Пример приказа об утверждении учетной политики. Как составить приказ об утверждении и изменении учетной политики

И бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденным приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ1/2008, утвержденным приказом Минфина РФ от 6 октября 20 08 г. № 106н, и другими нормативными документами в целях соблюдения в организации в течение отчетного года единой методики отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций и выполнения требований налогового законодательства в соответствии с НК РФ

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета предприятия на 2013 г.

Учетная политика ООО **Х" для целей бухгалтерского учета

1.7. При соответствии статусу субъекта малого предпринимательства предприятие может не применять Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02 (п. 2 ПБУ 18/02).

1.8. Данная учетная политика не является исчерпывающей. При внесении в законодательные акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, значительных изменений соответствующие изменения вносятся в учетную политику предприятия. Также предприятием могут вноситься дополнения в учетную политику по мере возникновения новых фактов хозяйственной деятельности, не имевших места ранее, для более достоверной оценки финансового положения и финансовых результатов деятельности предприятия.

2. Документирование хозяйственных операций.

2.1. Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие совершение хозяйственной операции. Применяется первичная документация, входящая в состав ОКУД. В случае применения нетиповых документов форма каждого документа утверждается руководителем.

2.3. Имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности оцениваются в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных расходов в валюте, действующей на территории РФ (в рублях).

2.4. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности инвентаризация проводится один раз в год по состоянию на 31 декабря.

3. Бухгалтерская отчетность. Правила оценки статей бухгалтерской отчетности.

3.4. Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, и стоимостью не более 20 000 руб. за единицу, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации следует организовать надлежащий контроль за их использованием. При списании полностью амортизированных основных средств либо их ликвидации по иным причинам отдельные детали (на основании заключения комиссии) приходуются по цене возможного использования с отражением по дебету счетов материалов и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". При невозможности оприходования отдельных деталей (на основании заключения комиссии) указанные основные средства списываются полностью.

3.5. Резерв на проведение всех видов ремонта основных производственных фондов предприятие не создает и отражает затраты на восстановление объекта основных средств в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся в качестве расходов по обычным видам деятельности,

3.6. Учет нематериальных активов на предприятии осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2007, утвержденным приказом Минфина РФ от 27.12.2007 г. № 153н.

Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.

3.7. Стоимость нематериальных активов с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение их полезного использования. По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется.

Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать нематериальный актив с целью получения экономической выгода. Нематериальные активы, по которым невозможно наделено определить срок полезного использования, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком использования. Определение срока полезного использования нематериального актива производится исходя из:

  • срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
  • ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.

3.8. Выбор способа определения амортизации нематериально го актива производится организацией исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива.

В том случае, когда расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования нематериального актива не является надежным, размер амортизационных отчислений по такому активу определяется линейным способом.

3.9. Учет материально-производственных запасов на предприятии ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н. Материально- производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, К материалам относятся материальные ценности сроком службы до одного года независимо от их стоимости.

3.10. Материально-производственные запасы, списываемые в производство или реализуемые на сторону, оцениваются по средней себестоимости.

3.11. Предприятие не создает резервов на снижение стоимости материальных ценностей.

3.12. Учет издержек обращения отражать на счете 44 "Расходы на продажу" в разрезе элементов и статей затрат.

Затраты учитываются в том отчетном периоде, к которому они относятся независимо от времени их оплаты - предварительной или последующей. В бухгалтерском учете затраты относятся на себестоимость в полной сумме по первичным бухгалтерским документам независимо от установленных для целей налогообложения корм и нормативов. Расходы предприятия по транспортировке товаров учитываются на счете 44 "Расходы на продажу". Транспортные расходы включаются без стоимости остатка, приходящегося на остаток товара, который рассчитывается по специальному расчету,

3.13. Расходы, произведенные в расчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в учете на счете 97 "Расходы будущих периодов" и подлежат отнесению на издержки производства и обращения в течение срока, к которому они относятся.

3.14. Начисление налога на имущество отражается на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

3.15. Финансовые вложения, учет кредитов и займов. При выбытии актива, принятого к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, его стоимость определяется по первоначальной стоимости единицы бухгалтерского учета финансовых вложений (п. 26 ПБУ19/02). Расходы по займам и кредитам отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 6 ПБУ15/2008).

3.16. Долгосрочную задолженность учитывать на счете 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" в составе долгосрочной задолженности без перевода в краткосрочную.

3.17. Предприятие не создает резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями за продукцию, товары, услуги.

3.18. Предприятие не создает резервы предстоящих расходов.

3.19. Невзысканная дебиторская и кредиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывается и относится на финансовые результаты предприятия.

3.20. Доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в учете обособленно и относятся на финансовые результаты при наступлении отчетного периода, к которому они относятся.

3.21. Балансовая прибыль (убыток) является конечным финансовым результатом, выявленным за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и опенки статей баланса в соответствии с настоящим Приказом и нормативными документами.

3.22. Использование нераспределенной прибыли, периодичность и порядок распределения определяются решением учредителей.

3.23. Организация представляет бухгалтерскую отчетность в объеме и по формам, предусмотренным приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н.

Учетная политика ООО *"Х" для целей налогового учета

4. Налоговый учет на предприятии ведется в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими нормативными документами.

4.1. Учет доходов от реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения признается л о методу начисления (ст. 271 НК РФ). Учет расходов , связанных с деятельностью предприятия для целей налогообложения, признается по методу начисления в том отчетном периоде, к которому он относится независимо от времени фактической оплаты (ст. 272 НК РФ). Данное положение распространяется и на доход от реализации прочего имущества, а также на внереализационные доходы и расходы.

4.2. Расходы на продажу товаров, работ, услуг относятся на себе стоимость пропорционально доходу от реализации, полученному от указанных видов деятельности.

4.3. Списание сырья, материалов и товаров, используемых при производстве работ» услуг и реализации товаров в целях налогообложения прибыли осуществляется по методу средней стоимости (п. 8 ст. 254, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

4.4. При реализации и ином выбытии ценных бумаг списывать на расходы стоимость ценных бумаг по стоимости единицы (п. 9 ст. 280 НК РФ).

4.5. Для целей налогообложения прибыли применяется линейный метод амортизации основных средств на основании сроков их полезного использования (ст. 259 НК РФ). В случае приобретения бывших в употреблении основных средств предприятие вправе определять срок полезного использования с учетом срока эксплуатации предыдущими собственниками (п. 12 ст. 259 НК РФ).

4.6. Имущество стоимостью до 20 000 тыс. руб, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

4.7. Расходы на ремонт основных средств признаются в том отчетном периоде, в котором они осуществлены, в размере фактических затрат (ст. 260 НК РФ).

4.8. К прямым расходам относится стоимость приобретения товаров, сформированная с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров (отражается в регистре бухгалтерского учета по счету 41 "Товары"), реализованных в данном отчетном периоде и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров (ст. 320 НК РФ). Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленных в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца (ст. 32 НК РФ).

4.9. Расходы на услуги банков включаются в состав внереализационных расходов (подп. 15 п.1 ст. 265 НК РФ).

4.10. Налоговый учет ведется в соответствии с НК РФ в регистрах бухгалтерского учета с добавлением регистров учета, в которых учитываются доходы (расходы), не признаваемые для целей налогообложения (ст. 313 НК РФ).

4.11. Предприятие не создает резервы по сомнительным долгам.

4.12. Предприятие не создает резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, оплату отпусков и др.

4.13. При образовании в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах убытка (убытков) предприятие вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму полученного убытка в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 283 НК РФ.

4.14. Ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль исчисляются равными долями в размере одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.

Старт деятельности новой фирмы в отчетном году или реорганизацию предприятия бухгалтер обязан начать с создания учетной политики, принципы которой закреплены в ПБУ 1/08.

Приказ, выстраивающий последовательность мероприятий, является завершающим этапом.

Приемы ведения учета (налогового, бухгалтерского) в организации называются учетной политикой. Она может быть индивидуальна для каждого предприятия и включать в себя неотъемлемые условия:

  • применяемый вид налогообложения в организации;
  • действующие законы (местные, федеральные), подзаконные акты;
  • методы ведения деятельности компании (хозяйственной).

Различают 3 вида политики:

  • для международной отчетности;
  • для налоговой деятельности;
  • для бухгалтерской сферы.

Перечень задач

Обширный спектр тем в области бухгалтерии и налогов упоминается в документе. Так, для бухгалтерии затронуты методы распределения доходов, оформление первичной документации, методика распределения прибыли, приемы учета материалов и товара, план счетов.

Обозначается деятельность фирмы в налоговой сфере:

  • объект налогообложения;
  • структура и система налогов, уплачиваемых предприятием;
  • методы высчитывания ценности производственно-материальных активов и начисления амортизации (линейный или нелинейный);
  • вычисление налога на прибыль;
  • подсчет НДС по факту отгрузки или оплаты;
  • начислительный или кассовый метод фиксации доходов и расходов;
  • выполнение обязательств по налогам.

Как составить правильно утверждающий документ?

Процесс формирования распоряжения соответствует требованиям, действующим внутри организации по подготовке и исполнению распорядительных документов.

Структура утверждающего приказа применяется традиционная для данного предприятия (дата, место, номер, заголовок, разъясняющая, распорядительная часть, виза директора), форма - произвольная.

  • отображается факт утверждения;
  • указывается точная дата ввода в действие учетных правил;
  • обозначается ответственность руководителей структурных подразделений ознакомления специалистов, находящихся в подчинении;
  • назначается ответственный работник исполнения распоряжения.

Бланк приказа об утверждении является внутренним документом, печать не нужна.

Оформляя утверждающий приказ, созданная новая компания на разработку и утверждение политики не должна затратить более 90 дней с даты регистрации (абзац 2 п.9 ПБУ 1/2008)

При внесении изменений в существующую редакцию (в целях бухучета) учетная политика утверждается в текущем году, а в силу вступает:

  • 1-го января предшествующего года, при условии, что перемены произошли по инициативе организации (смена способов ведения бухучета, реорганизация, изменение видов деятельности);
  • дата ввода в действие изменившихся нормативно-правовых актов.

Налоговая политика для вновь созданных предприятий не ориентируется на бухгалтерскую норму (90 дней). Для некоторых категорий налогоплательщиков предусматривается требование по отчислению авансовых платежей по налогу на прибыль ежемесячно. Исходя из этого, в учетной политике уже после 1 месяца действия фирмы закрепляется используемый на предприятии метод подсчета таких сумм.

Организация может утвердить одну или две политики учета. В первом случае налоговые и бухгалтерские аспекты учитываются в отдельных главах.

Утверждать документ, ежегодно оформляя приказ, нет необходимости. Принятая компанией учетная политика применяется постоянно, вплоть до ликвидации фирмы. Срок утверждения приказа не должен быть меньше 1 года (№402-ФЗ).

Форма учетного устава начинает действовать с первого дня текущего года и распространяется на все подразделения предприятия, включая организации, находящиеся на отдельном балансе.

Образец оформления

Образец приказа об утверждении учетной политики —

Для начала работы выберите соответствующий пункт в верхнем меню или из следующего списка:

Новое в приказе об учетной политике предприятия на 2019 год

Учетная политика для целей налогового учета

Если компания собирается использовать новый «инвестиционный» вычет по налогу на прибыль, то это тоже лучше прописать в приказе об изменении УП. Напомним, с помощью этого вычета с 2019 года можно уменьшать расходы на приобретение и модернизацию ОС.

Учетная политика для ведения бухгалтерского учета

  1. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) признаны «федеральными стандартами бухгалтерского учета». Поэтому в бухгалтерской учетной политике необходимо обновить ссылки на ПБУ.
  2. В учетной политике необходимо прописать способы учета для операций, которые проводит организация (из федерального стандарта, из международного стандарта, из рекомендаций по бухучету или собственный способ).
  3. Если организация учетную политику формирует по стандартам МСФО, то в приказе на 2019 год нужно прописать, от какого способа отказалась компания и какому правилу в международном стандарте оно противоречит.

Многие ПБУ к 2019 году обещают обновить в соответствии с МСФО. Поэтому уже в 2019 году лучше начинать подготовку к переходу на новые стандарты и утверждению способов ведения бухгалтерского учета аналогичных МСФО.
МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки"

Инструкции по составлению учетной политики в программах БухСофт

Вы создали, распечатали и положили в папку документ «Учетная политика» компании. Не забудьте настроить программу в соответствии с правилами, прописанными в ней.

Новое в приказе об учетной политике предприятия на 2017 год

В 2016 году были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ и нормативные акты по бухгалтерскому учету, которые повлияют на работу организаций в 2017 году и, при необходимости, могут быть отражены в учетной политике.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Для целей налогового учета в 2017 г. изменился порядок списания убытков и формирования резервов:

  1. С 1 января 2017 года организации вправе уменьшить налогооблагаемую базу на сумму убытков не более чем на 50%, при этом срок списания 10-ю годами больше не ограничен.
  2. В 2017 году организации получают право выбора порядка формирования резерва по сомнительным долгам. Можно выбрать один из вариантов:
  • 10% от суммы выручки предыдущего налогового периода.
  • 10% от суммы выручки текущего налогового периода.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Изменить учетную политику для целей бухгалтерского учета в 2017 году могут, в первую очередь, малые и микропредприятия, которые имеют право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Соответствующие поправки в бухгалтерское законодательство были внесены Приказом Министерства Финансов РФ от 16 мая 2016 г. N 64н. Не все изменения одинаково полезны для оптимизации учета, некоторые просто увеличат расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом.

Поправки коснулись:

  1. Оценки товарно-материальных затрат и сопутствующих расходов (ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных затрат»):
    • Микропредприятия, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут закрепить в учетной политике порядок списания стоимости сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).
      Обратите внимание, что аналогичные изменения в Налоговый кодекс РФ внесены не были, товары для целей налогового учета продолжают списываться на расходы по факту реализации, поэтому применение на практике данного способа учета, приведет к расхождениям между налоговым и бухгалтерским учетом.

    • Организации, которые могут применять упрощенные способы ведения учета, имеют право относить затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов, в полной сумме в состав расходов в том периоде, в котором они были понесены;

    • Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения учета, могут признавать расходы на приобретение материально-производственных запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления);

    • Материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Организации, которые вправе применять упрощенные методы ведения учета, могут такие резервы не создавать.

  2. Учета основных средств (ПБУ 6/01):
    • В 2017 году можно выбрать период начисления амортизации для основных средств (месяц, квартал, год);
      Период «раз в год» выбирать невыгодно в случае, если организация является плательщиком налога на имущество, в течение года будет происходить завышение налоговой базы.

    • Если производственный или хозяйственный инвентарь был принят к учету как основное средство, организации, применяющие упрощенные способы ведения учета, имеют право списать его единовременно в момент ввода таких объектов в эксплуатацию;

    • Организации вправе затраты, связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объектов основных средств, включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены, а не относить на первоначальную стоимость объекта. При выборе этого способа учета в первоначальную стоимость включается только цена продавца и затраты на монтаж.

  3. Учета нематериальных активов (ПБУ 14/ 2007)

    Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут признавать расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

    Обратите внимание! В налоговом учете никаких изменений в части списания НМА нет, и они будут по-прежнему списываться через начисление амортизации.

    Произошедшие изменения налогового и бухгалтерского законодательства включены в учетную политику Бухсофт на 2017, обновлены ссылки на нормативные законы и приказы. Форма Учетной политики позволяет сформировать актуальный и полный документ, раскрывающий особенности учетной политики вашей организации!

Информационным сообщением от 02.08.2017 N ИС-учет-9 Минфин России рассказал, что с 6 августа 2017 года его же приказ от 28.04.2017 N 69н изменил правила формирования учетной политики:

  • когда утвержденные основным обществом стандарты бухгалтерского учета обязательны к применению его дочерним обществом, последнее формирует свою учетную политику исходя из стандартов бухгалтерского учета основного общества;
  • когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, можно отступить от общего порядка формирования учетной политики организации;
  • учетную политику организации можно формировать по МСФО и по российским правилам;
  • содержание требования рациональности;
  • введена обязанность раскрывать досрочное применение федеральных стандартов бухгалтерского учета и отменена обязанность раскрывать в отчетности отдельные факты (в том числе, факт неприменения утвержденного и опубликованного, но еще не вступившего в силу нормативного правового акта по бухгалтерскому учету).

Новое в приказе об учетной политике предприятия на 2016 год

В 2015 году были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, которые повлияют на работу организаций в 2016 году и должны быть отражены в учетной политике:

  • Для налогового учета амортизируемым признается имущество с первоначальной стоимостью свыше 100 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ в ред. от 08.06.2015 №150-ФЗ). С учетом этого же критерия определяется стоимость основного средства для отнесения его к амортизируемому имуществу (п. 1 ст. 257 НК РФ в ред. от 08.06.2015 №150-ФЗ). Эти требования применяются к основным средствам, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года. Для имущества, введенного в эксплуатацию ранее этой даты, сохраняются прежние критерии по стоимости (более 40 тыс. руб).
  • Для целей налога на прибыль с 10 до 15 миллионов рублей увеличен лимит среднеквартальной суммы доходов от реализации, определяемой за предыдущие четыре квартала. При превышении данного лимита организация обязана перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей, которые необходимо перечислять не позднее 28 календарных дней с даты окончания отчетного периода (п. 3 ст. 286 НК РФ в ред. от 08.06.2015 №150-ФЗ).
  • Если в 2016 году выручка превысит 79,74 миллионов рублей, то налогоплательщик не сможет применять УСН (Приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772).

Данные изменения налогового и бухгалтерского законодательства включены в учетную политику Бухсофт на 2016, обновлены ссылки на нормативные законы и приказы. Форма Учетной политики позволяет сформировать актуальный и полный документ, раскрывающий особенности учетной политики вашей организации!

Новое в приказе об учетной политике предприятия на 2015 год

Начало 2015 года, как и каждого отчетного года, связано для бухгалтера с обязанностью сформировать приказ об учетной политике предприятия. В 2014 году были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, которые повлияют на работу организаций в 2015 году и должны быть отражены в учетной политике:

  • Начиная с 1 января 2015 года из Налогового кодекса исчезнет понятие суммовой разницы (рассчитывались, в тех случаях, когда счет выставлен в валюте, а оплата произведена в рублях), теперь это будет частный случай расчета курсовой разницы. Определение, сроки и порядок расчета курсовых разниц в бухгалтерском и налоговом учете с 2015 года совпадают (п.11 ст. 250, п.8 ст. 271, п.10 ст. 272 НК РФ);
  • С 1 января 2015 года в налоговом учете перестает действовать метод ЛИФО (метод оценки товаров исходя из стоимости последних по времени приобретений). Теперь и в бухгалтерском, и в налоговом учете будут действовать три метода - по средней стоимости, по стоимости единицы запасов, по методу ФИФО (п.8 ст. 254 НК РФ);
  • Появится возможность выбирать порядок списания неамортизируемого имущества - единовременно или в течение нескольких периодов (линейным способом или пропорционально объему выпущенной продукции). Это особенно актуально при учете спецодежды и специнструмента, которые сейчас в бухгалтерском и в налоговом учете списываются по разным правилам. Изменения внесены в п.1 ст. 254 НК РФ;
  • Произошло сближение налогового и бухгалтерского учета в части убытка от переуступки права требования. Раньше первая половина убытка учитывалась во внереализационных расходах на дату уступки права требования, вторая половина - через 45 календарных дней с даты уступки (п.2 ст. 279 НК РФ). С 1 января 2015 года весь убыток можно будет учесть в момент уступки права требования (новая редакция п.2 ст. 249 НК РФ);
  • С 1 января в расходах можно будет учитывать стоимость безвозмездно полученного имущества (стоимость определяется как сумма дохода организации исходя из рыночных цен на безвозмездно полученное имущество, оценка должна быть документально подтверждена). Изменения внесены в п.2 ст. 254 НК РФ

Произошли изменения в законе о страховых взносах (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 04.06.2014)). При организации налогового учета в части начисления и уплаты взносов в фонды в 2015 году их нужно скорректировать с учетом изменения тарифов (окончен срок действия некоторых льготных тарифов) и предельных сумм налоговой базы для исчисления страховых взносов.

Эти и многие другие изменения налогового и бухгалтерского законодательства включены в учетную политику "Бухсофт" на 2015, форма которой позволяет сформировать актуальный и полный документ, раскрывающий особенности учетной политики вашей организации!

Для обоснования принятых способов учета организации и учреждения составляют учетную политику. Формирует документ ответственное лицо компании, обычно главбух, а утверждает руководитель. Рассмотрим, как должны выглядеть приказы об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета госучреждения.

Смотрите, какими документами руководствоваться при составлении приказа об утверждении учетной политики.

Чем руководствоваться при составлении учетной политики

Согласно п. 1 стат. 8 Закона № 402-ФЗ от 06.12.11 г. учетная политика отражает принятые в организации способы ведения бухучета. Формирование документа выполняется с учетом положений законодательства, включая ПБУ 1/2008, стат. 313 НК, стат. 8 № 402-ФЗ. При этом освещаются следующие вопросы:

  • Рабочий план счетов для бухучета, в том числе применяемые синтетические счета и аналитические.
  • Используемые первичные формы, регистры, внутренние отчетные документы.
  • Регламент проведения в учреждении инвентаризации активов и обязательств.
  • Методы оценки обязательств и активов организации.
  • Правила документооборота и способы обработки учетных данных.
  • Контроль за достоверностью и полнотой отражения информации.
  • Другие (при необходимости).

Обратите внимание!

В организациях госсектора при формировании учетной политики с 01.01.2019 г. следует применять новый федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» . Требования утверждены Минфином в Приказе № 274н от 30.12.17 г.

Форма приказа об утверждении учетной политики для госучреждений

Типовой формы приказа об утверждении учетной политики для целей налогообложения и бухучета не существует: бланк можно составлять самостоятельно. Положение оформляется в виде приложения к документу или непосредственно в тексте распоряжения руководителя. Структура приказа имеет стандартный вид:

  • Обязательные сведения – здесь приводятся реквизиты учреждения, наименование, дата и № составления документа.
  • Основная часть – в этом разделе отражается суть распоряжения (утверждение новой политики или изменение уже действующей). Приводится дата начала действия. Вносится должность и ФИО ответственного за исполнение работника организации. Если учетная политика составляется в отдельном документе, указывается ссылка на приложение.
  • Заключительная часть – подписывает локально-нормативный акт учреждения его руководитель. Отдельно приводятся росписи тех сотрудников, до сведения которых доводится содержание распоряжения.

Составлять политику допускается на компьютере или «на бумаге». Обычно этот акт заполняется в единственном экземпляре и хранится в бухгалтерии в распорядительной документации. При необходимости можно сделать копии.

Дата утверждения и вступления в силу приказа

Утвердить распоряжение означает определить дату начала его применения организацией. При оформлении учитывайте нормативные правила:

  • Вновь созданная организация или образованная в результате реорганизации – обязана составить и утвердить политику в 90-дневный период от даты госрегистрации юрлица. Это требование прописано в п. 9 ПБУ 1/2008.
  • В случае разработки изменений в уже действующую политику – распоряжение можно составить любой датой. Вступление в действие нововведений происходит так:
    • С 1-го января следующего года – при изменении организацией способов учета.
    • С даты вступления в силу законодательных норм – при нормативных изменениях.

Обозначенные даты касаются бухучета предприятия. Относительно налогового учета в стат. 313 НК не приводятся конкретные даты по утверждению документа. Но разработать учетную политику необходимо сразу после регистрации юрлица.

Инструкция по составлению приказа

Распоряжение об учетной политике составляется один раз и применяется учреждением последовательно, то есть из года в год (п. 5 стат. 8 № 402-ФЗ). Ежегодно заново утверждать документ не требуется. Если нужны изменения, такие дополнения формируются отдельно. При составлении учетной политики в приказе требуется отражать общие сведения и данные с учетом сферы деятельности:

  • Реквизиты организации.
  • Наименование, № и дату заполнения документа.
  • Принятые способы ведения бухучета и налогового.
  • Используемые в организации формы первичных документов и регистров.
  • Порядок проведения в учреждении инвентаризации.
  • Порядок обработки данных и документооборота.
  • Рабочий план счетов, включая аналитические и синтетические.
  • Порядок признания доходов, расходов.
  • Методы учета основных средств, МПЗ, готовой продукции, нематериальных активов.
  • Деление затрат и способы калькулирования продукции.
  • Порядок формирования себестоимости.
  • Учет долговых обязательств.
  • Учет резервов.
  • Прочие данные при необходимости.

Смотрите и скачайте образец приказа для бюджетного учреждения:

Для составления приказа об утверждении учетной политики учреждения с учетом всех актуальных изменений в законодательстве и без ошибок, воспользуйтесь сервисом в Системе Госфинансы

Сервис поможет составить приказ об утверждении учетной политики для целей бухучета и налогообложения для вашего типа учреждения и отрасли. В результате вы получите актуальные варианты приказов, все необходимые приложения и подборку полезных рекомендаций.

Приказ об учетной политике – важнейший документ предприятия. Он закрепляет порядок ведения основных видов учета (бухгалтерского и налогового), утверждает способы и методики, выбранные из всего возможного разнообразия разрешенных стандартов учета, которые соответствуют индивидуальным особенностям деятельности организации.

Продуманная и структурированная положительно влияет на отдельные показатели деятельности компании (себестоимость продукции, ценовую политику, налоговое планирование и пр.) и улучшает финансовое состояние субъекта в целом.

Кто утверждает

Учетную политику формирует лицо, отвечающее за в компании. Как правило, таким человеком является главный бухгалтер.

Утверждается приказ руководителем компании не позже 31 декабря, так как прописанные в нем методики применяются с начала года, следующего непосредственно за годом принятия документа.

Если организация утверждает приказ сразу на несколько лет, то, учитывая количество изменений, происходящих в законодательстве в течение отчетного периода, целесообразно вносить в него ежегодные поправки .

Приказ может представлять собой один документ, состоящий из разделов, в одном из которых рассмотрены отдельные моменты бухучета, а другой посвящен налоговому учету. Или же создаются и утверждаются два отдельных приказа на каждый вид учета.

Порядок формирования для целей бухучета

Прямых указаний к составлению учетной политики не установлено. предусматривает только перечисление необходимых данных.

Приказ устанавливает :

  • рабочий план счетов, который содержит аналитику и синтетические счета, нужные для организации бухучета, соответственно правилам соблюдения его своевременности и полноты;
  • бланки применяемых первичных документов, документации предприятия для внутреннего пользования, регистров бухучета;
  • способ инвентаризирования долгов и активов компании, а также методы их оценки;
  • процедуру контролирования хозяйственных операций;
  • правила оборота документации и другие моменты, без которых невозможна полноценная организация бухучета.

Решение вопросов, каким образом и в какой очередности предприятие планирует раскрывать необходимую информацию, является самостоятельной инициативой организации . Здесь главное – соблюсти системный подход и удобство использования.

Методы, подлежащие раскрытию в УП :

  • амортизации ОС и нематериальных активов;
  • оценки производственных ресурсов;
  • принятия выручки от продажи товаров и пр.

Не обязательно расписывать операции, отсутствующие в учете компании. Если фирма не имеет финансовых вложений, нематериальных активов, не ведет капитального строительства и пр., не стоит указывать подобные операции в учетной политике.

При появлении новых операций, не встречавшихся ранее, можно прописать порядок их отражения в бухучете на момент появления, будь это середина года или его конец.

Закрепление метода учета фактов, возникших впервые в хозяйственной деятельности компании, изменением УП не является.

Учетная политика также устанавливает общие способы для бухгалтерии и налогов, относительно:

  • списания денежных средств;
  • признания расходов;
  • амортизации;
  • периода использования ОС.

Существуют некоторые особенности, которые нужно учитывать при формировании УП определенным видам организаций :

  • сельскохозяйственным предприятиям стоит уделить пристальное внимание учету земель как основному средству производства, разрабатывать специфику учета в животноводстве и растениеводстве;
  • торговым фирмам следует подробно остановиться на формировании себестоимости товара, его списании, транспортных расходах;
  • кредитным структурам нужно правильно разграничивать ведение финансового и управленческого учета;
  • некоммерческим организациям необходимо прописать метод раздельного учета целевых средств и т.д.

Для налогового учета

УП для налогового учета обобщает информацию об операциях, проведенных организацией за отчетный период в целях определения базы по налогам и взносам. Этот порядок закрепляется согласно регламенту НК РФ.

При учете для целей налогообложения на предприятии используются данные :

  • первичной документации (на основе которой организован бухучет);
  • регистров аналитики, ведомостей, расчетов и таблиц, нужных для формирования таких регистров;
  • расчета базы по налогообложению.

Налоговые регистры, соответственно, являются источником данных при составлении налоговых деклараций. Их требуют инспекторы ФНС при проведении проверок. Чаще всего налоговые регистры формируются на базе бухгалтерских программ.

По специальным режимам, установленным на территории РФ, не требуется регламентация , так как их налоговая база однозначно прописана в главах кодекса, и никаких двусмысленных толкований не предусмотрено.

В этом случае в УП следует указать применяемый вид режима, например, УСН, ЕСХН. Правила формирования баз по таким налогам регламентированы так жестко, что полностью исключают маневренность для компании.

В УП по налогам следует закрепить решения определенных вопросов, не раскрытых при нормировании расчетов с государством по какому-либо налогу, или вопросов, не имеющих однозначной трактовки.

Например, по налогу на прибыль следует прописать:

  • метод признания затрат и доходов;
  • раздельный учет при целевом финансировании;
  • амортизационные премии;
  • материальные расходы;
  • деление затрат на прямые и косвенные;
  • резервирование расходов и пр.

По НДС следует разграничивать операции, подлежащие обложению данным налогом и освобождаемые от налогообложения, либо облагаемые по ставке 0%.

Раздельный учет разрешается не вести и не распределять «входной» НДС в случаях, когда доля расходов на покупку, производство, продажу предмета сделки либо имущества составляет менее 5% от общего объема затрат.

По НДПИ нужно раскрыть:

  • способ, которым определяется количества добытого сырья;
  • оценку стоимости добытого сырья;
  • метод применения налоговых вычетов (исключительно при добыче угля).

На какие изменения нужно обратить внимание

Учетная политика – это исключительно внутренний документ предприятия, и предоставлять ее в налоговые органы необходимости нет. Но, в рамках проводимой на предприятии проверки, контролеры имеют право потребовать данный приказ и оштрафуют за его отсутствие. Также грамотная УП позволяет аргументировать позицию организации в судебных спорах с ФНС и может склонить судью принять решение в пользу компании.

Так как взносы на обязательное страхование с текущего года перешли под контроль ФНС, то необходимо утвердить в приказе форму карточки персонифицированного учета сумм начисленных взносов.

Ранее страхователи пользовались формами, которые устанавливались ПФР и ФСС. ФНС, в свою очередь, не стали утверждать новые бланки карточек , оставив организациям право самостоятельного выбора формы данного регистра. Выбранную методику нужно отразить в УП, так как учет взносов и вознаграждений теперь регламентируется НК РФ.

Основные средства

Вступила в силу свежая редакция Постановления №1 от 01.01.2002. Теперь из данного нормативного документа убрана рекомендация об использовании классификатора основных средств в учете предприятия.

Ранее использование классификатора подразумевало отсутствие расхождений в налоговом и бухучете. Запрета продолжать использование данного способа не установлено, но предприятие вправе определять период полезного применения ОС на основании рекомендаций производителя. Выбранный способ следует закрепить в УП.

Малые предприятия

Организации, относящиеся к сектору малого бизнеса, имеют определенные преференции в плане ведения бухучета и отчетности. Они могут организовывать ведение учета и составлять отчетность в упрощенном виде.

Например, малые предприятия могут учитывать сырье и материалы по ценам продавца, не включая в них вознаграждения агентам, транспортные расходы и прочие сопутствующие затраты. А списывать МПЗ возможно единовременно.

Для того чтобы использовать возможные послабления, необходимо прописать и утвердить каждое из них в приказе об УП.

Из данного видео можно узнать, как вести учетную политику правильно.