Учебное пособие "информационные технологии в профессиональной деятельности бухгалтера". Информационные технологии в освоении профессии бухгалтера

Проблемы повышения прибыльности предприятия, эффективности работы персонала, создание оптимальной структуры управления волнуют любого руководителя. Ему приходится принимать решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает его постоянно держать под контролем различные аспекты финансово - хозяйственной деятельности. Эта деятельность отражена в большом количестве документов, содержащих разнородную информацию. Грамотно обработанная и систематизированная она является в определенной степени гарантией эффективного управления производством. Напротив, отсутствие достоверных данных может привести к неверному управленческому решению и, как следствие, к серьезным убыткам.

Внедрение бухгалтерских пакетов и программ позволяет автоматизировать не только бухгалтерский учет, но и навести порядок в складском учете, в снабжении и реализации продукции, товаров, отслеживать договоры, быстрее рассчитывать заработную плату, своевременно сдавать отчетность.

Компьютер не может заменить опытного и грамотного бухгалтера, но позволит упорядочить бухучет, увеличить количество получаемой информации, повысить оперативность бухучета, уменьшить число арифметических ошибок, оценить текущее финансовое положение предприятия и его перспективы.

Механизация бухгалтерского учета способствует уменьшению трудоёмкости учета, но не позволяет в полной мере сделать его оперативным, сократить сроки на остальные отчетности. Наиболее полно эти вопросы решаются в условиях автоматизации всего комплекса учетных работ. Особое значение придается разработке пакетов прикладных программ, реализующих автоматизированное решение всех типовых задач бухгалтерского учета.

Разработаны типовые проекты комплексной автоматизации бухгалтерского учета с применением различных типов ЭВМ для промышленности, сельского хозяйства, централизованных бухгалтерий, учреждений, находящихся на государственном бюджете, и других организаций.

В настоящее время автоматизация бухгалтерского учета с помощью персонального компьютера не является сложной задачей ни для разработчика, ни для пользователя бухгалтерских программ. Сегодняшняя простота решения компьютеризации бухгалтерского учета достигнута сложным путем: от компьютеризации отдельных участков учетной работы до установления связанных баз данных для сведения баланса предприятия. Освоение бухгалтерами компьютеров на уровне не только пользователя, но и программирования (а сегодня это уже квалификационное требование) позволило кардинально пересмотреть стратегию бухгалтерских программ. Как оказалось, эффективнее иметь единую структуру базы данных для всех участков бухгалтерского учета. Таким образом, в реальном масштабе времени попутно решается проблема составления баланса предприятия на каждый момент оформления первичных документов – внесения содержания и суммы хозяйственной операции в единую базу данных предприятия. Сетевые версии бухгалтерского учета решили проблему зависимости работы участков от времени доступа к единой базе.

Гипотеза: применяя ИКТ, профессиональная деятельность бухгалтера будет эффективней.

Целью данной работы является изучение особенностей использования информационных технологий в бухгалтерском учете.

Задачи работы:

Изучить и проанализировать особенности компьютерной обработки данных;

Указать проблемы автоматизации бухгалтерского учета;

Рассмотреть классификацию бухгалтерских программ и систем;

Охарактеризовать следующие программы бухгалтерского учета;

Выделить принципы выбора программ.

ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

0. А. Зубренкова, к.э.н.,ст. преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» НГИЭИ

Аннотация. Роль информационных систем в бухгалтерской деятельности неоценима. Существуют их преимущества по сравнению с ручным ведением бухгалтерского учета. Бухгалтерские, справочно-правовые и аналитические программные продукты позволяют бухгалтеру быть современным и мобильным.

Ключевые слова: информационные технологии, «1С: Предприятие», «КонсультантПлюс», «Г арант», «ИНЭК-Холдинг».

Информационные системы и технологии в значительной мере определяют уровень развития современного общества. На западе информационные технологии обеспечивают до 40% роста валового внутреннего продукта и аккумулируют при этом до 20% всех инвестиций.

Развитие информационных технологий в нашей стране оказывает непосредственное влияние на экономические аспекты жизнедеятельности общества и в том числе на всю систему бухгалтерского учета.

Компьютерная технология характеризуется рядом особенностей, которые следует учитывать при оценке условий и процедур контроля. Ниже приведены отличия компьютерной обработки данных от неавтоматизированной.

1. Единообразноевыполнениеопераций. Компьютерная обработка предполагает использование одних и тех же команд при выполнении идентичных операций бухгалтерского учета, что практически исключает появление случайных ошибок, обыкновенно присущих ручной обработке. Напротив, программные ошибки (или другие систематические ошибки в аппаратных либо программных средствах) приводят к неправильной обработке всех идентичных операций при одинаковых условиях.

2. Разделениефункций. Компьютерная система может осуществить множество процедур внутреннего контроля, которые в неавтоматизированных системах выполняют разные специалисты. Такая ситуация оставляет специалистам, имеющим доступ к компьютеру, возможность вмешательства в другие функции. В итоге компьютерные

системы могут потребовать введения дополнительных мер для поддержания контроля на необходимом уровне, который в неавтоматизированных системах достигается простым разделением функций. К подобным мерам может относиться система паролей, которые предотвращают действия, не допустимые со стороны специалистов, имеющих доступ к информации об активах и учетных документах через терминал в диалоговом режиме.

3. Потенциальные возможности появления ошибок и неточностей. По сравнению с неавтоматизированными системами бухгалтерского учета компьютерные системы более открыты для несанкционированного доступа, включая лиц, осуществляющих контроль. Они также открыты для скрытого изменения данных и прямого или косвенного получения информации об активах. Чем меньше человек вмешивается в машинную обработку операций учета, тем ниже возможность выявления ошибок и неточностей. Ошибки, допущенные при разработке или корректировке прикладных программ, могут оставаться незамеченными на протяжении длительного периода.

4. Потенциальные возможности усиления контроля со стороны администрации. Компьютерные системы дают в руки администрации широкий набор аналитических средств, позволяющих оценивать и контролировать деятельность фирмы. Наличие дополнительного инструментария обеспечивает укрепление системы внутреннего контроля в целом и, таким образом, снижение риска его неэффективности. Так, результаты обычного сопоставления фактических значений коэффициента издержек с плановыми, а также сверки счетов поступают к администрации более регулярно при компьютерной обработке информации. Кроме того, некоторые прикладные программы накапливают статистическую информацию о работе компьютера, которую можно использовать в целях контроля фактического хода обработки операций бухгалтерского учета.

5. Инициирование выполнения операций в компьютере. Компьютерная система может выполнять некоторые операции автоматически, причем их санкционирование не обязательно документируется, как это делается в неавтоматизированных системах бухгалтерского учета, поскольку сам факт принятия такой системы в эксплуатацию администрацией предполагает в неявном виде наличие соответствующих санкций.

Среди важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие теории и практики бухгалтерского учета, наиболее значимыми являются:

Развитие вычислительной техники, средств связи и пере-

дачи данных;

Новые, современные возможности документирования фактов хозяйственной деятельности, их регистрации и архивирования;

Возможность автоматизации логических операций по ведению учета с использованием информационных технологий;

Применение системы регистров, оборотных ведомостей, статистических таблиц, определенной последовательности их изготовления и способов записи и хранения информации;

Новая организация системы контроля и исправления ошибок, возникающих при проверке исходной информации, аналитических и синтетических регистров бухгалтерского учета;

Возможности использования запросного режима;

Появление новых технологий ведения бухгалтерского

В настоящее время ведение бухгалтерского учета без компьютерной обработки данных практически немыслимо. Автоматизация бухгалтерского учета с помощью персонального компьютера сегодня не является сложной задачей ни для работника, ни для пользователя бухгалтерских программ. Однако сегодня простота решения компьютеризации бухгалтерского учета достигнута сложным путем: от компьютеризации отдельных участков учетной работы до установления связанных баз данных для составления баланса предприятия. Освоение бухгалтерами компьютера на уровне не только пользователя, но и программирования позволяет кардинально пересмотреть стратегию бухгалтерских программ.

В настоящее время созданы инструментальные средства, образующие информационные системы бухгалтерского учета и включающие взаимосвязанные пользовательские места, которые имеют строгую функциональную направленность в соответствии с разделением полномочий между уровнями управления. В современных условиях автоматизации бухгалтерского учета первейшее внимание должно быть уделено использованию универсальных первичных документов, в которых совмещаются оперативные и бухгалтерские данные и машиночитаемые носители информации, позволяющие с наименьшими затратами разрабатывать на персональных компьютерах систему любых регистров и необходимую отчетную документацию.

Применение таких универсальных документов позволяет устранить дублирование при сборе данных, обеспечивает совпадение показателей, используемых в оперативном и бухгалтерском учете. Практические исследования показывают, что целесообразнее располагать единой структурой базы данных для всех участков бухгалтерского

Необходимо отметить, что в условиях автоматизации учета отпадает необходимость сверять данные аналитического и синтетического учета, так как создание единого массива бухгалтерских записей позволяет получать регистры любой степени детализации по синтетическим счетам, аналитическим счетам, поставщикам, покупателям и др.

Использование информационных технологий в бухгалтерском учете значительно повышает его оперативность, так как контроль за составлением расчетов, запасов и обязательств на протяжении любого периода времени может быть обеспечен при помощи составления справочных регистров и системы оперативного наблюдения. Следовательно, не прибегая к ручным выборкам и группировкам, можно получить обороты средств и определить сальдо по счетам, поставщикам, покупателям, контрагентам за любой период времени или на любую дату.

«Современный» бухгалтер должен владеть информационными бухгалтерскими и аналитическими навыками. Бухгалтерские навыки заключаются в умении работать в справочно-правовых системах «КонсультантПлюс» или «Гарант» и программе «1С: Предприятие», аналитические - в возможности грамотного использования программного продукта «ИНЭК-Холдинг».

В связи с этим, что среди всех имеющихся на сегодняшний день и используемых предприятиями Нижегородской области программных бухгалтерских продуктов лидирующее положение в нашем регионе занимают продукты фирмы «1С», на кафедре бухгалтерского учета, анализа и аудита ГОУ ВПО НГИЭИ для учебного процесса были выбраны именно они.

Система программ «1 С: Предприятие» предназначена для решения широкого спектра задач автоматизации учета и управления, стоящих перед современными предприятиями. «1С: Предприятие» представляет собой систему прикладных решений, построенных по единым принципам и на единой технологической платформе. Система программ «1С:Предприятие» предоставляет возможность автоматизации как за счет внедрения отдельных прикладных решений, которые будут работать автономно или интегрироваться с использованием различных механизмов информационного обмена, так и за счет использования комплексных решений. В основе системы программ «1 С: Предприятие» лежит единая технологическая платформа. Она является фундаментом для построения всех прикладных решений.

В учебном процессе ГОУ ВПО «Нижегородский государст-

венный инженерно-экономический институт» используются следующие программы, входящие в единый комплекс «1С: Предприятие»:

- «1С: Бухгалтерия», «1С: Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия»; «1С: Птицеводство»; «1С: Зарплата и управление персоналом»; «1 С: Зарплата бюджетного учреждения»; «1 С: Управление торговлей»; «1 С: Бухгалтерия бюджетного учреждения»; «1 С: Бухгалтерия автономного учреждения»; «1 С: Управление производственным предприятием»; «1С: Документооборот»; «1С: Бизнес-школа»; «1С: Образование».

Каким образом строится план занятия по этим дисциплинам?

Разрабатываются подробные методические указания;

Весь процесс обучения разбивается на этапы;

Каждый этап заканчивается контрольным мероприятием;

Успешность завершения каждого этапа фиксируется преподавателем.

Перейдем непосредственно к этапам проведения занятия.

1. Знакомство с новой темой посредством просмотра видеоматериала по ней (10 мин.) индивидуально и с использованием мультимедийной установки.

2. Работа с учебным материалом по теме (10 мин.). Программа «1С: Образование 3.0» позволяет использовать учебные материалы образовательных комплексов.

3. Работа в программе с использованием методических рекомендаций в печатном и электронном виде (55 мин.). Зачем? Дело в том, что печатный вариант создает общее представление о ходе работы, а информация в электронном виде позволяет быстрее вносить необходимые сведения в программу.

4. Тестирование по изученной теме с целью контроля полученных знаний (10 мин.) в программе «1С: Образование 3.0».

5. Подведение итогов по изученной теме (5 мин.), что позволяет преподавателю увидеть вопросы, недостаточно хорошо понятые студентами. Это, в свою очередь, стимулирует и к совершенствованию методики изучения данной темы преподавателем.

В качестве лучшего усвоения дисциплин на кафедре рекомендуется дополнительное использование:

1. Самоучитель «1С» («Предприятие 8.0», «MicrosofЮff^ce 2007», «MicrosofЮfficeExcel 2007», «MicrosoftPowerPoint 2007», «Компьютерные курсы»).

2. Видеокурс «1С» («Бухгалтерия 8.0», «Управление торговлей 8.0», «Анализ финансовой отчетности»)

3. Комплект пособия «1 С: Бухгалтерия».

Для финансово-экономического анализа деятельности предприятия, разработки и оценки планов его развития, анализа отклонений плана от факта предназначены программные продукты серии «Аналитик»: «ИНЭК-АФСП», «ИНЭК-АДП», «ИНЭК-Аналитик»,

«ИНЭК-Холдинг».

В программном комплексе «ИНЭК-АФСП (анализ финансового состояния предприятия)» рассчитывается комплексная оценка финансового состояния предприятия и его рейтинг по отношению к другим организациям. Формируется 15-ти страничное текстовое заключение с анализом финансового состояния и рекомендации по преодолению сложившегося положения.

Программный комплекс «ИНЭК-АДП (анализ деятельности предприятия)» предназначен для оценки эффективности использования материально-сырьевых, топливно-энергетических и трудовых ресурсов. Здесь также можно рассчитать уровень безубыточности и запас финансовой прочности.

Программный комплекс «ИНЭК-Аналитик» позволяет проводить анализ финансово-экономической деятельности предприятий и организаций, занимающихся производством и оказанием услуг, их мониторинг и сравнение, разработку и анализ бизнес-плана предприятия, плана финансового оздоровления, инвестиционного проекта, оценку стоимости предприятия (бизнеса).

Программный комплекс «ИНЭК-Холдинг» завершает серию и позволяет выполнить полный комплекс работ по анализу финансовоэкономической деятельности, мониторингу, сравнению и планированию предприятий и организаций всех видов деятельности.

«ИНЭК-Холдинг» позволяет:

1. Проводить всесторонний анализ финансово-экономической деятельности предприятия в динамике за ряд периодов.

2. Разработать бизнес-план для предприятия и его структурного подразделения.

3. Проанализировать и оценить подготовленный бизнес-

4. Проанализировать планируемую работу с контрагентами предприятия.

5. Получить реальную оценку стоимости компании (бизнеса).

6. Провести анализ отклонений факта от плана.

7. Сравнить в табличном и графическом виде результаты работы подразделений или филиалов предприятия.

За последние годы в нашей стране произошли значительные

положительные изменения в структуре рынка информационных технологий: основную роль стали играть крупные поставщики, развивается качественный сервис, формируются дилерские сети. Но при существовании на рынке множества бухгалтерских программ, удовлетворяющих самые разнообразные к ним требования, задача выбора программы для конкретного предприятия остается весьма затруднительной. Ведь приобретение и внедрение элементов программного обеспечения требует значительных материальных и трудовых ресурсов; затрат ресурсов требует также практическое использование информационных систем. То есть, с одной стороны, автоматизация учетных процессов является объективной необходимостью, совершенствовать организацию и формы бухгалтерского учета возможно только на базе новейших технологических средств. Но, с другой стороны, для того, чтобы правильно выбрать систему автоматизации бухгалтерского учета, удовлетворяющую всем запросам предприятия, а ещё лучше и учитывающую определенные специфические особенности деятельности предприятия, необходимо четко представлять систему ведения бухгалтерского учета на предприятии и рынке предлагаемых программных продуктов. Оптимальное решение двухсторонней задачи позволит обеспечить современные требования, предъявляемые сегодня к организации бухгалтерского учета на предприятии. С 2009 году на кафедре широко используется новый вид самостоятельной работы студентов -тестирование, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания. По 5 специальным дисциплинам: «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет», «Бухгалтерская финансовая отчетность» и «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» куплены комплекты тестов по всем разделам этих дисциплин, которые рекомендованы учебно-методическим объединением по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Тестирование проводится с помощью оболочки «1 С: Бизнес-школа». Студенты, во внеурочное время, в специально оборудованном компьютерном кабинете, тестируются под контролем лаборанта. Итоги тестирования, в виде протокола, передаются лаборантом преподавателю. С 2011 года на кафедре создан центр сертифицированного обучения (ЦСО).

Таким образом, современные информационные технологии охватывают самые разносторонние аспекты бухгалтерского учета. Современный руководитель сегодня не представляет себе принятия управленческих решений, не располагая достоверной, обширной инфор-

мацией, предоставляемой автоматизированной системой бухгалтерского учета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смагин, Б. И. К вопросу о методике определения интегрального показателя эффективности сельскохозяйственного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 7

2. Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru

3. Научно-практические основы систем земледелия Нижегородской области / Под ред. В. П. Заикина. - Н. Новгород: Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, 2005. - 271 с.

VALUE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN ACCOUNTING

O. A. Zubrenkova, the candidate of economic sciences, the senior teacher of the chair «The Bookkeeping, the analysis and audit» thh Nizhniy Novgorod state engineering-economic Institute

Annotation. The role of information systems in boom-galterskoj activity is invaluable. There are their advantages in comparison with manual conducting of the bookkeeping. Accounting, legal-reference and analytical software products allow the bookkeeper to be modern and mobile

The keywords: information technology, «1С: the Enterprise», «Consultant Plus», «Guarantor», «INEK-HOLDING».

«Моя профессия – шаг в инновационное будущее»

Выполнила: студентка группы 1.ЭМ.11

Алексеева Алина Александровна

Выбор профессии для современного молодого человека – это важный шаг, который определит всю его последующую жизнь. И если ты выбрал профессию, то должен реально представлять, что конкретно хочешь получить от нее, какие перспективы тебя ждут и то, что от твоего выбора будет зависеть твое будущее и будущее твоей семьи. В наше время профессия играет важную, а порой и решающую роль.

Перед каждым из нас стоит этот выбор, и не каждый четко знает, кем он хочет стать в будущем. Хорошо, когда ты с детства уверен, что хочешь быть врачом, художником, водителем и писателем. Для меня этот выбор был всегда самым сложным в жизни, так как я понимала, что от этого зависит мое будущее. Столько интересных и нужных профессий. Как же сделать выбор, чтобы потом об этом не пожалеть?

Я выбрала профессию бухгалтер и считаю, что я сделала правильный выбор, потому что эта профессия является важной и перспективной, без нее не обходится ни одно предприятие.

Кто же такой бухгалтер и в чем суть этой профессии? Бухгалтер – это специалист по бухгалтерии, который должен вовремя и правильно уплатить налоги, отчитаться перед государственными органами, клиентами партнерами организации, отследить состояние счета предприятия и привести баланс к единому показателю.

Функции бухгалтера многообразны. Например, он производит начисление зарплаты, ведет учет материальных ценностей, производит расчет себестоимости продукции или налоговых отчислений, осуществляет расчеты с поставщиками и подрядчиками.

Иногда у молодежи создается впечатление, что бухгалтер - это человек, который «ворочает большими деньгами». Однако на самом деле он средствами не распоряжается, а лишь оформляет в документах любые движения материальных ценностей, решения о которых принимает не сам он, а начальство.

Многие считают эту профессию скучной, неинтересной, монотонной. Я думаю иначе: моя будущая профессия бухгалтера и опасна, и трудна, и важна, и интересна…

Опасна и трудна, потому что бухгалтеру в работе, подобно саперу, нельзя ошибаться. Ошибки могут привести к санкциям, штрафам и тому подобному. Кроме того, трудность может заключаться в противоречиях бухгалтерского и налогового законодательства, а также в постоянном изменении в законодательстве. Поэтому профессиональный бухгалтер обязан быть всегда на высоте: постоянно совершенствовать свои знания, быть в курсе всех изменений.

Важна, потому что без бухгалтера невозможно существование любой компании, так как каждая организация должна отслеживать все выполненные хозяйственные операции. Грамотный бухгалтер – это гарантия финансового успеха компании! Именно поэтому часто бухгалтер своего рода «правая рука» начальства, и слово бухгалтера в фирме весомо.

Интересна, потому что, по-моему, нет ничего увлекательнее мира цифр, математических расчетов, особенно когда все получается, все сходится, несмотря на то, что иногда приходится потратить уйму времени на поиск возможной ошибки. К тому же, работа бухгалтера в настоящее время значительно интереснее и легче, чем, скажем, 50 лет назад. Если раньше рабочее место бухгалтера было оснащено конторскими счётами, и труд был чисто ручным, то сегодня трудно представить себе бухгалтеров без компьютеров, ксероксов и другой техники, облегчающей его труд.

Чтобы овладеть всеми нюансами и стать хорошим специалистом, необходимо обладать такими качествами, как внимательность, упорство, математический склад ума. Плюсом этой профессии является то, что найти работу не составит проблем, ведь бухгалтер нужен на каждой фирме и в любом государственном учреждении.

Достаточно уметь оформлять первичные документы и можно будет работать помощником бухгалтера в любой отрасли, для чего не нужно даже заканчивать ВУЗ. Самое сложное – это повысить свой уровень и стать главным бухгалтером. Для чего необходимо постоянно читать много специфической литературы, знать законы бухгалтерии, юриспруденции и налогообложения, быть разносторонним человеком и постоянно заниматься самообразованием.

Уже третий год я учусь на бухгалтера и теперь с уверенностью могу сказать, что бухгалтером может стать только человек, обладающий такими качествами, как ответственность, усидчивость, организованность, умение слушать и запоминать все, что ему говорят, умение концентрировать свое внимание на работе. Но, наверное, самое главное в выборе профессии бухгалтера – это любовь к делу, которым занимаешься, и тогда ты с радостью будешь ходить на работу и с гордостью возвращаться с работы домой, потому что будешь понимать, что любимая работа приносит пользу тебе и твоей семье, но и Отечеству.

За годы учебы я поняла – закончить колледж – это не самое главное. Чтобы устроиться на хорошую работу, необходимо получить практику, освоить не только теоретические знания, план счетов и разделы бухгалтерского баланса. Главное – это умение применять знания на практике и постоянно пополнять свои знания из разных источников, так как информация устаревает и необходимо пополнять багаж знаний, чтобы быть действительно востребованным и высокооплачиваемым специалистом.

Введение
Когда то перед нашим классом встал вопрос: «Какую выбрать профессию? Я выбрала профессию бухгалтера. Профессия бухгалтера - одна из самых распространенных и востребованных, как во всем мире, так и в России. Это и понятно. Ведь ни одно предприятие сегодня не может обойтись без бухгалтерии как
способа документального ведения хозяйственного учета. Это происходит по двум причинам. Во-первых, ведение данного учета - требование российского законодательство. Во-вторых, это в интересах самой организации: в рамках бухгалтерского учета формируется информация о деятельности компании.
Следовательно, грамотное его ведение может помочь предвидеть многие проблемы финансового и управленческого характера, возникающие в процессе работы. Мне кажется, что именно это профессия мне ближе всего, так как мне нравиться такие
науки как математика и экономика.»

Слово Бухгалтер происходит от немецкого «Buchhalter», «Buch»— книга,«Halter»— держатель— специалист в области бухгалтерии. В настоящее время профессия является важной, без неё не обходится ни одно предприятие. Слово «бухгалтер» возникло в конце средневековья. В 1498г. Император Священной Римской Империи /Максимилиан_I_(император_Священной_Римской_империи)" Максимилиан I назначил «бухгалтером» Христофора Штехера. Бухгалтер— это специалист, работающий по системе учёта в соответствии с действующим законодательством. Его задачи: вовремя и правильно заплатить налоги, отчитаться перед государственными органами и собственниками компании, организовать работу с клиентами и партнёрами организации, следить за финансовым состоянием предприятия и так далее.

Немного истории

Профессия бухгалтера - одна из древнейших и одна из самых распространенных. Первые истоки её уходят в глубь тысячелетий.6000 лет тому назад, в тот момент, когда люди стали целенаправленно регистрировать факты хозяйственной жизни; 500 лет тому назад, когда вышла книга Луки Пачоли, и началось осмысление учета, и, наконец,100 лет тому назад, когда появились первые теоретические конструкции в области бухгалтерского учета.

В первобытном обществе, где хозяйство было не сложнее нашего домашнего, все, что можно было записать, запоминали и без записи, а результаты труда были ничтожны и потому очевидны. Первоначально цифр не было. Счет заменяли зарубки, которые делали на сучках деревьев, на костях животных, на стенах пещер и даже на поверхностях скал. Особенно интересным носителем данных были веревки, на которых завязывали узелки.

В дальнейшем носителями информации стали папирус, глиняные обожженные таблицы — “кирпичи”, пергамент, воск, дерево, бумага. В Греции и Риме использовали восковые таблички, медные кожи, холст, пергамент, папирус, в Галин—керамическую плитку и гончарные черепки, в Перу—веревки. Древний Египет может быть уже назван в Определенной степени если не родиной бухгалтерии, то по крайней мере родиной инвентаризации, текущего материального учета и контроля. Учет древними греками велся преимущественно на дощечках, выбеленных гипсом. Иногда применялся папирус, но он был очень дорог. Для черновых записей пользовались глиняными черепками. Греция стала родиной первого счетного прибора - абака - счетного инструмента в виде дощечки или стила, напоминающего современные счеты. Доска разделялась на полосы или столбцы, по которым передвигались или перекладывались счетные марки, обозначавшие определенные денежные единицы, а также единицы меры и веса.

Именно в Греции впервые появляются деньги в виде монеты. История бухгалтерского учёта таинственна, ведь никто не может точно определить время её зарождения.

В начале 90-х годов, в период становления новых рыночных отношений профессия бухгалтера, как никогда прежде, стала одной из самых популярных в России. Без бухгалтерии не обходится ни одно предприятие, фирма, компания, будь то детский садик или машиностроительный завод-гигант. Эта специальность входит в число самых востребованных. За сообразительного, въедливого и опытного бухгалтера руководитель любой фирмы готов отдать, что называется, полцарства. Бухгалтер выполняет работу по различным видам бухгалтерского учета (учет основных средств, материальных ценностей, затрат на производство; расчеты с поставщиками и заказчиками, начисление заработной платы, налогов и др.). Принимает и контролирует первичную документацию по соответствующим видам учета и подготавливает ее к счетной обработке. Бухгалтера работают на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности: государственной, акционерной, кооперативной, частной, выполняя работу по различным видам бухгалтерского учета. Бухгалтера производят учет основных средств, материальных ценностей, затрат на производство. Для осуществления финансовой деятельности предприятия они производят расчеты с поставщиками и заказчиками, начисление заработной платы, налогов.

Поскольку вся финансовая деятельность предприятия фиксируется в документах, бухгалтер составляет, принимает от других организаций и контролирует первичную документацию по различным видам бухгалтерского учета и подготавливает ее к счетной обработке.Учитывая финансовую деятельность предприятия, бухгалтер контролирует все его важнейшие функции. Бухгалтер проводит экономический анализ производственных процессов, в результате которого выявляются резервы, ликвидируются потери и непроизводственные расходы. Бухгалтер - профессия, которая требуется всегда. Пока существует государство, а с ним налоговая система и финансовая отчетность, останется спрос на профессию бухгалтера. В течение последних 5 - 7 лет спрос на бухгалтерских работников достаточно устойчив. Меняется его характер, объем, требования к специалистам, но спрос остается, что закономерно. Апогей спроса на бухгалтеров пришелся на девяностые годы, когда стали образовываться кооперативы, началась приватизация, появились различные виды собственности и изменилась система налогообложения. Новоявленным фирмам потребовались специалисты для ведения бухгалтерского учета, ориентированные на рыночную экономику, которых тогда не было, работающие бухгалтеры и новоиспеченные кадры, в связи с изменившейся ситуацией, оказались почти в равном положении - и тем, и другим приходилось учиться. Как известно, научить проще, чем переучить, поэтому новые фирмы предпочитали новых бухгалтеров. Ими становились или сами учредители, или их родственники, в основном - жены. Одновременно сокращали свое производство промышленные предприятия, освобожденные инженеры, как правило, женщины, вынужденные переквалифицироваться, выбирали популярную профессию - бухгалтера, шли на курсы или самостоятельно осваивали эту профессию. Тогда после окончания краткосрочных курсов можно было быстро найти хорошо оплачиваемую работу. Надо отметить, что некоторые, успевшие в это время стать бухгалтерами, работают в этой сфере до сих пор. Как следствие этого времени, осталось бытовать мнение, что стать бухгалтером достаточно просто и бухгалтерский учет - профессия, не требующая высокой квалификации. Мнение существует, но, ясно, что бум непрофессионалов прошел. Что требует сегодня работодатель от бухгалтера? Опыт в конкретной сфере деятельности, хорошее владение одной из бухгалтерских программ, знание налогового законодательства, умение минимизировать налогооблагаемую базу Бухгалтер работает обычно в составе бухгалтерии предприятия, где разделены функции учета и выполняет какую-то одну из них, например, готовит платежные ведомости на выдачу заработной платы, рассчитывая подоходный налог с каждого работника,отчисления с зарплаты по всем видам страхования и в различные фонды. Однако бухгалтер должен свободно ориентироваться во всех видах бухгалтерского учета, с тем, чтобы иметь возможность подменить при необходимости других членов бухгалтерии.Проводя постоянные подсчеты, бухгалтер должен постоянно контролировать самого себя, проверяя и по несколько раз пересчитывая некоторые из них. Он не должен ошибаться, поскольку его ошибки могут привести к очень серьезным последствиям и отразиться на всех сотрудниках предприятия. Бухгалтер постоянно чувствует на себе этот груз ответственности за правильность производимых им подсчетов, поэтому его работа связана с постоянным эмоциональным напряжением.Бухгалтеру необходимы не только аккуратность, высокая сосредоточенность и усидчивость, но и высокий уровень эмоционально-волевой устойчивости. В настоящее время большинство бухгалтерий имеют свою вычислительную технику, поэтому бухгалтер должен уметь свободно работать на ПЭВМ.Приоритетность бухгалтерской профессии определяется сейчас интересами государства и потребностями собственника, причем требования к бухгалтеру, экономисту постоянно повышаются. Развитие профессии бухгалтера идет путем повышения интеллектуального и образовательного уровня.
Вопросы профессионализма в любой сфере деятельности - это вопросы качества работы. В условиях рынка профессионализм в работе является главным критерием, определяющим полезность каждого работника, его ценность для предприятия. Характеристика герба (изображение) - весы, солнце, Кривая Бернулли Профессиональные бухгалтеры имеют свой герб.Герб бухгалтеров - создан французским ученым Жан Батист Дюмарше (1874 - 1946). На этом гербе изображены три предмета - солнце, весы и кривая Бернулли - и девиз: “SCIECE - CONSCIENCE - INDEPENDANCE”.Предметы на гербе символизируют следующее: солнце - бухгалтерский учет освещает хозяйственную деятельность; весы - символизируют баланс; кривая Бернулли - символ того, что учет, однажды возникнув, будет существовать вечно.Слова девиза означают: “Наука, доверие, независимость”. Однако, слово “conscience” и с английского и французского языков переводится как совесть, а доверие по-французски будет “confiance”, учитывая, что Жан Батист Дюмарше - француз, точнее переводить слова девиза на гербе: “Наука - совесть - независимость”.Дюмарше, Жан Батист (1874 - 1946) - один из крупнейших представителей французской бухгалтерской мысли. Учет, по мысли Дюмарше, чисто экономическая, а не юридическая доктрина, оборотная сторона политической экономии. Экономическая трактовка учета сочетается у Дюмарше с пониманием хозяйства как организма. Он рассматривал эволюцию учета как развитие эмбриона; как последовательную дифференциацию и функциональную работу различных учетных органов; бухгалтер не конструирует счета, а открывает и описывает их подобно тому, как зоолог находит и описывает тех или иных животных, моллюсков и т.д.Все эти "живые организмы" (счета) выводились Дюмарше из элементарной "клеточки", начального счетоводного счета, каковым выступает счет Капитала. Согласно этой концепции значение дебета и кредита не может быть дано априорно, оно всегда вытекает из конкретных особенностей счета. Основной труд: "Позитивная теория бухгалтерского учета", Париж, 1914. Рассуждения о девизе «Наука, доверие, независимость» Это свидетельствует о возможности доверять основанной на специальных методах непредвзятой характеристике деятельности субъекта хозяйствования.Многие века существовала рыночная экономика, но не было капитализма. Первая предполагала куплю и продажу товаров, но этот обмен существовал только для улучшения условий жизни хозяйствующих субъектов и усиления финансовой мощи.Вопрос об исчислении прибыли ради самой прибыли даже не возникал. Поэтому капитализма не было. Капитализм возник в ту минуту, когда человек покупает не для себя, а только для того, чтобы продать дороже, т. е. получить прибыль.Однако определить ее величину могли только бухгалтеры, создавшие метод двойной записи и, следовательно, как показал В. Зомбарт (1863 - 1941), изобретение двойной бухгалтерии сделало возможным возникновение и развитие капитализма. Это изобретение имело место в Италии между XIII и XV веками.Конечно, материальная составляющая прибыли, то, что называют прибавочным продуктом, была всегда, но выразить его единой мерой было невозможно, для этого оказались необходимы деньги и двойная запись. Наука о ней называется счетоведением, практика - счетоводством.Бухгалтерский учет это наука (счетоведение) о двойной записи и принципах исчисления прибыли.Наукой занимаются на кафедрах университетов и НИИ, бухгалтеров для науки и практики готовят в университетах, и в многочисленных предприятиях миллионы бухгалтеров трудятся над учетом хозяйственных процессов, выявляя финансовое положение и финансовые результаты своих работодателей.

Бухгалтерский учет - это в первую очередь наука, которая существует не отдельно от остального мира, а в тесной взаимосвязи с другими науками: математикой, экономикой, финансами, банковское дело и др. Доверие - это то доверие, которое оказывается бухгалтеру, когда перед ним открываются все операции финансово - хозяйственной деятельности предприятия.Только доверяя бухгалтеру все «подводные камни» предприятие сможет грамотно представить результаты своей финансово - хозяйственной деятельности. Независимость. Деятельность бухгалтера должна быть независима, т.е. не подвергаться никакому влиянию со стороны заинтересованных лиц. Подобный подход к бухгалтерскому учету отражает как возросшую его роль в повышении требований к специалистам - бухгалтерам, там и интерес к этой профессии. Важнейшее качество бухгалтера - принципиальность, воля к справедливости, он поступает по совести, т.е. все, что он делает, он делает согласно букве и духу закона. Бухгалтер должен обладать влиятельностью, точностью, вдумчивостью, трудолюбием, выдержкой. Чем занимается бухгалтер . В чистом виде профессии бухгалтер нет. На предприятиях бухгалтеры работают по направлениям: касса, основные средства, валютные операции, расчет зарплаты, склад. За ведение всей бухгалтерии отвечает главный бухгалтер. В небольшой фирме один бухгалтер может отвечать за всё.
Квалифицированный бухгалтер, разбирающийся во всех вопросах учета и налоговой политики бесценный работник и самый уважаемый человек на предприятии. Однако и ответственность высока он отвечает за любую ошибку в расчетах.
Работа бухгалтерии строго контролируется с одной стороны работодателем, с другой указами и постановлениями Минфина и Министерством по налогам и сборам, которые, увы, часто противоречат друг другу. Поэтому нужно разбираться в перипетиях законодательства и уметь общаться к госорганами, например, налоговыми.
Нужно держать в голове всю финансовую картину предприятия, чтобы знать, как какая-либо сделка отразится на балансе, отчетности и премии генерального директора.

В профессии бухгалтера, как и во всех профессиях, есть плюсы:

-Востребованность на рынке труда,

-Преимущественно нормированный рабочий день,

-Можно иметь дополнительный заработок, например, помогать с ведением бухгалтерии мелким предпринимателям.

Также существуют минусы:

-Изменения в законодательстве,

-Противоречия законодательства (например, налогового и бухгалтерского),

-Частое общение с представителями госорганов, особенно с налоговой инспекцией,

-Приходится выполнять указания вышестоящего начальства, даже если они кажутся неверными в данной ситуации,

-Деятельность бухгалтера жестко регламентирована и не оставляет пространства для творчества,

-Ошибки бухгалтера приводят к санкциям,штрафам

Кто может стать бухгалтером?

Люди этой профессии должны быть, прежде всего,терпеливыми,честными, аккуратными,эмоционально-психически устойчивыми,справедливыми,целеустремлёнными,ответственными и организованными, потому что несвоевременная сдача отчета или потеря какого-нибудь документа может дорого обойтись компании. Кроме того, он должен любить цифры с ними ему придется сталкиваться ежедневно, а ошибка может оказаться роковой. Также необходимы высокая концентрация внимания, скрупулезность и усидчивость. Неплохо иметь хорошую память и, самое главное, нужно уметь молчать,так как нередко бухгалтеру приходится хранить коммерческую тайну.А также бухгалтер должен обладать логическим мышлением и умением отстаивать и аргументировать свою точку зрения. И самым главным качеством для любого специалиста является любовь к выбранному делу! Хочу отметить, что современный бухгалтер должен быть юридически грамотным: знать законы, распоряжения, постановления, обязан вовремя отслеживать любые изменения в законодательстве. На сегодняшний день вся бухгалтерия автоматизирована. С помощью программы «1С», специально созданной для помощи в таком нелегком деле, как учет и анализ хозяйственной деятельности предприятия, можно оперативно получить любой интересующий отчет за любой указанный период. Основное внимание при подборе специалиста работодатель обращает внимание на опыт работы, особенно в аналогичной сфере. Теоретически работать бухгалтером может выпускник финансового колледжа или спецкурсов. Однако больше шансов у тех, кто имеет высшее образование.
Бухгалтер должен обладать знаниями по следующим направлениям :

Бухгалтерский учет, налоговый учет,финансовый анализ, основы аудита,законодательство в бухгалтерской сфере,сведения о МСФО,базовые знания компьютера, 1C, Excel.

Бухгалтер может работать в любых организациях главным бухгалтером,финансовыманалитиком,аудитором,консультантом,финансовым директором,менеджером.

Напоследок хочу отметить, что для бухгалтера любого уровня всегда существует перспектива роста. Наличие этого стимулирующего фактора, безусловно, благоприятно сказывается на увеличении количества грамотных специалистов.

Заключение
Многие специалисты в области бухучета сходятся во мнении, что их профессия не требует каких-то сверхъестественных способностей. Главное - чтобы она нравилась. Бухгалтерское образование требуется в финансово-кредитных учреждениях, страховых компаниях, налогово-бюджетных и государственных органах, на промышленных предприятиях, в совместных и торговых компаниях на должностях руководителей предприятий, главных бухгалтеров, финансовых директоров, бухгалтеров, менеджеров различных уровней управления, аудиторов, преподавателей учебных заведений. Общее требование одно: отличное знание требований и условий бухучета.

Итак, всё же почему я выбрала профессию бухгалтера?

Понятия «дебет», «кредит», «баланс», «проводка» были для меня не больше чем слова из мира бухгалтеров. «Что это за странные люди? Как это: дебет с кредитом сошелся?» - задавала я иногда себе такие вопросы.

Я поняла, что быть бухгалтером - это моё призвание, которое заложено у меня от природы. А бухгалтерский учет - это целая система, которая строилась больше сотни лет, которая на «своем веку» претерпела немало изменений и накопила
бесценный мировой опыт. И чтобы понять эту систему, нужно с головой погружаться в бухгалтерскую жизнь, приносить пользу людям, делиться своими знаниями и опытом. Сейчас я учусь на втором курсе среднеспециального учреждения,а в дальнейшем планирую продолжить обучение в университете на факультете финансов и бухгалтерского учёта. Я уверена что смогу устроиться в высококлассифицированную фирму для получения прибыли. Сейчас я стараюсь максимально изучать необходимые для получения моей профессии предметы. Я считаю, что я сделала правильный выбор,выбрав профессию бухгалтера.

Информационные технологии в профессиональной деятельности бухгалтера

АИС бухгалтера

Преподаватель ЕАДК: Неверова Ирина Юрьевна


План:

  • Информатизация общества.
  • Информационные технологии.
  • Экономическая информация и её свойства.
  • Информационный рынок.
  • Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учёта (АИС БУ).

Литература :

  • Михеева Е.В., Информационные технологии в профессиональной деятельности, с.227-234
  • Михеева Е.В., Титова О.И., Информационные технологии в профессиональной деятельности бухгалтера, с.7-32.

Информатизация общества

Информатизация – процесс перехода к информационному обществу при интенсивном развитии и существующих и возникновении новых информационных технологий.

В настоящее время информация превращается в коммерческий ресурс, приносящий прибыль при внедрении информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности.

В то же время информация – один из самых дорогих видов ресурсов.

В настоящее время в сферу информатики и информатизации включено значительно большее количество трудовых ресурсов, чем в материальное производство.

Создание информационного общества – политическая, экономическая и культурная цель большинства стран.


Отличительные признаки информационного общества

  • Информационная экономика,
  • Ведущая роль информационных ресурсов в обеспечении устойчивого экономического развития общества,
  • Доминирование в экономике новых технологических укладов на основе современных информационных технологий, совместное функционирование информационных и денежных потоков.
  • Высокий уровень информационных потребностей членов общества,
  • Высокая информационная культура,
  • Свободный доступ к информации, единое информационное пространство,
  • Высокий уровень образования на основе систем информационного обмена
  • И т.д.

Основные стратегические задачи на пути к информационному обществу

  • Создание информационной инфраструктуры регионов и интеграция ее в национальную и мировую информационные инфраструктуры,
  • Широкое применение современных информационных и телекоммуникационных технологий,
  • Создание рынка информации и знаний как факторов социально-экономического развития регионов,
  • Обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства,
  • Формирование индустрии программных средств, информационных продуктов и услуг,
  • Удовлетворение потребностей общества в качественном и доступном техническом и программном обеспечении.

Информационные технологии – это процессы, использующие совокупность всех имеющихся средств и методов сбора, обработки, представления и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии какого-либо объекта, процесса или явления.

Процесс – определенная совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели.

Процессы и технологии материального производства

Материальные ресурсы

Материальный продукт

Информационные технологии

Информацион-ный продукт

Цель информационных технологий – производство новой информации для анализа ее человеком и принятия решения по выполнению какого-либо действия.

Инструментарий информационной технологии - совокупность взаимосвязанных программных продуктов для данного технического обеспечения, которая позволяет реализовать конкретную технологию работы с информацией (текстовые редакторы, графические редакторы, базы данных и СУБД, экспертные системы и т.д.).

Новая информационная технология – это технология, которая характеризуется дружественным интерфейсом для пользователя и предоставляет ему новые технологии обработки информации и принятия решений.

Требования к информационной технологии

  • Информационная Технология должна обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы, операции, действия и т.д.;
  • Информационная Технология должна включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • Информационная Технология должна иметь регулярный характер (элементы технологии могут быть стандартизованы и унифицированы, что позволяет управлять информационными процессами более эффективно).

Информационные технологии бухгалтерского учёта

  • Информационные технологии БУ – это машинизированные способы обработки экономической информации (данных хозяйственного учёта предприятия), которые реализуются посредством автоматизированных систем (АИС) бухгалтерского учёта.
  • ИТ БУ состоят из двух основных элементов – машинного (АИС) и человеческого (социального).
  • Объектами ИТ БУ является экономическая информация.
  • Экономическая информация – это совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы, которые служат для управления процессами и коллективами людей производственной и не производственной сферы деятельности.

Свойства экономической информации

  • Репрезентативность – правильность отбора информации и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта.
  • Содержательность – получение однородных сведений, для преобразования информации в меньший объём данных.
  • Достаточность (полнота информации) – информация содержит минимальный, но достаточный для принятия решения состав (набор) данных.
  • Доступность – возможность выполнения пользователем процедур получения и преобразования информации.
  • Актуальность – определяется степенью сохранения ценности информации, в момент её использования.
  • Своевременность – поступление информации не позже назначенного срока.
  • Точность – степень близости получаемой информации к реальному состоянию объекта.
  • Достоверность – свойства отражать реально существующие объекты, с необходимой точностью.
  • Устойчивость – способность реагировать на изменение исходных данных, без изменения точности.

Классификация экономической информации

  • По месту возникновения :
  • Входящая Исходящая Внутренняя Внешняя
  • Входящая
  • Исходящая
  • Внутренняя
  • Внешняя
  • По стабильности : Переменная – отражает фактические, количественные и качественные характеристики деятельности фирмы Постоянная – неизменная
  • Переменная – отражает фактические, количественные и качественные характеристики деятельности фирмы
  • Постоянная – неизменная
  • По стадии обработки : Первичная – в процессе деятельности Вторичная – в процессе обработки первичной Промежуточная – используемая в качестве исходных данных, для последующих расчётов Результатная – обработка первичной и промежуточной информации
  • Первичная – в процессе деятельности
  • Вторичная – в процессе обработки первичной
  • Промежуточная – используемая в качестве исходных данных, для последующих расчётов
  • Результатная – обработка первичной и промежуточной информации
  • По способу представления : Текстовая, Табличная Графическая
  • Текстовая, Табличная
  • Графическая
  • По функциям управления : Плановая – информация об объекте управления на будущий период Нормативно-справочная информация Учётная – информация, характеризующая деятельность фирмы за прошлый период Оперативная – используемая в текущий период времени.
  • Плановая – информация об объекте управления на будущий период
  • Нормативно-справочная информация
  • Учётная – информация, характеризующая деятельность фирмы за прошлый период
  • Оперативная – используемая в текущий период времени.

Информационный рынок

Информационный рынок – это совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги :

  • Деловая информация:
  • Статистическая Коммерческая Биржевая Финансовая
  • Статистическая
  • Коммерческая
  • Биржевая
  • Финансовая
  • Информация для специалистов : Научно-техническая Профессиональная Доступ к первоисточникам
  • Научно-техническая
  • Профессиональная
  • Доступ к первоисточникам
  • Услуги образования : Дошкольное Школьное Среднепрофессиональное (техникум, колледж) Высшее Повышение квалификации и переподготовка
  • Дошкольное
  • Школьное
  • Среднепрофессиональное (техникум, колледж)
  • Высшее
  • Повышение квалификации и переподготовка
  • Потребительская информация : Новости и литература Производственная Развлекательная
  • Новости и литература
  • Производственная
  • Развлекательная
  • Обеспечивающие информационные системы и средства : Разработка и сопровождение информационных систем и технологий Консультирование Программные продукты Технические средства Подготовка источников информации.
  • Разработка и сопровождение информационных систем и технологий
  • Консультирование
  • Программные продукты
  • Технические средства
  • Подготовка источников информации.

Информационная система

Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

  • ИС - это любой объект, который одновременно рассматривается как единое целое и как совокупность разнородных элементов.
  • ИС включает в себя различные информационные ресурсы :
  • информационное обеспечение - данные организационное обеспечение - люди правовое обеспечение - законодательство математическое обеспечение – вычисления по формулам техническое обеспечение – компьютеры и офисная техника программное обеспечение
  • информационное обеспечение - данные
  • организационное обеспечение - люди
  • правовое обеспечение - законодательство
  • математическое обеспечение – вычисления по формулам
  • техническое обеспечение – компьютеры и офисная техника
  • программное обеспечение

Главная цель ИС – производство профессиональной информации.

Обработка

информации

информации

информации

Персонал организации или другая информационная система

Обратная


Управляющие производством

Организации хозяйственной и экономической деятельности

Оперативного управления

Бухгалтерского учёта

АСУ ТП – управления тех. процессом

Финансов

Контроля качества продукции

Диагностика

Транспорта

Снабжения

Стратегического прогнозирования

Планирования

САПР – проектные разработки

Социальной сферы предприятия

Классификация АИС на предприятии.

Переход к ИТ как технической базе автоматизированных информационно-управляющих систем обострил проблемы, относящиеся ко всему технологическому циклу сбора, переработки и применения информации в планово-управленческих, экономических, познавательных и др. процессах.

Основные этапы технологического процесса в информационных системах : Событие  Сбор информации  Возможное преобразование  Передача в производство  Обработка на ЭВМ  Хранение  Взятие данных  Воспроизведение информации  Потребитель информации.


Системы автоматизации бухгалтерского учёта (АИС БУ)

Бухгалтерский учёт – прикладная экономическая дисциплина для предприятий всех форм собственности и размеров, которая обеспечивает регистрацию, хранение и обработку информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

АИС БУ – позволяют сэкономить время и силы бухгалтера в ведении бухгалтерского учёта предприятия за счёт:

  • автоматизации рутинных операций,
  • нахождения арифметических ошибок в учёте и отчётности,
  • хранения в электронном виде первичных и отчётных документов, а так же бланков часто повторяющихся форм (платёжные поручения, счета-фактуры, приходные и расходные ордера, авансовые отчёты и др.) с уже сформированными реквизитами предприятия,
  • оценивать текущее финансовое положение предприятия и его перспективы.

  • Первое поколение систем (1988-1991) – характеризуется небольшим числом автоматизированных операций и сложностью подстройки к быстро меняющимся правилам бухгалтерского учёта в России: автоматизированное рабочее место (АРМ) бухгалтера на автономных компьютерах.

История развития систем бухгалтерского учёта

  • Второе поколение систем (1992-1994) – характеризуется увеличением числа автоматизированных операций и большей приспособленностью к различным изменениям в правилах бухгалтерского учёта: на автономных компьютерах и локальных сетях, программы для автоматизации торговых предприятий.

История развития систем бухгалтерского учёта

  • Третье поколение бухгалтерских систем (1995-1998) – эти программы отличаются комплексным подходом и более узкой специализацией и предназначены для полной автоматизации деятельности предприятий: бухгалтерские программные комплексы имеют встроенные средства развития и полностью совместимы с другими программными продуктами фирмы-разработчика, обеспечивающего автоматизацию объекта (торговой или страховой фирмы, промышленного предприятия, банка).

История развития систем бухгалтерского учёта

  • Четвёртое (современное) поколение – это бухгалтерские системы, комплексные корпоративные информационные системы (КИС), характеризующиеся интегрированными технологическими решениями, предполагающими поставку вместе с программными средствами методики организации производства и консалтинговых услуг.

Автоматизированные системы бухгалтерского учёта

Несмотря на разные сроки создания всех классов бухгалтерских систем на российских предприятиях до сих пор имеются АИС БУ всех четырёх поколений.

АИС БУ должны уметь:

  • правильно производить арифметические расчёты.
  • обеспечивать подготовку, заполнение, проверку и распечатку первичных и отчётных документов произвольной формы.
  • осуществлять безошибочный перенос данных из одной печатной формы в другую.
  • производить накопление итогов и исчисление процентов произвольной степени сложности.
  • обращаться к данным и отчётам за прошлые периоды.
  • Для обеспечения указанных возможностей система должна иметь единую Базу данных (БД) по текущему состоянию бухгалтерского учёта на предприятии и архивным материалам, любые сведения из которых могут быть легко получены по запросу пользователя.
  • БД должны в обязательном порядке соответствовать структуре принятого плана счетов, задающего основные параметры настройки системы на конкретную учётную деятельность.
  • Модули системы, обеспечивающие проведение расчётов, суммирование итогов и начисление процентов, должны использовать действующие расчётные нормативы. При этом система должна уметь легко изменять их по запросу.
  • Важно, чтобы правильность расчётов проверялась с помощью специальных надёжных методов и результаты одновременно заносились во все необходимые документы и таблицы.
  • В АИС БУ должен быть генератор отчётов, обеспечивающий все функции подготовки и печати документов, а так же совместимость со всеми классами печатающих устройств (матричных, струйных, лазерных принтеров).
  • Ценность АИС БУ во многом определяется её возможностями по перерасчёту прежних объектов учёта в связи с новыми условиями (например, деноминацией).

Домашнее задание

п/п

Название класса программ

Мини-бухгалтерия

Характеристика возможностей программ

Интегрированные бухгалтерские системы

Названия программ данного класса

Бухгалтерский конструктор

Бухгалтерский комплекс

Бухгалтерия - офис

Системы учёта международного уровня

Международные системы