функция

Регулирующая функция налогов реализуется путем:

Регулирования дохода и прибыли юридических и физических лиц;

Стимулирования роста производства товаров или сдерживания их, стимулирования инвестиций, проведения мероприятий в области экологии, выпуска продукции для государственных нужд, деятельности предприятий малого бизнеса и т.д. Стимулирующее воздействие налогов обеспечивается через систему материальных и финансовых санкций.

4.Контрольная функция

При помощи налогов контролируется своевременное поступление части выручки, прибыли и дохода организаций и физических лиц в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговая система базируется на ряде принципов налогообложения, основными из которых являются:

1. Всеобщность и равенство налогообложения - каждое юридическое и физическое лицо должно платить налоги, установленные законодательством. Не допускается предоставление индивидуальных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованные с позиции конституционно значимых целей. Равенство в налогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов.

Налоговая система в рыночной экономике

1.1 Сущность, структура и основные принципы налогообложения

налог рыночная экономика

Система налогов и сборов стран представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено налоговым законодательством. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусматривал 53 вида налога и сбора (при взимании налога с продаж - 36), А по Налоговому Кодексу РФ их существенно меньше - 28 (при взимании налога на недвижимость и того меньше - 25).

В то же время всякая система есть целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Такой системой более высокого порядка по отношению к системе налогов и сборов РФ является налоговая система.

Налоговая система представляет собой основанную на определённых принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Налоговая система Российской Федерации, в частности, включает:

Систему налогов и сборов РФ;

Систему налоговых правоотношений;

Систему участников налоговых правоотношений;

Нормативно-правовую базу сферы налогообложения.

Ныне действующая в соответствии с Налоговым Кодексом РФ налоговая система страны представлена схемой

В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная.

Эффективное функционирование налоговой системы страны нацелено на выполнение нескольких задач. Прежде всего налоговая система должна усиленно решать фискально-перераспределительную задачу, т.е. путём перераспределения доходов предпринимателей и населения обеспечивать финансовыми ресурсами доходную часть госбюджета (в развитых странах налоги покрывают в среднем до 90% доходов госбюджета). Эта система должна функционировать таким образом, чтобы, как минимум, не подрывать стимулы к производственной и вообще экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению подобных стимулов.



По данным министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит четырём налогам: НДС, акцизам, налогам на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц; на их долю приходится ѕ всех поступлений в консолидированном бюджете.

конгломерата.

Механизм реализации принципов её функционирования определяется Налоговым Кодексом РФ (частью первой).

В Налоговом Кодексе РФ (ст.7) сформулированы основные принципы налоговой системы, регулирующие налогообложение на всей территории России:

1) Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, в отношении которых это лицо является налогоплательщиком.

2) Налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития общества.

3) Налоги не могут применяться, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.

4) Не допускается установление налогов, нарушающих экономическое пространство и налоговую систему РФ.

5) Не допускается устанавливать дополнительные налоги, повышение либо дифференцирование ставки налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или географического места происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.

Принципы построения налоговой системы России иллюстрирует приложение

2. Налоговый Кодекс РФ отразил все свойства экономики и политики переходного периода. С одной стороны сделан фундаментальный вклад в развитие российской налоговой системы, а с другой, принципы налогообложения наслоились на традиции административного управления. В таком состоянии налоговой системе России трудно развиваться в русле мобильных социально- рыночных отношений.

Налог - форма принудительного отчуждения результатов деятельности субъектов, реализующих свою налоговую обязанность, в государственную или коммунальную собственность, который вносится в бюджет соответствующего уровня (или целевой фонд) на основании закона (или акта органа местного самоуправления) и выступает как обязательный, нецелевой, безусловный, безвозмездный и безвозвратный платеж.

Прямые налоги -- налоги, взимаемые непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика.

К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.

В Российской Федерации действует следующая система основных прямых налогов:

1. Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, - налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия и т.д.

2. Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения), - подоходный налог с населения, поимущественный налог с населения, налог на владельцев транспортных средств и т.д.

Прямые налоги подразделяются на реальные, которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика, и личные, которые взимаются в соответствии с размером дохода с учетом предоставленных налоговых льгот. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода)

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

В настоящее время основу налоговой системы РФ составляют такие налоги, как налог на прибыль с юридических лиц, подоходный налог на граждан, и два косвенных налога - на добавленную стоимость и акцизы. Весь состав налогов и сборов отечественной системы налогообложения распадается на две взаимодействующие подсистемы:

Прямого налогообложения;

Косвенного налогообложения.

Критерии

1. Равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом в обществе понимании справедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.

Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность - предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Рассмотрим основные группы принципов налогообложения для рыночной экономики.

Экономические принципы

Группа экономических принципов включает:

  1. Принцип справедливости и равенства: каждое юридическое и физическое лицо должно участвовать в финансировании государственных потребностей согласно тем доходам, которые оно получает при поддержке и под покровительством государства. Вертикальный аспект этого принципа подразумевает, что при увеличении доходов повышаются и налоговые ставки. Чем больше налогоплательщик получает благ от государства, тем больше налогов он должен платить. Горизонтальный аспект устанавливает единую ставку налога для налогоплательщиков с одинаковым доходом.
  2. Принцип эффективности: налогообложение не должно мешать производственному развитию производства, содействовать устойчивости и развитию экономики государства.
  3. Принцип соразмерности налогов: при определении налогов и их ключевых элементов следует учитывать последствия этого и для бюджета, и для перспективного развития экономики и хозяйственной деятельности налогоплательщиков.
  4. Принцип множественности: создание предпосылок для осуществления государством гибкой политики с учетом платежеспособности налогоплательщиков, выравнивания налогового бремени, воздействия на накопление и потребление.

Организационные принципы

Группа организационных принципов включает:

  • универсализация налогообложения: недопущение определения дополнительных налогов с повышенными или дифференцированными ставками в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы организации, отрасли хозяйствования, гражданства физических лиц;
  • удобство взимания налога для различных категорий налогоплательщиков;
  • разделение налогов по уровням власти: наделение каждого органа власти конкретными полномочиями в части введения и отмены налогов, установления льгот, ставок и прочих элементов налогообложения;
  • единство налоговой системы: нельзя устанавливать те налоги, которые нарушают единство налоговой системы и экономического пространства страны;
  • гласность: наличие открытой и доступной для налогоплательщика информации о существующих налогах;
  • одновременность: недопустимость обложения одних и тех же объектов несколькими налогами одновременно;
  • определенность: налоговый закон не должен толковаться произвольно, исключить необходимость поясняющих его инструкций, разъяснений и прочих нормативных актов.

Юридические принципы

Среди юридических принципов налогообложения:

  1. Законодательная форма установления. Данный принцип подразумевает, что налоговое требование о необходимости уплаты налога и обязательства налогоплательщика должны проистекать из закона. Не допускается установление налогов и сборов, мешающих использованию налогоплательщиками их конституционных прав.
  2. Приоритетность налогового законодательства. Любой акт, регулирующий отношения в целом и не связанный с налогообложением, не должен включать нормы, устанавливающие особые правила налогообложения.

Замечание 2

Российская экономическая литература часто определяет еще один принцип налогообложения - принцип научного подхода к построению налоговой системы. Его сущность сводится к тому, что суммарная налоговая нагрузка на налогоплательщика должна ему позволять иметь доходы после уплаты налогов, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность.

Использование каждого из перечисленных принципов налогообложения требует серьезного анализа и научного подхода. Применение отдельно взятого принципа либо системы принципов полностью на практике не принято. Однако есть принципы, которые признаются неоспоримой аксиомой. Часть принципов (множественность, удобство экономность) легко выполнима, но абсолютное соблюдение других принципов (справедливости и равенства, соразмерность) невозможно, однако государству следует стремиться их соблюдать при создании эффективной налоговой системы.