Взаимосвязь экономики политики и государства кратко. Экономическая политика

Жизнедеятельность людей характеризуется широтой и разнообразием действий, поступков, проявлений. Особое место занимает деятельность, направленная на преобразование природы с целью удовлетворения материальных потребностей людей. Такой вид занятий называется хозяйственной деятельностью. Называют такую деятельность экономичной. Понятие экономика - сложное, многоуровневое и многогранное. В английской современной экономической теории понятие экономика повторяется десятки раз, а в разных экономических категориях - бесчисленное количество. Но если систематизировать эти понятия, то можно условно свести их к ограниченному числу определений. Понятие экономика образуется из двух понятий - греческого oikos (ойкос) - дом, хозяйство и nomos (номос) - закон, правило, - то есть законы, правила ведения домашнего хозяйства.

В современных условиях экономика - это наука о способах ведения хозяйства, вследствие чего человек изменяет, приспосабливает вещества, средства, богатства природы для своих потребностей. Экономика - совокупность отраслей народного хозяйства, средств и процессов, используемых людьми для обеспечения жизнедеятельности. Система экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе общественного воспроизводства (производства, распределения, обмена, потребления) материальных благ и услуг.

Различные экономические школы по-разному интерпретируют характер экономических отношений, складывающихся в обществе между людьми. Одни определяющую роль отводят отношениям присвоения материальных условий производства, то есть отношениям собственности. Другие главным фактором, оказывающим решающее влияние на все сферы жизнедеятельности людей, называют проблему выбора в условиях ограниченности ресурсов. Но деятельность при ограниченных ресурсах - это еще не экономический аспект. Английский экономист Лайонел Роббинс считает, что манна небесная хотя и ограничена, но ее нельзя ни обменять, ни отложить в пользу другого продукта. Людей выгнали из рая. Люди лишены вечной жизни и неограниченных благ. И если люди что-то выбирают, то вынуждены отказываться от других благ, от которых в других условиях не отказались бы. Экономика - это отношения, складывающиеся между людьми в процессе

производства, распределения, обмена и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов, возможности их альтернативного использования. Экономические отношения проявляются через систему противоречий. Различные социальные общности - классы, группы, индивиды - имеют каждый свои интересы, неизбежно сталкиваются с интересами других субъектов. Чтобы общность людей в отношениях друг с другом не руководствовалась законами джунглей, они вынуждены вырабатывать правила общественного поведения во всех сферах и, прежде всего, в экономической. Ведь трудно отрицать приоритет экономических интересов, как бы это не противоречило духовному началу человека.

Экономическая политика

Экономическая политика рождается вместе с государством, призванной обеспечить защиту интересов различных социальных общностей. Экономическая политика - поведение государства в сфере экономики страны. Экономист Джеймс Кейнс рассматривал экономическую политику как общую волю, воплощенную в государственном регулировании. Немецкий экономист Вильгельм Ойкен под экономической политикой понимал совокупность государственных мер воздействия на экономические процессы. Нобелевский лауреат по экономике Джеймс Бью-кенен считал экономическую политику процессом обмена между суб" объектом и государством, где каждый добровольно соглашается обменивать долю затрат по содержанию государственных служб на услуги, получаемые совместно. Экономист Милтон Фридмен относил экономическую политику к искусству принятия решений, что дает возможность выявлять основную единство конечных целей у представителей различных экономических течений и способствует преодолению разногласий. Итак, экономическая политика, осуществляется государством, правительством, - это система практических мер в области управления экономикой по предоставлению направленности экономическим процессам в соответствии с целей, задач и интересов страны.

В определениях понятия экономическая политика четко прослеживается тесная диалектический взаимосвязи" связь экономики и политики. Взаимосвязи" связь экономики становится рельєфніший, если принять во внимание современный научный подход разделение на позитивную и нормативную функции экономической теории. Если положительная функция рассматривает реальный экономический процесс, то есть фиксирует то, в каком положении находится экономика, то нормативная функция олицетворяет суждения о том, каким должен быть экономический процесс, то есть что должно быть. Экономическая политика выполняет преимущественно практическую, нормативную функцию. Разумеется, взаимосвязи" связь экономики и политики глубже, чем тот, осуществляющих функции.

Определяющей в противоречия "экономика - политика" выступает экономика. Экономика первична, определяет направление деятельности политических институтов: правительства, политических партий, общественных организаций. Экономика - совокупность экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности. Субъекты хозяйствования структурируются в различные социальные общности со своими специфическими, только им присущими интересами, преимущественно экономическими. За любым действием - индивидуальной или общественно значимой - стоят интересы. Чтобы отстаивать их в условиях плюралистического общества, нужны соответствующие организационные формы - политические партии или движения, общественные организации, которые выступают выразителями интересов классов и социальных общностей. Не существует политической партии, выражающей интересы народа. Народ - слишком абстрактное понятие. В условиях свободной экономики и наемного труда одни социальные общности больше, а другие - менее способны увеличивать и отстаивать свои интересы. И хотя в открытом обществе противоречия интересов не становятся антагонистическими, все-таки иногда они могут проявляться достаточно остро. Арбитром, который удерживает противоборство социальных общностей в рамках цивилизованности, что обеспечивает определенный баланс их интересов, выступают государство, правительство. Экономический процесс формирования и реализации интересов диктует правительственным структурам соответствующую социальную политику, направленную на согласование противоречий. Иначе возникают социальные катаклизмы, угрожающие основам существования государства. Все это и дает основание считать политику концентрированным отражением экономики.

Взаимосвязи" связь экономики и политики может быть положительным и отрицательным. Возьмем инфляцию. Верно ли утверждение, что инфляция в" объективно присуща рыночному хозяйству? Только частично, в незначительной степени. Более обоснованной является иная мысль. Инфляция - результат бездарной политики правительства. Стремление государства жить не по средствам неизбежно толкает правительство к денежной эмиссии, способной создать кратковременную иллюзию успеха. Если разумные пределы нарушены, инфляция нарастает как снежный ком, поэтому имеет свойство подкармливаться. Спираль "зарплата - цены" (инфляция спроса) способна породить гиперинфляцию в сотни и тысячи процентов в год. Смешиваясь с инфляцией издержек, гиперинфляция буквально уничтожает экономику страны, а с ней и правительство с его волюнтаристской экономической политикой. Очередное правительство предпринимает ряд экстренных мер для погашения инфляции. Манипулируя грошовокредитними и фискальными инструментами, резко сокращая социальные выплаты, замораживая заработную плату, правительство добивается сокращения денежной массы. Инфляция сдержанная. Якобы успеха достигнуто.

Но почему-то продолжается спад производства, растет безработица, ухудшается социальный климат в стране? Оказывается, чрезмерное усердие нейтрализации инфляции может иметь и негативные последствия. Чрезмерное уменьшение денежной массы, коэффициент монетизации (отношение денежной массы к валовому внутреннему продукту) снижена до 13-15 % за оптимального показателя 50 % и более, приводит к гипоксии производства, обусловленной нехваткой оборотных средств. Падает покупательная способность населения. Нехватка денег удорожает кредиты. Банки обслуживают только краткосрочные операции. Реальный сектор экономики продолжает стагну-ваты. Разумеется, непрофессиональный подход к формированию и реализации экономической политики дает отрицательный результат.

К сожалению, иллюстрация инфляции не абстрактный, а реальный процесс, который продолжается в Украине. Но инфляция показывает, насколько тонкая грань отделяет тщательно выверенные квалифицированные подходы в экономической политике от спонтанно принятых необоснованных решений. В общественных системах, где экономическая жизнь стабильное, рыночные отношения функционируют в четко определенном правовом поле, зависимость экономики от политических решений менее глубокая, чем в тех странах, где делаются тяжелые попытки реформирования экономики на рыночных началах. В переходных экономических системах, когда демонтирован прежний хозяйственный механизм, но не создан новый, влияние экономической политики не должен ослабевать.

Практика экономических преобразований в странах постсоветского пространства в 90-е годы показала, что устранение правительственных институтов от регулирования переходных процессов, проведения приватизации и формирования новой структуры собственности, создание рыночного механизма и правового обеспечения его функционирования, сказывается отрицательно не только на экономике, но и на общественной жизни страны. Между тем, только имея аргументированное представление о цели, задачи и сроки реформирования экономики, можно определить наиболее оптимальные способы осуществления необходимых преобразований. Однако и в развитых, традиционно рыночных странах, взаимодействие экономики и политики остается актуальной. И здесь существуют четко очерченные границы государственного регулирования, что не должны нарушаться. Верхняя граница вмешательства в экономику - сохранение конкурентоспособной среды. Сокращение вмешательства в экономику не должно привести к сужению рыночных отношений, деформации экономических принципов, на которых строятся взаимосвязи между хозяйственными субъектами - предприятиями, фирмами, объединениями. Принцип не навредить - один из основных в экономической политике. Но и без активной роли экономической политики не обойтись.

Известный предприниматель и финансист Джордж Сорос главной опасностью для открытого общества считает рыночный фунда-ментализм, что делает вмешательство государства в экономический процесс о" вен. Но ошибки в экономической политике усиливают позиции сторонников рыночного фундаментализма с его принципами "laisser faire" (невидимой руки) Адама Смита, что отрицает сколько-нибудь заметное влияние государства на экономическую жизнь общества. Характер двусторонней связи между современными решениями и будущими событиями зависит от того, на что опирается правительство в решениях на достоверные, об" объективные научные знания или на предвзятые, суб" объективные.

в Значительной степени неквалифицированные политические решения в странах рыночной экономики, и в тех, которые только пытаются ее создать, становятся главными причинами возникновения в хозяйственной практике проблем. Экономист Джордж Стиглера подчеркивает, что ни одна из реальных экономических систем не достигает идеала. Это касается и рыночной модели, которой присуще социальное явление, известное как фиаско рынка. Однако степень неудосконалення рынке гораздо меньше фиаско политики, к которому ведут просчеты в экономической политике реальных общественных систем.

Объединяющая отношения между всеми социальными группами, определяющая формы, цели методы управления государством, его главные задачи.

Экономикой называют всю хозяйственную деятельность государства, процессы производства, способы распределения, обмен или любое другое потребление благ.

Взаимосвязь политики и экономики неразрывна, она является очень важной проблемой для жизнедеятельности любого общества. Такая проблема присутствует с самого зарождения общественных отношений, но видоизменяется на исторических этапах его развития.

Особенно важной становится она в переломные моменты, когда одни меняются на другие, увлекая за собой политические и взгляды, мировоззрения.

Политика и экономика связаны непосредственно, но ведущую роль в их отношениях играет экономика. Развитие любых процессов, происходящих в ней, детерминирует политику, составляет ее материальную основу, а, следовательно, определяет политические действия, решения, которые должны определяться интересами общества, отдельных людей.

Существует мнение, что настоящей, правильной политикой считается только такая совокупность групп или отношений, которая способна сознательно и рационально использовать экономические законы во благо общества.

Политика и экономика способны на обратное взаимодействие. Его определил еще Ф.Энгельс. Он отметил, что политика трояким образом может воздействовать на экономические процессы:

  • Развиваться параллельно, в том же направлении. В этом случае влияние политики на экономику ускоряет развитие общества.
  • Развиваться по противонаправленному вектору, приводя к краху государства.
  • Препятствовать развитию экономики, что может привести либо к неудаче, либо к выбору иного политико-экономического пути.

Если политика и экономика противодействуют как в двух последних случаях, то экономике наносится тяжелейший вред, а людские, материальные, прочие ресурсы растрачиваются впустую.

Все три решения в чистом виде редко встречаются в реальной жизни. Политика и экономика связаны тоньше, чем в теории. Примером этого может быть история РФ, в которой не раз вместе с прогрессивными решениями правительства, способствующими развитию общества, принимались разрушительные шаги.

Политика и экономика, не учитывающие своей взаимосвязи, очень быстро терпят полный крах.

Политика - это средство решения

Экономика - материальная база политики.

Проблемы, возникающие в обществе, успешно решаются только при грамотном, своевременном их анализе с учетом точки зрения социума, хода истории, общественного развития. Если же решает проблемы только узкий круг людей, заинтересованный в собственной выгоде, то государство довольно быстро может окончить свое существование, а экономика выходит из-под контроля. Последствия таких явлений - возникновение конфликтов, нестабильность (социальная, политическая).

К такому же результату придет политика, игнорирующая экономические законы.

Политика и экономика взаимосвязаны многосторонне. Нарушение этого влечет за собой негативные последствия. Являясь «вечным», вопрос о соотношениях данных понятий на каждом историческом этапе общественно-государственного развития звучит по-новому, особенно остро - в Именно такое непростое время переживает сегодня Россия.

Сегодня на состоянии экономики страны сказываются все ранее допущенные политические ошибки: долговременного господство командно-административной системы, безграмотность, имевшая место в перестройку, бездумное заимствование у Запада и пр.

Вывести Россию из кризиса сегодня может не политическая целесообразность, а принятых решений.

Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии любого общества. Вместе с увеличивающимися масштабами экономической сферы, усложнением и углублением экономических отношений в обществе возрастает и воздействие политики на экономическую жизнь общества. Особую остроту проблема взаимоотношения политики и экономики приобретает в периоды глубокой ломки общественных отношений, социальной структуры, представлений и ценностей общественного сознания.
Политика - деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или завоевания ее специфическими методами.
Предназначение политики не только в том, чтобы быть инструментом реализации тех или иных социально-классовых интересов, но и выполнять функцию регулирования и установления порядка социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства, совместного труда.
Экономика - исторически определенная совокупность общественно-производственных отношений. Определяющим элементом экономики являются отношения собственности на средства производства и зависящие от них положение и отношения людей в процессе производства, их взаимный обмен деятельностью, отношения распределения. Под экономикой подразумевается также совокупность отраслей народного хозяйства.
Отсюда, экономика страны - это единый народно-хозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена. Иначе можно сказать, что экономика, экономическая деятельность есть сфера материального самообеспечения человеком и обществом своего существования, жизни.
Главным институтом политической системы является государство, отличительной чертой которого является суверенность. Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами общества, и, наконец, осуществлять правосудие. Взаимосвязь политики и экономики определяется и формируется классовыми и вообще социальными интересами взаимоотношениями людей. Сами политические проблемы, связанные с влиянием на государственную власть разных социальных слоев и групп, политических и общественных организаций и движений, партий, с конкуренцией между ними - все это, в конечном счете, сводится к взаимоотношению экономических интересов.
Понимание экономических взаимосвязей дает возможность изменить условия нашей жизни, добиваться ее улучшения

Взаимосвязь политических и экономических проблем постоянно обнаруживается даже на поверхности событий. Мы уже привыкли, что экономические дискуссии всегда тесно связаны с политическими дебатами и они ведутся не только в учебных аудиториях, на теоретических конференциях, но и в средствах массовой информации. При этом граница между политикой и экономикой очень подвижна.

Приступая к рассмотрению этой сложной и многогранной темы, необходимо определиться в понятиях.

Политика (от греч. polites – искусство управления государством) – деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или завоевания ее специфическими методами. (Подробнее смотри соответствующий раздел настоящего пособия).

К этому следует добавить, что предназначение политики не только в том, чтобы быть инструментом реализации тех или иных социально-классовых интересов, но и выполнять функцию обеспечения урегулированности и порядка социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства, совместного труда. “Регулярность и порядок сами суть необходимый момент всякого способа производства, коль скоро он должен приобрести общественную устойчивость и независимость от простого случая и произвола. Урегулированность и порядок являются именно формой общественного упрочения данного способа производства и потому его относительной эмансипации от простого случая и просто произвола” (1). Очевидно, что эта функция наиболее непосредственно связана с экономикой.

Экономика (от греч. oikonomike – искусство ведения домашнего хозяйства) – исторически определенная совокупность общественно-производственных отношений. Определяющим элементом экономики являются отношения собственности на средства производства и зависящие от них положение и отношения людей в процессе производства, их взаимный обмен деятельностью, отношения распределения. Под экономикой подразумевается также совокупность отраслей народного хозяйства.

Отсюда, экономика страны – это единый народно-хозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена.

Иначе можно сказать, что экономика, экономическая деятельность есть сфера материального самообеспечения человеком и обществом своего существования, жизни.

Люди живут не изолированно, а в сообществе, где они зависят друг от друга, когда занимаются экономической деятельностью. Существует три главных фактора производства: труд, капитал и природные ресурсы. Положение людей в обществе и их взаимоотношения в значительной степени определяются их отношением в этим различным факторам производства. У тех, кто имеет капитал, иное общественное положение, чем у тех, кто продает свою рабочую силу. Во все времена большая часть политических и экономических дискуссий и анализов была посвящена как раз этому вопросу: как владение и использование средств производства разделяют людей на различные общественные классы.



Взаимосвязь политики и экономики определяется и формируется классовыми и вообще социальными интересами и взаимоотношениями людей. В этом существо проблемы. Сами политические проблемы, связанные с влиянием на государственную власть разных социальных слоев и групп, политических и общественных организаций и движений, партий, с конкуренцией между ними – все это, в конечном счете, сводится к взаимоотношению экономических интересов. В действительности различные “факторы производства” – это люди из плоти и крови. Собственник капитала и наемный работник могут противостоять друг другу. Для многих людей с малыми доходами и ничтожной властью все разговоры о “свободном выборе” кажутся издевательством.

Понимание экономических взаимосвязей дает возможность изменить условия нашей жизни, добиваться ее улучшения. Наша повседневная жизнь, хотим мы того или нет, наше собственное положение, наша жизненная ситуация, зависят от заработной платы и цен, квартирной платы и налогов, прибылей и инвестиций, безработицы и инфляции. Именно эти явления называются макроэкономикой . Если мы не влияем на эти явления и не понимаем их, то принимать решения всегда будет та или иная небольшая группа так называемых “экспертов”-экономистов. И здесь вновь актуально звучат слова: “Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов” (2).

Но и очевидно также, что экономисты представляют интересы различных групп, социальных слоев, классов и обычно спорят друг с другом. Одни хотят сократить бюджет, в то время как другие – наоборот. Одни хотят снизить налоги, другие утверждают, что мы не можем себе этого позволить. Одни считают, что нужно как-то противодействовать дефициту платежного баланса, а другие не видят в этом никаких причин для беспокойства. И так далее.

Эти разногласия не новы. Еще почти сто лет назад Бернард Шоу говорил: “Даже если собрать всех экономистов на свете, они не смогут договориться”. Дело в том, что экономисты часто исходят из теорий и абстрактных моделей действительности, которые они же впоследствии и интерпретируют разными способами. Хотя многие правомерно утверждают, что экономический анализ действителен лишь для определенной страны и в определенное время. Экономика каждой страны отличается от другой в разных аспектах. Общество – чрезвычайно сложный феномен, который постоянно развивается и изменяется. Общество состоит из тысяч предприятий и миллионов домашних хозяйств, где постоянно принимаются разнообразные решения и тем самым постоянно изменяются предпосылки анализа. Поэтому, если мы ведем речь о макроэкономике, эксперимент – когда человек сам контролирует условия и наблюдает сравнимые процессы – не годится. Здесь приходится не экспериментировать, а применять модели (упрощенные описания действительности). Примером такого упрощения является предположение, что все потребители или все предприятия ведут себя одинаково. Но эти предположения нереалистичны и рассуждения экономистов подвергаются критике за оторванность от жизни и их выводы также далеки от действительности.

Тем не менее, моделирование, в известной мере, необходимо и экономистам приходится “отвлекаться” от действительности, так как “нет ничего более практичного, чем хорошая теория”.

Процессы и явления, происходящие в макроэкономике, решения и действия влияющие на них, имеют прямые политические последствия. Политические деятели и политические движения заинтересованы в том, чтобы дать экономическое объяснение своей политики и оснастить ее “научной” аргументацией. Экономическая постановка вопроса – как производятся и распределяются материальные блага – затрагивает основы жизненных отношений. И здесь вопросы и ответы на них по разному оцениваются людьми, классами, социальными группами поскольку затрагиваются их жизненные интересы.

Итак, проблема взаимосвязи политики и экономики наиболее полное свое содержание раскрывает в понятии экономическая политика. Экономическая политика – это система экономических мероприятий государства; совокупность целей, средств, задач, мероприятий по направленному воздействию на развитие экономики.

Последовательность и эффективность экономической политики детерминируется действием разнообразных факторов. Будучи атрибутом политической власти и одним из способов ее осуществления, она формируется на пересечении экономики и политики, определяется социальной структурой общества, интересов, ценностных ориентаций субъектов и организаций, принимающих решения, зависит от состояния общественного сознания, уровня политической культуры, структуры власти (отношения между законодательной и исполнительной властью, правительством и профсоюзами, различными партиями) и распределения сил внутри иерархии власти.

Обе сферы настолько важны для нормального функционирования и развития стран, что кризис в одной ведет к негативным последствиям во второй. И наоборот, прогресс и подъем благотворно влияют на процессы, протекающие в другой системе. Необходимо раскрыть суть самих понятий:

  • политика является понятием, включающим в себя не только деятельность органов государственной власти и госуправления. Есть другое определение. Так, политика — это управление распределением ресурсов. Одной из ее функций является регулирование и установление порядка условий материального производства в стране и совместного труда населения;
  • экономика — исторически определенная совокупность общественно-производственных отношений. По своей сути, экономика страны — это единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья П.Р.О.П. (производства, распределения, обмена и потребления).

Как может политика воздействовать на экономику

Когда субъекты производственных процессов начинают конфликтовать, тогда вмешательство политики в данные экономические по своему характеру отношения становится необходимым.

Необходимо отметить, что политическая система отличается все-таки большей самостоятельностью в принятии решений по сравнению с экономической. Но есть один нюанс — политический курс во многом зависит именно от внутригосударственных экономических отношений. Хотя внешнее политическое давление (к примеру, международные санкции) приводит к изменениям в структуре и принципах ведения экономики в стране.

Опираться можно на различные доктрины, но экономическая энгельсская теория дает более понятное представление о том, насколько по-разному политическая система может оказывать воздействие на систему экономических отношений.

Три ключевых аспекта:

  • политика тормозит развитие экономики, тогда будет недовольство среди населения в связи с упадком уровня жизни;
  • политика может служить катализатором для отдельных экономических процессов, что может привести как к позитивным, так и к негативным последствиям;
  • политическая властная «верхушка» имеет возможность влиять (приостанавливать и перенаправлять) ресурсы в соответствии со своими интересами в той или иной сегмент экономики.

Инструментами экономической политики являются: государственный бюджет (бюджетно-финансовая политика) и Центробанк (кредитно-денежная политика).

Каким образом экономика влияет на политику

Влияние экономики на политическую систему очевидно, ведь она является ее материальной составляющей. Любая политическая идеология не может существовать отдельно без какой-либо финансовой основы, ей необходим надежный производственный базис.

Экономика любой страны и в любом отраслевом сегменте всегда максимально старается подстроиться, учесть и удовлетворить экономические потребности граждан. Политической же системе приходится учитывать данные тенденции и подкреплять их на законодательном и правотворческом уровне:

  • если для стабильной экономической ситуации в стране необходимо поддержать и помочь развиться малому и среднему бизнесу, то политика государства должна прямо этому способствовать. К примеру, снижать ставки по кредитам для ИП;
  • когда в стране наступает кризис ввиду упадка производства и нехватки финансовых ресурсов, то власть должна вести активную политику, направленную на привлечение иностранных инвесторов.

Современная экономическая система, благодаря процессу глобализации, приобретает все больше самостоятельности. Теперь государство не может категорично диктовать населению, что и в каких объемах производить. Но за политической системой остается важная функция регулирования некоторых экономических процессов (например, антимонопольная служба следит за уровнем цен).