Европейская система центральных банков и европейский центральный банк. Современная европейская банковская система Банковская система европейского союза

"Международные банковские операции", 2009, N 4

На сегодняшний день евро является второй по значимости резервной валютой, и, по мнению многих экспертов, в частности бывшего главы ФРС США Алана Гринспена, есть все предпосылки для того, чтобы евро заменил доллар США в качестве главной мировой резервной валюты. В статье представлен анализ ситуации, сложившейся вокруг единой европейской валюты в связи с финансовым кризисом.

Влияние политики Европейского центрального банка на валютные рынки

Единая европейская валюта находится под юрисдикцией наднациональной банковской системы (европейской системы центральных банков во главе с Европейским центральным банком). Поэтому действия Европейского банка имеют самое непосредственное влияние не только на экономику государств - членов Европейского союза, но и на всю международную финансово-валютную систему.

В связи с нынешними мировыми экономическими потрясениями действия национальных центральных банков государств - членов Европейского союза стали еще более зависимы от политики Европейского центрального банка, которому после принятия решения о создании валютного союза и введения евро была делегирована ответственность за денежную и валютную политику Европейского союза. Все операции на денежном и форексном рынках стали осуществляться Европейской системой центральных банков.

От того, насколько слаженно, выверенно и своевременно принимаются решения руководством Европейского центрального банка, прежде всего Советом управляющих, зависят стабильность цен в Европейском союзе и устойчивость евро на валютно-финансовых рынках.

Как было заявлено в Европейском центральном банке, начало восстановления европейской экономики ожидается не раньше, чем в 2010 г. Однако с учетом того факта, что политика монетарных властей валютного блока всегда отличалась консерватизмом и отсутствием гибкости, о стабильном росте экономических показателей в зоне евро можно будет говорить позднее указанной даты. Таким образом, антикризисные решения руководства Европейского центрального банка могут дать возможность спрогнозировать дальнейшее положение евро в международной валютно-финансовой системе и экономике европейских государств.

Сложность координации монетарной политики властей объясняется спецификой интеграционного объединения европейских государств. Являясь интеграционным наднациональным объединением государств, передавших значительную часть своих суверенных прав, в особенности в экономической и валютной сферах, наднациональным органам Европейского союза и принимая во внимание различный уровень развитости экономик государств-членов (особенно это касается постсоветских государств, ставших членами Европейского союза совсем недавно), Европейский союз требует непременного учета финансовых показателей каждого отдельного государства, являющегося его членом.

Поэтому действия национальных центральных банков подчиняются политике Европейского центрального банка, который, в свою очередь, зависим от положения дел в национальных банках государств, входящих в зону евро.

В наибольшей же степени независимость национальных банков европейских стран была ограничена в 1998 г. в связи с введением евро в наличный оборот, для чего были образованы Европейский центральный банк и Европейская система центральных банков, обладающие всеми полномочиями по проведению валютной политики Европейского союза, в частности правом на эмиссию евро. Именно эти институты стали самыми независимыми от политического влияния в Европейском союзе.

Переход к единой европейской валюте

Довольно продолжительный процесс перехода государств - членов Европейского союза к единой европейской валюте обеспечивался слаженной системой, которая была утверждена в 1997 г. на Амстердамском саммите Евросоюза, определившем основные элементы валютной политики, в том числе новый механизм обменных курсов (МОК-2), а также принявшем программные документы - "Повестку дня - 2000", в которой были определены основные направления развития Европейского союза и его политики в наступающем веке, и "Пакт стабильности и роста", открывший путь к введению евро 1 января 1999 г. Последний документ весьма важен для государств - членов Европейского союза, так как он впервые предусматривал введение штрафных санкций против государств-членов в случае нарушения ими нормативов государственного бюджета.

В соответствии с этим документом в случае, если участник экономического и валютного союза превышает установленный в Маастрихтском договоре <1> лимит дефицита бюджета, Европейский совет в течение трех месяцев принимает рекомендации в адрес этой страны. В течение следующих четырех месяцев эти рекомендации должны быть реализованы, в противном случае по истечении трехмесячного срока к стране-нарушителю применяются санкции: беспроцентный депозит в размере 0,2% от ВВП плюс 1/10 разницы между реальным дефицитом бюджета (% от ВВП) и установленным лимитом. Через два года, если положение не улучшится, депозит автоматически обращается в штраф. Кроме того, на указанной выше межправительственной конференции был согласован механизм Европейской валютной системы-2. Данная система предполагала регулирование отношений между евро и национальными валютами стран, которые не являются участниками валютного союза.

<1> Договор, подписанный 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды), положивший начало Европейскому союзу, в частности установивший ответственность за денежно-кредитную политику Евросоюза Европейской системы центральных банков.

Кроме того, обеспеченность единой европейской валюты реализуется через эффективность технической базы платежей и расчетов, в частности системы, с помощью которой крупномасштабные трансграничные сделки могут обслуживаться в течение того же дня.

В Европе существуют три альтернативы для осуществления международных платежей:

  1. платежная система Европейской системы центральных банков TARGET <1>;
  2. система клиринговых расчетов в евро Банковской ассоциации, в настоящее время носящей название "Европейская банковская ассоциация" (EBA - Euro Banking Association);
  3. национальные клиринговые системы, которые будут выполнять функции приведения в соответствие времени рабочих часов в стране и времени отсечения межгосударственных платежей, приведения в соответствие форматов отчетности, обеспечения возможности удаленного доступа к локальным платежным системам и банкам на территории экономического и валютного союза.
<1> Трансъевропейская автоматизированная экспресс-система брутто-расчетов в режиме реального времени - Trans-European Automated Real-Time Gross Settlements Express Transfer - TARGET, транснациональная автоматическая система расчетов при проведении крупных платежей в режиме реального времени, которая основана на национальных системах валовых расчетов в режиме реального времени стран, использующих для расчетов евровалюту (http://www.target.com/).

Система TARGET, через которую проходит около 25% всех трансграничных платежей в Европейском союзе, напрямую связана с национальными клиринговыми системами RTGS (Real-Time Gross Settlements) и позволяет выполнять платежи в режиме реального времени при наличии достаточного покрытия на счете банка-плательщика. Главная задача системы TARGET - сократить время прохождения платежей между финансовыми институтами зоны евро и максимально гарантировать их безопасность.

Структура TARGET представляет собой децентрализованную платежную систему, при этом в ведении Европейского центрального банка остаются только наиболее общие функции.

Банковская ассоциация евро представляет собой евро-клиринговую систему нетто-расчетов, по которой обмен информацией происходит в течение дня, а окончательный расчет - в конце расчетного дня. Основанная в 1985 г. в Париже для содействия коммерческому использованию ЭКЮ <2>, она объединяет 56 клиринговых банков из 16 стран. Это весьма эффективная система, которая отвечает всем требованиям двустороннего и многостороннего зачета (неттинга). Через нее проходит около трети всех трансграничных платежей в Евросоюзе.

<2> Сокращение от European Currency Unit - европейская валютная единица, действовавшая на территории Европы с 1979 по 1998 г., до введения евро; ЭКЮ рассчитывалась исходя из котировок всех валют, входивших в европейскую валютную систему, стала универсальным платежным средством - учетной и расчетной единицей, позволяющей осуществлять платежи между странами и выдавать кредиты.

Структура и функции Европейского центрального банка

Европейский центральный банк располагает максимальной степенью наднациональных полномочий в системе Европейского союза. Проводя свою политику вместе с правительствами национальных государств, чьи интересы не всегда схожи, Европейский центральный банк проявляет свою независимость в следующих четырех направлениях: институциональном, операционном, персональном и финансовом.

Эти сферы действия зафиксированы Маастрихтским договором, который установил, что управляющие национальными центральными банками Европейского союза, входящие в Генеральный совет Европейского центрального банка, не должны иметь политических воззрений, обладать личной свободой; члены трех рассмотренных ниже советов Европейского центрального банка избираются сроком на восемь лет, а президенты национальных банков - сроком на пять лет; банк обладает оперативной свободой: Европейскому центральному банку предоставлен самостоятельный выбор в применении инструментов денежного рынка.

Денежная политика, проводимая Европейским центральным банком, опирается, прежде всего, на операции на открытом рынке, а также на политику минимальных резервов и на управление кредитованием.

Существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава "генеральный принцип", согласно которому Европейская система центральных банков управляется руководством ("принимающими решения органами") Европейского центрального банка, и прежде всего Советом управляющих, в который входят Исполнительный комитет и управляющие центральными банками стран-членов. Назначение членов Исполнительного комитета осуществляет Европейский совет глав государств и правительств по рекомендации Совета по экономике и финансам на восемь лет с невозможностью повторного назначения.

Полномочия по формулированию и осуществлению единой денежной политики стран Евросоюза возлагаются на Совет управляющих, основными функциями которого являются: адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков; определение ключевых элементов денежной политики Европейского экономического и валютного союза, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов национальных центральных банков; утверждение правил внутренней организации Европейского центрального банка и порядка представления Европейской системы центральных банков в области международного сотрудничества.

Исполнительная дирекция, включающая президента, вице-президента и четырех членов, проводит денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом управляющих Европейского центрального банка и определяющими действия национальных центральных банков.

Генеральный совет, третий руководящий орган, включает президента и вице-президента Европейского центрального банка и управляющих национальными центральными банками всех стран Европейского экономического сообщества независимо от их участия в Европейском экономическом и валютном союзе. К основным задачам Генерального совета можно отнести следующие:

  • осуществление консультационных функций Европейской системы центральных банков;
  • разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым национальными банками.

Президент Европейского центрального банка Жан-Клод Трише (Jean-Claude Trichet) одновременно является председателем всех трех его руководящих органов: Совета управляющих, Исполнительной дирекции и Генерального совета. Согласно законодательству Евросоюза он представляет Европейский центральный банк во внешних организациях.

При создании Европейской системы центральных банков в качестве главной цели ставилось поддержание стабильности цен, как это было заявлено в уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка. Согласно названному документу, она достигается путем реализации следующих конкретных задач:

  • определение и осуществление валютной политики ЕС;
  • проведение международных валютных операций;
  • хранение официальных валютных резервов стран - участниц Европейской валютной системы и управление ими;
  • обеспечение нормального функционирования платежной системы.

Единую денежно-кредитную политику, определяемую Советом управляющих Европейского центрального банка, децентрализованно внедряют национальные центральные банки. Она должна удовлетворять следующим условиям:

  • соответствие рыночным принципам;
  • равноправный режим для всех;
  • простота;
  • поиск наилучшего соотношения эффективности и стоимости;
  • децентрализация;
  • непрерывность;
  • согласованность.

Она также должна соответствовать управленческим решениям Европейской системы центральных банков.

Европейская система центральных банков осуществляет хранение и управление официальными золотовалютными резервами стран - участниц Европейского экономического и валютного союза. Взнос каждого национального центрального банка определен в соответствии с его долей в капитале Европейского центрального банка (по уставу Европейского центрального банка центральные банки должны передать ему валютные резервы на общую сумму, эквивалентную 50 млрд евро).

Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их собственных обязательств по отношению к международным организациям.

В сферу деятельности Европейского центрального банка входят:

  • предоставление кредитов, в том числе ломбардных, финансовым институтам;
  • операции на открытом рынке с различными финансовыми инструментами;
  • установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран - членов Европейского валютного союза.

Полномочия по обеспечению бесперебойного прохождения платежей и управлению иностранными резервами стран-членов, осуществлению валютных операций в отношении третьих стран, хранению официальных международных ликвидных резервов государств-участников и управлению ими, обеспечению бесперебойного функционирования платежных и расчетных систем также возлагаются на Европейский центральный банк.

Национальные же банки должны содействовать реализации единой денежной политики еврозоны, а Европейский центральный банк, в свою очередь, способствует "плавному осуществлению политики, проводимой компетентными органами в отношении разумного надзора за кредитными учреждениями и стабильностью финансовой системы" <1>.

<1> Европейский союз. Прошлое, настоящее, будущее. Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе. М.: Международная издательская группа "Право", 1994. С. 23.

Европейский центральный банк и национальные центральные банки могут:

  • устанавливать отношения с финансовыми институтами в третьих странах и международными организациями;
  • приобретать и продавать все типы активов в иностранной валюте и в драгоценных металлах;
  • проводить все типы банковских операций в отношениях с третьими странами и международными организациями.

Основные инструменты денежной политики Европейской системы центральных банков определены в уставе (ст. ст. 17 - 24). К ним относятся проведение операций на открытом рынке, регулирование дисконтной ставки путем проведения депозитно-ссудных сделок и установление минимальных резервных требований для кредитных институтов.

Валютная политика в период финансовой нестабильности

В соответствии с Конституционным договором 2004 г. <1> Европейский центральный банк включен в систему институтов Европейского союза, что позволит ему при условии принятия всеми его государствами-членами данного документа играть главную роль в финансовой и валютной политике, обеспечивать в дальнейшем достижение целей и задач европейской интеграции на основе интегрированных базисных структурных компонентов.

<1> Международный договор, призванный играть роль конституции Европейского союза и заменить все прежние учредительные акты Европейского союза. Подписан в Риме 29 октября 2004 г. На данный момент в силу не вступил.

Однако, пока Конституционный договор не принят всеми государствами, входящими в Европейский союз (тем самым создается неспокойная политическая ситуация в Европе, влияющая и на развитие экономики), а просторы международной валютно-финансовой системы дестабилизированы, план действий по дальнейшему развитию европейской банковской системы был кардинальным образом пересмотрен, в результате чего были предприняты беспрецедентные меры по реформированию валютной системы.

Комиссар Европейского союза по экономическим и валютным делам Жоакин Алмуниа 6 апреля 2009 г. в Брюсселе призвал членов союза проявлять солидарность и согласованность в своих действиях, а также взаимодействовать в международных делах, с тем чтобы оказать большее влияние при принятии решений в области глобальной экономики. Европейский союз стал участником инициативы о проведении финансового саммита Группы 20 в Лондоне, выступавшего за реформирование действующей международной финансовой системы и усиление контроля над финансовыми структурами. Союз сыграл важную роль в стимулировании экономического восстановления - на сегодняшний день финансовые институты Европейского союза активно проводят мероприятия по согласованию своих действий в рамках Международного валютного фонда.

Одновременно с указанными заявлениями Европейским центральным банком начиная с осени прошлого года предпринимаются самые активные действия с целью ограничения влияния мирового финансового кризиса на экономику и финансовые рынки еврозоны.

В частности, Европейский центральный банк обеспечивает скоординированное понижение ставок ведущими центральными банками стран мира, несмотря на то что процентная ставка всегда рассматривалась в качестве инструмента борьбы с инфляцией как главной цели, закрепленной в уставе банка.

Риск дефляции экономики Европейского союза заставил его руководство предпринять новые меры. 27 ноября 2008 г. Европейская комиссия направила в Совет сообщение под названием "Европейский план экономического восстановления". Оно начинается со слов о том, что сложившиеся обстоятельства являются "настоящим испытанием для правительств и институтов" Европейского союза, которые должны проявить воображение, приверженность принципам и гибкость подходов. Авторы документа подчеркивают, что государства-члены должны совместно противостоять рецессии. Для убедительности тезис завершается фразой: "Мы утонем или выплывем вместе".

План строится на двух опорах - наращивании потребительского спроса и усилении конкурентных позиций Евросоюза в долгосрочной перспективе. Для этого разработана стратегия "умных" инвестиций, включающих инвестиции в повышение эффективности использования энергии и энергосбережение, в чистые технологии, а также в развитие исследовательской инфраструктуры.

Главными принципами плана объявлены солидарность и социальная ответственность. Безусловно, такой документ, характеризующийся излишней эмоциональностью, больше свидетельствует о недостаточной на момент начала кризиса координации экономической политики государств - членов Евросоюза, несмотря на наличие общей экономической политики и Лиссабонской стратегии (призванной "делать экономику Евросоюза самой конкурентоспособной и динамичной в мире, основанной на знаниях, обеспечить ее устойчивое развитие, увеличить число рабочих мест, повысить производительность и качество работы, а также увеличить социальную сплоченность"), чем о существовании эффективного плана проведения антикризисных мероприятий. О результативности данной программы можно будет судить не раньше, чем в конце 2009 г.

Ситуация в международной экономической и валютной системе позволила рассмотреть возможность сокращения двухлетнего переходного периода, требуемого для потенциальных участников еврозоны, что обсуждалось на саммите Европейского союза 1 марта 2009 г. Предполагалось уменьшить переходный период на время финансового кризиса, но при этом не смягчать требования к странам-кандидатам. Однако положительного решения по вопросу пока нет. Против ускоренного присоединения государств к еврозоне выступает Европейский центральный банк. В ходе обсуждения вопроса о скорейшем присоединении попросила, в частности, Польша.

Дальнейшее же укрепление позиций Европейской банковской системы в экономической и валютной областях во многом зависит от процесса привязывания третьих стран к единой европейской валюте, который в последнее время идет очень активно, а по мере углубления финансового кризиса только ускоряется.

Сейчас членами еврозоны являются 16 из 27 государств Европейского союза. Самой последней к зоне присоединилась Словакия, на территории которой евро был введен с 1 января 2009 г. Латвия, Литва и Эстония находятся сейчас в переходном периоде, длительность которого может изменяться по решению Европейского центрального банка или Еврокомиссии в зависимости от готовности экономик стран к присоединению. Однако, по прогнозам Европейского центрального банка, затянувшаяся рецессия серьезно ударит по ослабленному банковскому сектору шестнадцати стран, входящих в зону обращения евро.

Поэтому самый оптимальный выход из сложившейся ситуации заключается, по мнению некоторых глав центральных банков Европейского союза, в реализации мощной поддержки банков еврозоны, а также в непрерывном осуществлении мониторинга эффективности предпринимаемых Европейским центральным банком мер.

А.В.Сысоева

Государственный университет -

Высшая школа экономики

В средние века начинающие банкиры, менялы должны были пользоваться известной степенью общественного доверия. Поэтому они обыкновенно были обязаны получать разрешение от правительства на занятие своим делом. Кроме того, нередко требовалась присяга, представление поручителей или денежного залога.

Все это не могло продолжаться бесконечно и в конце концов привело к законодательному ограничению торговых операций банкиров (например, в Венеции законы 1374 и 1403 гг.), а затем и к постепенному упадку меняльного промысла в Италии

Одним из первых общественных банков был банк в Венеции (Banko delta Piaza de Rialto), основанный в 1584 г. для оживления торговли и промышленности. Банк управлялся чиновниками, назначенными правительством. Вскоре, однако, неопытных чиновников пришлось заменить частными банкирами, которые внесли значительный залог в обеспечение своих операций. Первое время венецианский банк пользовался монополией, и частным лицам было запрещено устраивать банкирские конторы. Во избежание известных неприятностей, упомянутых выше, банку было запрещено производить какие-либо операции на вложенные деньги. За вклады банк не платил никаких процентов.

В 1619 году был основан в Венеции другой общественный банк, так называемый жиробанк на тождественных началах. Через некоторое время первый банк был закрыт и остался один жиробанк. Все расчеты двух венецианских банков велись в особой “банковской монете”, за которую была признана наилучшая из обращавшихся в Венеции монет - dukati d"argento. По отношению к ней пересчитывались другие деньги, поступавшие в кассу банка. Ценность этой монеты на 20% превосходила ценность обычной обращавшейся в Венеции монеты. Как утверждают историки, жиробанк не всегда держался правил о неприкосновенности вкладов; нередко правление отдавало тайным образом большие суммы венецианскому правительству, вследствие чего дважды, в 1640 и 1717 гг., пришлось приостановить платежи звонкой монетой.

Подобные же операции производил генуэзский банк св. Георгия (Casa di S.Giorgio), получивший окончательную организацию в 1407 г. Возникновение его относится к середине XII века и обязано ряду займов правительства у частных лиц, причем в уплату процентов и погашения им предоставлялось взимание некоторых налогов и таможенных пошлин в Генуе. Для сбора налогов и производства расчетов кредиторы государства образовали особые товарищества, которые слились в 1407 г. в одно общество под названием общество св. Георгия. Руководство общества, состоявшее из нескольких членов, было совершенно независимо от государственной власти, и правители республики при вступлении в должность давали присягу сохранить неприкосновенными права и свободу этого учреждения. Уже в 1408 г. обществу было разрешено принимать частные вклады, причем за основание всех расчетов была принята, как и в венецианском банке, особая условная монета. Позднее банк св. Георгия ссужает генуэзскому правительству крупные суммы, для покрытия которых получает право управления колониальными землями Генуи (в частности, островом Корсика и городом Каффа) и взимания многих налогов.

Подобные банки возникли также в Барселоне, Милане, Неаполе и некоторых других европейских городах. Несколько позднее появился целый ряд общественных банков в Нидерландах, Англии и Германии. В Амстердаме первый банк был основан в 1609 г., в Гамбурге - в 1619 г., в Нюрнберге в 1621 г., в Роттердаме - в 1635 г., в Стокгольме - в 1657 г. Тому, кто делал вклад, выдавалось от банка вкладное свидетельство о том, что от него поступила какая-то сумма денег, которую он всегда может получить обратно, а в книгах банка ему открывался особый счет, причем на приход записывались его вклады и платежи ему других вкладчиков, а в расход заносились выдачи, которые давались по его требованию ему или другим вкладчикам.

Первоначально жиробанки ограничивались лишь приемом вкладов на хранение, за что взимали известное небольшое вознаграждение. Но постепенно, на собственном опыте руководство банков убедилось, что требования возврата вкладов ограничиваются всегда только известной их частью, которую можно определить, но никогда не простираются на всю сумму. Так как значительная часть вкладов лежала в банках совершенно непроизводительно, в виде мертвого капитала, то администрация пришла к мысли воспользоваться ими для банковских операций, главным образом для выдачи краткосрочных ссуд.

С этих пор банковские учреждения перестали взимать плату за хранение вкладов, но зато выговорили себе право употреблять вклады для ссудных операций, хотя в то же время банк оставался всегда обязанным возвращать срочные вклады по истечении срока, а бессрочные - по первому требованию.

Таким образом, произошла принципиальная перемена в банковском деле: банки, бывшие простыми хранителями ценностей, становятся посредниками между лицами, обладающими свободными капиталами, и лицами, нуждающимися в кредите. Жиробанки превращаются в так называемые депозитные банки.

Выгода от этого преобразования очевидна. Для вкладчиков она заключалась в освобождении от платы за хранение средств, а для банка - в получении дохода от выдачи денег в займы. Стремясь к расширению операций и доходов, банки стали с течением времени искусственно привлекать вклады, обязуясь платить известный процент за вложенные суммы и получая доход благодаря разнице между процентами, взимаемыми по ссудам и уплачиваемыми по вкладам.

Свидетельства, которое выдавалось банком в удостоверение принятия известной суммы денег на хранение, и по которым можно было получить эти деньги обратно, нередко обращались среди торговцев в качестве платежного средства при совершении сделок. Постепенно эти свидетельства превратились в банковские билеты. Эти билеты выпускались банком на предъявителя. Они представляли собой обязательство банка уплатить предъявителю указанную в билете сумму денег. Вкладчики, внося деньги в кассу банка, получали из нее банковские билеты на сумму вклада и таким образом всегда могли востребовать весь вклад или часть его, предъявив билеты к уплате.

Первое время ценность выпускаемых банком билетов, подобно прежним вкладным свидетельствам, строго соответствовала сумме ценности вкладов. Однако рассматриваемый случай с амстердамским банком подсказал, что можно выпускать банковские билеты на большую сумму, чем имеется вкладов в наличности. Когда при приближении французов к Амстердаму (во время войны Голландии с Францией, в 1672 г.) банк выдал вклады обратно, то на многих монетах были заметны следы пожара, бывшего в банке 50 лет назад. Это обстоятельство подтвердило, что ценность выпущенных билетов не должна непременно равняться ценности наличных денег, поскольку, несмотря на то, что билеты были выпущены на всю сумму лежавших в кладовых банка денег, в банк предъявлялась для обмена на деньги только часть билетов, прочие же оставались в обращении, не возвращаюсь в банк.

Поэтому-то не приходилось трогать некоторую часть лежавших денег по полстолетия и больше. Указанное открытие побудило банки выпускать билеты на сумму, большую, чем лежит звонкой монеты в их кладовых.

Это нововведение имело чрезвычайно важные последствия для развития банковского дела. Оно позволило банкам увеличивать свои оборотные средства и дало, таким образом, большой импульс к развитию кредита. Но оно также создало возможность для злоупотребления со стороны руководства банков, что неоднократно приводило к денежным кризисам.

Дж. Лоу утверждал, что деньги должны быть не металлические, а кредитные, создаваемые банками в соответствии с нуждами хозяйства, иначе говоря, бумажные: “Использование банков - лучший способ, какой до сих пор применяли для увеличения количества денег.

Развивая свою идею, Дж. Лоу объявил еще два принципа, значение которых и в наши дни трудно переоценить:

во-первых, для банков он предусматривал политику кредитной экспансии, т.е. предоставление ссуд, во много раз превышающих хранящийся в банке запас металлических денег;

во-вторых, он требовал, чтобы банк был государственным и проводил экономическую политику государства.

Дж. Лоу был одним из первых, кто понял важнейшую роль кредита в развитии капиталистического производства. Однако, как стало ясно позднее, в этом заложена и опасность для устойчивости банковской системы.

Другая опасность, или другой аспект все той же опасности, - эксплуатация удивительных способностей банков государством.

В то время слово “инфляция” еще не было, но именно она угрожала не только банку Дж. Лоу, но и стране в целом, где этот банк действовал бы.

В декабре 1715 года Дж. Лоу передал регенту письмо, в котором он еще раз объяснил свою идею. В письме есть одно загадочное место. “Но банк, - писал Дж. Лоу, - не единственная и не самая большая из моих идей, я создам учреждение, которое поразит Европу изменениями, вызванными им в пользу Франции. Эти изменения будут более значительны, чем те перемены, которые произошли от открытия Индий или введения кредита..."

В конце 1717 г. Дж. Лоу основал гигантское предприятие - Компанию Индий. Поскольку она изначально была создана для обживания принадлежавшего тогда Франции бассейна реки Миссисипи, современники чаще всего называли ее Миссисипской компанией.

В Англии к этому времени процветала Ост-Индская компания, подобное общество было и в Голландии. Но компания, организованная Дж. Лоу, отличалась от них. Прежде всего, это не было объединение узкой группы купцов, распределивших между собой паи. Акции Миссисипской компании предназначались для активного обращения на бирже. Компания была теснейшим образом связана с государством не только в том смысле, что она получила от государства огромные привилегии, монополию во многих сферах.

В правлении компании рядом с “невозмутимым шотландцем” Дж.Лоу восседал сам Филипп Орлеанский, регент Франции. Компания была сращена со Всеобщим банком, который с начала 1719 г. перешел в ведение государства и стал именоваться Королевским банком. Последний давал капиталистам в ссуду деньги для покупки акций компании, вел ее финансовые дела. Все нити управления обеими учреждениями были сосредоточены у Дж. Лоу.

Таким образом, второй “великой идеей” Дж.Лоу была идея централизации, ассоциации капиталов.

Здесь Дж. Лоу опять “выступил пророком, опередившим свое время”. Лишь в середине XIX в. в Западной Европе и Америке начался бурный рост акционерных обществ. В конце XX в. они охватили почти все хозяйство в экономически развитых странах, особенно крупное производство.

Особенности формирования Европейской банковской системы.

Европейский Союз - это международная организация особого типа, обладающая рядом уникальных особенностей, ярко выделяющих ЕС на фоне всех существующих в современном мире международных организаций. Существует мнение о том, что Европейский Союз перестал являться исключительно международной организацией, в традиционном значении этого понятия, и приобрел некоторые черты государственности. Тем не менее, ЕС продолжает демонстрировать основные признаки международной организации и, с точки зрения науки международного права, не может рассматриваться как что-либо иное. Уникальность Европейского Союза состоит в формировании на его территории единого правового пространства, основывающегося на реализации общих принципов права. Правовое регулирование банковской деятельности в том или ином государстве осуществляется в рамках особой отрасли национальной правовой системы - банковского права. Под банковским правом, как правило, понимается комплексная отрасль права того или иного государства, а применительно к ЕС. Основы для развития сотрудничества государств-членов ЕС в области правового регулирования банковской деятельности следует искать, прежде всего, в Римском Договоре о Европейском Сообществе 1957 года и Едином Европейском Акте 1986 года. В этих документах определялись основные направления и принципы сотрудничества государств-членов в области экономики и финансов, а также в области административно-правового регулирования экономических отношений, в т.ч. и банковской деятельности. Создание системы единообразного банковского регулирования в Европе осуществлялось в рамках институциональной структуры экономического сообщества. В силу принципа взаимного признания лицензий кредитные организации, имеющие лицензию одного из государств-членов на осуществление банковской деятельности вправе свободно предоставлять банковские услуги на всей территории ЕС любым юридическим и физическим лицам и учреждать филиалы и представительства на всей территории ЕС без каких-либо ограничений. Свобода осуществления банковской деятельности на всей территории ЕС способствует полной либерализации рынка банковских услуг и стимулирует конкуренцию, которая предоставляет клиенту широкий выбор, как при выборе самого банка, так и при выборе необходимого банковского продукта. В силу принципа консолидированного надзора органы банковского надзора (национальные ЦБ или специализированные надзорные органы) несут ответственность за осуществление полного и всестороннего контроля над деятельностью национальных кредитных организаций, включая экстерриториальный надзор за их деятельностью за пределами государства происхождения, а также за деятельностью их филиалов, представительств и дочерних предприятий. Надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляется в порядке, предусмотренном национальным законодательством государств-членов. В исследованиях по банковскому праву ЕС данный принцип часто именуется «принцип контроля государства происхождения» («home country control»)

В ходе исторического развития возникли сегментированные и универсальные банковские системы.

При универсальной структуре закон не содержит ограничений относительно отдельных видов операций и сфер финансового обслуживания. Все кредитно-финансовые институты могут осуществлять любые виды сделок и предоставлять клиентам полный набор услуг. Такой тип универсальных банков сложился в Европе. Большую роль в функционировании банковского сектора играет высокая степень самоконтроля финансовых институтов, строгое соблюдение ими обычаев и традиций, выработанных банковским сообществом.

Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального типа банка создает известные трудности для определения понятий "банк" и "банковская деятельность". Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов как профессиональное занятие. Именно такая практика принята в банковском законодательстве Бельгии, Италии, Испании, Греции, Люксембурга и других стран. В некоторых других странах (Германия, Франция) термин "банк" или " кредитное учреждение" ассоциируется с более широким набором услуг и не ограничивается только приемом сбережений и выдачей кредита. В некоторых странах, например, в Великобритании, для отнесения к классу кредитных учреждений достаточно лишь выполнения функции приема депозитов. Это позволяет приравнять к банкам некоторые виды специализированных институтов.

В странах Европы модель банковской системы, которая допускает в деятельности банков сочетание краткосрочного кредитования с инвестициями в корпоративные ценные бумаги. Через такие банки в этих странах проходит значительный оборот фондовых ценностей, прежде всего это касается размещения ценных бумаг частных корпораций.

В настоящее время основной моделью организации европейских банков является универсальный банк, осуществляющий все виды банковских операций, включая операции с ценными бумагами.

Теперь перейдем непосредственно к Европейской системе центральных банков (ЕСЦБ).

Принимая во внимание приведенное выше определение банковской системы, можно сделать вывод, что банковская система государств - участников ЕС - это двухуровневая централизованная банковская система, включающая в себя совокупность кредитных организаций, деятельность которых регулируется нормами банковского права ЕС (в том числе обособленные подразделения (филиалы и представительства) и дочерние банки европейских кредитных организаций, расположенные и осуществляющие свою деятельность на территории Союза и вне нее). На первом уровне находится руководящий орган, определяющий и проводящий общую валютную политику государств - членов ЭВС (ЕСЦБ), а на втором - все кредитные организации, деятельность которых регулируется нормами европейского банковского права.

Существует мнение, что европейскую банковскую систему следует рассматривать как трехуровневую, на первом уровне которой находится ЕЦБ, на втором - подчиненные ему национальные центральные банки, а на третьем - коммерческие кредитные организации. С таким подходом нельзя согласиться по одной простой причине. Дело в том, что ЕСЦБ - это единый орган, состоящий в соответствии со ст. 1 Протокола об уставе ЕСЦБ и ЕЦБ из ЕЦБ и национальных центральных банков (НЦБ) государств - членов европейского ЭВС. Самостоятельность НЦБ в значительной степени ограничена. Национальные центральные банки, по сути, выполняют функцию территориальных учреждений ЕСЦБ, подчиненных единой администрации в лице ЕЦБ. Для государств - членов ЭВС появление ЕСЦБ на практике означало укрупнение руководящих уровней национальных банковских систем и их слияние в единый руководящий орган, регулирующий валютную политику всего ЭВС.

В некоторых государствах-членах существуют специализированные органы банковского надзора. Эти организации являются элементами национальных банковских систем, но при этом сохраняют формальную структурную независимость от НЦБ и ЕСЦБ. Так, например, в ФРГ надзор за банковской деятельностью осуществляется Федеральным органом банковского надзора (Bundesaufsichtsamt fur Kreditwesen). Это специализированное ведомство осуществляет широкий круг надзорных полномочий в сотрудничестве с Федеральным банком ФРГ, однако только ему принадлежит право применения санкций к кредитным организациям, допускающим в своей деятельности те или иные нарушения, в том числе и нарушения положений банковских директив Совета ЕС . Следует иметь в виду, что национальные органы банковского надзора (будь то центральные банки или специализированные надзорные ведомства) - это лишь административные органы, обеспечивающие соблюдение правовых норм, не влияющие на формирование и проведение общей денежно-кредитной и валютной политики Союза.

Можно с уверенностью сказать, что в рамках ЭВС существуют условия, необходимые для формирования и развития единой централизованной банковской системы.

В ЕС действуют единые стандарты правового регулирования банковской деятельности, установленные актами вторичного права ЕС. Таким образом, все кредитные организации в ЕС находятся в одном правовом поле и соответствуют общим требованиям, установленным на наднациональном уровне. Конечно, было бы не вполне корректно говорить о наличии в ЕС единого правового режима банковской деятельности, охватывающего все ее аспекты. Тем не менее можно с уверенностью говорить о существовании общих основ единообразного регулирования банковской деятельности, которые служат базой для дальнейшей гармонизации банковского законодательства государств - членов Союза.

В ЕС существует единый орган, регулирующий денежно-кредитную и валютную политику ЕС - ЕСЦБ. Специфика европейской банковской системы заключается в том, что пока не существует прямой зависимости и административного подчинения национальных кредитных организаций основному руководящему органу ЕСЦБ - ЕЦБ .

Согласно ст. 127 ДФЕС главной целью ЕСЦБ является поддержание стабильности цен. Без ущерба цели стабильности цен ЕСЦБ предоставляет свою поддержку общей экономической политике в ЕС, чтобы способствовать достижению целей последнего, как они определены в ст. 3 ДЕС. ЕСЦБ действует в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, создавая благоприятные условия для эффективного распределения ресурсов.

Важнейшей характеристикой правового положения ЕЦБ является его независимость. Согласно ст. 282 ДФЕС ЕЦБ обладает правосубъектностью. Только он уполномочен санкционировать эмиссию евро. Он независим при осуществлении своих полномочий и при управлении своими финансами. Институты, органы и учреждения Союза, а также правительства государств-членов соблюдают эту независимость. Необходимо отметить, что в нашей стране независимость Байка России закреплена в ст. 75 Конституции РФ. Эта доктрина была инициирована и практически осуществлена прежде всего усилиями экономистов в рамках конституционной экономики. Более того, руководители центральных банков ведущих стран на симпозиуме, проведенном в 2000 г., в честь 200-летия Банка Франции, сформулировали концептуальный подход к независимости, очень напоминающий некоторые взгляды Бьюкенена. Так, Президент Банка Франции Жан Клод Тришет заявил, что центральные банки не входят ни в какую ветвь власти и ответственны за свою деятельность непосредственно перед всеми гражданами своей страны .

Именитые финансисты, не забывая иногда упомянуть священное имя Монтескье, но не очень при этом заботясь о конституционно-правовом содержании своих речей, прямо заявили, что центральные банки, ответственные за печатание денег, создание золотовалютных резервов и борьбу с инфляцией, не должны находиться в подчинении у законодательной и исполнительной ветвей власти, с тем чтобы избежать влияния сиюминутных политических интересов на долговременные финансовые интересы страны. Пример доктрины независимости центральных банков показывает: наука конституционного права должна «догонять» конституционную экономику, одновременно переосмысливая многие традиционные доктрины, начиная с доктрины разделения властей.

В рамках ЭВС существует единая валютная система, основанная на общеевропейской денежной единице евро, используемой для целей учета и отчетности кредитных организаций.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Формирование единой банковской системы Европейского союза 5
Структура банковской системы Европейского союза 8
Европейский Центральный Банк и Евросистема 10
Цели и функции Европейского Центрального Банка. Денежно - кредитная политика ЕЦБ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

ВВЕДЕНИЕ

Банки и банковская система в целом представляют собой важную составляющую рыночных отношений.
В современных моделях рыночной экономики банковская система государства играет ведущую роль в функционировании экономического механизма. Она представляет собой, по сути “систему кровообращения” экономики, обеспечивает регулирование общей денежной массы, контролирует движение финансовых потоков, осуществляет аккумулирование и инвестирование денежных ресурсов, проведение взаиморасчетов между экономическими субъектами, кредитование различных отраслей экономики и населения.
В странах с развитой рыночной экономикой банковские системы были сформированы достаточно давно. Так банки, как денежно-финансовые предприятия в Западной Европе, стали возникать еще в XV в.
Создание Европейского Союза (ЕС) потребовало более тесной координации денежно-кредитной и валютной политики этих государств и создания коллективного механизма валютного регулирования, во-первых, с целью минимизации транзакционных издержек в процессе взаимного торгово- экономического сотрудничества и, во-вторых, для повышения эффективности выполнения деньгами на территории интегрируемого экономического пространства функций меры стоимости, средства обращения и средства платежа.
Обеспечение необходимых условий перехода к единой денежно-кредитной и валютной политике и единой валюте на основе сращивания национальных хозяйственных комплексов происходит в соответствии с определенными объективными закономерностями.
При этом наряду с общими закономерностями валютной интеграции, на каждой стадии действуют свои специфические закономерности. В современных условиях валютная интеграция, осуществляемая на основе единой европейской валюты, создает мощный стимул дальнейшему социально-экономическому единению стран ЕС. Она ускоряет процессы движения капиталов, делает банковско-кредитную систему более мобильной и эффективной.
Особо сильное влияние валютная интеграция в ЕС оказывает на банковскую систему стран-участниц. Здесь можно выделить такие последствия:
    более четкое разделение сфер обслуживания между денежными системами различных типов;
    изменение роли доминанты денежно-кредитной системы - Центрального банка;
    осуществление совместной борьбы с банковскими рисками на базе стандартизации методов распознавания факторов риска, их систематического нормированного учета, анализа, контроля и прогнозирования.

Формирование единой банковской системы Европейского союза

Структура банковских систем стран зоны евро начала меняться уже в первой половине 90-х гг. ХХ в. Эти изменения происходили не только под воздействием формирования общей валюты, но и под влиянием процессов глобализации экономики.
К основным направлениям изменений в банковских системах стран зоны евро можно отнести следующие:
    унификация требований к участникам кредитно-финансового рынка;
    унификация методов регулирования коммерческих банков и других участников кредитно-финансового рынка;
    унификация отчетности и форм применяемых документов;
    унификация условий деятельности коммерческих банков разных стран;
    процессы слияний банков на национальном уровне и взаимопроникновение банков разных стран.
Рост капитализации европейских банков и увеличение потоков наличности создают благоприятные условия для развития операций по слиянию и поглощению банков. Анализ операций по слиянию и поглощению банков, осуществленный за пять последних лет в европейских странах, позволяет прийти к следующим выводам.
Реструктуризация банковских систем в европейских странах имела в основном «оборонительный» характер, т.е. была направлена скорее на предотвращение угроз, связанных с дерегулированием финансовой сферы и глобализацией, а не на использование открывающихся при этом возможностей.
Укрепление позиций банков на национальных рынках в большинстве европейских стран неизбежно требует усиления интернационализации их деятельности.
Международная деятельность европейских банков ориентируется и в том числе на США и быстро развивающиеся страны Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Одним из факторов, затрудняющих формирование единой «банковской Европы», является недостаточность развития правовых норм регулирования банковских систем и финансовых рынков. Европейский центральный банк, стремящийся проводить операции во всех европейских странах, вынужден сталкиваться с тридцатью национальными законодательствами и органами банковского регулирования. В таких условиях особенно трудно приходится розничным банкам, деятельность которых подвержена наиболее жесткому регулированию.
В настоящее время европейские банки представляют собой многофункциональные учреждения, которые осуществляют разные типы деятельности в самых различных сочетаниях. При этом перспективы интернационализации для одних видов деятельности более благоприятны, чем для других видов.
В целом на стратегию банков в ближайшие годы окажет влияние введение новых правил игры, связанных с вступлением в действие нового соглашения о достаточности капитала («Базель-II»).
Европейская банковская система в процессе интеграции приобретает новые качественные черты. В условиях глобализации она все более обращена в мировое хозяйство. Для того, чтобы соответствовать новым реалиям, европейские банки ведут работу по повышению эффективности деятельности, увеличению капитальной базы, расширению финансового инструментария, укреплению ликвидности, концентрации банковского капитала.
Важной чертой развития европейских банков последних лет является лидерство сравнительно небольших банков по доле зарубежных активов, а также по доле прибыли, полученной за рубежом. Их лидерство, кроме всего прочего, объясняется стратегией, направленной на развитие деятельности за пределами национального рынка. Такая стратегия связана с тем, что эти банки не обладают конкурентными преимуществами по сравнению с банками-гигантами для развития внутри страны. Ярким примером является деятельность австрийских банков в странах Центральной и Восточной Европы. Стремительное наступление австрийских банков (Райффайзен Банк, Банк Австрия Кредитанштальт и Эрсте Банк) в странах Центральной и восточной Европы объясняется относительной слабостью их на рынке ЕС, где они не могут составить конкуренцию банковским гигантам (Дойче Банк, Эйч Эс Би Си, Ю Би Эс, Сосьете Женераль и др.).

Структура банковской системы Европейского союза

Существует две точки зрения по вопросу о структуре банковской системы ЕС:
    банковская система ЕС является трехуровневой: на первом уровне находится Европейский центральный банк, на втором - подчиненные ему национальные центральные банки, а на третьем - коммерческие кредитные организации;
    банковская система ЕС является двухуровневой: на первом уровне находится руководящий орган, определяющий и проводящий общую валютную политику государств - членов ЭВС (Европейская система центральных банков), а на втором - все кредитные организации, деятельность которых регулируется нормами европейского банковского законодательства.
Основной институционной структурой, в рамках которой происходит функционирование всех «валютных» компонентов Экономического и валютного союза и которая определяет и осуществляет единую денежную политику Европейского сообщества, в соответствии с Договором о ЕС является Европейская система центральных банков.
В соответствии со ст. 107 Договора о ЕС, Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) охватывает Европейский центральный банк и центральные банки государств-членов. Создание ЕСЦБ связывается с формированием Экономического и валютного союза, с заменой национальных валют единой общей валютой – евро.
Управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ. ЕСЦБ не является юридическим лицом.
В соответствии со ст. 14.3 Статута Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка национальные центральные банки являются неотъемлемой частью ЕСЦБ. Они обязаны действовать в соответствии с основными ориентирами и указаниями ЕСЦБ. Национальные банки не могут самостоятельно выходить за рамки, полномочий, предоставленных им Уставом ЕСЦБ. Для того, чтобы они могли выполнять иные функции, Управляющий совет ЕЦБ должен решать двумя третями своих голосов, что они не расходятся с целями и задачами ЕСЦБ (ст. 14.4 Статута ЕСЦБ). Такие функции выполняются ими под свою ответственность и не рассматриваются как часть функций ЕСЦБ.
Функционирование Европейской системы центральных банков обеспечивается Европейским центральным банком. Европейский центральный банк является в соответствии с Договором и Статутом ЕСЦБ независимым центральным банком. В отличие от ЕСЦБ ЕЦБ является юридическим лицом. Он обладает собственным имуществом и капиталом.
В соответствии с пунктом 3 ст. 111 Договора органами, управляющими ЕЦБ, являются Совет управляющих и Исполнительный комитет. Кроме того, поскольку, пока существуют государства-члены с изъятием, учреждается Общий совет.

Европейский Центральный Банк и Евросистема

Двенадцать национальных центральных банков, в том числе Банк Франции, Банк Италии, Банк Испании, Нидерландский банк, Национальный банк Бельгии, Австрийский национальный банк, Банк Греции, Банк Португалии, Банк Финляндии, Центральный банк Ирландии, Центральный банк Люксембурга, Бундесбанк Германии, а также Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), расположенный во Франкфурте-на-Майне, вместе образуют Евросистему. Структура европейской системы центральных банков представлена на приводимой ниже схеме.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
Банк Италии
СОВЕТ УПРАВЛЯЮЩИХ
Банк Франции
Центральный Банк Ирландии
Национальный банк Дании
Банк Англии
Банк Финляндии
Банк Португалии
Национальный Банк Австрии
Банк Нидерландов
Центральный Банк Люксембурга
Национальный банк Бельгии
Бундесбанк Германии
Банк Греции
Банк Испании
Центральный банк Швеции

Термин «Евросистема» выбран Советом управляющих ЕЦБ, чтобы объяснить устройство (соглашение), с помощью которого Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) выполняет свои задачи в зоне евро. До тех пор, пока некоторые члены ЕС не ввели у себя в обращение единую валюту евро, отличие между Евросистемой и ЕСЦБ сохранится.
Помимо внесенного капитала 12 НЦБ ЕВС перевели на счета ЕЦБ валютные резервы на сумму 40 млрд. евро. Передача валютных резервов также проведена пропорционально доле каждой страны в капитале ЕЦБ. Взамен каждый национальный центральный банк был кредитован ЕЦБ денежными требованиями в евро-эквиваленте за их дополнительный валютный вклад.
ЕЦБ представляет уникальную организационную структуру, не имеющую аналога в мировой практике. Уникальность заключается в том, что в одной системе сочетаются качественно разные структуры: централизованные и децентрализованные.
Евросистемой и ЕСЦБ управляют те органы Европейского Центрального Банка, которые наделены правом принятия решения. Таковыми органами являются:

    Совет управляющих;
    Исполнительный комитет.
Высшим звеном ЕЦБ является Совет управляющих, в который в количестве 18 человек входят все члены Исполнительного комитета (6 человек) и управляющие всех 12 НЦБ Евросистемы.
На Совет управляющих возлагаются следующие функции:
    разрабатывать важнейшие направления деятельности и принимать необходимые решения;
    определять денежно-кредитную политику для зоны евро, включая ассигнования, решения, касающиеся промежуточных денежно-кредитных ориентиров (целей), основных процентных ставок и резервов в Евросистеме, и устанавливать необходимые ориентиры для их реализации;
    рассматривать и утверждать годовой отчет ЕЦБ.
Совет управляющих заседает в городе Франкфурте-на-Майне, как правило, два раза в месяц; допускаются также заседания Совета управляющих в НЦБ ЕС. При принятии решений по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики или других задач Евросистемы члены Совета действуют не как представители национальных банков, а как независимые профессионалы по принципу "один член, один голос". Решение считается принятым, если за него проголосуют не менее 2/3 членов Совета.
В соответствии со ст. 112 Договора о ЕС (далее - Договор) Исполнительный комитет состоит из президента, вице-президента и четырех других членов. Однако ст. 123 Договора предусматривает, что при наличии государств-членов с изъятием общее количество членов Исполнительного комитета может быть меньше, но не меньше четырех. Если Договором или Статутом ЕСЦБ не предусмотрено иное, Исполнительный комитет принимает решения простым большинством голосов. В случае равенства голосов президент имеет решающий голос.
Исполнительный комитет осуществляет валютную политику в соответствии с основными ориентирами и решениями, принятыми Управляющим советом. Осуществляя эту деятельность, Исполнительный комитет дает необходимые указания национальным центральным банкам. Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 12.1 Устава ЕСЦБ эти полномочия могут быть дополнены путем передачи Управляющим советом части своих полномочий Исполнительному комитету.
В сфере своей компетенции, в соответствии со ст. 34 Статута ЕСЦБ, ЕЦБ имеет право принимать целый ряд правовых актов: регламенты, решения, рекомендации и заключения. Регламенты ЕЦБ имеют общее применение. Они обязательны и являются актами прямого действия во всех государствах-членах. Рекомендации и заключения не имеют обязательной силы. В свою очередь, решения ЕЦБ являются индивидуальными актами и обязательны для тех, кому они адресованы. За неисполнение юридическими лицами требований регламентов и решений ЕЦБ Европейский центральный банк имеет право накладывать на них штрафы или пени.

Цели и функции Европейского Центрального Банка. Денежно - кредитная политика ЕЦБ

Главной целью деятельности Европейского Центрального Банка является поддержание ценовой стабильности в зоне евро. Другие цели и функции ЕЦБ:
    поддержание совместно с национальными центральными банками ЕС стабильного функционирования платежной системы Еврозоны;
    защита и обеспечение покупательной способности евро;
    поддержание макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе;
    содействие бесперебойному функционированию и развитию банковской системы ЕС.
Важнейшей функцией ЕЦБ является разработка и реализация единой и независимой денежно-кредитной политики для стран Еврозоны.
Применительно к Евросоюзу денежно-кредитная политика осуществляется на двух уровнях: первый уровень – это, безусловно, единая независимая денежно-кредитная политика, которая разрабатывается и реализуется ЕЦБ; второй уровень - это уровень национальных государств, членов Евросоюза, на котором их же национальные центральные банки совместно со своими правительствами
и т.д.................

Банковская интеграция в. Западной. Европе формировалась задолго до создания. Европейского. Союза (далее -. ЕС) и начиналась из элементов валютной интеграции. Римскому договору, закрепивший его создания, пе ередувалы соглашение о многосторонних валютных компенсациях между. Францией,. Италией,. Бельгией,. Нидерландами,. Люксембургом и. Германией, которая присоединилась к ним с 1947 г.. Однако процесс интеграции в банковской с. Фери начинается на стадии формирования экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сферрі.

Европейская банковская система, основанная еще в первые послевоенные годы, является результатом и одновременно одним из важных инструментов европейской интеграции и. Европейской валютной системы. Создание эффекты ивно действующей банковской системы потребовало не только кардинальных изменений на законодательном уровне стран, вошедших в состав валютного союза, но и принятия унифицированных требований всеми странами-членами. Пр оцесы реорганизации банковских систем стран. Европейского валютного союза и создания. Европейской банковской системы прошли несколько важных этапов развитияку.

На первом этапе валютные соглашения между странами. Западной. Европы заключались преимущественно на двусторонней основе. На основании этих соглашений осуществлялись: взаимное регулирование платежных балансов, безналичные расчет ункы, обязательный зачет взаимных требований и обязательств, льготное кредитование. Так, в течение 1947-1950 pp было заключено более 400 валютно-клиринговых соглашений, на которые приходилось почти две трети внутренне европейского товарообменіну.

Следующим этапом в эволюции валютных отношений стало функционирование в 1950-1958 годах. Европейского платежного союза (далее -. ЕПС), который развивался на многосторонней клиринговой основе. Этот союз объединяются ував 17 стран. Западной. Европы. Расчеты в его пределах осуществлялись с помощью условной денежной единице, по золотым содержанием приравнивалась к 1 амер долл.. Эта единица стала прототипом европейской валютной единицы, а. ЕПС - прототипом. Европейской банковской системтеми.

Подписание в 1957 г.. Римского договора о создании. Европейского. Экономического. Содружества (далее -. ЕЭС) начало следующий этап в развитии валютных отношений 31 января 1959 г начал функционировать. Евро опейський валютный союз (далее -. ЕВС), в котором продовясувалы сотрудничество все 17 стран, входивших в бывший. ЕПС. Впоследствии из структуры. ЕВС выделился. Валютный союз стран-участниц. Общего рынка. Программа создания этого союза была разработана специальной комиссией, которую возглавлял бывший премьер-министр. Люксембурга. П. Вернер. После принятия 22 марта 1971 г этой программы . Советом. Министров. ЕВС. Зазн ачений документ получил название"План. Вернера", реализация которого имела важное значение в развитии. Европейской банковской системы и была рассчитана на 10 лет - до 1980о 1980 р.

На первом этапе (1971-1974 pp) предусматривались сужение пределов колебаний валютных курсов сначала до ± 1,2%, а затем до 0%, введение полной взаимной обратимости валют, унификация валютной политики на а основе ее гармонизации и координации, согласование экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Второй этап (1975-1976 pp) имел характеризоваться завершением указанных мероприятий. Основой третьог в этапа (1977-1979 pp) должны стать: передача наднациональным органам. ЕС некоторых полномочий, принадлежавшие национальным правительствам, создание европейской валюты с целью выравнивания валютных курсов и цен на базе фиксированных паритетов. Планировалось создание единой бюджетной системы, оптимизация деятельности банков и банковского законодательства. Ставилась задача учредить общий центр для решения валютно- финансовым вопросам и объединить центральные банки. ЕС по примеру. Федеральной резервной системы. США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политиколітики.

Несмотря на некоторые сдвиги в интеграционном процессе,"План. Вернера"??не был реализован. Это было обусловлено разногласиями в. ЕС, в частности между национальным суверенитетом и попытками наднационального регул вание валютно-кредитных отношений, различиями в темпах экономического развития, кризисами 70-х начале 80-х. Рокив.

Длительный застой в создании. Европейской банковской системы продолжался с середины 70-х до середины 80-х годов. Ситуация стала качественно меняться в 80-х годах. К этому времени усилились экономическая вз заемозалежнисть и межгосударственное регулирование . Была сформирована разветвленная институционально-организационная структурура.

Следующая попытка создать. Европейскую банковскую систему была связана с трансформацией. Европейского валютного союза в. Европейскую валютную систему. Суть развития указанных процессов определялась реализ зации предложений председателя. Комиссии. ЕС. Ж. Делора, которые после соответствующего их одобрения в апреле 1989г. Советом. ЕС получили название"План. Делора"Он предусматривал поэтапную трансформацию. Европейской валютной систе мы в. Европейский валютный союз - не просто глубокую валютную интеграцию, а образование общего для стран-членов. ЕС. Европейского центрального банка и замену в перспективе национальных денежных единиц единой валютой сообществства.

Важным событием на пути реализации"Плана. Делора"стало подписание в феврале 1992 г в г. Маастрихт и (Нидерланды). Маастрихтского соглашения, которое определило институциональные и правовые основы. ЕВС

2 мая 1998 г. Европейский совет принял решение о том, какие из стран допускаются к переходу на евро с начала третьего этапа становления экономического и валютного союза. Ими стали. Австрия,. Бельго гия,. Германия,. Ирландия,. Испания,. Италия,. Люксембург,. Нидерланды,. Португалия,. Финляндия и. Франция. Это решение было принято на базе рекомендаций. Совета по экономическим и финансовым вопросам. ЕС, следовавший из индивидуальных контрольных оценок. Комиссии. ЕС и. Европейского валютного института о степени выполнения отдельными странами-членами критериев конвергенции, установленных. Маастрихтским договором и протоков олом к??немуого.

Третий этап (1 января 1999 - 1 июля 2002) стал этапом практического перехода стран-членов на единую валюту с 1 января 1999 были зафиксированы валютные курсы евро к национальным валютам стран-участниц со они евро, а евро стала их общей валютой. Состоялась также замена экю на евро в соотношении 1:і 1:1.

Начала свою деятельность. Европейская система центральных банков (далее -. ЕЦБ), включающий в себя. ЕЦБ и центральные банки стран, перешедших на евро