Схема оборота наличных денег. Наличный денежный оборот

Все большее количество людей в России пользуются в магазинах для приобретения необходимых товаров банковскими карточками. Однако денежная наличность по-прежнему актуальна. Старшее поколение часто не доверяет банкам и относится к карточкам скептически. Электронными дензнаками также не расплатишься на рынке, где можно приобрести свежие овощи, фрукты, мясо и другие фермерские продукты, и в небольших киосках. Сегодня мы рассмотрим особенности использования денежной наличности и ее оборота.

Наличность и ее использование

В странах с развитой экономикой доля расчетов банковскими картами превышает 90 %. Денежная наличность здесь мало распространена. Только 1 % населения США не получает зарплату на банковскую карту, 5 % – Канады, 10 % - Великобритании. В России сфера денежно-наличного оборота достаточно обширна. После рыночных реформ она достигала 25 %, однако на сегодняшний день превышает 40 %. Наличная валюта используется в следующих сферах:

  • Расчеты населения РФ в розничных магазинах, кафе и ресторанах.
  • Оплата труда во многих коммерческих фирмах.
  • Внесение денег населением на депозиты и получение средств из банка.
  • Выплата пенсий, стипендий и других трансфертов.
  • Выдача кредитов физическим лицам.
  • Выплата дивидендов по ценным бумагам населению.
  • Погашение коммунальных платежей физическими лицами.

Оборот наличных между организациями и предприятиями является незначительным. Выделяют несколько видов денег, которые участвуют в кругообороте:

  • Банкноты.
  • Металлические монеты.

Их эмиссию обычно осуществляют центральные банки, иногда еще и казначейство.

Определение понятия

Налично-денежный оборот представляет собой совокупность платежей за определенное время, которые отражают движение банкнот и монет в качестве средства обращения и платежа. На сегодняшний день его доля в России составляет больше 40 %. Денежная наличность может начать больше использоваться по следующим причинам:

  • В условиях различного рода кризисов.
  • При замедлении расчетов.
  • В условиях плохой организации межбанковского рынка.
  • При сознательном занижении прибыли предприятиями для ухода от налогов.

Расширение налично-денежного оборота приводит к уменьшению бюджета, увеличению доли черного рынка. Результатом этого является всеобщая нестабильность и дефицит. Оборот по банковским счетам гораздо проще регулировать и учитывать.

Основные принципы

Гражданский кодекс Российской Федерации четко регламентирует правила оборота наличности. Он устанавливает разный порядок расчетов для физических и юридических лиц. Денежная наличность в кассе предприятия лимитируется. Ее оборот организуется на основании следующих принципов:

  • Все предприятия обязаны хранить наличные на счетах коммерческих банков.
  • Для организаций всех форм собственности существуют кассовые лимиты.
  • Управлением оборотом осуществляется централизованно.
  • Также оно является объектом прогнозирования и планирования.
  • Организация налично-денежного оборота осуществляется в целях обеспечения его стабильности, экономичности и эластичности.
  • Наличная валюта в кассу предприятия доставляется непосредственно из обслуживающего его банка.

Экономические задачи

Обращение наличных денег осуществляется непрерывно. В его центре находятся банки. Кассовые лимиты устанавливаются для того, чтобы ускорить обращение наличных. В ходе организации оборота решаются следующие задачи:

  • Определение его объема, структуры и тенденций.
  • Регулирование и направление денежных потоков.
  • Распределение наличности по территории страны.
  • Определение массы денег в форме банкнот и монет в стране для расчета денежных агрегатов.
  • Установление уровня и порядка инкассации и других методов мобилизации средств банками.
  • Расчет результата эмиссии за определенный период.

Банки составляют прогноз поступлений и выдачи наличных денег. Он делается на основе поступающих сведений за прошлые периоды.

Движение наличности

Центральным звеном оборота являются банки. Именно они его организовывают и регламентируют. В обращение деньги поступают тогда, когда они переводятся из резервов в оборотные кассы. После этого они оказываются в коммерческих банках. Большая часть полученной наличности выдается клиентам. Некоторая ее доля остается в кассах предприятий. Населением осуществляется оплата наличными товаров и услуг. Так они возвращаются в кассы предприятий, потом в коммерческие банки и выше по списку.

Порядок работы с денежной наличностью

Порядок ведения операций в кассе регламентируется Банком России. Он устанавливает правила и порядок, по которым они проводятся. После того как происходит оплата наличными, деньги оказываются в кассе предприятия. Это означает, что они возвращаются в оборот. Законодательство предусматривает следующие виды ответственности за нарушение кассовой дисциплины :

  • За осуществление расчетов с другими предприятиями сверх установленных сумм. Предполагается штраф в двукратном размере.
  • За неоприходование денежной наличности. Предполагается штраф в трехкратном размере.
  • За несоблюдение порядка хранения денежных средств. Предполагается штраф в трехкратном размере.
  • За накопление в кассе наличности сверх установленного лимита. Предполагается штраф в трехкратном размере.

Отвечает за допущение нарушения и руководитель организации. На него налагается дополнительный штраф в пятидесятикратном размере от установленной минимальной зарплаты. Поэтому наличные в кассе подлежат жесткому контролю. Суммы штрафов подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Органы контроля

Инспектора налоговой инспекции осуществляют проверку кассовой дисциплины. Кроме кассовых документов, они могут запросить и сам аппарат. Порядок проведения проверки изложен в специальном административном регламенте Федеральной налоговой службы. Сотрудники последней имеют право:

  • Получить доступ к кассовому аппарату предприятия, на котором осуществляется проверка.
  • Пересчитать имеющиеся наличные.
  • Проверить наличие бланков строгой отчетности.
  • Потребовать подробных объяснений в письменном виде по каждому нарушению, которое было выявлено.
  • Привлечь к административной ответственности предприятие, которое является объектом контроля.

Инкассация денежной наличности

Доставка денег из банков на предприятия и обратно осуществляется специальными бригадами. Состав группы инкассаторов зависит от объема и сложности операции. Один из них назначается главным. Он получает специальную доверенность на прием ценностей. Если бригада состоит из двух человек, то старшим назначается водитель. Перед приездом инкассаторов наличные в кассе пересчитываются, подготавливается заявленная сумма, банкноты и/или монеты.

Прогнозирование и оценка состояния оборота

Стабильность экономики зависит от грамотного планирования. Центральный и коммерческие банки прогнозируют движение денежной наличности. Они стараются просчитать потребности хозяйственного оборота в будущих периодах. Это и является основной задачей банков. Прогноз оборотов, составленный на квартал, передается в расчетно-кассовый центр за 14 дней до его начала. Последний передает информацию в Банк России. Он формирует на ее основе свою денежно-кредитную политику. Так Центробанк может учитывать все структурные изменения, которые происходят в экономике.

Доля оборота банкнот и монет гораздо меньше, чем безналичного, особенно в развитых государствах. Растет она во время экономических потрясений. От четкой организации налично-денежного оборота зависит стабильность национального хозяйства. Он связан преимущественно со сферой личного потребления. Коммерческие банки устанавливают лимиты денег, которые могут находиться в кассе предприятия. Наличные в обращении оказывают прямое влияние на устойчивую покупательную способность населения.

Под налично-денежным оборотом понимается совокупность платежей, которые осуществляются с помощью наличных денег. Налично-денежный оборот - особая сфера денежного обращения. Особенности этого оборота заключаются: во-первых, в том, что он является ограниченным: во-вторых сфера налично-денежного оборота жестко регулируется законодательными и нормативными актами; в-третьих, доля этой сферы во всем денежном обороте определяется общим состоянием экономики; в-четвертых, из наличного обращения начинаются расчеты всей денежной массы. В условиях кризисной обстановки Украины, характерен рост сферы наличного обращения в связи с тем, что он обслуживает в большинстве теневой оборот.

Основным нормативным актом, который регулирует наличный оборот, является Инструкция "О ведении кассовых операций банками Украины" от И июня 2011 г., а также инструкция утвержденная постановлением НБУ. "О организацию работы с наличного обращения учреждениями банков Украины". Согласно этих инструкций, регулирование наличных расчетов входит в полномочия НБУ.

Путевка в учреждениях банка может быть получена субъектом хозяйствования для расчетов с населением по оплате труда, денежных выплат и поощрений, которые не входят в состав денег, которые направлены на потребление, помощь, компенсации, гонорары, стипендии, пенсии, расходы на командировки, закупки сельхозпродукции и продуктов ее переработки животного и растительного сырья, дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений, макулатуры, металлолома, страховых возмещений ломбардами, осуществляющими исключительно ломбардные операции.

Наличность, которую получают предприятие, организация на выплату зарплаты и стипендии, сохраняется в кассах в течение трех рабочих дней, сельскохозяйственных и железнодорожных предприятий - пяти рабочих дней, включая день получения наличности в банке. После окончания этих сроков деньги возвращаются к банковским учреждениям.

Предприятия, которые имеют денежную выручку, могут оставлять в своих кассах наличные для оплаты труда, не более трех рабочих дней, а сельскохозяйственные организации-не более пяти рабочих дней. Предприятиям связи разрешается выплачивать зарплату своим работникам из текущих кассовых поступлений. Выдача наличных денег предприятием на зарплату, стипендию и денежное довольствие военнослужащим, осуществляется учреждениями банков в сроки установленные согласно:

а) коллективных договоров;

б) постановлений правительства;

в) распоряжений центральных органов исполнительной власти;

г) указаний правления НБУ.

Наличность полученная в банке используется включительно по целевому назначению. Цели получения наличных не указываются только на чеках Минобороны. МВД. СБУ.

Еще одной особенностью налично-денежного обращения является установление лимита остатка в кассе каждого предприятия. Лимиты остатка устанавливаются для каждого предприятия коммерческими банками по месту открытия коммерческого счета с учетом режима и специфики предприятия, его удаленности от учреждения банка, графика заезда инкассатора, размера кассовых оборотов и других условий. Лимиты устанавливаются обязательно. НБУ установил штрафы в размере п"ятидесятикратного необлагаемого минимума за каждый случай несоответствия лимита остатка кассовой наличности учреждением банка. Штраф взыскивает налоговая администрация по указанию НБУ Лимит остатков кассовой наличности не устанавливается физическим лицам: предпринимателям и фермерам.

Выдача наличных на текущие нужды производится учреждениями банков в сумах заказанных клиентами, однако в порядке и размерах, определенных действующим порядком ведения организации платежей в народном хозяйстве Украины. Наличность выдается банкам лишь при наличии соответствующих обоснований, на банки возложена функция контроля за целевым расходованием наличности. При возникновении сомнений в отношении потребности клиента в наличных или при наличии ранее выясненных нарушений кассовой дисциплины, учреждения банков могут проверить у этих клиентов первичные документы.

Строго контролируя выдачу наличных денег учреждения банков систематически анализируют состояние поступления наличности, принимают меры по привлечению свободных денежных средств населения во вклады, расширяющих безналичные перевода денежных доходов граждан по их желанию на вклады в учреждениях банков. Прием наличных денег кассами производится по приходном кассовому ордеру подписанному главным бухгалтером или лицом уполномоченного на это действие.

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции проверяют техническую оснащенность касс и кассовых пунктов, обеспечивающих условия охраны денег и ценностей, а также их реагирование на указания относительно устранения причин и условий, которые провоцируют кражи. Эти указания подлежат обязательному исполнению. Кассовые документы могут быть изъяты с предприятия по постановлению следственных или судебных органов, запросам арбитража или вышестоящих организаций.

Выдача денег из кассы не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или в другом замінюючому его документе для оправдания наличия остатка наличных денег в кассе, не принимаются. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные не оправдана кассовыми ордерами, считается излишком кассы и зачисляется в доход этого юридического лица. Банковские правила запрещают хранение в кассе наличности и других ценностей, не принадлежащих данному юридическому лицу. Бухгалтеры не имеют права исполнять обязанности кассира. За нарушение норм, регулирующих налично-денежный оборот к ответственности привлекаются субъекты всех форм собственности, физические лица - граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Основанием для привлечения к ответственности являются результаты проверки данных бухгалтерского учета учреждений или первичных денежных документов за определенный период - квартал, полугодие, но не менее чем за два месяца.

Еще одной особенностью регулирования налично-денежного обращения является прогнозирование.

Прогноз наличного обращения устанавливает размер и источники поступления наличных денег в кассы банков, размер и целевое использование выданной наличности из касс банков, размер выпуска денег в обращение или их изъятия из обращения в целом по стране и регионах.

Прогноз составляется на основе анализа динамики отчетных показателей кассовых оборотов, а также прогнозных и отчетных балансов денежных доходов и расходов населения.

Баланс денежных доходов и расходов - это балансовая форма отображения процессов создания денежных доходов населения и их использования за определенный период времени.

Разрабатываются:

- прогнозный баланс денежных доходов и расходов - на перспективу (Министерством экономики);

- отчетный баланс денежных доходов и расходов населения за предыдущий период (Государственным комитетом статистики Украины с участием НБУ).

В период составления отчетного баланса региональные управления НБУ предоставляют региональным статистическим органам отчетную информацию о кассовых оборотах банков.

Прогнозы кассовых оборотов составляются на основании показателей экономического и социального развития на региональном уровне с учетом основных направлений государственной денежно-кредитной политики.

Прогноз кассовых оборотов составляется по следующим источникам поступлений и направлениям выдачи наличных денег: приход:

Поступления торговой выручки;

Поступление выручки от всех видов транспорта:

Поступление квартирной платы и коммунальных платежей;

Поступления от зрелищных мероприятий;

Поступления предприятий бытового обслуживания;

Поступления на счета коллективных сельскохозяйственных хозяйств;

Поступления на депозитные счета граждан;

Поступления предприятий связи;

Поступления от продажи иностранной валюты;

Прочие поступления (включая возврат заработной платы);

Подкрепление оборотной кассы из резервных фондов, выдача:

Выдача на оплату труда, денежные выплаты, поощрения и другие выплаты, не входящие в фонд заработной платы;

Выдача на закупку сельскохозяйственной продукции;

Выдача со счетов коллективных сельскохозяйственных хозяйств;

Выдача на выплату пенсий, помощи и страховых отчислений;

- выдача на покупку товаров, оплату услуг и за выполнение работы;

Выдача денег на приобретение иностранной валюты;

Выдача подкреплений предприятиям связи;

Выдача на другие цели;

Перечисление из оборотной кассы в резервные фонды.

Региональные управления НБУ для составления кассовых оборотов получают от органов исполнительной власти и статистических органов все необходимые отчетные и прогнозные материалы.

Коммерческие банки для определения потребности в наличных деньгах на свое усмотрение могут использовать методику составления прогнозных региональных расчетов по отдельным статьям.

Методика расчета и форм расчетов будет изложено в последующих темах. Следует также выделить две группы расчетов, исторически сложившиеся в практике хозяйствования: межхозяйственные расчеты и межбанковские расчеты. Межхозяйственные расчеты происходят в основном в безналичной форме. Осуществляются между субъектами рыночной структуры - предприятиями и организациями, которые проводят свою деятельность на основе разных форм собственности. Межбанковские расчеты относятся к осуществлению платежей между различными коммерческими банками и учреждениями НБУ.

Такое разделение расчетов на две большие группы стал необходимым в условиях перехода экономики Украины к рыночным механизмам хозяйствования, когда сформировалась

демократическая организация банковского дела, а коммерческие банки стали самостоятельными единицами, имеющими самостоятельный баланс, на основе которого определяются финансовые результаты собственной деятельности. В этих условиях коммерческие банки полностью отвечают за свою ликвидность и платежеспособность. Понятие ликвидность коммерческого банка означает возможность банка своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами, что определяется наличием достаточного собственного капитала банка, оптимальным размещением и величиной средств по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков. Другими словами, ликвидность коммерческого банка базируется на постоянной поддержке объективно необходимого соотношения между тремя ее составляющими - собственным капиталом банка, привлеченными и заимствованными банком денежными средствами, путем оперативного управления их структурными элементами. От ликвидности банк}" во многом зависит его платежеспособность, то есть возможность произвести платеж до указанного срока. С учетом этих обстоятельств коммерческие банки и осуществляют взаимные расчеты между собой, а также во взаимоотношениях с НБУ.

Наличный денежный оборот является неотъемлемой частью денежного оборота в рамках национальной экономики. Он реализуется как постоянный кругооборот наличных денег в экономике. Объемы и скорость обращения, мотивация сделок с денежной наличностью всех участников денежного обо­рота отражают потребности общества в целом и отдельных его граждан. Наличный денежный оборот – это движение денег в наличной форме при продаже товаров, оказании услуг и осуществлении различных видов платежей.

Наличный денежный оборот определяется как часть денежного оборота, рав­ная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени. Наличный денежный оборот во всех странах, независимо от уровня раз­вития экономики, составляет меньшую часть денежного оборота, но имеет важное функциональное значение.

Только наличные деньги как законные платежные средства обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей на всей террито­рии государства в любое время суток и в неограниченных объемах.

В сфере наличного денежного оборота происходит окончательная реали­зация произведенных товаров, работ и услуг, проверяется соответствие спроса и предложения. От состояния наличного денежного оборота во многом зависит покупательная способность национальной валюты.

Наличный денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения наличных денежных знаков, эмитированных Центральным банком страны (банкнот и разменной монеты), в ходе которого денежные знаки прежде всего выполняют функции средства обращения и средства платежа.

Структура наличного денежного оборота предполагает включение в него определенных денежных потоков между субъектами денежных отношений, или денежного оборота:

1) между системой центрального банка и системой коммерческих банков;

2) между коммерческими банками, между банками и их клиентами;

3) между организациями, между организациями и населением;

4) между отдельными гражданами.

Четыре укрупненных денежных потока позволяют проследить уровень и этапы организации наличного денежного оборота.

Первый поток денежной наличности фиксирует монополию центрального банка на выпуск налич­ных денег в обращение, связывая наличный денежный оборот с процесса­ми снабжения банков денежной наличностью со стороны центрального бан­ка и ее инкассации (получении) в центральном банке. Наличные деньги, эмитированные центральным банком, поступают либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы организаций (прежде всего организаций торговли и организаций, оказывающих услуги населению).

Второй поток денежной наличности охватывает сферу инкассации денежной наличности от клиен­тов коммерческих банков и снабжение этих клиентов необходимой денеж­ной наличностью. Данный денежный поток регулирует центральный банк с помощью установленных им правил. На их основе коммерческие банки совершают свои кассовые операции, связанные с денежной наличностью. Этот оборот обеспечивает получение и обслуживает расходование денеж­ных доходов населения. Часть наличных денег банки могут передавать друг другу на платной основе, но большая часть денег выдается клиентам: либо в кассы организаций, либо непосредственно населению. Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая их часть рас­ходуется на выплату налогов, сборов, страховых платежей, коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку ценных бумаг, лотерейных билетов, арендные платежи, упла­ту штрафов, пени и неустоек и т.д.

Третий поток денежной наличности реализует кассовое обслуживание населения через банки и организации. Наличный денежный оборот между организациями незначителен, так как основная часть расчетов совершается безналичным путем. Для каждой организации устанавливаются лимиты остатка наличных денег в кассе, и деньги, превышающие лимит, должны быть сданы в обслуживающий данную организацию коммерческий банк. Часть наличных денег, находящихся в кассах организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных денежных дохо­дов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмеще­ний, дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д.).

Четвертый поток денежной наличности появляется при использовании наличных денег, ког­да платеж осуществляется посредством простой передачи денежного знака получателю платежа. При этом для двух сторон сделки не требуются никакие технические средства. Не требуется также уведомлять третью сторону и получать ее подтверждение на право совершения сделки. Получа­тель платежа, кто бы он ни был, может немедленно потратить полученные деньги.

Кругооборот наличных денег можно также рассматривать по пунктам (местам) нахождения или передвижения:

В центральных или региональных хранилищах центрального банка;

В подразделениях центрального банка (в оборотных кассах и резервных фондах расчетно-кассовых центров);

В операционных кассах коммерческих банков;

В кассах организаций;

В пути от одних касс к другим;

На руках у населения.

Наличный денежный оборот организуется государством в лице централь­ного банка в соответствии с порядком ведения кассовой дисциплины в экономике. Он отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться организации всех форм соб­ственности при организации наличного денежного оборота, проходящего через их кассы.

Контроль за соблюдением порядка ведения кассовой дисциплины возлага­ется в отдельных странах на кредитные институты (банки), осуществляющие кас­совое обслуживание своих клиентов, или на органы налоговой службы.

Схема наличного денежного оборота в России может быть представлена следующим образом (рис. 6.3).

Рис. 6.3. Система наличного денежного оборота

Наличный денежный оборот в России имеет следующие особенности:

Большой удельный вес наличных денег в объеме денежной массы (более 30%);

Значительный объем расчетов наличными деньгами, что позволяет ухо­дить от налогообложения;

Слабый контроль со стороны кредитных институтов (в том числе со сторо­ны обслуживающих организаций банков) за кассовой дисциплиной организаций;

Долларизация наличного оборота (использование в обращении иност­ранной валюты).

Задача центрального банка при организации наличного денежного оборо­та – обеспечить его устойчивость, эластичность и экономичность. Поэто­му оборот наличных денег служит объектом тщательного прогнозного планирования со стороны центрального банка и статистических органов. Управление наличным денежным оборотом осуществляется в централизованном порядке благодаря деятельности Центрального банка и его подразделений. Для решения поставленной задачи центральным банком от кредитных институтов требуется соблюдение:

Установленного порядка ведения кассовых операций;

Правил организации поступления наличных денег в их кассы;

Правил организации получения наличных денег из их касс;

Лимита остатка их кассы (минимально допустимый остаток наличных денег в операционной кассе на конец дня);

Порядка расчета наличными деньгами;

Лимита расчета наличными деньгами (предельный размер между юридическими лицами).

Все организации, участвующие в хозяйственном обороте, должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках. Кредитные институты (банки) имеют лимиты остатка наличных денег для организаций всех форм собственности. Наличные деньги организации могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков.

Целевое использование наличных денежных средств участниками налично­го денежного оборота остается определяющим принципом организации наличного денежного оборота. Соблюдение клиентами этого принципа находит отражение в обязательном сообщении клиентами о направлениях использования получаемой в банке денежной суммы, а банк проверяет достоверность данного сообщения. О целях получения наличных денег организация сообщает в денежном чеке – основном расходном кассовом документе банка. Сброшюрованные в чековые книжки денежные чеки выдаются клиентам при открытии банковского счета.

Выполнение указанных установок позволяет сформировать основы стабиль­ной организации наличного денежного оборота.

Правовое регулирование денежного обращения в РФ осуществляется на основе КРФ, ФЗ, актов Президента РФ, Правительства РФ, ЦБ РФ, Федеральной таможенной службы, международных соглашений и договоров РФ.

Денежной единицей в РФ является рубль (ст.75 КРФ). Введение и эмиссия других денег в РФ не допускается. Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов.

На регулирование денежного обращения могут оказывать влияние ГД, СФ и Правительство РФ, на которое возложено проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст.114 КРФ).

Денежное обращение (налично-денежный оборот) – оборот наличных денег – часть денежного оборота, равная сумме всех денежных платежей, совершенных в наличной форме (банкнотами и монетой) за определенный период времени, отражающая движение наличных денег как средства обращения и средство платежа.

Эмиссия денег закреплена как исключительная прерогатива Банка России (КРФ и ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)») – российские рубли являются банкнотами.

Эмиссия – выпуск денег, приводящий к увеличению денежной массы. Если ЦБ РФ через свои учреждения выпускает в обращение новые денежные знаки в обмен на старые, это эмиссия наличных денег (выпуск наличных банкнот или монеты в обращение взамен старых или снятие наличных в пределах кредитовых остатков по счетам кредитных учреждений в Банке России). Если ЦБ РФ выдает наличные деньги в порядке, установленном законодательством, в пределах кредитовых остатков по счетам клиентов, это может увеличить количество наличных денег в обращении (но такая операция приводит к равнозначному уменьшению кредитового остатка на счете соответствующего клиента (безналичных денег) – денежная масса не изменяется.

Изъятие денег из обращения производится при сдаче денежной наличности кредитными организациями в учреждения ЦБ РФ.

Совет директоров ЦБ РФ принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты , об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. На ЦБ РФ возложена функция прогнозирования изменения показателей денежной массы (количественных показателей наличных и безналичных денежных форм).

Обмен. Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца (ст.31-34 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее 1 года, но не превышает 5 лет.

Банк России без ограничения обменивает ветхие и поврежденные банкноты. Совет директоров ЦБ РФ принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в СМИ. Решение по этим вопросам в порядке предварительной информации направляется в Правительство РФ.

Основные платежи, преобладающие среди наличных расчетов:

1) расчеты населения с предприятиями торговли и услуг, общественного питания;

2) заработная плата, выплачиваемая наемным работникам, выплата других денежных доходов и компенсаций;

3) внесение денег населением на счета в кредитных организациях и (или) снятие наличными средств со счетов;

4) выплата пенсий, пособий, стипендий, страховых выплат;

5) выдача кредитов кредитными организациями населению;

6) оплата ценных бумаг частным лицам и выплата дохода по ним;

7) платежи частных лиц за коммунальные и другие услуги;

8) уплата частными лицами налогов в бюджет, оплата штрафов.

Расчеты с участием физических лиц, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в наличной форме без ограничений или в безналичной форме (ст.861 ГК РФ). Прочие платежи должны производиться в безналичном порядке.

Организация денежного обращения возложена на ЦБ РФ, принципы организации денежного обращения изложены в Указе Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» (соответствующие нормы изложены в Положении ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».


Билет № 25

Федеральное казначейство: понятие, задачи, функции, полномочия.

Федеральное казначейство РФ (ФК РФ):

Постановление Правительства РФ «О Федеральном казначействе» от 01.12.2004

ФК (Казначейство России) – федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения фед. бюджета , кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами фед. бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств фед. бюджета.

ФК РФ – в ведении Минфина РФ. Его Задачи и функции:

· ведет учет операций по кассовому исполнению фед. бюджета;

· открывает в ЦБ и кредитных организациях счета по учету средств фед. бюджета и иных средств; устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

· открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

· ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств фед. бюджета;

· ведет учет показателей сводной бюджетной росписи фед. бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

· составляет и представляет в Минфин оперативную информацию и отчетность об исполнении фед. бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;

· осуществляет распределение доходов от уплаты фед. налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ;

· осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами фед. бюджета;

· обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов;

Полномочия ФК РФ:

· запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;

· давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

· организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

· создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы ФК по согласованию с Министром финансов РФ;

· применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юр. лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

Органы казначейства являются юридическими лицами, наделены специальной правосубъектностью для участия в гражданском обороте.

Федеральное казначейство подчиняется Министру финансов РФ, который в соответствии с Положением о Минфине РФ руководит деятельностью Федерального казначейства. Органы казначейства подчиняются начальнику Главного управления Федерального казначейства Минфина РФ.

Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления субъектов РФ в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами. Федеральное казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти РФ о результатах исполнения федерального бюджета. Органы казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и кредитными организациями. В определенных случаях органы казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд.

Представляет собой совокупность денежных потоков, которые осуществляются миллионами экономических субъектов.

— совокупность всех денежных потоков в экономике за определенный период.

В зависимости от назначения платежей в воспроизводственном процессе, их можно сгруппировать в несколько больших потоков. Это дает возможность схематизировать денежный оборот в виде нескольких взаимосвязанных и осуществляемых по кругу потоков движения денег.

Денежный поток — совокупность платежей, которые обслуживают отдельный этап (или его часть) процесса расширенного воспроизводства.

Общая схема денежного оборота и его составляющие потоки приведены на рисунке.

  1. оплата фирмами необходимых им ресурсов, которые они покупают у домашних хозяйств (рабочая сила, земля, жилье и т.п.);
  2. оплата правительственными органами труда государственных служащих;
  3. доходы домашних хозяйств от реализации их ресурсов (заработная плата, проценты, дивиденды, рента и т.п.);
  4. расходы домашних хозяйств на ;
  5. уплата домашними хозяйствами чистых налогов;
  6. уплата домашними хозяйствами , направляемых на ;
  7. мобилизация фирмами на денежном рынке средств, необходимых им для ;
  8. инвестиционные расходы фирм;
  9. мобилизация государством средств на денежном рынке (государственные займы);
  10. государственные закупки;
  11. оплата продуктов, поступающих в страну по импорту;
  12. поступления в страну денег с мирового рынка в оплату ;
  13. доходы фирм от реализации товаров и услуг ();
  14. чистый приток денежных средств (капитала) с мирового рынка на внутренний;
  15. чистый отток денежных средств (капитала) с внутреннего рынка на мировой.

Структура денежного оборота

Денежный оборот представляет собой движение при выполнении ими в наличной и безналичной форме.

Основой денежного оборота является общественное разделение труда и развитие товарного производства, которое в свою очередь оказывает значительное влияние на дальнейшее расширение денежного оборота и образование общенациональных и мировых рынков.

Началу движения денег предшествует их концентрация у физических и юридических лиц. Для того, чтобы возникло движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной или другой стороны. При заключении сделок деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным . Чем больше общая , тем больше потребность в деньгах для заключения сделок.

Спрос на деньги предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вкладах в кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных запасах.

Денежный оборот осуществляется в двух формах: наличной и безналичной.

Наличный оборот — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций ( и ).

Наличные деньги используются:

  • для кругооборота товаров и услуг;
  • для расчетов, связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно:
    • расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий;
    • по выплате ;
    • при оплате и выплат по ним дохода;
    • по платежам населения за коммунальные услуги.

Безналичный оборот — движение стоимости без участия наличных денег: перевод денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований.

Безналичный оборот осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карт и других кредитных инструментов.

Размер безналичного оборота зависит от объема товаров в стране, уровня цен, звеньев расчетов, а также размера распределительных и перераспределительных отношений, осуществляемых через .

Безналичный оборот имеет ряд преимуществ, сущность которых заключается в следующем:

В зависимости от экономического содержания и сферы применения весь безналичный оборот делится на две части: расчеты по товарным и нетоварным операциям.

Расчеты по товарным операциям за товарно-материальные ценности, оказанные услуги и выполненные работы — именно они являются преобладающими, именно они определяют характер и состав работы финансовой службы предприятия в сфере расчетов. От бесперебойности и планомерности этих расчетов в значительной степени зависит состояние всех расчетов предприятия, его .

Расчеты по нетоварным операциям — связанные с выполнением предприятия (получение и возврат , уплата по ним процентов; уплата и других платежей в бюджет, уплата и т.д.).

Между налично-денежным и безналичным обращением существует взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно.

Таким образом, безналичный оборот неотделим от оборота наличных денег и образует вместе с ним единые деньги одного наименования.