В чем заключается финансовая грамотность. Что такое финансовая грамотность и где граница между грамотностью и безграмотностью

Финансовая грамотность - это знания и навыки, которые помогают принимать взвешенные и разумные решения в отношении финансов. Чтобы считаться финансово грамотным, нужно разбираться в основных финансовых понятиях, ориентироваться в услугах финансовых институтов и использовать их с осознанием плюсов, минусов и рисков, правильно оценивать ситуацию на рынке, управлять финансами: вести бюджет, планировать траты, накапливать сбережения и по возможности избегать долгов.

Почему важна финансовая грамотность

Финансовая грамотность необходима, чтобы обезопасить себя и свою семью в непредвиденных обстоятельствах и повысить качество жизни. Это важно для каждого из нас, в частности, а также для государства и финансовых институтов. Когда люди не принимают разумные решения в отношении финансов, то увеличиваются задолженности по потребительским и ипотечным кредитам, появляется большое количество мошенников, растёт уровень преступности, экономическая стабильность падает, а люди вкладывают деньги в ненадёжные банки или используют сомнительные инструменты для повышения дохода. С результатами приходится разбираться государству: выплачивать компенсации и успокаивать социальные волнения в обществе. Например, по сообщению Нацбанка, к 1 ноября 2017 года в банки подали почти 30 тысяч заявок на рефинансирование займов (изменение условий выплат). Для поддержки заёмщиков разработали государственную программу: на это выделили 130 млрд тенге из республиканского бюджета.

При этом стоит помнить, что деньги государства - это деньги налогоплательщиков, то есть государство ликвидирует последствия низкой финансовой грамотности за наш счёт. Напрашивается логичное решение: тратить деньги на повышение финансовой грамотности населения, чтобы не разбираться с последствиями. Такой подход окупится в будущем.

Что нужно знать, чтобы быть финансово грамотным

Мы поговорили о финансовой грамотности с Ботагоз Жумановой - финансовым обозревателем и основателем проекта для повышения инвестиционной грамотности и мониторинга деятельности пенсионной системы «Единый пенсионный информатор» .

Ботагоз Жуманова объяснила, что есть несколько вещей, которые составляют минимальную финансовую грамотность:

"В первую очередь нужно контролировать свои расходы и доходы. Если вы считаете доходом зарплату в 200 тысяч, то это не совсем так. Основной ресурс - время. Нужно смотреть, как рынок оценивает ваше время. Посчитайте, сколько стоит час вашей работы. Это поможет сделать следующий шаг: повысить доход за каждый час работы. Это зависит от специфики работы: можно повысить эффективность, использовать время рациональнее и делать больше, если доход зависит от этого. Или взять дополнительные обязанности, приобрести дополнительные навыки. Так же, исходя из стоимости часа работы, оценивайте расходы. Это поможет здраво смотреть, можете ли вы себе позволить какие-то вещи или нет. Контролировать расходы важно, иначе попадёте в долговую яму, вылезти из которой не так просто. Во-вторых, нужно приучить себя читать все договоры и разбираться в сути финансовых услуг. Если речь о кредитах, то для начинающих рекомендую сравнивать предложения исходя из того, сколько вы заплатите сверх суммы кредита. Потому что помимо процентных ставок есть ещё комиссии за выдачу и другие условия".

Какова ситуация с финансовой грамотностью в Казахстане

Оценить уровень финансовой грамотности в Казахстане сложно, потому что качественных свежих исследований внутри страны нет. На мировом уровне такими исследованиями занимается Организация экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD). Согласно её последнему в 2016 году, в котором участвовало 51,5 тысяч взрослых (от 18 до 79 лет) из 30 стран мира, лишь 51-54% респондентов достигли минимального показателя финансовой грамотности.

Рейтинговое агентство Standard&Poors , которое занимается аналитикой финансовых рынков, исследовало финансовую грамотность в 2014 году. В исследовании участвовала выборка из 150 тысяч человек из 148 стран. По данным этого исследования показатель финансовой грамотности Казахстана - 40%.

Чтобы определить уровень финансовой грамотности казахстанцев, Нацбанк проводит опрос . Если посмотреть результаты, то кажется, что с финансовой грамотностью у нас все в порядке.

Большинство опрошенных утверждает, что изучает договор предоставления финансовой услуги, исследует условия и выбирает услугу и финансовую организацию в зависимости от них, ведёт бюджет и знает, куда обратиться, если нарушены их права.

Однако на момент написания материала в опросе поучаствовало всего 90 человек: это слишком мало, чтобы делать какие-то выводы. Кроме того, большая часть респондентов - молодёжь, услуги и организации они изучают в интернете на сайтах. А как действует старшее поколение, неизвестно.

Ботагоз Жуманова объяснила: "Если судить по десятибальной шкале, то я бы сказала, что общий уровень финансовый грамотности в Казахстане на уровне тройки. У основной массы населения нет понимания многих финансовых понятий, они не оценивают и не контролируют расходы и доходы, залезают в долги. Люди не отличают кредитные карты от дебетовых. Многие берут кредиты и сравнивают банки только по ставкам, не разбираясь в сути условий. Один из распространённых финансовых инструментов у нас - вкладывать в золото. Некоторые снуют по ломбардам: перепродажу золота они сделали основным источником дохода и инвестируют только в неё. Ситуацию улучшает только повышающаяся цифровая грамотность. Люди ищут выгодные предложения, например на Aliexpress и Alibaba. На распродаже 11 ноября (в "День холостяка" в Китае) казахстанцы сделали 4,5 млн покупок. Есть категории, у которых финансовая грамотность выше. В основном это люди с доходом выше среднего. Они знают, как и куда инвестировать, контролируют расходы, повышают доходы и ориентируются в услугах. Но таких не так много".

Низкая финансовая грамотность и желание получить высокий доход влияют и на то, что люди считают финансовым инструментом инвестиционные (финансовые) пирамиды, онлайн-казино и игровые автоматы.

Финансовые пирамиды обещают быстрый и высокий доход: все приносят деньги, они якобы вкладываются в высокодоходные бумаги. Затем все получают дивиденды и радуются. На самом деле принимать деньги от населения по закону могут только банки второго уровня и "Казпочта" (Национальный оператор почты) на основании выданных лицензий. Никаких лицензий, договоров и правовых документов у финансовых пирамид нет и не может быть: с 2014 года создание финансовой пирамиды вообще является уголовно наказуемым преступлением.

В случае с онлайн-казино и игровыми автоматами ситуация ещё проще: говорят, что они чуть ли не раздают деньги даром. Даже напрягаться не нужно: играй и богатей. Конечно, это так не работает: никто не даст денег просто так, и волшебных денежных водопадов в жизни не бывает. На длительном этапе казино и автоматы всегда в плюсе, а деньги может выиграть только случайный счастливчик, которого определит заложенная программа. Считать это финансовым инструментом, да ещё и высокодоходным никак нельзя. Ботагоз Жуманова объясняет эту ситуацию тем, что у большинства низкая финансовая грамотность сочетается с доверчивостью: "У нас в такси могут предложить купить биткоин по дешёвке. Сетевой маркетинг разрастается: люди вкладываются, и чтобы хоть как-то окупить вложения, всем потом пихают низкокачественные товары".

Ботагоз считает, что очень важно повышать финансовую грамотность не только у взрослых, но и у детей:

"Каждый человек принимает финансовые решения по нескольку раз в день. При этом мы не учим детей, как это делать. В Китае финансовая грамотность давно внедрена в школы, ей обучают на уровне понимания и знаний ребёнка с первого класса. Например, что происходит с деньгами в копилке. Когда дети обучаются на математике вычислению процентов, то им рассказывают, как считать доход по депозиту или оценивать условия кредита. Это очень эффективно, когда такие знания интегрированы в повседневную жизнь".

Как решается проблема финансовой грамотности в Казахстане

На форуме "Повышение финансовой грамотности" 7 сентября 2017 года выступила Дина Галиева, заместитель председателя Нацбанка Казахстана. Она рассказала, что уже реализовано с 2007 года для повышения финансовой грамотности. В основном это обучающие программы на телевидении, детские конкурсы, мультфильмы и материалы в газетах "Улан", "Дружные ребята" и журнале "Ойла". Также запустили мобильное приложение Нацбанка, в котором можно получить консультацию по финансовым вопросам. Хорошей инициативой был сайт fingramota.kz , который, по идее, должен был стать справочником полезной информации о финансах. Но сайт практически пустой: есть по одной-две статьи в каждом разделе, остальные остались пустыми.

Полезную деятельность в этом отношении ведет KMF и Homebank. KMF предоставлял материалы на тему финансов в журнал "Iскер", он же провёл форум "Повышение финансовой грамотности". В Homebank проходили открытые встречи-семинары для всех желающих, на которых отвечали на вопросы населения и объясняли, как устроены финансовые услуги.

Проект "Единый накопительный пенсионный информатор", который основала Ботагоз Жуманова, - инициатива вкладчиков ЕНПФ. На сайте регулярно публикуют материалы, которые объясняют пенсионную систему Казахстана: как она устроена, что там происходит и как эти события отражаются на наших пенсиях.

Дина Галиева предложила создать национальную стратегию повышения финансовой грамотности, так как в следующем году закончится "Программа по повышению финансовой грамотности населения на 2016-2018 годы". О том, как мероприятия программы повлияли на финансовую грамотность, остаётся гадать: исследований по этому вопросу нет. Вообще, это самый большой вопрос: почему в Казахстане повышают финансовую грамотность уже столько лет и не провели качественного исследования её уровня? Дина Галиева сказала, что социологические исследования уровня финансовой грамотности запланированы на 2018 год. Остаётся надеяться, что последующие мероприятия уже разработают с учётом уровня населения и информации, которая действительно будет ему полезна. В том числе она предложила вводить уроки финансовой грамотности в школы, чтобы привить эти навыки как можно раньше.

Простыми словами, финансовая грамотность — это система знаний и навыков о том, как рационально распоряжаться своими деньгами, ориентироваться в финансовых услугах и не попадаться на уловки финансовых мошенников.

Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно. Ведь правильное распоряжение финансами — верный ключ к финансовому благополучию!

Угрозы низкой финансовой грамотности населения выражаются в росте числа финансовых злоупотреблений, в накоплении избыточных кредитов, которые не в состоянии погасить, неэффективном распределении личных сбережений. Это же лишний источник стресса — зачем он нам???

Финансовая грамотность нам с вами помогает эффективно планировать и использовать личный бюджет , принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов и желаний, избегать излишних долгов , ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых банками и другими финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества .

Мы с вами, будучи финансово грамотными, в целом лучше подготовлены к кризисным ситуациям и можем лучше защитить себя , лучше ориентироваться в условиях мирового финансового кризиса: разбираться с налоговыми декларациями, выбирать себе пенсионные планы, сберегать свои накопления, правильно принимать инвестиционные и иные финансовые решения и не поддаваться панике. Вот тогда можно за финансы не волноваться и жить в своё удовольствие 😉 .

Финансовая грамотность предполагает способность людей жить по средствам, следить за состоянием своих финансов, планировать свои будущие доходы и расходы, особенно пенсию, правильно выбирать финансовые продукты и разбираться в финансовых вопросах.

А как же понять финансово грамотны мы или нет? Итак, образ финансово грамотного человека (глазами Центробанка) таков:

1. Ведёт учёт собственных доходов и расходов (т.е. важно знать какой доход вы получили, на что потратили деньги, какова разница между доходами и расходами – в идеале должно что-то оставаться и это “что-то” нужно приумножить для достижения будущих финансовых целей).

2. Тратит меньше, чем зарабатывает — у финансово грамотного человека нет кучи кредитов в разных банках и/или МФО , он умеет жить по средствам (тратит что сам заработает) и сберегает свободные денежные средства.

3. Ориентируется в мире финансов (знает, где найти нужную информацию). За всем уследить, конечно, невозможно, но нужно знать и понимать, где взять необходимую информацию (из надёжных источников) и использовать её с максимальной выгодой для себя.

4. Осуществляет рациональный выбор финансовых услуг. Необходимо следить за надёжностью финансовых организаций, чтобы не потерять свои деньги.

5. Имеет собственный резервный фонд – «подушку безопасности» (на случай непредвиденных обстоятельств). Это одно из самых важных правил финансовой грамотности. Вы можете потерять работу, заболеть и надолго уйти на больничный, а денежные средства из резервного фонда помогут вам жить и оплачивать собственные нужды и обязательные платежи без существенного ущерба качеству жизни.

6. Знает, как защищены права потребителя финансовых услуг – т.е. человек знает, куда нужно обратиться, если его права на финансовом рынке нарушены.

И не стоит полностью надеяться на государство и авось – нужно уже сегодня задумываться о своём финансовом будущем и повышать свою финансовую грамотность . Тем более, что сейчас доступно много материалов для самообразования . Вот и мы пришли на помощь 🙂 .

В данном разделе (да и на всём портале) мы делимся с вами финансовыми советами, обсуждаем важные вопросы из мира личных финансов, следим за новостями и помогаем повысить вашу финансовую грамотность.

Учитесь, применяйте полученные знания на практике и достигайте своих целей!

Ах да, сейчас мы вас сориентируем по разделу:

  • Статьи

    — интересные статьи по финансовой грамотности на каждый день (и ночь, если спать не хочется).

  • Нас не обманешь

    — вооружившись знаниями, вы сможете многое. Здесь мы расскажем нюансы при использовании наиболее популярных финансовых продуктов и услуг (например, что нужно знать, прежде чем взять кредит, и на что стоит обратить пристальное внимание).

  • Личные финансы

    — а вот здесь мы собрали советы по личному финансовому планированию и прочих фишках ваших личных финансов и как ими успешно управлять (да чтоб они не уменьшались, а только увеличивались, а доходы превышали расходы). Эх, вот был бы такой кошелёк, что вечером его ставишь на зарядку, и на утро он опять полный! 😉 Мы постараемся понять, где же взять такую зарядку (а ведь она действительно существует, некоторые называют её «инвестициями»).

  • Обучение

    — наш самый любимый раздел! Здесь мы предлагаем учебные курсы по финансовой грамотности для всех. При успешном окончании курса и сдачи всех онлайн-тестов вы получите сертификат 🙂 . Но знания, полученные при прохождении курсов (и применение их на практике), — это самое ценное, что вы можете взять для себя.

  • — а вот тут мы собрали классные книги, мобильные приложения, интереснейшие фильмы, настольные экономические игры — и всё по финансовой тематике. Эх, превратится это когда-нибудь в наш золотой фонд…

  • Рейтинг финансовой грамотности

Также полезные материалы по финансовой грамотности можно найти в наших группах в социальных сетях (кликайте и присоединяйтесь):

В последнее время работа в данном направлении приобретает характер системы формирования экономической грамотности, что связано с появлением курса «Финансовая грамотность» и усилением внимания к экономическим вопросам в курсах общественных дисциплин. Рыночные отношения требуют от гражданина как практических умений, так и общей культуры, связанной с совершением ответственного выбора, противостоянием попыткам манипулирования сознанием. Стратегическими направлениями здесь видятся следующие: сознательное участие школьников в экономической жизни общества и освоение ими роли потребителя, оптимальное сочетание интересов общества и личности в выборе сферы будущей профессиональной деятельности, повышение финансовой грамотности для понимания и принятия ответственности в различных экономических ситуациях. Человеческий капитал на сегодняшний день является залогом успеха и процветания для любой страны, независимо от богатства ее природных ресурсов и развитости имеющейся инфраструктуры. Для поступательного развития России необходимы люди с высоким интеллектом, развитым логическим мышлением, способные находиться в постоянном поиске, рождать в процессе его новые, оригинальные идеи, эффективно осуществлять экономическую деятельность.
Под экономической грамотностью школьника будет пониматься успешность приобретения, углубления, расширения экономических знаний и умений на базовом образовательном уровне и их воздействие на формирование качеств, помогающих ориентироваться в экономической жизни общества, реализуя свои интересы и согласуя их с интересами окружающих людей. В международном исследовании уровня финансовой грамотности, проводимом PISA, она определяется как знание и понимание финансовых концепций и рисков, а также навыки, мотивация и уверенность применять такое знание и понимание для того, чтобы принимать эффективные решения в целом ряде финансовых контекстов для улучшения финансового благосостояния человека и общества и для обеспечения участия в экономической жизни. Другое международное исследование - по оценке качества граждановедческого образования (ICCS) - также включает экономическую компетентность в число приоритетных качеств современного гражданина. При этом проверяется не знание теоретических положений, а понимание происходящих экономических процессов и место в них отдельного человека.
Проблема подготовки экономически и финансово грамотной личности встала перед российским образованием сравнительно недавно, но от ее решения во многом зависит будущее страны. Молодое поколение граждан должно не только понимать основные законы функционирования современной рыночной экономики на разных уровнях, но и иметь набор качеств для эффективной предпринимательской и потребительской деятельности. Для успешного участия в экономических отношениях современный человек должен иметь доступ к финансовым услугам и понимать, как ими пользоваться. Потенциал школьного экономического образования также воплощается в формирование цивилизованного поведения человека, понимания и признания им определенных «правил игры» в обществе, его ценностных установок и ориентаций.
Исследования показывают, что современные молодые граждане России остро нуждаются в знаниях, которые дают общее представление о личной экономике, экономике семьи, фирмы и государства в целом (в том числе и в международной сфере). При этом важно соблюдать баланс между теоретическими знаниями и представлениями об экономической этике, правилах финансового поведения. В проведенном в 2015 году Национальном исследовании по оценке качества граждановедческого образования в России среди учащихся 8‑х классов из девяти содержательных областей, которых касались тестовые задания, самыми низкими были результаты, связанные с экономической грамотностью и профессиональной успешностью. В среднем по стране были получены следующие данные по успешности выполнения заданий школьниками по их тематической и содержательной направленности: «Толерантность и многообразие» - 65,19%; «Правовые нормы и ответственность человека» - 51,15%; «Достоинство и уважение» - 49,00%; «Гражданская идентичность и патриотизм» - 55,60%; «Социальная поддержка, самореализация и успешность личности» - 58,52%; «Сотрудничество и миролюбие в современном мире» - 55,96%; «Открытость и готовность к изменениям» - 53,84%; «Демократическое управление и народовластие» - 58,32%; «Экономическая грамотность и профессиональная успешность» - 40,74%. Таким образом, можно говорить о явно выделяющейся проблемной зоне.
При этом некоторые ответы школьников показывали их слабое понимание фундаментальных основ экономических отношений, а также неграмотность формулировки своих мыслей. Например, при объяснении понятия «инфляция», с которым большая часть опрошенных школьников справилась успешно, встречались и следующие определения: «недостаток продуктов и медикаментов в стране», «переголосование», «обесценивание людей», «чрезмерное количество общающихся денег», «рождаемость понижена», «проверяют в банкнотах наличие сумм», «подчинение друг другу», «это то, что пропадает, например, инфляция денег», «цены в магазинах растут, а у граждан нет», «это когда деньги не стоят своей стоимости», «скачки цен», «много денег, на которые ничего нельзя купить (почти)», «чрезмерный выпуск предложенных денег», «падение ценности чего-либо относительно родственных ему объектов». Приведем также некоторые формулировки, поясняющие термин «налог»: «отдача долгов за проживание», «это вид денег, который выплачивает каждый гражданин РФ», «дань, которую должны ежегодно оплачивать люди», «сбор средств за то, что мы живем», «плата за особые услуги», «плата за цивилизованную жизнь», «деньги, которые отдают за разные поступки и за коммунальные услуги», «обязательный индивидуальный безвозмездный платеж», «выплата кредита банку», «штраф, который должен выплачивать каждый человек».
Особенно удивительным было смешивание рыночной экономики с базаром и ярмаркой, где продаются вещи и продукты. Редко встречалось соотнесение рынка с частной собственностью и предпринимательством: «Это рынок, там все устроено на не очень богатых», «Даже во время войны рынок существовал вне зависимости от государства», «После окончания средних классов многие туда идут работать», «На рынке нет государственных вещей, все домашние», «Рыночные отношения не влияют на экономику», «Рынок преуспевает меньше, чем магазины/супермаркеты». Соответственно средний класс не ассоциируется с наличием собственности, независимостью или определенным мировоззрением, а определяется лишь имущественным положением (наличием денег). Распространено понимание, что к среднему классу относятся люди, находящиеся между богачами и нищими. Этот подход ярко иллюстрируют следующие цитаты из ответов: «Средний класс одевается на рынке», «Бедные хотят купить, но не могут. Богатые могут, но не хотят. Средние и могут, и хотят!».
Именно поэтому следует приветствовать особое внимание к финансовой грамотности, которое демонстрируется в последние годы в системе образования. Школа должна не только своевременно и адекватно реагировать на происходящие в экономике и общественной жизни изменения, но и опережать их, прогнозировать потребности ближайших лет и гибко реагировать на них в обсуждаемых темах и разрабатываемых учебных проектах. Умение экономически мыслить (не путать с экономией) расширяет возможности каждого человека и дает путь в будущее. Одной из сложных педагогических задач в этом направлении является умение делать осознанный и ответственный выбор.
Следует заметить, что в основе экономических знаний лежит информация о способах выбора, который постоянно делает человек в условиях ограниченных ресурсов. Одна из основных задач экономической подготовки в школе - не допустить развития иждивенческой позиции, а способствовать формированию полноценной не зависящей ни от кого экономически развитой личности, способной активно мыслить и действовать. В данном аспекте можно говорить об интегрированном и метапредметном подходе, когда экономические знания сочетаются с математической логикой, пониманием экономической географии, рационализмом и логическим мышлением, видением исторических и социальных особенностей разных стран мира. Важно, чтобы знания, умения, опыт и отношения складывались в режиме активных и интерактивных подходов при решении проблемных практических ситуаций, максимально связанных с повседневной жизнью школьника. Это могут быть комплексные проекты (индивидуальные или коллективные), позволяющие учащимся становиться генераторами идей и планировать их реализацию, ролевые и деловые игры, вовлекающие каждого школьника в интересную и полезную деятельность. На это указывают и новые федеральные государственные образовательные стандарты, ориентирующие преподавание на «освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни, которые обеспечиваются проблемными ситуациями, проблемными вопросами и заданиями, наличием деловых игр».
Ни у кого сегодня нет сомнений, что экономически безграмотный человек изначально обречен на более сложный жизненный путь, его решения во многих сферах общественной жизни зачастую будут оказываться ошибочными. Поэтому чем раньше школьник поймет роль экономики в его жизни, тем более он будет успешен во многих сферах жизнедеятельности и станет конкурентоспособной личностью, будет ответственным гражданином и сможет максимально реализовать свои потребности. Без экономической грамотности невозможно представить современного человека, поэтому система образования включает данное направление в число приоритетных задач современной школы и результатов педагогической деятельности.

Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, профессор МГПУ и АПКиППРО

Понятие "финансовая грамотность" - это наличие нужного уровня осведомленности, который дает базу для реального восприятия рыночной ситуации, и как следствие, позволяет делать необходимые выводы.

Важность осведомленности в финансовой сфере

Человек может управлять своими средствами только в том случае, если он знаком с основными финансовыми понятиями и умеет их применять в реальных ситуациях. Таким образом, экономически грамотный человек ведет учет своих расходов и прибыли, не дает образоваться большим долгам, разрабатывает планы своего бюджета и накапливает сбережения для беспечного будущего. Также он обязан разбираться в продукции, которую предлагают финансовые предприятия, и использовать ее с выгодой для себя, основываясь на внимательном выборе и продуманном подходе. Кроме этого, экономически образованная личность пользуется накопительными услугами и страхованием.

Необходимо знать, что финансовая грамотность населения определяет путь развития экономики страны. Недостаточно большое количество таких граждан ведет к негативным рискам не только для банков, кредитных организаций и их клиентов, а и для страны и социума в общем.

Другие страны

По этой причине программы по услилению финансовой осведомленности населения активно разрабатываются и внедряются. Работа с ними занимает передовые позиции в политике прогрессивных стран, к примеру, США, Австралии и Великобритании. Высокий уровень финансовой грамотности дает всестороннюю стабильность во всех сферах государственной жизни. Усиление экономической осведомленности жителей страны ведет к уменьшению случаев возникновения просроченных задолженностей по кредитам, уменьшению количества случаев успешного мошенничества и так далее.

Статистика в России

К сожалению, в России основы финансовой грамотности низки. Только невысокий процент граждан располагает навыками свободной ориентации в сфере экономики.

Согласно сведениям, предоставленным Всемирным банком в 2008 году и дальнейшим наблюдениям Национального агентства финансовых исследований, около половины россиян хранят накопленные средства в виде наличных дома, а 62% граждан не знакомы с большинством финансовых услуг и не используют их. Система страхования вкладов известна менее чем половине совершеннолетнего населения Российской Федерации, причем 50% не могут объяснить это понятие, хотя и слышали о нем ранее. Только четверть россиян имеет банковские карты и пользуется ими. При этом владельцы кредиток не осведомлены достаточно о возникновении возможных рисков. Всего лишь 11% граждан предусмотрели накопительный план для своего пенсионного периода. Для примера, этот показатель составляет 63% в Великобритании.

В России бытует мнение, что решения, касающиеся управления средствами, следует принимать согласно рекомендациям проверенных знакомых или сотрудников финансовых институтов, а не добывая и анализируя информацию самостоятельно. Стоит принять к сведению, что население России мало проинформировано о том, что может предпринять потребитель финансовой сферы в случае правонарушения и какими правами он обладает. Можно привести в пример, что более чем 60% семей не известно о праве на необходимую информацию об эффективной процентной ставке по кредиту. Всего 11% осведомлены о том, что государство не предоставляет защиту в случае утерянных личных средств при работе с инвестиционными фондами. Около 28% граждан не берет на себя ответственность за принятые решения касательно финансовых операций, считая, что все потери должны возмещаться государством.

Улучшение нынешнего положения

Настолько печальная статистика доказывает, что повышение финансовой грамотности граждан - задача первоочередная и должна выполняться государством. Впервые эта проблема была поднята еще в 2008 году на встрече министров финансов Большой Восьмерки в Санкт-Петербурге. После мероприятия меры по усилению финансовой осведомленности были отражены в некоторых документах российского правительства.

К примеру, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года осведомленность граждан в финансовых вопросах упомянута в приоритетных направлениях разработки источников экономических вливаний. Государство считает этот момент немаловажным. Стратегия развития финансового рынка РФ до 2020 года рассматривает подобную осведомленность как способ поддержать развитие экономики.

Программа от Министерства финансов

Министерство финансов Российской Федерации вместе с некоторыми федеральными органами, а также совместно со Всемирным банком предлагает программу улучшения экономической осведомленности населения. Программа должна длиться около пяти лет, а вначале предусмотрена реализация ее в нескольких российских регионах. Она включает разработку специальных учебных продуктов, а также улучшение законодательной базы в финансовой и правовой областях. Примерный объем необходимых затрат - 110 миллионов долларов. Около 80%, то есть основная часть должна финансироваться посредством федерального бюджета, а остальные 20% покрывает Всемирный банк.

Финансовая грамотность самостоятельно

Сегодня все еще большая часть граждан Российской Федерации получает теоретическую информацию в этой области на специальных онлайн-ресурсах, из литературы, новостей и прессы, телепередач, на тренингах и курсах. А самый болезненный способ приобретения опыта - собственные промахи.

Список сайтов для обучения

Где же можно пополнить свои знания о том, как работает экономика? Каким порталам можно доверять? Внизу приведен перечень ресурсов, созданных при поддержке и одобрении правительства РФ специально для того, чтобы финансовая грамотность населения возрастала. Информация, в них предоставленная, абсолютно корректна и соответствует текущему законодательству.

Список сайтов для обучения:

  1. "Город финансов". Это портал, который был создан в пределах общероссийской программы под названием "Финансовая культура и безопасность граждан России".
  2. "Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам России".
  3. "Финграм ТВ" - проект, основанный Ассоциацией российских банков. Это интернет-канал, целью которого является повышение финансовой осведомленности населения. Сайт предоставляет лекции и консультации в онлайн-режиме.
  4. "Банки.ру" - обширный сайт про основы финансовой грамотности. Среди разделов сайта размещен "Банковский словарь", который содержит основные понятия и термины экономической и финансовой сфер. На веб-странице размещены практические советы потребителям.
  5. "Финансовая грамота" - проект, основанный совместными усилиями Российской экономической школы, или РЭШ, а также Фонда Citi. Направлен на повышение финансовой грамотности населения.
  6. "Финграмота.com" - официальный веб-ресурс Союза заемщиков и вкладчиков России.
  7. "Азбука финансов" - проект, направленный на обучение в финансовой сфере. Авторство принадлежит платежной системе Visa International совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

Финансовая грамотность - это знания в сфере финансового, кредитного, долгового и накопительного управления, необходимые для принятия финансово ответственных решений решений, которые являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Эти знания помогают улучшить благосостояние и повысить качество жизни.Финансовая грамотность включает управление своими доходами и расходами, а так же понимание того, как работает расчетный, кредитная карта и как избежать долгов. В целом, финансовая грамотность влияет на ежедневные показатели, которые средняя семья делает при попытке сбалансировать бюджет, купить дом, финансировать образование детей и обеспечить доход при выходе на пенсию.

Взять на себя инициативу заниматься самообразованием и развивать свои знания в области финансов, начиная с основ управления деньгами и погашения долгов. Вкладывая свое время в свое финансовое развитие увеличивает сбережения и инвестиционные решения. Используя ресурсы, такие как возраст, талант, деньги и возможность создать хорошие привычки-вы можете построить долго-прочного заначки.

Почему нужно повышать свою финансовую образованность

В прошлых десятилетиях деньги использовались населением для ежедневных покупок. Процесс приобретения, покупки товара изменился. Интернет-шоппинг стал для многих лучшим выбором, создавая широкие возможности для использования и чрезмерного употребления кредитования - это слишком простой и быстрый способ накопления долга. Банки и кредитные организации выпускают для потребителей кредитные карты и кредитные предложения с заманчивыми возможностями, а клиенты получают один кредит за другим и без надлежащих знаний или контроля своих покупок легко попасть в финансовую кабалу.

Необразованность в области финансов затрагивает все возрасты и все социально-экономические уровни. Финансовая неграмотность заставляет многих людей становиться жертвами хищнического кредитования, ипотечных кредитов и высоких процентных ставок, что может привести к плохим кредитам или банкротству.

Отсутствие финансовой грамотности может привести к большому объему задолженности и принятию плохих финансовых решений. Например, преимущества или недостатки аннуитетного и дифференцированного платежа по кредиту - это различие, которые легче дает понять о том, обладаете ли вы навыками финансовой грамотности.

Финансовая грамотность помогает людям стать самодостаточными, чтобы они могли достичь материальной стабильности. Те, кто понимает предмет, должны иметь возможность ответить на несколько вопросов о покупках, например, требуется ли предмет, является ли он доступным и является ли он активом или пассивом.

Ниже Вашему вниманию предоставлен список из основных навыков финансовой грамотности , которые должен освоить каждый.

Научитесь зарабатывать

Вы не можете управлять или тратить свои деньги пока не заработали. Поэтому для начала необходимо заработать деньги.

Если вы боретесь, чтобы заработать достаточно... спросите себя:
где вы можете улучшить своё финансовое положение?
Можете ли вы просить о повышении?
Вам нужно больше задерживаться на работе, чтобы принести домой большую зарплату?
Возможно, вы можете пойти на другую работу в свободное время или начать свой собственный бизнес.

Учитесь эффективно контролировать и планировать свой бюджет

Начните контролировать свои доходы и расходы. Вы должны научиться составлять личный и семейный бюджеты, вести учёт всех финансов. Ежедневно отмечайте все свои финансовые операции (поступления и траты денежных средств). Вы можете использовать что угодно для учёта, от простой таблицы в тетрадке до онлайн-инструмент чтобы отслеживать свой бюджет. Сейчас существуют очень много удобных сервисов, мобильных приложений для контроля Ваших денег, например: Easyfinance, Homemoney, Drebedengi, Zenmoney и т.д. Благодаря данным приложением внесение информации о расходах и доходах стало очень быстрым и удобным. Если Вы не хотите доверять такого рода информацию различным сторонним сервисам, Вы можете воспользоваться обычным excel.

Учитесь сохранять свои деньги

Экономия-это не только инструмент для достижения финансовых целей, но и важный аспект финансовой готовности в случае возникновения чрезвычайной ситуации или непредвиденных расходов. Рекомендуется иметь накопления в размере от 6 месячных ваших зарплат, чтобы в случае утраты вашей работы или бизнеса вы могли прожить. Убедитесь, что вы включаете экономию денег под свои потребности отдельной строкой. Такой пункт должен быть встроен в ваш ежемесячный план расходов.

Учитесь инвестировать

Грамотные инвестиции служат инструментом для накопления и приумножения денег, которые вы зарабатываете. Прибыльное инвестирование должно превышать уровень инфляции и давать возможность гораздо раньше выйди на пенсию или жить в своё удовольствие. Деньги должны работать и приносить пассивный доход, а не лежать под матрасом.
При этом следует понимать, что инвестиции всегда связаны с рисками, этими рисками необходимо управлять и диверсифицировать их, вкладывая капитал в разные финансовые инструменты.

Научитесь учиться

Повышайте своё финансовое образование, чтобы знать и понимать, как уменьшить свой кредит и куда лучше вложить деньги, как сэкономить на страховке, или как выбрать брокера. К счастью, существует множество ресурсов, от книг до блогов, которые могут помочь вам на вашем пути к финансовой грамотности