Государственный и муниципальный сектор экономики. Современное состояние государственного и муниципального секторов Государственный и муниципальный сектор теории концепции

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

Введение

1.1 Государственный сектор экономики

1.2 Муниципальный сектор экономики

1.3 Общественный сектор

2. Понятие общественного блага и его основные свойства

Заключение

Список литературы

Введение

Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе. На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Эта проблема определяет необходимость изучения функционирования государственного и муниципального сектора экономики, влияние госсектора на протекания рыночных процессов в России. Актуальность темы подчеркивают современные тенденции увеличения государственного вмешательства во все сферы жизнедеятельности, особенно в экономическую сферу. Наблюдаемая сегодня централизация государственной власти находит свое проявление в поведении госкорпораций, монополизирующие основные сферы экономики страны. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся в состоянии становления. С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма будет претерпевать изменения и государственное регулирование экономики.

1 Содержание понятий государственный и муниципальный сектор. Общественный сектор

1.1

Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из государственного бюджета. Границы государственного сектора в переходной экономике довольно подвижны. Из-за набирающей силу корпоратизации и приватизации предприятий существует большое разнообразие смешанных государственно-частных структур. В настоящее время статистика большинства стран с переходной экономикой обычно исключает из рамок госсектора предприятия, находящиеся в процессе приватизации, причем даже в тех случаях, когда доля государственной собственности в их капитале остается значительной. Поэтому общий объем государственного имущества за счет государственных пакетов акций и далей в капитале смешанных предприятий оказывается гораздо больше, чем собственно государственный сектор.

Отношение к государственному сектору экономики и после десятилетия рыночных реформ остается одним из наиболее спорных вопросов. Начало рыночной трансформации в большинстве стран было связано с ультралиберальными настроениями в отношении к государству как собственнику и в оценке возможности эффективного функционирования государственных предприятий. В надеждах на чудеса приватизации правительства постсоциалистических стран явно недооценили потенциал госкапиталистической модели компаний в переходной экономике. Сейчас понятно, что причиной этому скорее были политические предпочтения, чем трезвый экономический расчет.

В общем виде государственный сектор можно представить как совокупность элементов, которые связаны между собой принадлежностью к государственной собственности, выполняющая свои функции для достижения установленных государством целей. В ряде случаев, чтобы очертить сферу деятельности государственного сектора экономики, используются критерии общественной полезности, общественной активности. Однако содержание указанных критериев может меняться.

Некоторые авторы под понятием государственной собственности подразумевают предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность), а под государственным сектором объем вмешательства государства в экономическую жизнь. В рамках данного подхода рассматривает расширенная трактовка государственного сектора, согласно которой он представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. При этом ресурсы, которыми распоряжается государство - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке. /1, C.55/.

Другие авторы, понимают под государственной собственностью все материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства, а под государственным сектором совокупность государственных организаций и учреждений, либо комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Однако однозначно утверждать истинность только одной из данных точек зрения достаточно сложно.

Из проведенного анализа видно, что хотя категории государственный сектор и государственная собственность являются взаимопересекающимися, однако они не идентичны. государственный муниципальный общественный

Вместе с тем в научных публикациях встречается расширенная трактовка госсектора, помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают все уровни законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением и регулированием экономики, а также обеспечивающая их система финансов. В этом случае функции государственного сектора в экономике отождествляется с государственными функциями регулирования экономики.

В современных условиях особо следует обратить внимание на принадлежность к государственному сектору информационных ресурсы, которые выступают в современной экономике в качестве объекта собственности. Трудно переоценить роль данного ресурса в повышении эффективности всей экономической системы страны.

Государственный сектор экономики представляет собой, таким образом, системно структурированное множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции в интересах достижения установленных государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом системы организации функционирования современной рыночной экономики и управления ею.

Итак, из всего выше перечисленного можно сделать вывод о том государственный сектор является определяющим и необходимым звеном для всей страны в целом. Понятие государственного сектора носит сложный многоаспектный характер, ввиду неоднозначности определения структуры государственного сектора. Понятие государственного сектора включает в себя множество экономических, правовых отношений. На сегодняшний день наиболее актуально применение расширенной трактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровни законодательной и исполнительной власти, систему финансов, госкомпании и госкорпорации, госпредприятия.

1.2 Муниципальный сектор экономики

Муниципальный сектор экономики - совокупность первичных (низовых) единиц - муниципальных образований, каждое из которых представляет форму территориальной организации и деятельности населения, сочетает производственные, социальные и управленческие функции на определенные территории.

Под муниципальным сектором экономики понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными (бюджетными) учреждениями, муниципальной казны, а также имущественных прав органа местного самоуправления, вытекающих из его участия в коммерческих организациях.

В вопросе формирования института местного самоуправления в Российской Федерации одно из центральных мест занимает проблема обеспечения экономической самостоятельности муниципальных образований. К сожалению, с момента возникновения де-юре местного самоуправления государство в отношении данного демократического института вело себя крайне непоследовательно, что, естественно, не способствовало успешному развитию муниципалитетов. Политика жесткой централизации финансовых ресурсов, проводимая в Российской Федерации, практически лишила органы местного самоуправления какой-либо экономической самостоятельности, сделав их заложниками бюджетной политики субъектов федерации. Тем не менее, объем собственных расходных полномочий местных органов власти не уменьшился, а наоборот, пополнился дополнительными расходами, возникшими в связи с принятием разнообразных российских законов и законодательных актов субъекта Федерации, не обеспеченных финансовыми источниками. Органы местного самоуправления, как самые близкие к населению органы власти, объективно становятся адресатами для экономических претензий граждан и структур, чьи права оказываются нарушенными вследствие отсутствия финансирования тех или иных законов.

Муниципальный сектор экономики представлен муниципальными унитарными предприятиями. Основная сфера деятельности - жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство, незначительно присутствуют торговля, строительство, сельское хозяйство, бытовое обслуживание населения. Имеется тенденция к сокращению числа муниципальных предприятий, работающих в «рыночных» сферах. Как правило, МУП остаются там, куда коммерческий капитал средств не вкладывает в силу малой доходности бизнеса.

1.3 Общественный сектор

«Общественный сектор является совокупностью ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе органов местного самоуправления)». Еще Пигу выдвигал мнение о том, что перераспределение дохода в обществе служит увеличению его благосостояния. Дж. М. Кларк под сбалансированным обществом понимал сочетание частной деятельности и общественного контроля, направленных на обеспечение равновесия между частными и общественными интересами. В настоящее время актуален подход рассмотрения как рыночных механизмов, так и общественного сектора с позиции теории прав собственности. В связи с этим общественный сектор становится механизмом уменьшения трансакционных издержек. Общественный сектор экономики - это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ.

Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Помимо названных институтов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.

Общественный сектор представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия:

Рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;

Производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

Экономическое равновесие между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно- финансовой политики.

Общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики. Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой - существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами. Масштабы общественного сектора характеризуется как размерами государственной собственности (запас ресурсов), так и объемом государственных доходов и расходов (потоки собираемых и расходуемых средств). Общественный сектор традиционно занимает прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство.

В новых условиях хозяйствования, когда государство выступает как один из субъектов рынка, а в общественном секторе начинают взаимодействовать наряду с государственными и общественные, некоммерческие, частные, смешанные организации возникает необходимость изменения организационно-функциональной конструкции государственных финансов, которая позволит, сохраняя регулирующую роль государства, обеспечить баланс между объемом общественных потребностей и возможностями их удовлетворения. Реальное существование этих по природе рыночных явлений в нерыночном общественном секторе обуславливает необходимость нерыночного механизма балансирования, включенного в рыночный экономический оборот общественного сектора. В рыночном секторе подобным механизмом является процесс свободного ценообразования, в результате которого устанавливается равновесие между спросом и предложением на частные блага. Но и в этом случае рыночное равновесие строится на косвенных институциональных ограничениях, обозначаемых государством (налоги, субсидии, лимитирование уровня цен).

В общественном секторе регулирующий механизм имеет принципиальную иную конструкцию и специфику, обусловленную особенностями спроса и предложения общественных благ. Природа общественных благ обуславливает необходимость равномерного удовлетворения спроса на них. Предложение же общественных благ отличается тем, что реализуется государственными и общественными организациями, хотя большую часть затрат на получение этих благ несут на себе потребители, то есть члены общества - в виде налогов, добровольных платежей. На обеспечение равновесия между спросом и предложением на общественные блага влияет в большой степени та часть указанного процесса, которая реализуется в государственном секторе, так как значительный объем общественных благ производится именно здесь. Такого рода механизм балансирования в отечественной литературе называют финансово-бюджетным. Равновесие, которое устанавливается между спросом и предложением на общественные блага определяют как «бюджетное равновесие». Концепция бюджетного равновесия раскрывает природу и сущность механизма создания и распределения, общественных благ, и с учетом коллективного характера их потребления, отражает необходимость использования принудительных и обязательных инструментов воздействия на субъекты хозяйствования для обеспечения возможности формирования общественных благ.

2 Понятие общественного блага и его основные свойства

Общественные блага в Национальной экономической системе, во-первых, выступают как наиболее сложный процесс по своей внутренней структуре, а также по факторным условиям его формирования. Во-вторых, общественные блага являются результатом функционирования особого сектора экономики - общественного сектора. В-третьих, общественное благо является важнейшим представителем в экономике - услуги. В-четвертых, внутри общественного сектора существует глубокая спецификация организаций, учреждений, производящих конкретное общественное благо.

В экономической литературе существует множество определений общественного блага. Например, Борисов А. Б. в Большом Экономическом словаре под общественными благами понимает товары и услуги, поставляемые государством на нерыночной основе. /4, с. 546/. В этом определении существует два положения, которые неправильно отражают специфику производства общественных благ в общественном секторе. Во-первых, это не товары, а во-вторых, они не создаются на нерыночной основе. Первое неправильное толкование расширяет общественное благо. Неправильность второго толкования основано на непонимании того факта, что специфическое финансирование производства общественных благ через бюджетную систему наоборот свидетельствует о рыночной основе.

На основе экономической теории можно дать следующее определение общественному благу. Общественное благо - это специфический вид услуги, производимой в общественном секторе в экономике для общего (вплоть до одновременного) потребления физическими и юридическими лицами.

Исходя из данного определения можно выделить следующие признаки общественных благ:

Общественное благо - это специфический вид услуги. В специфическом секторе используются специфические факторы;

Общественное благо потребляется сообща, вплоть до единовременности этого процесса;

Общественное благо по своей сути удовлетворяет социальные потребности.

«Классическим примером общественного блага служит маяк. Его строительство может оказаться экономически обоснованным, если выгоды превысят производственные затраты. Однако выгода, приходящая на долю каждого пользователя маяка, не может окупить приобретение такого крупного и неделимого продукта. Во всяком случае, после введения маяка в эксплуатацию его сигнальный свет служит ориентиром для всех судов. Практически нет способа исключить для некоторых кораблей возможность пользоваться выгодами маяка. Свет маяка виден всем, и если судовладелец предпочитает за них не платить, капитану корабля нельзя запретить пользоваться сигналами маяка. Экономисты называют это явление проблемой «фрирайдера»: люди могут пользоваться выгодами некоего продукта, не неся никаких издержек на его производство». /1, с. 238/

Общественные блага отличаются двумя свойствами: неконкурентоспособностью и неисключаемостью. Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей. «Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи. Неисключаемость может возникнуть как в результате невозможности физически исключить кого-либо из пользования данным благом (как в случае пешеходов, гуляющих по освещенной улице), так и вследствие чрезвычайно высоких затрат на исключение в сравнении с возможными выгодами продавца. Принято различать техническую невозможность и экономическую нецелесообразность исключения общественных благ. Если общественное благо совершенно неделимо, то практически невозможна его исключаемость. Если затраты на достижение исключаемости общественного блага достаточно высоки, то есть требуются огромные средства на осуществления контроля за допуском людей к общественному благу, исключаемость может оказаться экономически неоправданной. Так, городской парк отдыха можно оградить, поставить охрану, сделать парковые услуги объектом потребления и использования теми группами населения, которые способны платить за оказанные услуги. Но возможна такая ситуация, когда плата за услуги городского парка не сможет покрыть огромных затрат на возведение ограды вокруг парка и на содержание работников охраны и кассиров. Следовательно, достижение исключаемости общественного блага в виде отдыха в городском парке будет экономически нецелесообразно.

Неконкурентоспособность общественного блага предполагает, что благо неделимо, не может быть «расфасовано» и продано поштучно, неизбирательно и потребляется совместно. Неконкурентность общественного блага означает, что потребление общественного блага одним человеком не сокращает потребления другого индивида». Общественное благо остается доступным для использования всеми в неуменьшающемся количестве и качестве. Типичным примером неконкурентности потребления может служить национальная правовая система. Потребление услуг национальной правовой системы как общественного блага не уменьшает и не ухудшает положение населения в связи с появлением на свет новых граждан страны. В общем, наличие свойств общественных благ в их крайних случаях - конкурентность и неконкурентность, исключаемость и неисключаемость - позволяет проводить границы между различными видами благ.

Заключение

Государственный сектор экономики представляет собой системно структурированное множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции в интересах достижения установленных государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом системы организации функционирования современной рыночной экономики и управления ею. Под муниципальным сектором экономики понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными (бюджетными) учреждениями, муниципальной казны, а также имущественных прав органа местного самоуправления, вытекающих из его участия в коммерческих организациях.

Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Помимо названных институтов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества.

Список литературы

1. Алехин Э.В. Государственный и муниципальный сектор экономики в Российской Федерации. Учебник. Пенза, 2011.

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекий. - М.: Юридическая литература, 2002.

3. Асаул А.Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования // Регион: политика, экономика, социология. 2006, № 1-2

4. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. Уч.

Пособие М.: ИНФРА-М, 2008.

5. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Изд 2- е перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2004.

6. Вечканов Г.С. Экономическая теория: учеб. для вузов/Вечканов Г.С. - СПб.: Питер, 2009.

7. Орешин В.П. «Государственное регулирование национальной экономики», 2006.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Государственный сектор в системе регулирования смешанной экономики. Общая характеристика смешанной экономики. Государственный сектор - часть государственной экономики, контролируемая государственными органами. Государственный сектор в экономике России.

    контрольная работа , добавлен 02.01.2009

    Общая характеристика предпринимательской деятельности. Признаки и классификация фирм. Организационно-правовые формы юридических лиц: хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2015

    Функционирование государственного и частного секторов экономики России. Государственно-частное партнерство и его роль в структурных преобразованиях экономики. Международный опыт развития государственно-частного партнерства в экономически развитых странах.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Муниципальный сектор в структуре национального хозяйства. Современное состояние муниципального хозяйства (на примере Егорьевского муниципального образования): жилищно-коммунальная сфера, малый бизнес, строительство, образование, молодежная политика.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2011

    Сущность государственного сектора в регулировании экономики. Проблемы регулирования экономики через государственную собственность. Экономика Республики Беларусь, как объект регулирования. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2010

    Разнообразие экономических теорий, факторы, влияющие на их формирование. История экономических учений. Масштабы деятельности государственного сектора. Государственный и негосударственный сектор производства общественных благ, сравнительная характеристика.

    реферат , добавлен 23.01.2011

    Понятие государственных и муниципальных предприятий. Размер уставного фонда унитарного предприятия. Гражданская правоспособность государственных муниципальных образований. Критерии эффективности работы предприятий. Факторы, влияющие на эффективность.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2014

    Муниципальный сектор в структуре национального хозяйства. Юридические и социально-экономические признаки и свойства МО; правовая база. Общие понятия муниципального хозяйства: структура, типы, группы, модели организации, особенности управления, ресурсы.

    презентация , добавлен 11.10.2013

    Функции государства в рыночной экономике. Современные методы государственного регулирования. Прогнозирование экономики. Экономическое программирование. Государственный сектор в рыночной экономике. Государственные ассигнования на науку.

    реферат , добавлен 06.03.2007

    Сущность экономических интересов, их цели и средства, основные виды. Направления совершенствования предпринимательства, деятельности субъектов государственного и муниципального секторов экономики. Специфика противоречий системы экономических интересов.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

полковник внутренней службы

Е.Н. Бардулин

«____»_____________201_

Тема 1. Общая характеристика экономики государственного сектора

лекция по дисциплине

«Экономика государственного и муниципального сектора»

(080504.65 - «Государственное и муниципальное управление»)

СМК-УМК-Д 4.4.2-41-2013

Рассмотрена на заседании

кафедры УиИМК протокол № _____

от «____»_________ 201_ г.

Санкт-Петербург

1. Учебные цели лекционного занятия по 1 теме

Дать студентам целостные знания о закономерностях и этапах формирования экономики государственного сектора.

Научить использовать полученные теоретические знания при решении практических задач, поставленных перед организациями и службами системы МЧС России.

Развивать у студентов стремление к углубленному освоению материала по дисциплине «Экономика государственного и муниципального сектора», прививать навыки самостоятельной работы с первоисточниками и учебно-методическими материалами.

2. Воспитательные цели

Воспитание у студентов творческого подхода в ходе приобретения профессиональных компетенций.

Воспитание у студентов профессионально значимых качеств, развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления.

3. Расчет учебного времени

Время, мин

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

1. Понятие и границы экономики государственного сектора.

1.1 Понятие экономики государственного сектора

1.2 Экономика государственного сектора и экономика сектора государственного управления. Их границы.

1.3 Факторы, предопределяющие необходимость государственного сектора экономики.

2 . Основные виды деятельности и общественные блага, предоставляемые государственным сектором экономики.

2.1 Оказание общественных услуг общего назначения. Оборона. Общественный порядок и безопасность.

2.2 Деятельность сектора государственного управления по развитию экономики и обеспечению воспроизводства.

2.3 Виды деятельности сектора государственного управления в социальной сфере.

2.4 Экономическая деятельность предприятий, принадлежащих государству или контролируемых им.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

4. Литература

Основная

    Савченко П.В., Погосов И.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учебник / Под ред. Савченко П.В., Погосова И.А., Жильцова Е.Н. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 763 с.

    Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. - М.: ИНФРА-М, 2008.

    Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2001.

    Экономика муниципального сектора: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» / Под ред. А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 464с.

    Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: Учебн. пособие. СПб.: Питер, 2004.

Дополнительная

    Волгин Н.А., Кокин Ю.П. Доходы населения и оплата труда в современной России. Анализ ситуации, обоснование действий органов государственной власти и управления. М.: РАГС, 2008.

    Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. М.: РАГС, 2006.

    Лыкова Л.Н. Налоговая система России: общее и особенное. М.: Наука, 2006.

    Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов по спец. «Гос. и муницип. упр.» / Н.И.Глазунова; Гос. ун-т упр-я. – М.: Проспект, 2006.

    Трансформация роли государства в условиях смешанной экономики. М.: Наука, 2006.

ТЕМА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СОВРЕМЕННОЙ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Предмет экономики государственного и муниципального сектора

Диалектика развития общества связана с его двойственной при­родой. С одной стороны - это отношения общества с человеком, с другой стороны - отношения общества с государством. В эконо­мике общественного сектора объединяется государственное регу­лирование институтов общества и человека. Система обратных связей государства, общества и человека является одной из сложнейших теоретических и практических проблем повышения эффективности обществен­ного сектора. Не человек существует для государства, а государ­ство - для человека.

Экономика общественного сектора – фундаментальная наука , что означает, что в основу ее методологии заложены объективные универсальные законы, воспринимаемые с позиций диалектического развития. Экономика общественного сектора изучается на стыке экономической теории, социологии, политологии и психологии.

Теоре­тической основой курса является сочетание политической эконо­мии, институционализма, микро- и макроанализа, мировой экономики, экономики государственного сектора зарубежных стран. Это особенно важно, так как в условиях глобализации экономика общественного сектора России и других стран сохраняет свои исторические тради­ции во взаимоотношениях государства, общества и человека.

Предмет изучения экономики общественного сектора - роль и функции государства как хозяйствующего субъекта рыночной экономики, взаимодействие с другими хозяйству­ющими субъектами внутри страны и за рубежом. Подлежит рас­смотрению экономическая деятельность государственного сектора в целом, на федеральном, региональном и муниципальном уров­нях, а также в разрезе отраслей и видов экономической деятельно­сти.

Важнейшие задачи курса экономики общественного сектора :

Обоснование необходимости развития государственного сектора в рыночной экономике;

Теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в рамках микроэкономики с позиций эффективности и справедливости;

Ознакомление с теорией общественного выбора, выявление проблем и трудностей государственного регулирования экономики;



Ознакомление с инструментами и механизмами государственного вмешательства в экономику.

Основные вопросы , рассматриваемыми экономикой общественного сектора, являются:

Влияние общественного сектора на уровень и условия жиз­ни населения на основе производства и предоставления услуг на нерыночной основе, социальных выплат и исполь­зования других инструментов;

Формирование доходов, расходов и имущества обществен­ного сектора;

Влияние экономической политики и экономической дея­тельности общественного сектора на других участников экономической деятельности и их экономическое поведе­ние;

Производство товаров и услуг общественным сектором на коммерческой основе.

Рыночная экономика любой страны представляет собой смешанную экономическую систему , состоящую важнейших секторов – частного и общественного . Многообразие типов смешанных экономик, возникшее вследствие исторических особенностей формирования государственности, национального менталитета и других факторов, обусловило неоднозначность подходов к трактовке понятия «общественного сектора». Наибольшее распространение получили два подхода.

Общественный сектор является совокупностью ресурсов эконо­мики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе органов местного самоуправления). Он представляет собой часть экономического пространства, в котором:



1. рынок не действует или действует только час­тично, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;

2. производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

3. экономическое равновесие между спросом и предложением общественного (коллективного) блага обеспечи­вается государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов, в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики.

В общественном секторе осуществляет­ся производство экономических благ особого рода - общественных благ. Между рыночным и общественным секторами экономики, между государством и экономическими агентами возникают об­мен деятельностью и потоки экономических благ. Общественный сектор играет активную роль в кругообороте доходов, ресурсов, товаров и услуг.

Поскольку в общественном секторе доминирует деятельность государства, часто его называют государственным. Такое отождествление общественного и государственного секторов в определенной степени допустимо.

Цель функционирования общественного сектора (через механизмы реализации стабилизационной функции, а также функций распределения ресурсов и доходов) - формирование на определенной территории единого социально-экономического пространства.

Общественный сектор включает три подсектора:

государственный,

добровольно-общественный,

смешанный.

С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, а с другой - существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.

Государственный сектор экономики: понимание в узком и широком смысле. Прежде всего, необходимо сказать, что никакого унифицированного подхода к определению и вычленению госсектора в самостоятельное понятие не существует. Здесь имеются разночтения, которые имеют целевую и национальную специфику. В связи с этим в настоящее время можно говорить о двух трактовках госсектора: в узком и широком смыслах . Сначала рассмотрим первый аспект.

При определении сущности госсектора, как правило, исходят из того факта, что он является важнейшей составной частью национальной экономики. При этом отличительная черта государственного сектора экономики заключается в возможности государства осуществлять прямое и оперативное управление хозяйствующими субъектами, входящими в его состав. Само управление хозяйствующими субъектами государственного сектора экономики осуществляется государственными органами власти посредством своих представителей, участвующих в формировании стратегии и тактики деятельности предприятий госсектора.

Методологической основой определения государственного сектора является понятие административно-хозяйственного управления юридическими лицами (хозяйствующими субъектами). Под административно-хозяйственным управлением понимается воздействие со стороны управленца (руководителя юридического лица) на деятельность юридического лица, направленное на максимально быстрое достижение поставленной цели. На основе данного понятия формулируется определение госсектора:

Узкая трактовка « государственного сектора » - под государственным сектором экономики следует понимать совокупность юридических лиц (хозяйствующих субъектов), административно-хозяйственное управление которыми осуществляется государством через федеральные и региональные органы власти страны.Предпо­лагается, что государственный сектор призван представлять инте­ресы членов общества, поэтому его принято называть обществен­ным сектором.

Широкая трактовка « государственного сектора » - под государственным сектором понимается совокупность экономических ресурсов, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и экономический бюджет, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные производственные предприятия, государственные земли, запасы полезных ископаемых.

1.2. Экономика общественного сектора и экономика сектора общественного управления.

Современная экономика является смешанной. Экономическая деятельность в ней осуществляется общественным (государствен­ным) сектором, а также частными нефинансовыми предприятия­ми, финансово-кредитными и другими организациями, часто объ­единяемыми общим понятием «частный сектор». Смешанной яв­ляется и экономика самого общественного (государственного) сектора. Составными частями общественного сектора являются сектор государственного управления и предприятия, принадлежа­щие или контролируемые государством, но относящиеся согласно общепринятому подразделению экономики на экономические сек­тора к нефинансовым и финансовым корпорациям. Основу обще­ственного сектора составляет сектор общественного (государствен­ного) управления, применительно к которому формируются также государственные финансы. Рассмотрим его место в системе эко­номических секторов экономики.

В настоящее время при составлении прогнозов социально-экономического развития, формировании финансов, принципов по­строения статистики и экономическом анализе границы секторов экономикиопределяются в соответствии ссистемой национальных счет, которая принята во всем мире. Таким образом, обеспечиваются единые подходы к изучению экономики обще­ственного сектора и экономики других секторов. В системе национальных счетов, принятой Организацией Объединенных Наций в 1993 г., сектор государственного управле­ния выделяется как один из секторов экономики.

Согласно этой системе хозяйствующие субъекты страны (институциональные единицы), владеющие и распоряжающиеся ак­тивами и вступающие в экономические отношения с другими хо­зяйствующими субъектами, в соответствии с осуществляемыми ими функциями и способами финансирования затрат объединя­ются в пять институциональных секторов экономики:

Сектор нефинансовых корпораций;

Сектор фи­нансовых корпораций;

Сектор государственного управления;

Сек­тор домашних хозяйств;

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ).

К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Под институциональной единицей понимается хозяйствующий субъект (экономическая единица), который владеет и распоряжается активами от своего имени, при­нимает обязательства, вступает в экономические операции с дру­гими институциональными единицами, составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов. В качестве хозяйству­ющих субъектов принимаются как юридические лица (предпри­ятия, органы государственного управления, кредитные организа­ции, страховые компании и др.), так и домашние хозяйства, по­скольку они являются центрами принятия экономических решений. Субъекты хозяйствования располагают находящимися в постоянном обороте экономическими ресурсами.

К нефинансовым корпорациям относятся находящиеся на экономической территории страны институциональные единицы (корпорации и квазикорпорации), основной функцией которых явля­ется производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство воз­мещаются из выручки от реализации. К этому сектору относятся, в частности, предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли и др.

К сектору финансовых корпораций относятся институциональ­ные единицы, основной функцией которых является финансово-кредитная деятельность, - органы денежно-кредитного регулиро­вания, банки, страховые компании, негосударственные пенсион­ные фонды и другие учреждения, осуществляющие финансовое посредничество.

К некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства (население), относятся общественные некоммерческие организации, оказывающие нерыночные услуги домашним хозяй­ствам. Это общественные организации, включающие политические партии, профсоюзы, религиозные организации, различного рода общества, союзы и ассоциации, а также удовлетворяющие потреб­ности в области образования, здравоохранения, культуры и т.д. Они финансируются за счет взносов членов, пожертвований и доходов от собственности.

Сектор домашних хозяйств объединяет физических лиц или группы лиц, живущих вместе и имеющих общий бюджет. Домаш­ние хозяйства распоряжаются своими ресурсами, имеют активы и обязательства, занимаются хозяйственной деятельностью. К ним относятся домашние хозяйства лиц, работающих по найму, домаш­ние хозяйства предпринимателей, домашние хозяйства самозаня­тых (лиц свободных профессий, владельцев мелких некорпоратив­ных ферм, семейных магазинов, кафе), домашние хозяйства лиц, живущих на трансферты (пенсионеры, студенты). Это сектор, в ос­новном потребляющий товары и услуги и производящий их для собственного потребления и реализации.

Сектор государственного управления. К сектору государственного управления относятся институциональные единицы, наделенные правом на законодательную, исполнительную и судебную власть на территории страны или ее частей.

Основными функциями сек­тора государственного управления являются:

Обеспечение полити­ческой и регулирующей деятельности;

Предоставление товаров и услуг на нерыночной основе для их коллективного или индивиду­ального потребления членами общества;

Также перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий. Это предопределяет его роль в качестве основы общественного сектора, его ведущего элемента. Соответственно, экономика сектора госу­дарственного (общественного) управления является центральным звеном экономики государственного (общественного) сектора.

Общественный (государственный) сектор - это более широкое понятие, чем сектор государственного управления. Он объединяет сектор государственного управления и принадлежащие государству или контролируемые им предприятия и организации, производя­щие, как и предприятия частного сектора, товары и услуги на ос­нове коммерческой деятельности и являющиеся составной частью секторов нефинансовых и финансовых корпораций.

1.3Состав государственного сектора экономики по организационно-правовым формам:

Государственные унитарные предприятия;

Государственные (бюджетные) учреждения;

Акционерные общества, в уставном капитале которых контрольный пакет голосующих акций (более 50%) находится в государственной собственности (федеральной и/или субъектов Российской Федерации);

Дочерние предприятия, основная (материнская) компания которых относится к госсектору;

Предприятия, входящие в холдинг, головная компания которого относится к государственному сектору;

Акционерные общества, в уставном капитале которых контрольный пакет голосующих акций (более 50%) находится в собственности государственных унитарных предприятий;

Предприятия, в уставном капитале которых имеется «золотая акция», находящаяся в руках государства.

Основные направления деятельности общественного сектора экономики:

Предоставление общественных благ;

Перерас­пределение доходов и богатства и оказание социальной помощи населению;

Производство и реализация товаров и услуг на коммерческой основе предприятиями, принадлежащими или конт­ролируемыми государством.

В силу своей особой роли государство может также оказывать воздействие на экономическое поведение субъектов хозяйствования путем принятия законодательных и иных нормативных актов, налогообложения, субсидий и других мер регулирования экономической деятельности.

  • 4.Собственность в государственном и муниципальном секторе. Основные типы коммерческих организаций в государственной и муниципальной собственности: государственные унитарные предприятия
  • 5.Особенности управления организациями государственного и муниципального сектора.
  • 6.Содержание понятий «государственный сектор », «муниципальный сектор», «общественный сектор»
  • 7. Человек как субъект экономики и общества.
  • 8.«Человек экономический» и «человек институциональный». Диалектика эгоизма и альтруизма определяет развитие человека.
  • 9. Потребности и интересы человека как фактор развития экономики государственного и муниципального сектора.
  • 10.Теория мотивации а. Маслоу. Закономерности развития потребностей.
  • 12. Индикаторы развития человека в экономике государственного и муниципального сектора.
  • 13.Человеческие ресурсы, человеческий капитал и человеческий капитал: роль в экономике государственного и муниципального сектора.
  • 14.Социальный капитал и социальный ресурс экономики государственного и муниципального сектора.
  • 16. Основные экономические функции государственного и муниципального сектора.
  • 17.Инструменты,с помощью которых государство воздействует на экономику, выполняя свои экономические функции.
  • 18.Сущность государственного и муниципального управления,общие принипы управления, методы управления.
  • 19. Государственная служба и местное самоуправление в системе управления государственным и муниципальным сектором: сущность, виды, принципы.
  • 20. Ресурсы государственного и муниципального сектора.
  • 21. Управление в муниципальном секторе. Вопросы местного значения.
  • 22. Органы местного самоуправления. Муниципальная служба.
  • 23.Провалы рынка- наличие монополий(монополизация рынка). Формы вмешательства государства.
  • 24. Провалы рынка- информационная асимметрия. Регулирующее воздействие государства по ее преодолению.
  • 25.Провалы рынка- внешние и внутренние эффекты. Формы вмешательства государства.
  • 26 Провалы рынка – общественные блага: свойства и классификация.
  • 27. Государственный и муниципальный сектор и производство общественных благ.
  • 28. Макроэкономические провалы рынка связаны:
  • 29 Проблемы переполнения и теория клубных благ.
  • 30 Естественные монополии и пути преодоления противоречий между экономическими и социальными аспектами их деятельности.
  • 31 Проблема «безбилетника» и необходимость участия государства
  • 32 Агентские отношения. Асимметричная информация в общественном секторе.
  • 33Теоретические основы экономического равновесия: понятие общего и частичного равновесия. Отличие от равновесия в государственном и муниципальном секторе от рыночного равновесия.
  • 34 Первая и вторая фундаментальные теоремы экономики благосостояния.
  • 35 Парето – эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса
  • 36 Общее (бюджетное) и частичные равновесия в государственном и муниципальном секторе.
  • 37 Два подхода к формированию бюджетной политики: кейнсианский и подход с позиции сбалансированности бюджета.
  • 38 Предложение общественных благ. Условия Самуэльсона-Парето оптимального производства общественных благ.
  • 39 Сущность и специфика общественного выбора в государственном и муниципальном секторе.
  • 40 Механизм голосования избирателей, принцип принятия решения большинством.
  • 41.Парадок избирателя- центриста,порядок и процедура учета интересов меньшенства.
  • 42 Теория общественного выбора в современной экономике.
  • 43 Группы социальных интересов. Логроллинг.
  • 44 Лоббизм. Поиск политической ренты.
  • 45 Необходимость производства товаров и услуг в государственном и муниципальном секторе.
  • 46.Масштабы государственного производства.
  • 47 Проблемы эффективности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, их реструктуризация.
  • 16. Основные экономические функции государственного и муниципального сектора.

    1) Определение политики макроэкономической стабилизации с помощью кредитно-денежной политики. Проведение этой политики направлено на то, чтобы : а) сгладить промышленный цикл, б) предупредить хроническую безработицу, стагфляцию экономики, в) снизить инфляцию.

    2) Воздействие на размещение экономических ресурсов с целью повышения экономической эффективности.

    Необходимость такого воздействия связана с тем, что рыночный механизм производит недостаточное количество определенных товаров и услуг или вообще не выделяет на них ресурсов. Такие ситуации обусловлены потребностью в социальных благах и побочными эффектами.

    3) Создание правовой основы: государство устанавливает правила «экономической игры», в которую играют фирмы, потребители и само государство. В этих правилах : а) определяются форма и права собственности, б) условия заключения контрактов, в) правила функционирования коммерческих предприятий, г) взаимные обязательства профсоюзов и администрации и т.д.

    4)Выработка программы воздействия на расходование доходов с целью их перераспределения. Эта функция обусловлена : а) необходимостью уменьшения социального неравенства, вызванного дифференциацией доходов в процессе функционирования рыночного механизма, б) наличием нетрудоспособного населения. Выполняя эту функцию государство : а) устанавливает «потолковые» цены и цены поддержки, б) минимум заработной платы, в) вводит прогрессивное налогообложение, г) выплачивает трансфертные платежи и субсидии нуждающимся гражданам.

    5) Защита конкуренции включает: а) контроль над монополиями посредством антимонопольного законодательства, б) установление стандартов, в) регулирование цен естественных монополий, где в силу технологических причин конкуренция невозможна.

    Экономические функции муниципального сектора:

    1) развитие муниципального бюджета на основе роста доходных ресурсов; 2) распоряжение бюджетными средствами на выполнение плана социально-экономического развития муниципального образования (формирование структуры муниципальной собственности и оценка результативности управления ею).

    17.Инструменты,с помощью которых государство воздействует на экономику, выполняя свои экономические функции.

    1. Правительственные закупки являются фактором роста рынков ресурсов и товаров за счет увеличения уровня совокупного спроса, определяемого вмешательством государства. 2. Трансфертные платежи трактуются как передача государством части налоговых поступлений от налогоплательщиков социальным группам, нуждающимся в поддержке, с целью максимизации положительных внешних эффектов для экономики в целом.

    3. Государственные кредиты как инструмент означают, что правительство от лица государства распоряжается частью совокупного денежного капитала и предоставляет его участникам рынка за определенную плату - процент.

    4. Дотация – это безвозмездная передача государством части своих ресурсов участнику рынка с целью поддержания и увеличения предложения или спроса на товары и услуги. Субсидия является финансовым расходом правительства для целей покрытия дефицита местных бюджетов или для реализации целевых программ. Субсидия может выступать в виде дотации и субвенции. Субвенцией называется субсидия целевого назначения.

    5,6. Федеральные финансы определяются как совокупный денежный фонд, аккумулируемый государством за счет собственных или заемных ресурсов с целью исполнения центральных функций правительства. Федеральные финансы складываются из доходов федерального правительства и расходов федерального правительства. Доходы и расходы в совокупности образуют федеральный бюджет. Федеральный бюджет - это план доходов и расходов федерального правительства.

    Сальдо ресурсов и их использование может быть как положительным, так и отрицательным. Если ресурсов меньше (имеются в виду доходы), чем расходы бюджета, то говорят о дефиците федерального бюджета . Дефицит частично или полностью покрывается главным образом размещением обязательств государства перед участниками рынка либо эмиссией бумажных денег (этот путь опасен из-за выхода из-под контроля инфляционных процессов).

    7.Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета, сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.

    8.Финансы субъектов Федерации -это совокупность денежных отношений по поводу формирования и исполнения бюджетов этих субъектов и территориальных государственных внебюджетных фондов.

    9.Местные финансы это совокупность денежных отношений по поводу формирования и исполнения местных бюджетов.

    10. фискальный федерализм- принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации. Должен обеспечивать политическую стабильность, экономический рост и справедливость в отношениях между различными территориями страны.

    11.Государственное предпринимательствоинициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора.

    12. Хозяйственное законодательство – это совокупность нормативных актов, в которых содержаться нормы хозяйственного права, которые принадлежат различным звеньям общего нормативного массива.\

    13. Национализация - переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Приватизация как особая форма преобразования собственности – это процесс передачи государственной собственности в частные руки и передача управления сервисом от государства в частный сектор.

  • 4.Собственность в государственном и муниципальном секторе. Основные типы коммерческих организаций в государственной и муниципальной собственности: государственные унитарные предприятия
  • 5.Особенности управления организациями государственного и муниципального сектора.
  • 6.Содержание понятий «государственный сектор », «муниципальный сектор», «общественный сектор»
  • 7. Человек как субъект экономики и общества.
  • 8.«Человек экономический» и «человек институциональный». Диалектика эгоизма и альтруизма определяет развитие человека.
  • 9. Потребности и интересы человека как фактор развития экономики государственного и муниципального сектора.
  • 10.Теория мотивации а. Маслоу. Закономерности развития потребностей.
  • 12. Индикаторы развития человека в экономике государственного и муниципального сектора.
  • 13.Человеческие ресурсы, человеческий капитал и человеческий капитал: роль в экономике государственного и муниципального сектора.
  • 14.Социальный капитал и социальный ресурс экономики государственного и муниципального сектора.
  • 16. Основные экономические функции государственного и муниципального сектора.
  • 17.Инструменты,с помощью которых государство воздействует на экономику, выполняя свои экономические функции.
  • 18.Сущность государственного и муниципального управления,общие принипы управления, методы управления.
  • 19. Государственная служба и местное самоуправление в системе управления государственным и муниципальным сектором: сущность, виды, принципы.
  • 20. Ресурсы государственного и муниципального сектора.
  • 21. Управление в муниципальном секторе. Вопросы местного значения.
  • 22. Органы местного самоуправления. Муниципальная служба.
  • 23.Провалы рынка- наличие монополий(монополизация рынка). Формы вмешательства государства.
  • 24. Провалы рынка- информационная асимметрия. Регулирующее воздействие государства по ее преодолению.
  • 25.Провалы рынка- внешние и внутренние эффекты. Формы вмешательства государства.
  • 26 Провалы рынка – общественные блага: свойства и классификация.
  • 27. Государственный и муниципальный сектор и производство общественных благ.
  • 28. Макроэкономические провалы рынка связаны:
  • 29 Проблемы переполнения и теория клубных благ.
  • 30 Естественные монополии и пути преодоления противоречий между экономическими и социальными аспектами их деятельности.
  • 31 Проблема «безбилетника» и необходимость участия государства
  • 32 Агентские отношения. Асимметричная информация в общественном секторе.
  • 33Теоретические основы экономического равновесия: понятие общего и частичного равновесия. Отличие от равновесия в государственном и муниципальном секторе от рыночного равновесия.
  • 34 Первая и вторая фундаментальные теоремы экономики благосостояния.
  • 35 Парето – эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса
  • 36 Общее (бюджетное) и частичные равновесия в государственном и муниципальном секторе.
  • 37 Два подхода к формированию бюджетной политики: кейнсианский и подход с позиции сбалансированности бюджета.
  • 38 Предложение общественных благ. Условия Самуэльсона-Парето оптимального производства общественных благ.
  • 39 Сущность и специфика общественного выбора в государственном и муниципальном секторе.
  • 40 Механизм голосования избирателей, принцип принятия решения большинством.
  • 41.Парадок избирателя- центриста,порядок и процедура учета интересов меньшенства.
  • 42 Теория общественного выбора в современной экономике.
  • 43 Группы социальных интересов. Логроллинг.
  • 44 Лоббизм. Поиск политической ренты.
  • 45 Необходимость производства товаров и услуг в государственном и муниципальном секторе.
  • 46.Масштабы государственного производства.
  • 47 Проблемы эффективности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, их реструктуризация.
  • 1.Предмет и методы экономики государственного и муниципального сектора.

    Предмет экономики государственного и муниципального сектора- формирование и использование ресурсов государственного и муниципального сектора и влияние государства и местных органов власти на экономическое положение и поведение фирм и домохозяйств.

    Методы исследования экономики государственного и муниципального сектора

    Под методом исследования понимается совокупность приемов и способов познания процессов экономических явлений и событий

    Классификация методов исследования:

      Общенаучные. Среди них различают:

      Теоретические

    А)методы-операции: анализ, синтез, индукция, дедукция,аналогия, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, моделирование

    Б) методы-действия: диалектические методы, постановка проблем, построение гипотез, доказательство

      Эмпирические методы:

    А) методы-операции: литературный обзор, анализ документов и материалов, наблюдение, измерение, опрос, экспертные оценки, тестирование.

      Методы действия: отслеживание объектов (мониторинг, изучение и обобщение опыта), преобразование объектов (эксперимент, опыт)

    2)Частнонаучные методы исследования:Экономическое наблюдение,Экономический эксперемент,Экономическое моделирование,Экономическая индукция,Построение экономических гипотез,Исторический анализ хозяйственных явлений и др.

    3)Методы междисциплинарного исследования – это совокупность интегративных способов, нацеленных на реализацию комплексных научных программ.

    Методы исследования, наиболее часто применяемые в экономики государственного и муниципального сектора:

      Традиционные методы формальной логики

      Метод теоретического обобщения и формализации

      Системный метод

      Структурно-функциональный метод

      Метод моделирования и систематизации

      Исторический и эволюционный методы исследования

    2.Признаки государства как рыночного субъекта.

    В качестве рыночного субъекта государство характеризуется 3 признаками:

      Регулирующий субъект

    В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы невозможно, практически исключено. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны как для общества, так и для природы. Поэтому рыночная экономика, более чем любая другая нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство в лице правительства, т.к. оно является институтом, представляющим все общество и обладающим правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Сейчас споры идут не о необходимости государственного регулирования, а его масштабах, формах и интенсивности. Проблема порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений в масштабах и инструментарии государственного регулирования.

    2.Внерыночное происхождение государственного дохода.

    Рыночным является такой экономический субъект, который получает постоянный доход и за счет которого он осуществляет свои расходы. Следовательно, государство в той мере включено в экономику, в какой располагает доходом. Однако здесь вся тонкость заключается в том, что природа государственного дохода уникальна. Если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает в основном как результат неэкономический действий, т.е. как следствие перераспределения части доходов первичных рыночных субъектов (домохозяйств, фирм) в пользу государства.

    Это позволяет квалифицировать государство как вторичный или производный рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

    Следовательно, доход государства – это не третий самостоятельный элемент наряду с доходами домохозяйств и фирм, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно обособляемое часть первичных рыночных доходов, созданных без государства, а часто и вопреки государству.

    Вот почему никто пожалуй так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств как государство. Потому что их доходы – это единственный источник налогового дохода государства.

    3.Императивный статус государства (от латинского «императив»- повелительный)

    Государство-это единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако эта обязанность жизненно необходима системе свободного предпринимательства, т.к. создает единые правила поведения для всех рыночных субъектов. Императивность придает государственному доходу обязательный характер. Основной механизм экономического вмешательства.