Оборот наличных денег. Наличный денежный оборот

Платежный оборот

Безналичный оборот

Наличный оборот

енежный оборот. В России так же, как и в других странах, для обслуживания платежей используются не только наличные деньги, но и безналичные расчеты, которые в настоящее время являются преобладающими. Совокупность всех платежей в наличной и без­наличной формах, при которых деньги выполняют функции средства обращения, средства платежа и накопления, за определенный период времени составляет денежный оборот страны. Последний опосредует товарный и нетоварный обороты, а также перераспределительные операции. Согласно экономическому содержанию понятия денежного оборота можно выделить его составляющие и построить взаимосвязанную, внутренне субординированную структуру денежного оборота (рис.). Денежный оборот включает платежный оборот, безналичный и наличный оборот.

Рис. 3.1. Структура денежного оборота

Платежный оборот представляет собой совокупность платежей с использованием денег в качестве средства платежа. Он включает нее безналичные платежи и часть налично-денежных, связанных с оплатой труда, налоговыми сборами, покупкой ценных бумаг, лоте­рейных билетов и т.п.

Безналичный денежный оборот - это часть совокупного денеж­ного оборота, заключающегося в использовании безналичных рас­четов путем записей по счетам в банках и зачетов встречных требований. В странах с развитой рыночной экономикой он превышает | 90% всего совокупного денежного оборота, в России его доля зна­чительно меньше.

Налично-денежный оборот - это часть совокупного денежного оборота, когда наличные деньги используются как средства обращения и платежа. Он включает все платежи, осуществляемые наличными деньгами, за определенный период времени (год, квартал, месяц). Постоянно повторяющийся кругооборот наличных денег формирует налично-денежный оборот. Сфера использования налично-денежных платежей связана в основном с реализацией дохо­дов населения. Наличными деньгами производятся расчеты пред­приятий, организаций и учреждений с населением, а также между отдельными гражданами на товарных и продуктовых рынках, час­тичные расчеты населения с финансово-кредитной системой, в ог­раниченных размерах платежи между предприятиями. Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лица­ми установлен равным 60 тыс. руб.

В странах с развитой рыночной экономикой и банковской системой доля расчетов наличными деньгами в совокупном денежном обороте не превышает 3 - 8%.

Значительное расширение сферы налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства и Центрального банка РФ на обращение наличных денег, их перевозку, хранение, замену ветхих купюр на новые, появлению «черного нала» и недопоступлению налоговых платежей в бюджет.

Выпуск наличных денег в обращение. Этот довольно сложный процесс охватывает различные стороны деятельности Центрально­го банка РФ. Он складывается из нескольких этапов:

    составления прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов;

    изготовления денежных знаков и их защиты от фальсифицирования;

    организации резервных фондов денежной наличности;

    транспортирования денежной наличности в регионы РФ;

    собственно выпуска денег в обращение.

Печатная фабрика Гознака, монетный двор

Межрегиональные хранилища Банка России

Головные расчетно-кассовые центры (ГРКЦ) Банка России

Система расчетно-кассовых (кассовых) центров (РКЦ) Банка России

Система коммерческих банков (межбанковские расчеты наличными деньгами)

Предприятия, фирмы, учреждения, организации разных форм собственности (расчеты наличными деньгами между предприятиями, фирмами, учреждениями, организациями)

Население (взаиморасчеты физических лиц наличными деньгами)

Рис. 3.2. Организация наличие денежного обращения в РФ

Наличные деньги: 7 - вне обращения, 2 - находящиеся в обращении

Налично-денежный оборот начинается в Центральном банке РФ. Наличные день­ги переводятся из его резервных фондов в оборотные кассы (ГРКЦ или РКЦ). Из последних они направляются в операционные кас­сы коммерческих банков для выдачи клиентам - юридическим или физическим лицам (либо в кассы предприятий и организаций, либо непосредственно населению), тем самым они поступают в об­ращение. Часть наличных денег из касс предприятий и организа­ций может использоваться для расчетов между ними, если сто­имость покупки не превышает предельной суммы платежа, уста­новленной в законодательном порядке. Но большая их часть передается населению в виде различных видов денежных дохо­дов - заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов, поступлений от продажи цен­ных бумаг и т.д.

Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но их большая часть расходуется на выплату налогов, сбо­ров, страховых платежей, квартплаты и коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, приобретение ценных бумаг и лотерейных билетов, аренд­ные платежи, уплату штрафов, пени, неустоек и т.д. Таким обра­зом, наличные деньги от населения поступают либо непосредствен­но в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы пред­приятий и организаций, прежде всего предприятий торговли и услуг.

Выпуск наличных денег в обращение и изъятие из него происходят постоянно. Они поступают в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Но поскольку одновременно клиенты сдают наличные деньги в операционные кассы банков, то их общее количество в обороте может не увеличиваться. Поэтому нужно различать понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег».

Под эмиссией принято понимать такой выпуск наличных денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной мас­сы, находящейся в нем.

В РФ все операции по дополнительному выпуску денег в обра­щение и изъятие из него производятся в централизованном поряд­ке, т.е. по указанию эмиссионного банка страны - Центрального банка РФ. Банк России осуществляет эмиссию на основе составле­ния прогноза кассовых оборотов, и с учетом данных баланса денежных доходов и расходов населения.

Прогноз баланса денежных доходов и расходов населения и его фактическое исполнение помогают Центральному банку РФ и Пра­вительству РФ точнее учитывать спрос населения, прогнозировать тенденции объемов сбережений населения, структуру покупатель кого спроса и покупательного фонда населения. Превышение до­ходов над расходами населения в балансе означает увеличение ос­татка денег на руках у населения, а обратный процесс, наоборот, его сокращение. Соответственно в первом случае требуется эмиссия маличных денег для кассового обслуживания клиентов банком, а во втором - их изъятие из обращения.

Эмиссионная система - это законодательно установленный по­рядок выпуска в обращение центральным банком денежных знаков. Механизм эмиссионно-кассового регулирования денежной массы включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из обращения, а также их перераспределение между территориями и регионами страны в зависимости от экономических потребностей. Функцию эмиссионного кассового регулирования денежной массы в регионах выполняют расчетно-кассовые центры при головных территориаль­ных управлениях Банка России. В них по его разрешению создают­ся резервные фонды денежных знаков и монет. Основное назначе­ние этих фондов состоит в обеспечении эмиссии денег, регулировании покупюрной структуры денежной массы, замене поврежденных банкнот и монет на новые, экономии расходов на перевозку из цен­тра и хранение денежных знаков.

Кроме резервных фондов в РКЦ существует оборотная касса, в которую принимаются и из которой выдаются наличные деньги в течение операционного дня. Существует лимит их остатка в обо­ротной кассе, при его превышении в конце операционного дня из­лишки денег передаются в резервные фонды. Эта операция произ­водится автоматически без специального разрешения Банка Рос­сии и считается изъятием денег из обращения. В соответствии с действующим порядком организации налично-денежного оборо­та для каждого предприятия также устанавливается лимит остат­ка наличных денег в его кассе. Все деньги в сумме, превышающей его, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для коммерческих банков определяются ли­миты их операционных касс, поэтому наличные деньги в сумме, превышающей его, они сдают в ГРКЦ или в РКЦ (КЦ), а послед­ние в свою очередь при превышении своих лимитов переводят наличность в резервные фонды, т.е. фактически изымают ее из обращения.

Денежная масса. В экономике РФ значительная часть расче­тов проводится наличными деньгами, однако, преобладают все-таки расчеты безналичным путем. Но если эмиссия наличных де­нег является монополией Банка России, то на эмиссию безналич­ных платежных средств в рыночной экономике ее быть не может. Безналичные деньги появляются в обращении в процессе депозитно-ссудной эмиссии коммерческих банков, которая может лишь косвенно регулироваться центральным банком. Жестких границ между обращением наличных денег и безналичным платежным оборотом в условиях рынка также не существует. При наличии законных оснований у владельцев банковских счетов остатки средств на них беспрепятственно превращаются в наличные деньги. Поэтому для поддержания стабильности национальной валюты необходимо управлять совокупным объемом платежных средств в экономике независимо от того, в какой форме они суще­ствуют.

Совокупность покупательных и платежных средств, обслуживающих экономический оборот в стране, образует денежную массу.

Денежная масса в РФ рассчитывается Центральным банком РФ по состоянию на 1-е число каждого месяца на основании данных сводного баланса банковской системы. В ее состав входят следую­щие денежные агрегаты:

МО - включает наличные деньги в обращении;

М1 - состоит из агрегата МО плюс средства на расчетных, теку­щих и специальных счетах предприятий и организаций, на счетах местных бюджетов, бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций, средства Госстраха, вклады населения и пред­приятий в банках, депозиты населения до востребования в Сбербанке России;

М2 - содержит агрегат М1 плюс срочные вклады населения в Сбербанке России;

МЗ - включает агрегат М2 плюс сертификаты и облигации госу­дарственных займов.

Такая структура денежной массы повышает активность управле­ния денежным обращением, так как позволяет полнее учитывать степень влияния денежных средств в каждом агрегате на формиро­вание платежеспособного спроса, а, следовательно, и цен на рынке товаров и услуг. В РФ в качестве основного денежного агрегата, используемого при расчете текущих макроэкономических показа­телей, используется агрегат М2.

Величина денежной массы, необходимой для обращения, зави­сит, не только от объема экономического обо­рота в стране, но и от скорости обращения денег. При ускорении их оборота удается совершить больший объем сделок с использовани­ем меньшей суммы денег в качестве средства обращения и платежа. 11о данным Центрального банка РФ скорость обращения денежной массы M 2 по отношению к ВНП в среднегодовом исчислении составила в 2000 г. 8,3, а в 2001 г. - 7,0. Очевидно, что произошло замедление обращения денежной массы, которое способствовало даль­нейшему подавлению инфляции. Кроме скорости обращения де­нежной массы в РФ определяют:

    скорость возврата денег в кассы учреждений Банка России - отношение суммы поступлений денег в кассы банка к среднегодового и массе денег в обращении;

    скорость обращения денег в налично-денежном обороте - отношение суммы поступлений и выдачи наличных денег к среднегодовой массе денег в обращении.

В современной экономической литературе сформировалась общепризнанная концепция о необходимости выделения среди разнообразных видов функциональных форм денег так называемых «наиболее сильных» денег, под которыми подразумевается сумма обязательств центрального банка по отношению к частному сектору, отражаемая в его балансе. Совокупность тех обязательств центрального банка по отношению к частному сектору, которые он имеет возможность контролировать, называют денежной базой. Компонентами денежной базы являются банкноты и монеты, находящиеся у населения и в кассах банков, денежные средства коммерческих банков, депонированные в центральном банке в форме обязательных резервов. В РФ рассчитывается «узкая» и «широкая» денежная база. Первая состоит из агрегата МО (наличные деньги в обращении), денежных средств в кассах банков и обязательных их резервов в Банке России, а вторая дополнительно включает в себя средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в Центральном банке РФ.

Правовое регулирование денежного обращения в РФ осуществляется на основе КРФ, ФЗ, актов Президента РФ, Правительства РФ, ЦБ РФ, Федеральной таможенной службы, международных соглашений и договоров РФ.

Денежной единицей в РФ является рубль (ст.75 КРФ). Введение и эмиссия других денег в РФ не допускается. Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов.

На регулирование денежного обращения могут оказывать влияние ГД, СФ и Правительство РФ, на которое возложено проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст.114 КРФ).

Денежное обращение (налично-денежный оборот) – оборот наличных денег – часть денежного оборота, равная сумме всех денежных платежей, совершенных в наличной форме (банкнотами и монетой) за определенный период времени, отражающая движение наличных денег как средства обращения и средство платежа.

Эмиссия денег закреплена как исключительная прерогатива Банка России (КРФ и ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)») – российские рубли являются банкнотами.

Эмиссия – выпуск денег, приводящий к увеличению денежной массы. Если ЦБ РФ через свои учреждения выпускает в обращение новые денежные знаки в обмен на старые, это эмиссия наличных денег (выпуск наличных банкнот или монеты в обращение взамен старых или снятие наличных в пределах кредитовых остатков по счетам кредитных учреждений в Банке России). Если ЦБ РФ выдает наличные деньги в порядке, установленном законодательством, в пределах кредитовых остатков по счетам клиентов, это может увеличить количество наличных денег в обращении (но такая операция приводит к равнозначному уменьшению кредитового остатка на счете соответствующего клиента (безналичных денег) – денежная масса не изменяется.

Изъятие денег из обращения производится при сдаче денежной наличности кредитными организациями в учреждения ЦБ РФ.

Совет директоров ЦБ РФ принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты , об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. На ЦБ РФ возложена функция прогнозирования изменения показателей денежной массы (количественных показателей наличных и безналичных денежных форм).

Обмен. Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца (ст.31-34 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее 1 года, но не превышает 5 лет.

Банк России без ограничения обменивает ветхие и поврежденные банкноты. Совет директоров ЦБ РФ принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в СМИ. Решение по этим вопросам в порядке предварительной информации направляется в Правительство РФ.

Основные платежи, преобладающие среди наличных расчетов:

1) расчеты населения с предприятиями торговли и услуг, общественного питания;

2) заработная плата, выплачиваемая наемным работникам, выплата других денежных доходов и компенсаций;

3) внесение денег населением на счета в кредитных организациях и (или) снятие наличными средств со счетов;

4) выплата пенсий, пособий, стипендий, страховых выплат;

5) выдача кредитов кредитными организациями населению;

6) оплата ценных бумаг частным лицам и выплата дохода по ним;

7) платежи частных лиц за коммунальные и другие услуги;

8) уплата частными лицами налогов в бюджет, оплата штрафов.

Расчеты с участием физических лиц, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в наличной форме без ограничений или в безналичной форме (ст.861 ГК РФ). Прочие платежи должны производиться в безналичном порядке.

Организация денежного обращения возложена на ЦБ РФ, принципы организации денежного обращения изложены в Указе Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» (соответствующие нормы изложены в Положении ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».


Билет № 25

Федеральное казначейство: понятие, задачи, функции, полномочия.

Федеральное казначейство РФ (ФК РФ):

Постановление Правительства РФ «О Федеральном казначействе» от 01.12.2004

ФК (Казначейство России) – федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения фед. бюджета , кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами фед. бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств фед. бюджета.

ФК РФ – в ведении Минфина РФ. Его Задачи и функции:

· ведет учет операций по кассовому исполнению фед. бюджета;

· открывает в ЦБ и кредитных организациях счета по учету средств фед. бюджета и иных средств; устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

· открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

· ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств фед. бюджета;

· ведет учет показателей сводной бюджетной росписи фед. бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

· составляет и представляет в Минфин оперативную информацию и отчетность об исполнении фед. бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;

· осуществляет распределение доходов от уплаты фед. налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ;

· осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами фед. бюджета;

· обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов;

Полномочия ФК РФ:

· запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;

· давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

· организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

· создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы ФК по согласованию с Министром финансов РФ;

· применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юр. лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

Органы казначейства являются юридическими лицами, наделены специальной правосубъектностью для участия в гражданском обороте.

Федеральное казначейство подчиняется Министру финансов РФ, который в соответствии с Положением о Минфине РФ руководит деятельностью Федерального казначейства. Органы казначейства подчиняются начальнику Главного управления Федерального казначейства Минфина РФ.

Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления субъектов РФ в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами. Федеральное казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти РФ о результатах исполнения федерального бюджета. Органы казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и кредитными организациями. В определенных случаях органы казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд.

Все большее количество людей в России пользуются в магазинах для приобретения необходимых товаров банковскими карточками. Однако денежная наличность по-прежнему актуальна. Старшее поколение часто не доверяет банкам и относится к карточкам скептически. Электронными дензнаками также не расплатишься на рынке, где можно приобрести свежие овощи, фрукты, мясо и другие фермерские продукты, и в небольших киосках. Сегодня мы рассмотрим особенности использования денежной наличности и ее оборота.

Наличность и ее использование

В странах с развитой экономикой доля расчетов банковскими картами превышает 90 %. Денежная наличность здесь мало распространена. Только 1 % населения США не получает зарплату на банковскую карту, 5 % – Канады, 10 % - Великобритании. В России сфера денежно-наличного оборота достаточно обширна. После рыночных реформ она достигала 25 %, однако на сегодняшний день превышает 40 %. Наличная валюта используется в следующих сферах:

  • Расчеты населения РФ в розничных магазинах, кафе и ресторанах.
  • Оплата труда во многих коммерческих фирмах.
  • Внесение денег населением на депозиты и получение средств из банка.
  • Выплата пенсий, стипендий и других трансфертов.
  • Выдача кредитов физическим лицам.
  • Выплата дивидендов по ценным бумагам населению.
  • Погашение коммунальных платежей физическими лицами.

Оборот наличных между организациями и предприятиями является незначительным. Выделяют несколько видов денег, которые участвуют в кругообороте:

  • Банкноты.
  • Металлические монеты.

Их эмиссию обычно осуществляют центральные банки, иногда еще и казначейство.

Определение понятия

Налично-денежный оборот представляет собой совокупность платежей за определенное время, которые отражают движение банкнот и монет в качестве средства обращения и платежа. На сегодняшний день его доля в России составляет больше 40 %. Денежная наличность может начать больше использоваться по следующим причинам:

  • В условиях различного рода кризисов.
  • При замедлении расчетов.
  • В условиях плохой организации межбанковского рынка.
  • При сознательном занижении прибыли предприятиями для ухода от налогов.

Расширение налично-денежного оборота приводит к уменьшению бюджета, увеличению доли черного рынка. Результатом этого является всеобщая нестабильность и дефицит. Оборот по банковским счетам гораздо проще регулировать и учитывать.

Основные принципы

Гражданский кодекс Российской Федерации четко регламентирует правила оборота наличности. Он устанавливает разный порядок расчетов для физических и юридических лиц. Денежная наличность в кассе предприятия лимитируется. Ее оборот организуется на основании следующих принципов:

  • Все предприятия обязаны хранить наличные на счетах коммерческих банков.
  • Для организаций всех форм собственности существуют кассовые лимиты.
  • Управлением оборотом осуществляется централизованно.
  • Также оно является объектом прогнозирования и планирования.
  • Организация налично-денежного оборота осуществляется в целях обеспечения его стабильности, экономичности и эластичности.
  • Наличная валюта в кассу предприятия доставляется непосредственно из обслуживающего его банка.

Экономические задачи

Обращение наличных денег осуществляется непрерывно. В его центре находятся банки. Кассовые лимиты устанавливаются для того, чтобы ускорить обращение наличных. В ходе организации оборота решаются следующие задачи:

  • Определение его объема, структуры и тенденций.
  • Регулирование и направление денежных потоков.
  • Распределение наличности по территории страны.
  • Определение массы денег в форме банкнот и монет в стране для расчета денежных агрегатов.
  • Установление уровня и порядка инкассации и других методов мобилизации средств банками.
  • Расчет результата эмиссии за определенный период.

Банки составляют прогноз поступлений и выдачи наличных денег. Он делается на основе поступающих сведений за прошлые периоды.

Движение наличности

Центральным звеном оборота являются банки. Именно они его организовывают и регламентируют. В обращение деньги поступают тогда, когда они переводятся из резервов в оборотные кассы. После этого они оказываются в коммерческих банках. Большая часть полученной наличности выдается клиентам. Некоторая ее доля остается в кассах предприятий. Населением осуществляется оплата наличными товаров и услуг. Так они возвращаются в кассы предприятий, потом в коммерческие банки и выше по списку.

Порядок работы с денежной наличностью

Порядок ведения операций в кассе регламентируется Банком России. Он устанавливает правила и порядок, по которым они проводятся. После того как происходит оплата наличными, деньги оказываются в кассе предприятия. Это означает, что они возвращаются в оборот. Законодательство предусматривает следующие виды ответственности за нарушение кассовой дисциплины :

  • За осуществление расчетов с другими предприятиями сверх установленных сумм. Предполагается штраф в двукратном размере.
  • За неоприходование денежной наличности. Предполагается штраф в трехкратном размере.
  • За несоблюдение порядка хранения денежных средств. Предполагается штраф в трехкратном размере.
  • За накопление в кассе наличности сверх установленного лимита. Предполагается штраф в трехкратном размере.

Отвечает за допущение нарушения и руководитель организации. На него налагается дополнительный штраф в пятидесятикратном размере от установленной минимальной зарплаты. Поэтому наличные в кассе подлежат жесткому контролю. Суммы штрафов подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Органы контроля

Инспектора налоговой инспекции осуществляют проверку кассовой дисциплины. Кроме кассовых документов, они могут запросить и сам аппарат. Порядок проведения проверки изложен в специальном административном регламенте Федеральной налоговой службы. Сотрудники последней имеют право:

  • Получить доступ к кассовому аппарату предприятия, на котором осуществляется проверка.
  • Пересчитать имеющиеся наличные.
  • Проверить наличие бланков строгой отчетности.
  • Потребовать подробных объяснений в письменном виде по каждому нарушению, которое было выявлено.
  • Привлечь к административной ответственности предприятие, которое является объектом контроля.

Инкассация денежной наличности

Доставка денег из банков на предприятия и обратно осуществляется специальными бригадами. Состав группы инкассаторов зависит от объема и сложности операции. Один из них назначается главным. Он получает специальную доверенность на прием ценностей. Если бригада состоит из двух человек, то старшим назначается водитель. Перед приездом инкассаторов наличные в кассе пересчитываются, подготавливается заявленная сумма, банкноты и/или монеты.

Прогнозирование и оценка состояния оборота

Стабильность экономики зависит от грамотного планирования. Центральный и коммерческие банки прогнозируют движение денежной наличности. Они стараются просчитать потребности хозяйственного оборота в будущих периодах. Это и является основной задачей банков. Прогноз оборотов, составленный на квартал, передается в расчетно-кассовый центр за 14 дней до его начала. Последний передает информацию в Банк России. Он формирует на ее основе свою денежно-кредитную политику. Так Центробанк может учитывать все структурные изменения, которые происходят в экономике.

Доля оборота банкнот и монет гораздо меньше, чем безналичного, особенно в развитых государствах. Растет она во время экономических потрясений. От четкой организации налично-денежного оборота зависит стабильность национального хозяйства. Он связан преимущественно со сферой личного потребления. Коммерческие банки устанавливают лимиты денег, которые могут находиться в кассе предприятия. Наличные в обращении оказывают прямое влияние на устойчивую покупательную способность населения.

Наличный денежный оборот - непрерывное движение наличных денег, выполняющих функции средства обращения и платежа, опосредствующее оплату товаров, оказываемых услуг и другие.платежи. Наличные деньги используются: для осуществления кругооборота товаров и услуг; для расчетов по выплате заработной платы и приравненных к ней платежей; для оплаты ценных бумаг и выплат дохода по ним; для платежей населения за коммунальные услуги и т. д. Обеспечение населения наличными деньгами осуществляется за счет эмиссии.

Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается масса наличных денег. Монопольным правом эмиссии наличных денег обладает центральный банк страны. В экономику наличные деньги поступают в результате кредитования центральным банком коммерческих банков, покупки им государственных ценных бумаг, золота, иностранной валюты. Выпускаемые в оборот денежные знаки обеспечиваются активами центрального банка (драгоценными металлами, золотом, ценными бумагами, свободно-конвертируемой валютой, другими обязательствами). Обеспеченность банкнотной эмиссии непосредственно влияет на стабильность (устойчивость) национальной денежной единицы.

Эмиссия наличных денег позволяет государству получать эмиссионный доход - «сеньораж», который представляет собой разницу между номинальной стоимостью банкноты (монеты) и реальными затратами на ее изготовление. Эмиссионный доход тем больше, чем крупнее номиналы выпускаемых банкнот. Рассчитывается как отношение прироста денежной базы к валовому внутреннему продукту или доходам государственного бюджета.

Учитывая значимость налично-денежного оборота в социально-экономическом плане, центральный банк страны прогнозирует потребность в наличных деньгах, определяет размер предполагаемой эмиссии и другие параметры налично-денежного оборота.

Наличные деньги начинают свое движение из оборотной кассы центрального банка, из которой они поступают в кассы коммерческих банков для выплат наличными деньгами на цели, разрешенные законодательством. Население, получая наличные деньги, израсходует их на свои нужды (на покупку товаров, уплату платежей и т. д.), т. е. наличные деньги таким образом опять попадают в кассы торговых предприятий, а затем из касс предприятий - в кассы банков для зачисления наличных денег на счет предприятия. При этом наличный оборот постоянно превращается в безналичный и наоборот. Одни и те же денежные знаки могут многократно переходить из одной стадии обращения в другую или находиться в обеих стадиях одновременно, что приводит к ускорению оборачиваемости наличных денег, сокращению издержек по денежному обороту, что очень важно для обеспечения устойчивости денег.

Наличный денежный оборот значительно меньше безналичного оборота, но его правильная организация имеет огромное значение, так как этот оборот обслуживает преимущественно сферу личного потребления.

Организация наличного денежного оборота имеет свои специфические принципы:

Все субъекты хозяйствования должны хранить наличные деньги на счетах в банке, за исключением лимита остатка кассы, и получать их в кассе банка;

Банки устанавливают лимит остатка кассы для субъектов хозяйствования всех форм собственности;

Прогнозирование и регулирование наличного денежного оборота осуществляется центральным банком.

В целях обеспечения устойчивости денежного обращения в стране оно прогнозируется, контролируется и регулируется Национальным банком Республики Беларусь.

В процессе организации денежного оборота решаются следующие важные экономические задачи:

Определение общего прогнозного объема наличного денежного оборота, его структуры;

Направление денежных потоков и распределение денежной массы по территории страны;

Определение массы наличных денег, находящейся в обращении, величины денежных агрегатов;

Расчет эмиссионного результата за (на) определенный период.

Выдача наличных денег на выплаты, входящие в состав фонда заработной платы, стипендии, пенсии, пособия определяются договором между субъектом хозяйствования и банком с учетом представленных субъектами хозяйствования копии или выписки из коллективного договора, иных документов о сроках на указанные выплаты. Согласно условиям заключаемого договора клиенты представляют банку на каждое полугодие календарь выплат наличных денег. Для определения потребности в наличных деньгах банки на каждый квартал в установленные Национальным банком сроки составляют сводные прогнозные календари выплат наличных денег по своим клиентам с учетом источников поступлений и направлений выдач наличных денег и представляют их в отделения Национального банка. Национальный банк обобщает информацию по наличному денежному обращению и составляет прогноз наличного денежного оборота на основании прогноза основных направлений социально-экономического развития, а также данных анализа кассовых оборотов банков за предыдущие периоды и оценки ожидаемых кассовых оборотов за квартал, предшествующий прогнозируемому, определяя конечный эмиссионный результат.

Правовую основу организации налично-денежного обращения составляют Банковский кодекс РБ, «Инструкция об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь», «Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь», другие нормативные документы.

Схема налично-денежного оборота. Особенности осуществления процесса налично-денежного обращения.

Наличный денежный оборот- движение наличных денег в процессе обращения товаров, оказания услуг и осуществления различных платежей. Наличные деньги, находящиеся в обращении, совершают постоянный кругооборот. Они поступают в обращение из касс эмиссионного банка. Количество наличных денег в обращении контролируется государством в лице Банка России и Министерства финансов.

Налично-денежное обращение – это движение наличных денег, обслуживающих в основном розничный товарооборот. Средством обращения и платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). В развитых капиталистических странах банковские билеты, выпускаемые центральным банком, составляют подавляющую часть налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска денег (около 10%) приходится на казначейства, которые эмитируют в основном монеты и мелкокупюрные бумажно-денежные знаки – казначейские билеты.

Налично-денежный оборот страны – это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени. Данный оборот в основном связан с поступление денежных доходов населения и их расходованием.

Налично-денежный оборот, представляющий совокупность платежей за определенный период времени, отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа.

Статьи 140, 861-885 Гражданского кодекса РФ предусматривают применение на территории РФ платежей в наличной и безналичной формах и раскрывают сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов.

Сфера использования наличных денег в основном связана с доходами и расходами населения:

· расчеты населения с предприятиями розничной торговли и общественного питания;

· оплата труда предприятиями и организациями, выплата других денежных доходов;

· внесение денег населением во вклады и получение по вкладам;

· выплата пенсий, пособий и стипендий, страховых возмещений по договорам страхования;

· выдача кредитными организациями потребительского кредита;

· оплата ценных бумаг и выплата по ним дохода;

· платежи населения за жилищные и коммунальные услуги, при подписке на периодическую печать;

· уплата населением налогов в бюджет и др.

Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, т.к. основная часть расчетов совершается безналичным путем.


Именно в налично-денежный оборот складывается постоянно повторяющийся кругооборот наличных денег (рис.1).

Рис.1. Схема налично-денежного оборота (на примере России)

Из схемы видно, что налично-денежный оборот начинается в расчетно-кассовых центрах Центрального банка РФ. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. Часть этих денег обслуживает межбанковские расчеты, часть – направляется в качестве кредитов другим банкам, но большая часть наличных денег выдается клиентам – юридическим и физическим лицам (либо в кассы предприятий и организаций, либо непосредственно населению), обслуживаемым в данном коммерческом банке.

Часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных видов денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д.)

Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая их часть расходуется на выплату налогов, сборов, страховых платежей, квартплаты и коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку ценных бумаг, арендные платежи, уплату штрафов, пени и неустоек и т.д.

Таким образом, деньги поступают либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы предприятий и организаций (прежде всего предприятий торговли и предприятий, оказывающих услуги населению).

В соответствии с действующим порядком организации налично-денежного оборота для каждого предприятия устанавливаются лимиты остатка денег в их кассах и деньги, превышающие лимит, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для коммерческих банков также устанавливаются лимиты их опреационных касс, поэтому в сумме, превышающей лимит, они сдают наличные деньги в РКЦ. Последним также устанавливается лимит их оборотных касс, поэтому деньги в сумме, превышающей лимит, переводятся в резервные фонды, то есть изымаются из обращения.

Налично-денежный оборот организуется государством в виде центрального банка. Для этого центральный банк систематически издает документ, который называется «Порядок введения кассовых операций в народном хозяйстве». Последний раз этот документ в России издавался в сентябре 1993 г.

Налично-денежный оборот организуется на основе следующих принципов:

· все предприятия и организации должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках;

· банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности;

· обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования;

· управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;

· организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;

· наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков.

Ежеквартально территориальные учреждения ЦБ РФ анализируют состояние наличного денежного оборота в регионах. Результаты анализа используются ими для составления прогнозов кассовых оборотов, а также для разработки и осуществления совместно с учреждениями банков мер по улучшению организации оборота наличных денег и сокращению эмиссии.