Экономические методы и формы государственного регулирования. Формы и инструменты государственного регулирования экономики

В процессе перехода от плановой экономики к рыночной в России происходит смена форм и методов централизованного директивного управления формами и методами государственного регулирования экономики. При этом выделяются две основные формы государственного регулирования:

Экономическое косвенное воздействие на процесс воспроизводства;

Административное (прямое) воздействие на экономику.

Экономическое регулирование со стороны государства достигается многочисленными методами. На макроэкономическом уровне к ним относятся:

1) денежная политика. Она охватывает формирование государством обязательных резервов, ставки межбанковского кредита, операции центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Все это позволяет государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки коммерческих банков, инвестиции, производство и занятость, оказывать воздействие на движение курса акций;

2) налоговая политика. С ее помощью государство налаживает эффективное стимулирование экономического роста, организует перераспределение доходов, распространяет системы прогрессивного налогообложения, освобождает от налогообложения ту часть доходов, которая идет на благотворительные цели. Государство предоставляет налоговые льготы малому бизнесу, а также предприятиям, только вступающим на путь рыночной конкуренции;

3) политика государственных расходов. Она способствует структурным преобразованиям производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает остроту проблемы вынужденной безработицы;

4) управление государственным долгом. Сюда относятся ставка процента и срок выпуска облигаций, которые используются вне зависимости от того, есть дефицит бюджета или нет. Их применение может дать положительные антиинфляционные результаты, повлиять на ситуацию, складывающуюся на рынке ценных бумаг.

Государство располагает также экономическими методами регулирования воспроизводства и на уровне мировой экономики. Они оказываются тем значимее и эффективнее, чем глубже страна интегрирована в систему мирового хозяйства. Здесь необходимо выделить:

1) внешнеторговую политику. Она касается экспорта и импорта товаров и услуг. Государство активно стимулирует экспорт товаров и капиталов. Тем самым оно способствует расширению спроса на национальные товары. Уровень конкуренции в мировой торговле является очень высоким. Поэтому страна, занимающая там передовые позиции, является лидером в области научно-технического прогресса. Поощрение экспорта представляет орудие государства в демонополизации экономики. Поведение монополиста-гиганта на внутреннем рынке таково, что он часто не заботится о качестве продукции, о ценах, о расширении производства и объема реализации с целью освоения незанятых рыночных пространств. Государству иногда не по силам справиться с крупной корпорацией. Тогда оно проводит экспортную политику, чтобы привести национального гиганта в мировую экономику, где не менее сильные конкуренты отучат его от монополистических замашек. Государство использует следующие методы стимулирования экспорта: предоставляет экспортерам налоговые льготы, берет на себя гарантии экспортных кредиторов, использует двухсторонние и многосторонние экономические соглашения, а также международные механизмы согласования торговых интересов, разрабатывает и осуществляет социальные целевые программы, предусматривающие усиление экспортного потенциала страны, регулирует валютные курсы;



2) лицензирование экспортных потоков. Может оказаться так, что, стимулируя экспорт, государство будет способствовать отправке за рубеж того, в чем нуждается собственное население. Это может случиться, если не налажено лицензирование экспорта. Безусловно, должны быть установлены препятствия выводу ресурсов, признанных национальным достоянием. Нельзя распродавать имущество, которое необходимо нынешнему и будущему поколениям;

таможенное налогообложение. Оно представляет метод государственного регулирования импорта. Уровень таможенных налоговых ставок должен быть достаточен, чтобы обезопасить отечественную экономику от крупномасштабных падений производства и занятости. А они вполне возможны в случае беспрепятственного проникновения на внутренний рынок иностранных конкурентов. В то же время очень высокие таможенные тарифы (протекционистские) создают на внутреннем рынке неестественную обстановку, отгораживают его от мировой торговли. Если национальное производство работает в неконкурентном режиме, начинается его отставание в области научно-технического прогресса, уровня эффективности, качества продукции, структуры товарного предложения. В современном мире наблюдается движение в направлении либерализации таможенной политики, перевода ее на принципы свободной торговли. Правда, таможенные перегородки продолжают играть заметную роль, особенно внутри треугольника США - Япония - Западная Европа. Организационно государство либо самостоятельно регулирует налоги на импорт, либо делает это на двухсторонней или многосторонней основе. Этим, например, занимаются руководящие органы ЕС, которые ведут линию на всемерную либерализацию взаимной торговли европейских стран. Одновременно они возводят внушительные таможенные барьеры, которые ограничивают проникновение в Европу дешевых товаров из США и Японии. Созданы и глобальные торгово-политические механизмы, в частности ГАТТ (Генеральное соглашение по торговле и тарифам), которое объединяет большинство развитых государств. В рамках ГАТТ они стараются урегулировать свои разногласия по поводу таможенных налогов и сделать мировую торговлю более свободной;

4) нетарифные методы ограничения импорта. Устранение таможенных преград еще не гарантирует наступление эры свободной торговли. Если отечественную экономику все труднее защитить с помощью таможенных налогов, то государство прибегает к использованию нетарифных методов. Они неподвластны ни ЕС, ни ГАТТ. Если надо снизить импорт, а налоги на него повысить нельзя, то используются:

Количественные ограничения (квоты) на ввоз зарубежных товаров и услуг,

Стимулирование национального производства заменителей импорта,

Специальные налоговые льготы для тех корпораций, которые сталкиваются у себя дома с жесткой иностранной конкуренцией,

покупка части продукции этих предприятий государством, которое, выделяя на это бюджетные ассигнования, старается поддерживать спрос, цены и норму прибыли.

Получается, что доступ на рынок вроде бы и открыт (таможенные тарифы являются низкими), а попасть на него заграничным экспортерам все равно трудно. Для того чтобы преодолеть нетарифные барьеры, им тоже нужна поддержка своего государства: экспортные кредиты, налоговые льготы;

5) международное движение капиталов. Если имеется в виду экспорт капитала, то государство обеспечивает своим предпринимателям, оперирующим за границей, благоприятный инвестиционный климат, а также гарантии безопасности капиталовложений. При этом оно использует различные средства:

Программы помощи иностранным государствам,

Двусторонние и многосторонние соглашения,

Инструменты (методы) внешней политики,

Предметы, специально предназначенные для уплаты налогов там, где расположены предприятия и филиалы заграничных инвесторов.

Поступая так, государство получает много обратных положительных эффектов:

Вывозит прибыль от старых и новых капиталовложений,

Улучшает платежный баланс,

Увеличивает приток в страну иностранной валюты,

Долговременно захватывает внешний рынок.

В то же время государство обычно жестко контролирует импорт капитала и деятельность на своей территории зарубежных фирм по следующим направлениям:

Устанавливает приоритетные секторы экономики, где поощряются операции иностранцев,

Устанавливаются секторы экономики, куда доступ иностранцам запрещен,

Регулируется распределение прибыли, налогообложение иностранных фирм.

Обратимся теперь к анализу второй формы государственного регулирования - к административному (прямому) воздействию на процесс общественного воспроизводства.

Есть области, где административные методы регулирования экономики оказываются достаточно эффективными, а их применение становится совершенно обязательным. В этих областях административные методы имеют явный перевес по сравнению с другими способами государственного воздействия на экономику. Эти методы, безусловно, в определенной мере подавляют индивидуальную экономическую свободу, но они вполне оправданы. Иногда максимальная свобода отдельных субъектов оборачивается тяжелыми потерями для остальных субъектов и рыночного хозяйства в целом. Среди административных методов регулирования экономики следует выделить:

1) прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монополист может натворить в экономике много пагубных дел. Его трудно обуздать с помощью экономических методов воздействия. Монопольные рынки весьма неодинаковы. Поэтому к ним применяются и различные административные методы воздействия. Например, для науки, образования, медицины, обороны признана естественной государственная монополия. Поэтому здесь может быть осуществлено полномасштабное администрирование. Здесь применимы:

Долгосрочное и текущее директивное планирование производства, издержек и цен;

Прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг;

Гарантированное материально-техническое снабжение, опирающееся на централизованные государственные поставки, и закупки.

Несколько иного отношения со стороны государства заслуживают технологические олигополии (групповая монополия). По отношению к ним применяется мягкое администрирование (индикативное планирование, допустимые пределы колебания цен). В ряде случаев существуют совершенно неестественные монополизированные участки экономики. В этом случае государство может использовать прямые административные методы для постепенной ликвидации экономически нецелесообразных монополий;

2) меры превентивного, порядка, огранивающие побочные эффекты рыночных процессов. Например, производство погубило озеро и леса. Никакие финансовые санкции природу не воскресят. Поэтому нужны государственные меры превентивного порядка, например:

Для консервации части национальных ресурсов, исключающей любые формы их коммерческой эксплуатации, для выделения природных зон, где необходимы определенные виды производственной деятельности,

Для прямого запрещения использования экологически вредных технологий,

Для введения жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности;

3) разработка стандартов, контроль за их соблюдением. Государство адресует им всем, кто участвует в функционировании экономической системы;

4) определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Это тот минимум жизненных средств, ниже которого наступает нищета. Имеются в виду гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице, социальные выплаты.

Организованной формой, посредством которой реализуются методы регулирования экономики, являются государственные целевые программы. Их разработка обычно распадается на четыре основных этапа:

1) формирование целевой функции. Здесь вступают в действие политические решения, посредством которых определяются очередность целей и их необходимые уровни;

2) формирование пакета вариантов экономической политики. Они должны обеспечить эффективное достижение целей государственной программы;

3) прогнозирование ресурсного покрытия всех вариантов программы. Для этого разрабатывается бюджет средств, необходимых для ее осуществления, определяются системы управления и контроля над реализацией программы;

4) выявление критерия, который позволяет оптимизировать выбор одного из вариантов программы. Модели прогнозов дают возможность просчитывать различные варианты экономической политики.

Программы бывают национальными и наднациональными. Первые ограничены пределами одной страны. Например, рейганомика была направлена на снижение и стабилизацию уровня инфляции, а также на достижение устойчивого темпа экономического роста и придание ему нового качества. Это была многоцелевая национальная программа. А вот, например, в рамках ЕС вырабатываются региональные, структурные и другие программы, относящиеся к разряду наднациональных.

Формы государственного регулирования. Директивное планирование – одна из форм государственного регулирования, длительное время существовавшая в СССР и других социалистических странах.

При директивном планировании план экономического и социального развития страны имеет силу закона и становится обязательным для всех звеньев народного хозяйства – предприятий, отраслей, регионов. Директивное планирование существенно ограничивало свободу экономической деятельности и инициативу в процессе выбора решений. Функции государства в это время сводились к планированию материальных пропорций и потоков, распределению материальных ресурсов, административному управлению производством и потреблением.

Индикативное планирование экономики представляет собой многоэтапный процесс, включающий разработку плана развития экономики страны, имеющего рекомендательный характер, доведение до хозяйствующих субъектов его показателей, контроль за выполнением плановых показателей.. Это механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее государственное регулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов.

Стратегическое планирование – управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и ситуацией на рынке, а также прогнозирование финансовой деятельности предприятия на длительный период.

Государственные закупки денежные платежи правительства, за которые оно получает товары или услуги текущего производства. Как инструмент экономической политики они воздействуют на хозяйственную конъюнктуру, обеспечивая устойчивый рынок сбыта для продукции частных фирм и стимулируя производство в необходимых отраслях.

Программирование экономическое – инструмент государственной экономической политики, подразумевающий разработку комплексных общехозяйственных программ, отражающих предпочтительный вариант развития общественного производства и стратегическую концепцию социально-экономической политики. Носит рекомендательный характер.

Программирование экономического развития – это разработка и реализация программ развития всей экономики или отдельных ее сфер: регионов, многоотраслевых комплексов. Программы – основные инструменты прямого активного вмешательства государства в ход воспроизводственного процесса в условиях рыночных отношений.

Экономическое прогнозирование – это предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер. Задача состоит в том, чтобы учесть взаимодействие множества объективных и субъективных факторов (внутренних и внешних), добиться, чтобы предвидение как элемент управления общественным развитием было по-настоящему научным и достоверным. Цель прогнозирования состоит в создании научных предпосылок, включающих: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений; обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития для принятия управленческих решений.

Методы ГРЭ. Государство использует методы (меры) прямого и косвенного воздействия на экономику.

Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Объектами прямого воздействия являются государственные предприятия, учреждения и другие организации, финансируемые из государственного бюджета, ресурсы бюджета, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах.

К методам прямого воздействия относятся: контроль за финансовыми операциями государственных предприятий, их структурой и их хозяйственной целесообразностью; установление цен и тарифов, производственных заданий для предприятий государственного сектора. Под прямым контролем находятся государственные инвестиции и расширение основного капитала государственных предприятий, инвестиции в жилищное и дорожное строительство, на развитие сферы образования и здравоохранение. Эти методы включают различные государственные закупки (военные и другие заказы), а также различные социальные выплаты. Методы прямого воздействия охватывают также определенные виды контроля: валютный контроль, ограничение экспорта капитала, эмиссии денежных знаков, лицензии на строительство и размещение предприятий, приобретение пакетов акций или целых предприятий.

Косвенные методы государственного регулирования предусматривают использование инструментов и форм воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. При их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

По организационно-институционному критерию принято различать административные и экономические методы государственного регулирования экономики.

Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и имеет целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора.

Функциями административных методов являются:

– обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни;

– защита конкурентной среды;

– гарантирование права собственности и свободы принятия экономических решений.

Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера ста­билизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и ре­шает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и т.п.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику. Выделя­ют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредит­ную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики- норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учет­ная ставка, операции Центрального банка с государственными обли­гациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют госу­дарству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и заня­тость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономическо­го роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, по­могающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального до­хода передается от относительно богатых к относительно бедным

слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.

Экономические методы государственного регулирования не ог­раничивают свободу предпринимательского выбора. Например, сни­жение налогов на бизнес или понижение учетной ставки являются ме­тодами, направленными на рост производства и усиление инвести­ционной активности предприятий. Предприниматели увеличивают инвестиции и объем производства не потому, что у них нет иного вы­хода. Они полностью свободны в выборе производственной програм­мы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учет­ной ставки делает рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

Экономические методы регулирования адекватны природе рын­ка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и че­рез нее - косвенно на производителей и потребителей товаров и ус­луг. Так, увеличение трасфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что в свою оче­редь способствует повышению цен и заставляет товаропроизводите­лей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.


Важное место в воздействии государства на экономические про­цессы занимает государственное предпринимательство. Сущность дан­ного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства до­статочна широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это - энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. от­расли, менее привлекательные для частного предпринимательства. Наблюдается рост государственного сектора в экономике, причина­ми которого являются необходимость поддержания национальной обороны, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, охрана окружающей сре­ды и т.п.

По мере развития и усложнения рыночной экономики повыша­ется роль государственного программирования. Правительства свои основные задачи на определенные временные этапы стали формировать в виде государственных программ. Для их реализации создают­ся экономические центры с привлечением ученых, представителей цен­тральных банков, союзов предпринимателей, профсоюзов. Такие про­граммы утверждаются парламентами, где заслушиваются отчеты о ходе их выполнения.

Экономическое программирование, или индикативное (рекомен­дательное) планирование, - это процесс ориентации государства на развитие общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предус­мотренным вариантом социально-экономического развития. Опыт программирования экономики имеют многие страны. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между кото­рыми, как правило, существует противоречие. (Например, противо­речие между установкой на полную занятость и установкой на отсут­ствие инфляции.)

Все рассмотренные экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные регуляторы, влияющие на положение страны в мировой экономике. Их значимость тем больше, чем глубже страна интегрирована в систему мирохозяйственных связей. К примеру, ког­да государство помогает продвижению за рубеж товарной массы, отечественные предприниматели смелее инвестируют производство, привлекают дополнительную рабочую силу, улучшая тем самым ситуацию на рынке труда и на рынке товаров и услуг. Это приводит к расширению совокупного спроса на продукты национального производства и, как следствие, - к экономическому росту. Кроме того, экспортная ориентация делает экономику более динамичной, прида­ет ее развитию новое качество. Известно, что мировой рынок являет­ся полигоном проверки потребительских свойств товаров, структу­ры и эффективности производства.

Для стимулирования экспорта государство применяет разнообразные экономические методы: предоставляет экспортерам налоговые льготы; берет на себя гарантии экспортных кредитов, использует торгово-экономические соглашения. Сильным средством поощрения экс­порта является регулирование валютного курса и вывоз капитала.

К административным методам регулирования экономики следу­ет отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправданно полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, пря­мой контроль над качеством и потребительскими свойствами това­ров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

Административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях эко­логической безопасности, при установлении гарантированного мини­мума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нор­мативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых мето­дов считается экономически оправданным и в целом не противоре­чит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени ус­ловно. Для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответ­ствующих государственных органов. В данном случае любые эконо­мические методы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный метод, прямо вынуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно ока­зывает косвенное воздействие на целый ряд взаимосвязанных про­цессов. В этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономи­ческих методов. Тем не менее разграничение государственных мето­дов воздействия на экономические и административные принципи­ально важно с точки зрения природы рынка.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые дейст­вия государства, которые разрывают связи внутри рыночного меха­низма. К примеру, тотальное директивное планирование, натураль­ное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводят на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатыва­ет национальные программы, осуществляет административный конт­роль за производством. Но делает оно это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый меха­низм рынка.

Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что исключи­тельно важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исклю­чительно благими намерениями, переступает этот предел, то проис­ходит деформация рыночного механизма.

Хозяйственная практика знает немало комбинаций использования различных методов государственного регулирования. Одни методы прямо направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов и предназначены для компенсации негативных сторон рынка.

В мировой экономической науке понятие государственного вмешательства в рыночную экономку связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреб­лении. Например, очень велика доля государственных расходов в общем объеме валового национального продукта; растут налоги, поступающие в государственную казну; имеет место и система государ­ственного предпринимательства; значительна роль государства в пе­рераспределении национального дохода. С помощью налогов государство не только пополняет казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности.

Однако если в сфере распределения удельный вес государства очень велик, то в производстве его участие должно быть минимальным, а в обмене - практически равно нулю.

Есть общее понимание того факта, что в рыночной экономике у государства есть свои проблемы, а у рынка - свои. Вопросы о том:

«Что?», «Как?» и «Для кого?» производить решает не только рынок, но и государство. Однако решает оно эти вопросы на основе рыноч­ного механизма.

ВВЕДЕНИЕ

Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции).

Цель работы – изучить государственное регулирование экономики через механизм и методы государственного регулирования.

Выделяются четыре главные цели государственного регулирования экономики:

обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны;

минимизация безработицы;

стабильность цен;

внешнеэкономическое равновесие;

стимулирование умеренного экономического роста.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что государственное регулирование является очень важным для развития экономики, что необходимо для достижения основных целей.

Предметом исследования является: механизм и методы государственного регулирования экономики.

Задачи данной работы:

рассмотреть инструменты государственного регулирования экономики;

охарактеризовать основные формы государственного регулирования экономики;

сформулировать основные направления государственного регулирования экономики.

Глава I.

Инструменты государственного регулирования экономики

Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяют говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

Рассмотрим универсальные средства госрегулирования, применяемые в последнее время.

Общепринято деление способов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.



Правовое регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д.

Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию (от лат. достающийся на долю - установленное для определенных целей предельное количество, норма чего-либо), лицензирование (от лат. - свобода, право, разрешение), квотирование (позднелат. - доля, часть, норма чего-либо допускаемого) и т.д.

С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономическое регулирование предполагают воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используется:

бюджетная и фискальная политика;

денежно-кредитная политика;

программирование;

прогнозирование и планирование.

Глава II.

Основные формы государственного регулирования экономики

Экономическое законодательство слагается из следующих основных элементов.

Антимонопольное законодательство. Его задача-максимум - предотвращение формирования опасных для общества монополий, задача-минимум - снижение негативных последствий от их деятельности.

Законодательство о собственности. Государство определяет объекты и субъекты отношений собственности, объем правомочий собственников, гарантирует защиту их прав. Субъекты различных форм собственности в принципе должны пользоваться равной защитой.

Налоговое законодательство. Законодательство о налогах призвано отражать основные приоритеты национальной политики. Для оптимального функционирования экономики налоговое законодательство обязательно должно быть стабильным.

Законодательство о труде и социальной защите. Государство с участием профсоюзов регулирует взаимоотношения между работодателями, наемными работниками. Социальные гарантии должны, с одной стороны, защищать работников от произвола предпринимателей, но не лишать их стимулов к экономической активности.

Законодательство об охране природы. Его главные задачи - определить предельно допустимые нормы вторжения в экологическую среду, а также меры ответственности за их нарушение.

Законодательство о защите прав потребителей. Оно определяет права потребителей - физических лиц, приобретающих товары и услуги для личных бытовых нужд, а также механизм реализации этих прав.

Государственное предпринимательство - это организация деятельности предприятий, находящихся в государственной собственности.

В государственный сектор рыночного хозяйства входят прежде всего предприятия тех отраслей (инфраструктура, особенно транспорт и связь, военная промышленность), которые производят общественные блага - услуги, потреблять которые может только общество в целом и которые финансируются из государственного бюджета. Кроме того, государство часто прямо и непосредственно берет под свой контроль естественные монополии - отрасли производства, в которых конкуренция принципиально невозможна (газоснабжение, производство электроэнергии и электроснабжения т.д.). Хотя в целом в рыночном хозяйстве государственное предпринимательство не может стать главной формой, в названных отраслях оно играет большую, часто преобладающую роль. В отличие от частного бизнеса для государственных предприятий максимизация прибыли не является основной целью их деятельности.

Социальная политика направлена на обеспечение определенного стандарта благосостояния с целью поддержания экономической и социальной стабильности в обществе, стимулирования экономического роста. Составной частью социальной политики является материальная поддержка наиболее "слабых" групп населения.

Бюджетно-финансовая (фискальная) политика - это использование налогов и расходов государственного бюджета для стимулирования экономического роста, экономической и социальной стабильности.

Государственный бюджет - это финансовый план правительства, сопоставляющий доходы с необходимыми расходами. При сбалансированном бюджете доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы превышают расходы, разница называется бюджетным профицитом (положительным сальдо бюджета). Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами. Из государственного бюджета производятся расходы на финансирование отраслей экономики, на финансирование социально-культурного развития и науки, на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, на национальную оборону, внешнеэкономическую деятельность, расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, на финансирование федеральных целевых программ и выплату трансфертных платежей.

Основные источники доходов и расходов госбюджета.

Рис.1. Доходы и расходы государственного бюджета.

Трансфертный платёж - это выплаты государства, не являющиеся вознаграждением за текущую производственную деятельность. К ним относят пенсии, пособия, выплаты и льготы населению и фирмам (например, бесплатное обучение в школах, детские пособия на детей, которые получают на вас ваши родители).

Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налогов. Налоги - это обязательные и принудительные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Каждый налог содержит следующие элементы:

субъект налога (налогоплательщик) - физические или юридические лица;

объект налога - налогооблагаемая база, то, что подлежит налогообложению (доход, товар, собственность, капитал);

налоговая ставка, выраженная в процентах, доля налога в налогооблагаемой величине;

налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов в соответствии с действующим законодательством. Например, необлагаемый минимум (пороговая величина объекта налогообложения, полностью освобожденная от налога).

По объектам платежей различают прямые и косвенные налоги:

Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода и собственности физических и юридических лиц (прямая форма обложения).

Косвенными налогами облагаются товары и услуги, они устанавливаются в виде надбавок к цене, тарифу (налог на добавленную стоимость, с продаж, акцизы)

Денежно-кредитная (монетарная) политика заключается в регулировании массы денег в обращении с целью сокращения безработицы и инфляции.

ПЛАН

Введение. 2-3

1. Необходимость государственного регулирования экономики. 4-8

2. Инструменты государственного регулирования экономики. 9-10

2.1. Государственное экономическое

прогнозирование. 11

2.2. Государственное экономическое

программирование. 12-13

2.3. Бюджетно – налоговая система. 14-16

2.4. Денежно – кредитная политика. 17-20

3. Объекты и цели государственного регулирования экономики. 21-23

4. Экономические функции государства. 24-27

Заключение. 28-29

Приложение. 30-33

Список литературы. 34-35

Введение.

В обеспечении нормативного функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, осуществляет широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определённых функций в экономике не подвергается сомнению. Это ещё раз получило подтверждение в ходе «Кейнсианской революции» которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны.. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно – денежная политика, экономическое законодательство и т.д..

В этой курсовой работе мы подробнее познакомимся с формами государственного регулирования экономики. Здесь рассмотрим инструменты государственного регулирования экономики: государственное экономическое прогнозирование, государственное экономическое программирование, бюджетно?налоговую систему, денежно – кредитную политику; такую тему как необходимость государственного регулирования экономики; объекты и цели государственного регулирования экономики; экономические функции государства.

1. Необходимость государственного регулирования.

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “Кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо. Факторы обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики многообразны, но их можно сгруппировать на основании определённого критерия, связанного с разрешением тех или иных экономических проблем. .

(смотрите приложение таблица 1)

Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами:

Во-первых , этого требует основная движущая сила рыночного механизма конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование экономики. В сою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. На определенном этапе развития капитализма монополистический капитал начинает сращиваться с государственной системой управления с целью реализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже, общечеловеческую. Монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.

Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40% того или иного вида продукции. Предусмотрены ограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть крупная корпорация. Законодательство должно запрещать всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.

Другим аспектом антимонопольной политики государства и поддержания рабоспособности рыночного механизма является правовая защита производителей и потребителей. Прежде всего должно быть обеспечено право собственности и экономической самостоятельности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал.

Во-вторых . Всегда существовали такие виды производства, развитие которых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

В-третьих . Есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.

2 . Инструменты государственного регулирования экономики .

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов, средств. Так, метод прямого воздействия реализуется средствами административного и экономического влияния. Конкретное выражение этих приёмов или средств регулирования представляет собой их формы.

Особенностью административных средств регулирования экономики является, то что они:

Не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;

Включают меры запрета, разрешения и принуждения;

Предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование:

Государственного экономического прогнозирования;

Государственного экономического программирования;

Бюджетно – налоговой система;

Денежно – кредитной политика;

Валютной политики;

Таможенной политики;

Рассмотрим кратко основные инструменты и их роль в регулирования экономически государством. В целом инструментарий государственного регулирования экономики представлен в таблице 2 . (смотрите приложение).

2 . 1 . Государственное экономическое прогнозирование.

Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике,существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов,на учете тенденций развития науки,техники,интеллектуального потенциала,позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях.Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику,определять совокупность рычагов,обеспечивающих ее эффективную реализацию.

Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов :

Поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого, прогноза,разработка конкретных рекомендаций по использованию экономических регуляторов хозяйственной деятельности; корректировка нормативного прогноза с учетом механизма регулирования;

Составления сценария и вариантов прогноза;

Сведение разного рода прогнозов в систему.

Формирование системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций; развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса; развития территорий; экологических прогнозов; прогнозов внешнеэкономической деятельности.

Прогнозные разработки начали осуществляться и в России.Например, в январе 1998 г. Правительство РФ приняло постановление «О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1999 год, параметров прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов Федерального бюджета до 2001 года»

2.2. Государственное экономическое программирование.

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально – экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяю материальные, финансовые средств реализации этих целей. Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются как правило, на пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно - стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства Государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

В большинстве стран, где применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индекативный характер, но имеют строгую целевую направленность.

Объектами целевых экономических программ являются отрасли, регионы, социальная сфера и её элементы, направления научных исследований. Примером среднесрочной целевой программы служит программа Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 – 2000 годах».

2.3. Бюджетно – налоговая система.

Бюджетно – налоговая система – одна из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в валовом внутреннем продукте (ВВП), создают реальные возможности влияния на социально – экономические процессы.

Основным источником доходовой части бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходной части бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы, приведение её в соответствие с задачами социально – экономического развития страны.

Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести перенесли на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного хозяйства – увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику.

Влияние налоговой системы на экономику связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения объектов льготного налогообложения.

Для оплаты государственных расходов и различных выплат населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.

Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие :

  • Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.
  • В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения..
  • В рыночном хозяйстве выделяются такие основные группы налогов:

Налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на прибыль и др.);

Налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от капитала, в том числе на процент и др.);

Налоги на движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение капитала, на покупку земли и т.д.);

Налоги с оборота (включая налог на добавленную стоимость);

налог с продаж и акцизный налог (являются «скрытыми» или косвенными налогами, поскольку обычно перекладываются с продавцов и производителей через более высокие цены на непосредственных потребителей).

2.4. Денежно – кредитная политика.

Денежно–кредитная политика - является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком. Денежно – кредитная политика государства должна быть направлена прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса..

В процессе реализации денежно – кредитных способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые экономические и косвенные методы.

К инструментам прямого экономического воздействия относятся:

Целевое кредитование;

Установление кредитных «потолков»;

Прямой контроль за установлением уровня процентных ставок.

Меры, связанные с целевым кредитованием, выражаются в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам. Эти банки, как правило, пользуются определёнными льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в определённых размерах.

Установление так называемых кредитных «потолков» есть не что иное, как ограничение объёмов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.

Прямой контроль за уровнем процентных ставок связан с установлением Центральным банком ставки рефинансирования (нормы процента – платы за кредит, выдаваемый Центральным банком коммерческим банкам), с определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном банке.

Более широко используется косвенные методы денежно – кредитного регулирования:

Регулирование минимальных резервных требований;

Осуществление дисконтной политики (регулирование учётных

ставок по кредитам);

Купля – продажа иностранной валюты;

Регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;

Изменение курса национальной валюты;

Эмиссия денег в обращение в рамках определённых нормативов;

продажа – скупка государственных ценных бумаг.

Большинство современных экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.

Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.

Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д.

В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.

Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

Инструментарий кредитно-денежной политики

В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:

  • операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг; политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка;
  • изменение норматива обязательных резервов.

В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.

Политика учетной ставка (дисконтная политика). Учетная ставка - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности.

Учетную ставку устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения.

Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.

Изменение нормы обязательных резервов банков. Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков:

  • если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения;
  • при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.

3 . Объекты и цели государственного регулирования экономики.

Объекты государственного регулирования-первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, то есть то,на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

Основными объектами,на которые направлено воздействие государства в сфере экономики,являются:

Процессы разгосударствления,приватизации,демонополизации;

Структура форм собственности;

Социальная, отраслевая, секторная, региональная и воспроизведённая структура народного хозяйства;

Экономический цикл,процесс воспроизводства;

Государственный сектор экономики;

Условия и источники накопления капитала;

Денежное обращение;

Цены,антиинфляционные процессы;

Конкурентная среда;

Предпринимательство;

Инвестиции, НИОКР;

Социальная сфера,трудовые отношения,механизм защиты населения;

Занятость,кадры;

Платежный баланс;

Внешнеэкономическая деятельность страны;

Окружающая среда

Определяя объекты своего воздействия,государство формулирует и цели,которые оно ставит перед собой. Множество объектов воздействия обуславливает и множество целей,разнообразных по своему характеру.

Совокупность целей представляет собой определенную систему, включающую основную,генеральную цель,а также конкретные цели,связанные с реализацией того или иного экономического,социального процесса и способствующие достижению главной цели. Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получила название «дерево целей».

Основной,главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста,а на этой основе-повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель.

«Дерево целей» :

1)Обеспечение экономической стабильности,выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний:

Регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики;

Обеспечение экономического роста;

Поддержка устойчивости национальной валюты;

Обеспечение полной занятости;

Внешнеэкономическое равновесие.

2)Обеспечение рамочных условий функционирования народного хозяйства:

Обеспечение территориальной целостности;

Обеспечение правовой основы функционирования экономики;

Поддержка внутреннего порядка.

3)Обеспечение социальной стабильности:

Социальная обеспеченность различных слоев населения;

Предоставление социальных услуг;

Обеспеченность населения общественными благами.

4)Координация хозяйственной деятельности:

Обеспечение информацией о конъюнктуре рынка, перспективах развития народного хозяйства;

Разработка мотивационного механизма,системы поощрения и санкций.

5)Поддержка конкурентной среды:

Создание экономических, правовых условий, правил системы

конкурентных отношений, защита конкурентной среды;

Борьба против недобросовестной конкуренции;

Борьба с монополизмом;

Разработка стратегических и тактических мер развития пред-принимательской активности(финансовых,налоговых,таможенных и др.);

Поддержка мелкого среднего предпринимательства.

6)Управление государственным сектором в экономике:

Управление государственными предприятиями;

Управление государственной собственностью(разведанными полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами, пакетными акциями,государственными кредитными средствами). .

4. Экономические функции государства.

Конкретные для каждой страны условия, вызывающие необходимость государственного вмешательства в экономику, а также его цели определяют и формируют содержание. Есть общие для всех стран факторы, которые исторически определяют экономические функции государства. К таким факторам относятся:

  1. тип экономической системы;
  2. цели развития экономически данной системы;
  3. экономический потенциал и система отношений собственности;
  4. степень развития рыночных отношений;
  5. характер межнациональных отношений и уровень развития регионов;

6 место данного государства в мировом хозяйстве и международном разделении труда

К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:

  • создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
  • антимонопольное регулирование;
  • проведение политики макроэкономической стабилизации;
  • воздействие на размещение ресурсов;
  • деятельность в сфере распределения доходов;
  • деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Рассмотрим эти функции государства:

Создание и регулирование правовой основы
функционирования экономики

Прежде всего на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

Антимонопольное регулирование .

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Макроэкономическая стабилизация

Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика.

Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

Размещение ресурсов.

Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.

Перераспределение доходов

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.

Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений

Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности.

В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.

Значительный вес в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.

Источником формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное предпринимательство т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.

Заключение.

Выше были рассмотрены основные инструменты: государственное экономическое прогнозирование, государственное экономическое программирование, бюджетно – налоговая система, денежно – кредитная политика, объекты и цели государственного регулирования экономики.

Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму..

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики – это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.

Приложение.

Таблица 1.

Факторы , обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики .

Группа факторов

1.Факторы,связанные с разрешением проблем рыночного сектора экономики, сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма.

1.Ограничение стихийности ры-

ночных процессов.

2.Обеспечение эффективного сово-

купного спроса,рыночной конъюк-

3.Обеспечение производства обще-

ственных потребностей и нужд.

4.Поддержка конкурентности,

открытости рынка.

5.Усиление конкурентности на

мировом рынке.

2.Факторы,обеспечивающие

экономическую стабильность,

процесс расширенного воспроизводства.

1.Создание общих условий разви-

тия экономики,обеспечение эконо-

мической эффективности функцио-

нирования совокупного капитала,

необходимость определения «пра-

вил игры» хозяйствующих объектов

2.Обеспечение антициклического

развития экономики.

3.Стимулирование долгосрочного

экономического роста, деловой

активности.

4.Формирование оптимальной

структуры народного хозяйства.

5.Поддержка макроэкономического

равновесия.

6.Обеспечение эффективного уп-

равления государственным сектором экономики.

7.Потребность в государственных

инвестициях малорентабельных с

точки зрения частного капитала.

8.Регулирование денежного обращения.

9.Содействие развитию науки,

научно-технического прогресса.

3.Факторы,связанные с реше-

нием социальных проблем.

1.Обеспечение рационального пере-

распределения доходов.

2.Обеспечение экономической основы социальной стабильности,

социальной напряженности.

3.Обеспечение полной занятости

населения.

4.Формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы, проявление

интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохранения,образования,пере-

подготовка кадров и т.д.)

Таблица 2

Инструменты государственного регулирования экономики

ФОРМЫ И МЕТОДЫ.

КОСВЕННЫЕ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Принятие законодательных актов,

нормативных документов,положений

Управление государственной собсвен-

ностью,в том числе:

Управление предприятиями государтвен-

ного сектора

Организация производства и труда

Госзаказ

Государственные инвестиции

Государственные кредиты

Субсидии

Лицензирование и квотирование

Применение санкций

Охрана окружающей среды

Индикотивное планирование

Целевое програмирование

Регулирование налоговой системы

Кредитно-денежные инструменты:

Регулирование денежной массы

Антиинфляционные меры

Регулирование процентной ставки

по операциям ЦБ

Рефинансирование комерческих банков

Регулирование нормативов обязательных резервов комерческих банков

Операции на рынке ценных бумаг

Формирование и использование

Формирование налоговой политики

Формирование амортизационной

политики

Определение нормы банковского

Установление минимальной зарплаты

Регулирование цен на некоторые виды

товаров и услуг

Антимонопольная политика,защита

конкуренции

Валютные рычаги:

Стабилизация национальной валюты

Операции на открытом валютном рынке

Девальвация,ревальвация национальной валюты

Привлечение иностранного капитала

Создание совместных предприятий

Социальная политика:

Социальные программы

Обеспечение занятости населения

Социальная защита населения

Регулирование доходов

Контроль за динамикой цен и зарплаты

Трансфертные платежи

Деятельность в сфере образования,здравоохранения,культуры

Внешнеэкономические формы воздействия:

Регулирование внешнеэкономической деятельности

Таможенные тарифы

Валютное регулирование

Субсидии

Список литературы

1. Албегова И.М., Емцова Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика.Глава 1.М.Дело и сервис,1998, стр. 89

2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/М. В. Романовский. 2-е издание исправленное и переработанное. Москва. «Юрайт», 2000, стр. 93

3. Борисов Е.Ф. «Основы экономики» «Юрист» М: 1998, стр. 102

4. Государственное регулирование экономики: Учебник для вузов/Под общей редакцией Кушлина В.И.,Волгина Н.А.;-М:ОАО <НПО>Экономика>,2000, стр. 232-263.

5. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. – М.: Дело, 2001, стр. 36

6. Гуськова М.Ф., Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.Ф. «Экономика 100 вопросов» «Владос» М: 1999, стр. 27

7. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/ Архангельский В. П., Будорина А. В. и др.; под общей редакцией В. И. Кушлина – 2-е изд, доп. и перер. – М.: РАГС, 2003, стр. 345

8. Гутман Г. В. и др. Правовое государство, как атрибут рыночного хозяйства и самоуправления/ Г. В. Гутман, Б. К. Коробков, А.И. Тяжов; МО РФ, КГТУ – Кострома: КГТУ, 2002, стр 15

9. Государственное рыночной экономики: Учебник/ Рос. акад. гос. Службы при президенте РФ; Под общей ред. В.И. Кушлина, Н. А. Волгина – М.: Экономика,2000, стр. 357

10. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник – 2-е изд., доп. – М: Дело, 2002.Стр 121.

11. Курс экономической теории. 4-е изд./Под ред. М. Чепурина, Е. Киселёвой. Гл. 16. Киров, 1999, стр.89.

12. Матлин А. М. Деньги и экономические решения. М., 2001, стр. 25

13. Об экономическом росте и разамерах государства/ В. Тамбовцев// Вопросы экономики – 2003 – номер 6, стр. 119-121.

14.Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие – М: Юристъ, 1999, стр18

15. Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики(в вопросах и ответах) : Учебное пособие – М.: ИНФРА – М, 2000. стр 37

16. Роль государства в экономике: американский опыт/ Супян В.// Проблемы теории и практики управления. – 2002 – номер 4, стр 14-17

17. Размеры государства и экономический рост: Вопросы теории/ А. Илларионов, Н. Пивоварова// Вопросы экономики – 2002 – номер 9, стр. 18-45

18. Рыночная экономика и самоуправляемое общество/ Кениг В., Коробов Б. К., Мейер А., Тяжов А.И.. – Постдам – Кострома: Постдамская ремесленная палата, 2002, стр. 46

19. Справочник "Социально-экономические проблемы России"
Ответственный редактор П.С. Филиппов , Редакторы Т.М. Бойко, А.В. Островский © ФИПЭР Изд-во "Норма",Санкт-Петербург,1999, стр. 53

20. Управление государственной собственностью/ Под ред. В.И. Кошкина, В.М. Шупыро. М: Инфра – М,1997, стр. 60

21. Финансовое право: Учебник/ответственный редактор Н. И. Химичева. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва. «Юрист», 2000, стр. 75

22. Финансы. Кредит/ Под редакцией профессора РАЕН Л. А. Дробозиной Издательство «Юнити», Москва, 2000, стр. 156

23. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия: Учебник для вузов – М.: Экономика, 2000, стр. 34

24. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства(Политическая экономика).Гл.11.М.:Финансовая академия при Правительстве РФ,1997, стр. 97.

25. Экономическая теория: Учебник для вузов. Под редакцией А. И. Добрынина. 3-е издание, дополненное и исправленное «Питер», 1999, стр. 135

26. Экономическая теория/Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб:тИзд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2002., стр. 422

27. Якобеон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для экон. спец. вузов. – М.: ГУВШЕ, 2002, стр 57