Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Минимальный размер прожиточного минимума определяется для каждого региона в отдельности. В Москве, поскольку это столица, данный показатель, на данный момент является одним из самых высоких. Далее поговорим более подробно о том, как рассчитывается прожиточный минимум, зачем он вообще нужен, и кто может на него рассчитывать.
Основная информация
Минимальный прожиточный минимум – это условная величина, которая определяется в каждом регионе отдельно. Согласно Федеральному Закону №134 прожиточный минимум на одного человека пересматривается каждый квартал, поэтому постоянной величины нет.
Как правило, минимальный прожиточный минимум, в первую очередь, устанавливается для нетрудоспособных лиц и тех, кто по определенным обстоятельствам не может работать и получать более выгодную зарплату. Кроме того, следует понимать, что сама заработная плата не может быть ниже, чем минимальный региональный прожиточный минимум.
Определения
Минимальный прожиточный минимум – условная величина, которая определяется регионально, представляет собой месячное материальное содержание человека, которое может обеспечить ему определенный уровень жизни, исходя из соответствующей экономической ситуации.
Прожиточный минимум определяется для следующих категорий граждан:
- трудоспособных, которые еще не вышли на пенсионное обеспечение;
- дети;
- пенсионеры;
- нетрудоспособные лица.
По каждой группе определяется минимальный прожиточный минимум отдельно, так как единой ставки, исходя из потребностей человека, быть не может.
Законодательство
Законодательная база для просчета прожиточного минимума основывается на следующих нормативно-правовых актах:
- Федеральный Закон №134;
Что касается выплат пособий, в расчете которых за основу берется МРОТ, то в таких случаях используются соответствующие Кодексы и нормативно-правовые акты, постановления органов местного самоуправления.
Зачем нужен прожиточный минимум в Москве
Размер прожиточного минимума, и не только на территории Москвы и области, устанавливается для определения размера таких социальных материальных дотаций:
- выплаты нуждающимся людям – как единовременные, так и на постоянной основе;
- пособия на рождение и содержание ребенка – как единовременные, так и на постоянной основе;
- одноразовая материальная помощь гражданам, которые попали в сложную жизненную ситуацию;
- социальная стипендия учащимся из нуждающихся, малоимущих и многодетных семей.
Именно поэтому размер пособий, зачастую, отличается в зависимости от региона.
Последние изменения суммы для столицы
С 1 января 2020 года размер прожиточного минимума для жителей Москвы был пересмотрен и составляет:
- 18453 рубля – для дееспособных зарегистрированных жителей Москвы, которые еще не достигли пенсионного возраста;
- 11420 рублей – для тех жителей столицы, которые дополнительно получают пенсию;
- 13938 рублей – для несовершеннолетних граждан.
В то же время, так как размер прожиточного минимума в Москве в 2020 году пересматривается каждый квартал, в марте был осуществлен очередной перерасчет.
Итак, МРОТ составляет:
- 15397 рублей – средний размер прожиточного минимума;
- 17560 рублей – для жителей столицы и округа дееспособных, не достигших пенсионного возраста;
- 10929 рублей – для жителей пенсионного возраста;
- 13300 – для детей.
Таким образом, наглядно видно, что за последний квартал размер пособия стал немного меньше, причем для всех категорий граждан.
Таблица
Сравнительная таблица размера прожиточного минимума на начало июня согласно Постановлению Правительства от 05.06.2018 №526 ПП:
По сравнению с прошлым кварталом размер прожиточного минимума по региону стал больше.
История
Следует отметить, что по Москве и области, которая относится к столице, размер прожиточного минимума на одного человека в среднем не был меньше, чем 15 000 рублей. Каждый квартал сумма пересматривается, но в последнее время она повышается, а не понижается.
Не следует путать МРОТ – минимальная оплата труда, с минимальным прожиточным минимум. Правительство предусматривает в последующем поднять размер как первого, так и второго пособия.
Для оформления субсидий
Размер минимального прожиточного минимума используется при расчете социальных пособий, в том числе и при расчете субсидий. Несмотря на то, что в прошлом квартале размер материальной дотации был уменьшен, на расчете субсидий это не сказалось – за основу брали данные со второго квартала 2017 года.
Прожиточный минимум пенсионера
На начало июня прожиточный минимум составляет 11157 рублей. В регионах данный показатель может быть меньше. Если пенсионер получает пенсию меньше, чем прожиточный минимум, то ему обязательно полагается выплата региональной надбавки.
В то же время, следует отметить, что для столичных пенсионеров согласно ПП Москвы №805 минимальная пенсия была увеличена на 3000 рублей. Будет ли повышаться материальная дотация в дальнейшем и для жителей пенсионного возраста из регионов, на данный момент пока не известно.
Потребительская корзина
Размер прожиточного минимума определяется исходя из потребностей гражданина, поэтому за основу берется именно потребительская корзина.
Она включает в себя три основных компонента:
- минимальный набор продуктов, который включает в себя 11 наименований;
- вещи первой необходимости – лекарственные препараты, постельное белье, одежда и обувь, школьные принадлежности, моющие средства, бытовая химия;
- оплата за коммунальные услуги, услуги транспорта, траты на посещение культурных заведений.
Следует отметить, что состав потребительской корзины должен пересматриваться не реже, чем один раз за 5 лет.
Что касается продуктов питания, то в корзину потребителя входит следующее:
- хлебные продукты, в том числе и макаронные изделия;
- картофель;
- бахчевые культуры и овощи;
- свежие фрукты;
- сахар и кондитерские изделия, но в перерасчете на сахар;
- рыбопродукты;
- мясопродукты;
- молоко и молочные продукты, но в перерасчете на молоко;
- яйца;
- растительное масло и жиры;
- прочие продукты, в том числе чай, приправы.
Последний пересмотр состава корзины потребителя осуществлялся в 2013 году, следовательно, новый пересмотр должен быть в 2020 году.
МРОТ в Москве
С начала мая текущего года МРОТ также был пересмотрен – теперь он составляет 11163 рубля. Следует отметить, что это этого, невзирая на Трудовой Кодекс , данный вид материальной дотации был меньше размера прожиточного минимума.
Так как к показателям прожиточного минимума в 2019 году в России привязывается большинство других значимых показателей, таких как МРОТ и пенсионное обеспечение, его размеры имеют большое значение для многих россиян и работающих в РФ иностранцев. При этом следует помнить, что прожиточный минимум на ребенка или пенсионера отличается от предусмотренных размеров потребительской корзины взрослого трудоспособного человека. Также необходимо помнить, что в разных субъектах РФ данные показатели также могут серьезно отличаться.
Прожиточный минимум в 2019 году в России – общие показатели
Непосредственно прожиточный минимум в 2019 году в России составляет 10213 рублей на душу населения в целом по РФ. При этом следует помнить, что соответствующие принципы расчета данного показателя устанавливаются по итогам предыдущего квартала (то есть на данный момент, на 1 квартал 2019 года, действует цифра прожиточного минимума, установленная для 4 квартала 2018 года) и до 1 мая 2019 года регулируются Приказом Минтруда №102н от 20.02.2019.
Непосредственно с 1 мая 2019 года в России прожиточный минимум изменяться пока что не будет, так как для анализа экономических показателей и потребительской корзины первого квартала этого года потребуется время.
В целом же по стране показатели прожиточного минимума являются следующими:
- Прожиточный минимум для ребенка в начале 2019 года составляет 10302 рубль.
- Прожиточный минимум для пенсионера в начале 2019 года установлен на уровне 8615 рублей.
- Для взрослого трудоспособного человека прожиточный минимум составляет 11310 рублей.
Прожиточный минимум для пенсионеров устанавливается положениями отдельного нормативного акта, которым в случае с 2019 годом является ФЗ №178 от 17.07.1999.
Прожиточный минимум на 2019 год по регионам – таблица
Так как в различных регионах РФ показатели прожиточного минимума могут серьезно отличаться друг от друга, лучше всего разобраться в данном вопросе касательно отдельного субъекта РФ может помочь таблица на 4 квартал 2018 год по регионам, актуальная до установления новых сумм. Выглядит таблица следующим образом:
Регион | На душу населения |
Для трудоспособного |
Для пенсионеров |
Для детей |
Адыгея | 9012 | 9634 | 7415 | 9045 |
Республика Алтай |
9752 | 10154 | 8248 | 9938 |
Амурская область | 11172 | 11894 | 9106 | 11490 |
Архангельская область |
11816 | 12896 | 9892 | 11425 |
Астраханская область |
9581 | 10047 | 8044 | 10135 |
Республика Башкортостан |
8784 | 9355 | 7193 | 8723 |
Белгородская область |
8480 | 9129 | 7105 | 8202 |
Брянская область |
9655 | 10358 | 8051 | 9421 |
Республика Бурятия |
10395 | 10815 | 8263 | 10799 |
Владимирская область |
9523 | 10385 | 8063 | 9374 |
Волгоградская область |
9174 | 9865 | 7514 | 8135 |
Вологодская область |
10698 | 11633 | 8912 | 10428 |
Воронежская область |
8612 | 9296 | 7217 | 8260 |
Республика Дагестан |
9315 | 9604 | 7399 | 9395 |
Еврейская автономная область |
13051,24 | 13844,43 | 10569,17 | 13573,81 |
Забайкальский край |
11284,04 | 11750,6 | 8952 | 11805,32 |
Ивановская область |
9900 | 10769 | 8320 | 9724 |
Республика Ингушетия | 9992 | 9596 | 7370 | 9609 |
Иркутская область |
10698 | 11327 | 8626 | 10958 |
Кабардино- Балкарская Республика |
10497 | 10899 | 8255 | 11230 |
Калинин градская область | 10939 | 11718 | 8938 | 10651 |
Республика Калмыкия |
9120 | 9548 | 7346 | 9189 |
Калужская область |
10240 | 11039 | 8542 | 9916 |
Камчатский край | 19741 | 20886 | 15810 | 21271 |
Карелия Республика | 12829 | 13975 | 10798 | 11957 |
Кемеровская область |
9108 | 9645 | 7372 | 9476 |
Кировская область |
9897 | 10872 | 8086 | 10121 |
Республика Коми | 12948 | 13892 | 10582 | 13025 |
Костромская область | 9664 | 10534 | 8143 | 9383 |
Краснодарский край |
10228 | 11075 | 8496 | 9716 |
Красноярский край | 11642 | 12332 | 9110 | 12116 |
Республика Крым |
9814 | 10545 | 8121 | 10208 |
Курганская область |
9387 | 10023 | 7808 | 9799 |
Курская область | 9058 | 9741 | 7577 | 8923 |
Ленинградская область |
10239 | 11088 | 8777 | 9877 |
Липецкая область |
8720 | 9424 | 7348 | 8763 |
Магаданская область |
18910 | 19881 | 14886 | 20348 |
Республика Марий Эл | 8849 | 9447 | 7285 | 9048 |
Республика Мордовия |
8503 | 9132 | 6975 | 8924 |
Москва | 16087 | 18376 | 11424 | 13747 |
Мурманская область |
14649 | 15307 | 12243 | 14848 |
Ненецкий АО | 20297 | 21360 | 16576 | 21228 |
Нижегородская область |
9222 | 9952 | 7666 | 9355 |
Новгородская область |
10407 | 11328 | 8661 | 10172 |
Новосибирская область |
10552 | 11217 | 8524 | 10800 |
Омская область | 8942 | 9481 | 7238 | 9085 |
Орловская область |
9513 | 10215 | 7955 | 9364 |
Пензенская область |
8744 | 9486 | 7291 | 9020 |
Пермский край | 10098 | 10804 | 8279 | 10289 |
Приморский край |
12623 | 13310 | 10143 | 13782 |
Псковская область |
10623 | 11536 | 8817 | 10306 |
Ростовская область |
9657 | 10292 | 7859 | 9972 |
Рязанская область |
9474 | 10260 | 7915 | 9264 |
Самарская область | 9872 | 10876 | 7827 | 9608 |
Санкт-Петербург | 11055,2 | 12118,2 | 8981 | 10783,6 |
Саратовская область |
8599 | 9269 | 7144 | 8712 |
Республика Саха (Якутия) | 16667 | 17729 | 13400 | 17072 |
Сахалинская область |
14072 | 14790 | 11136 | 14933 |
Свердловская область |
10217 | 10933 | 8477 | 10450 |
г.Севастополь | 10422 | 11178 | 8583 | 10854 |
Республика Северная Осетия (Алания) | 9014 | 9532 | 7318 | 9216 |
Смоленская область | 10148 | 10909 | 8450 | 9865 |
Ставропольский край | 8622 | 9183 | 7039 | 8764 |
Тамбовская область |
8722 | 9515 | 7373 | 8565 |
Республика Татарстан |
8709 | 9726 | 7121 | 8723 |
Тверская область | 10170,87 | 10983,93 | 8490,3 | 10442,32 |
Томская область | 10595 | 11175 | 8512 | 10828 |
Тульская область | 9815 | 10529 | 8438 | 9585 |
Республика Тыва | 9949 | 10267 | 7893 | 10448 |
Тюменская область |
10450 | 11015 | 10611 | 8411 |
Удмуртская Республика | 8975 | 9524 | 7318 | 8962 |
Хабаровский край | 13497 | 14330 | 10882 | 14282 |
Республика Хакасия |
9876 | 10416 | 7962 | 10365 |
Ханты- Мансийский АО (Югрэ) |
14471 | 15615 | 11898 | 14352 |
Челябинская область |
9330 | 10002 | 7758 | 9551 |
Чеченская Республика |
10508 | 10927 | 8474 | 10367 |
Чувашская Республика |
8657 | 9193 | 7099 | 8639 |
Чукотский АО | 21606 | 22146 | 16518 | 22591 |
Ямало-Ненецкий АО |
15538 | 16260 | 12279 | 15328 |
Ярославская область |
9451 | 10368 | 7717 | 9446 |
С учетом того, что МРОТ теперь приравнивается к прожиточному минимуму, в том числе и в регионах, не всегда данные показатели должны соответствовать друг другу. В частности, отдельные региональные нормативные акты предусматривают, что МРОТ в регионе должен быть выше, чем прожиточный минимум – например, составлять 1,2 его части в некоторых случаях.
Как рассчитывается прожиточный минимум в России и по регионам
Прожиточный минимум является показателем, который должен отражать минимальный объем средств, необходимых гражданам для обеспечения потребностей в жилье, пропитании, обеспечении непродовольственными товарами – одеждой, обувью и другими необходимыми вещами.
Рассчитывается прожиточный минимум исходя из усредненной потребительской корзины, включающей в себя различные продовольственные продукты. Непродовольственная часть прожиточного минимума не рассчитывается исходя из цен на товары или определенного их списка, а приравнивается к половине продуктовой корзины, равно как и затраты на коммунальные услуги. При этом разница в размерах данного показателя в различных регионах РФ обеспечивается именно за счет наличествующей разницы цен в различных субъектах.
Необходимо помнить, что прожиточный минимум не является точным показателем того, что минимально необходимо человеку, поэтому в первую очередь он имеет общее статистическое значение, необходимое для определения минимальных размеров различных выплат и платежей для обеспечения человека.
Использоваться прожиточный минимум может как для определения фактического уровня МРОТ или минимальных размеров пенсии, так и для расчета иных выплат. В частности, применяется этот показатель и с целью определения необходимых алиментов в некоторых ситуациях. Кроме этого, многие иные показатели и нормативы могут также использовать для расчета именно прожиточный минимум и динамику его изменения. Изменяется данный показатель по итогам каждого отдельного квартала, однако не всегда правительство Федерации или субъектов РФ успевает адаптировать под показатели прошедшего периода соответствующие расчеты и постановления.
Если прожиточный минимум берется для расчета максимального размера пенсии, то следует помнить о том, что в данной ситуации принимаются во внимание все виды пенсионного обеспечения. То есть – социальная доплата до уровня прожиточного минимума проводится только тогда, когда размер пенсии с учетом даже материального обеспечения оказывается ниже установленных показателей прожиточного минимума пенсионеров. Также различаются и механизмы компенсации прожиточного минимума – если фактическая пенсия ниже общего по стране уровня, доплата проводится за счет средств федерального бюджета, а если выше – то используются региональные финансы.
Прожиточный минимум в Украине в 2020 году определен Законом «О государственном бюджете на 2020 год». Ежегодно, суммы прожиточного минимума для различных слоев населения пересматриваются в сторону увеличения и закладываются в принятом бюджете на весь год.
Виды и уровни прожиточного минимума
Прожиточный минимум в Украине не является одинаковым для всех социальных и демографических групп населения, так как при его расчете исходят из потребностей разных категорий граждан. При расчете этого экономического показателя используют классификацию населения по таким категориям:
- дети до 6 лет;
- дети от 6 до 18 лет;
- трудоспособные лица;
- лица, утратившие трудоспособность.
Отдельно определяется также общий (средний) показатель. Самым высоким на сегодняшний день является показатель для детей от 6 до 18 лет, следующим по величине является минимум для трудоспособных лиц.
Применение прожиточного минимума в экономических расчетах
От того, какой сейчас прожиточный минимум в Украине, зависит не только размер минимально допустимой зарплаты , но и многие другие показатели. Эта величина используется в бухгалтерских и экономических расчетах для вычисления:
- размера максимальной базы единого социального взноса;
- минимальной пенсии;
- величины стипендии;
- помощи по безработице;
- пособий для семей с детьми;
- размеры благотворительной помощи, оказываемой предприятием для своих сотрудников.
От того, сколько сейчас прожиточный минимум, зависят несколько важных пунктов в расчете налогообложения. Например, размер налоговой социальной льготы рассчитывается из прожиточного минимума для трудоспособных лиц с применением коэффициентов. В большинстве случаев налоговая скидка равна 50% от прожиточного минимума. Изредка применяются коэффициенты 100%, 150% и 200% от прожиточного минимума. Такую льготу получают социально незащищенные граждане, опекуны и попечители, а также имеющие особые служебные или военные заслуги перед государством.
Какой сейчас прожиточный минимум в Украине?
Данная таблица демонстрирует, какой прожиточный минимум в 2019 году действует для украинских граждан различных уровней обеспечения. При этом, показатели, установленные в текущем году действительны до 31 декабря 2019 года.
Утратившими трудоспособность признают лиц, достигших пенсионного возраста, в том числе имеющие право на получение пенсии «по выслуге», или на льготных условиях, а также для неработающих лиц, которые не способны обеспечивать себя самостоятельно по причине инвалидности.
Прожиточный минимум из расчета в месяц в 2019 году
Сумма прожиточного минимума с 2010 по 2020 годы
До 2010 года нижняя установленная граница заработной платы не достигала цифры прожиточного минимума. Постепенное увеличение размеров социальных стандартов привело к тому, что с 2010 года в Украине прожиточный минимум для трудоспособных лиц стал совпадать с размером минимальной зарплаты или был незначительно меньше.
Повышение прожиточного минимума как социального стандарта происходит в соответствии с уровнем инфляции и подвергается постоянной индексации. Размер этой суммы может изменяться несколько раз в течение года.
Динамика изменения и показатели прожиточного минимума в Украине с 2010 по 2019 годы отражена в таблице.
Период | Общий показатель | Дети до 6 лет | Дети 6-18 лет | Трудоспособные лица | Утратившие трудоспособность |
---|---|---|---|---|---|
01.01.2000-31.12.2000 | 270,10 | 240,71 | 297,29 | 287,63 | 216,56 |
01.01.2001-31.12.2001 | 311,30 | 276,48 | 345,66 | 331,05 | 248,77 |
01.01.2002-31.12.2003 | 342,00 | 307,00 | 384,00 | 365,00 | 268,00 |
01.01.2004-31.12.2004 | 362,23 | 324,49 | 404,79 | 386,73 | 284,69 |
01.01.2005-31.12.2005 | 423,00 | 376,00 | 468,00 | 453,00 | 332,00 |
01.01.2006-31.03.2006 | 453,00 | 400,00 | 514,00 | 483,00 | 350,00 |
01.04.2006-30.09.2006 | 465,00 | 410,00 | 527,00 | 496,00 | 359,00 |
01.10.2006-31.12.2006 | 472,00 | 418,00 | 536,00 | 505,00 | 366,00 |
01.01.2007-31.03.2007 | 492,00 | 434,00 | 558,00 | 525,00 | 380,00 |
01.04.2007-30.09.2007 | 525,00 | 463,00 | 595,00 | 561,00 | 406,00 |
01.10.2007-31.12.2007 | 532,00 | 470,00 | 604,00 | 568,00 | 411,00 |
01.01.2008-31.03.2008 | 592,00 | 526,00 | 663,00 | 633,00 | 470,00 |
01.04.2008-30.06.2008 | 605,00 | 538,00 | 678,00 | 647,00 | 481,00 |
01.07.2008-30.09.2008 | 607,00 | 540,00 | 680,00 | 649,00 | 482,00 |
01.10.2008-31.10.2009 | 626,00 | 557,00 | 701,00 | 669,00 | 498,00 |
01.11.2009-31.12.2009 | 701,00 | 632,00 | 776,00 | 744,00 | 573,00 |
01.01.2010-31.03.2010 | 825,00 | 755,00 | 901,00 | 869,00 | 695,00 |
01.04.2010-30.06.2010 | 839,00 | 767,00 | 917,00 | 884,00 | 706,00 |
01.07.2010-30.09.2010 | 843,00 | 771,00 | 921,00 | 888,00 | 709,00 |
01.10.2010-30.11.2010 | 861,00 | 787,00 | 941,00 | 907,00 | 723,00 |
01.12.2010-31.12.2010 | 875,00 | 799,00 | 957,00 | 922,00 | 734,00 |
01.01.2011-31.03.2011 | 894,00 | 816,00 | 977,00 | 941,00 | 750,00 |
01.04.2011-30.09.2011 | 911,00 | 832,00 | 997,00 | 960,00 | 764,00 |
01.10.2011-30.11.2011 | 934,00 | 853,00 | 1022,00 | 985,00 | 784,00 |
01.12.2011- 31.12.2011 | 953,00 | 870,00 | 1042,00 | 1004,00 | 800,00 |
01.01.2012-31.03.2012 | 1017,00 | 893,00 | 1112,00 | 1073,00 | 822,00 |
01.04.2012- 30.06.2012 | 1037,00 | 911,00 | 1134,00 | 1094,00 | 838,00 |
01.07.2012-30.09.2012 | 1044,00 | 917,00 | 1144,00 | 1102,00 | 844,00 |
01.10.2012-30.11.2012 | 1060,00 | 930,00 | 1161,00 | 1118,00 | 856,00 |
01.12.2012-31.12.2012 | 1095,00 | 961,00 | 1197,00 | 1134,00 | 884,00 |
01.01.2013- 30.11.2013 | 1108,00 | 972,00 | 1210,00 | 1147,00 | 894,00 |
01.12.2013-31.12.2013 | 1176,00 | 1032,00 | 1286,00 | 1218,00 | 949,00 |
01.01.2014-31.12.2014 | 1176,00 | 1032,00 | 1286,00 | 1218,00 | 949,00 |
01.01.2015-31.08.2015 | 1176,00 | 1032,00 | 1286,00 | 1218,00 | 949,00 |
01.09.2015-31.12.2015 | 1330,00 | 1167,00 | 1455,00 | 1378,00 | 1074,00 |
01.01.2016-30.04.2016 | 1330,00 | 1167,00 | 1455,00 | 1378,00 | 1074,00 |
01.05.2016-30.11.2016 | 1399,00 | 1228,00 | 1531,00 | 1450,00 | 1130,00 |
01.12.2016-31.12.2016 | 1544,00 | 1355,00 | 1689,00 | 1600,00 | 1247,00 |
01.01.2017-30.04.2017 | 1544,00 | 1355,00 | 1689,00 | 1600,00 | 1247,00 |
01.05.2017-30.11.2017 | 1624,00 | 1426,00 | 1777,00 | 1684,00 | 1312,00 |
01.12.2017-30.06.2018 | 1700,00 | 1492,00 | 1860,00 | 1762,00 | 1373,00 |
01.07.2018-31.12.2018 | 1777,00 | 1559,00 | 1944,00 | 1841,00 | 1435,00 |
01.01.2019-30.06.2019 |
1853,00 | 1626,00 | 2027,00 | 1921,00 | 1497,00 |
01.07.2019-30.11.2019 | 1936,00 | 1699,00 | 2118,00 | 2007,00 | 1564,00 |
01.01.2020-30.06.2020 | 2027,00 | 1779,00 | 2218,00 | 2102,00 | 1638,00 |
01.07.2020-30.11.2020 | 2118,00 | 1859,00 | 2318,00 | 2197,00 | 1712,00 |
с 01.12.2020 | 2189,00 | 1921,00 | 2395,00 | 2270,00 | 1769,00 |
Подход к прожиточному минимуму в странах мира и в Европе
Уровень обеспечения жизни граждан принципиально отличается в странах постсоветского пространства и в странах Западной Европы. Экономический рост приводит к постепенному увеличению социальных стандартов в большинстве стран зарубежья.
Понятие прожиточного минимума в Европе тесно связано не столько с размерами минимально допустимых зарплат или расчета налогов, как с социальными выплатами для безработных или помощи от государства для тех, кто в ней действительно нуждается. Прожиточный минимум в странах Европы чаще определяется как «потребительская корзина», а в некоторых странах совпадает с понятием минимальной заработной платы за месяц.
В Украине большинство пунктов, по которым рассчитывается потребительская корзина - это продукты питания, причем для подсчета общей стоимости берутся минимальные цены. В Европе и США для расчетов берется средний уровень цен на продукты высокого качества.
В ряде стран Европы в потребительскую корзину входят такие статьи расходов, как:
- оплата такси;
- корм для домашних животных;
- услуги салонов красоты;
- товары для дома;
- алкогольные напитки хорошего качества;
- MP3- плееры;
- посещение культурных мероприятий.
Величина минимума, необходимого гражданину европейской страны или его семье в целом для обеспечения своих потребностей часто не облагается налогами, как делают, например, в Германии. Но для многих граждан и семей эта необлагаемая налогом сумма может рассчитываться индивидуально с учетом фактических доходов семьи, количества детей, условий проживания, наличия страховки и других факторов. Похожий подход применяется и в США.
В Польше применяется 2 вида минимума - биологический (аналог украинского прожиточного минимума), в который входят продукты и небольшой набор товаров, и социальный - в него уже включены расходы на воспитание детей, культурные мероприятия, отдых, расходы на транспорт и медицинские услуги.
Какой сегодня прожиточный минимум в европейских странах и остальном цивилизованном мире? Усредненные данные представлены в таблице:
*величина минимальной заработной платы
**необлагаемый налогом минимум равен около 8000€ в год
В Канаде, как и в граничащих с ней Соединенных Штатах, понятия прожиточного минимума или потребительской корзины экономисты практически не используют. Для приблизительного понимания необходимого для жизни заработка используют уровень минимальной оплаты за час работы, который различается от штата к штату США и колеблется в зависимости от провинции в Канаде.
В качестве минимума для нетрудоспособного гражданина в Канаде и США можно принять величину welfare rate - месячного пособия по безработице, достаточного, чтобы обеспечить себя питанием, но недостаточного для долгосрочного проживания.
Прожиточный минимум Москвы является стоимостным выражением потребительской корзины, определяется по для каждого региона России и по РФ в целом ежеквартально.Отдельно в каждом регионе устанавливается (ежегодно).
Согласно ст 2. 134-ФЗ прожиточный минимум в целом по РФ
на федеральном уровне
предназначается для:
- оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
- обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального "размера" оплаты труда;
- определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
- формирования федерального бюджета.
на региональном уровне
, в субъектах РФ предназначается для:
- оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ ;
- оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам ;
- формирования бюджетов субъектов РФ.
Например, семья (или одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. В этом случае нужно подавать документы, чтобы помогли материально. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ. Т.е. в каждом регионе свои порядки.
Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом 44-ФЗ от 05.04.2003 г.
Прожиточный минимум , устанавливаемый на уровне субъекта России, предназначен для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальных программ. Исходя из этого показателя, рассчитывается объём социальной поддержки малоимущих граждан.
Социальные выплаты отдельным категориям граждан г.Москва
№ 1753-ПП от 17.12.2019 «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2020 год и о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1005-ПП»»
№ 1525-ПП от 11.12.2018 «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2019 год»
N 805-ПП от 30.10.2017 г. «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2018 год»
N 816-ПП от 6.12.2016 г. «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2017 год»
№ 828-ПП от 08.12.2015 «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2016 год»
№ 735-ПП от 09.12.2014 «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2015 год»
№ 851-ПП от 17.12.2013 «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2014 год»
Величина прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии
на 2020 год в размере 12 578 рублей. Закон г. Москвы от 30 октября 2019 года № 26 "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии на 2020 год"
Официальный прожиточный минимум по г.Москва 2020
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 декабря 2019 г. N 1709-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2019
г.
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2019 г.:
- в расчете на душу населения - 17329 рублей;
- для трудоспособного населения - 19797 рублей;
- для пенсионеров - 12253 рубля;
- для детей - 14889 рублей.
Таблица с Прожиточным минимумом г.Москва поквартально 2019 - 2020
За квартал, год | На душу населения | Для трудоспособного населения | Для пенсионеров | Для детей | Постановление |
---|---|---|---|---|---|
4 квартал 2019 | Ожидается |
||||
3 квартал 2019 | 17329 | 19797 | 12253 | 14889 | № 1709-ПП от 17.12.2019 |
2 квартал 2019 | 17679 | 20195 | 12487 | 15225 | № 1177-ПП от 10.09.2019 |
1 квартал 2019 | 16957 | 19351 | 12005 | 14647 | № 672-ПП от 11.06.2019 |
4 квартал 2018 | 16087 | 18376 | 11424 | 13747 | № 181-ПП от 12.03.2019 |
3 квартал 2018 | 16260 | 18580 | 11505 | 13938 | № 1465-ПП от 04.12.2018 |
2 квартал 2018 | 16463 | 18781 | 11609 | 14329 | № 1114-ПП от 19.09.2018 |
1 квартал 2018 | 15786 | 17990 | 11157 | 13787 | № 526-ПП от 05.06.2018 |
4 квартал 2017 | 15397 | 17560 | 10929 | 13300 | № 176-ПП от 13.03.2018 |
3 квартал 2017 | 16160 | 18453 | 11420 | 13938 | № 952-ПП от 05.12.2017 |
2 квартал 2017 | 16426 | 18742 | 11603 | 14252 | № 663-ПП от 12.09.2017 |
1 квартал 2017 | 15477 | 17642 | 10695 | 13441 | № 355-ПП от 13.06.2017 |
4 квартал 2016 | 15092 | 17219 | 10715 | 12989 | № 88-ПП от 07.03.2017 |
3 квартал 2016 | 15307 | 17487 | 10823 | 13159 | № 794-ПП от 29.11.2016 |
2 квартал 2016 | 15382 | 17561 | 10883 | 13259 | № 551-пп от 06.09.2016 |
1 квартал 2016 | 15041 | 17130 | 10623 | 13198 | N 297-пп от 31.03.2016 |
4 квартал 2015 | 14413 | 16438 | 10227 | 12437 | № 81-ПП от 16.03.2016 |
3 квартал 2015 | 15141 | 17296 | 10670 | 13080 | №856-пп от 11.12.2015 |
2 квартал 2015 | 15141 | 17296 | 10670 | 13080 | № 608-ПП от 22.09.2015 |
1 квартал 2015 | 14300 | 16296 | 10075 | 12561 | №356-ПП от 16-06-2015 |
4 квартал 2014 | 12542 | 14330 | 8915 | 10683 | 03-03-2015 № 91-ПП |
3 квартал 2014 | 12171 | 13919 | 8646 | 10316 | 02.12.2014 № 713-ПП |
2 квартал 2014 | 12145 | 13896 | 8528 | 10443 | 27.08.2014 № 485-ПП |
1 квартал 2014 | 11861 | 13540 | 8374 | 10265 | 24.06.2014 № 299-ПП |
4 квартал 2013 | 10965 | 12452 | 7908 | 9498 | 25.02.2014 № 81-ПП |
3 квартал 2013 | 10632 | 11913 | 7937 | 9477 | 26.11.2013 № 754-ПП |
2 квартал 2013 | 10874 | 12169 | 8087 | 9828 | 10.10.2013 № 668-ПП |
1 квартал 2013 | 9850 | 11249 | 6918 | 8559 | 19.06.2013 № 392-ПП |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме |
-
Приведена методика расчета прожиточного минимума на душу населения: пенсионера, ребенка и т.д.
Архив Прожиточный минимум г.Москва 2019 - 2020
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 сентября 2019 г. N 1177-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2019 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2019 г.:
- в расчете на душу населения - 17679 рублей;
- для трудоспособного населения - 20195 рублей;
- для пенсионеров - 12487 рублей;
- для детей - 15225 рублей.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 июня 2019 г. N 672-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2019 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2019 г.:
- в расчете на душу населения - 16957 рублей;
- для трудоспособного населения - 19351 рубль;
- для пенсионеров - 12005 рублей;
- для детей - 14647 рублей.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 марта 2019 г. N 181-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за IV квартал 2018 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за IV квартал 2018 г.:
- в расчете на душу населения - 16087 рублей;
- для трудоспособного населения - 18376 рублей;
- для пенсионеров - 11424 рубля;
- для детей - 13747 рублей.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 4 декабря 2018 г. N 1465-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2018 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве” Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2018 г.:
- в расчете на душу населения - 16260 рублей;
- для трудоспособного населения - 18580 рублей;
- для пенсионеров - 11505 рублей;
- для детей - 13938 рублей.
2. Установить, что до установления величины прожиточного минимума в городе Москве за IV квартал 2018 г. в целях осуществления социальных выплат, при назначении (предоставлении) которых учитывается величина прожиточного минимума в городе Москве, и (или) социальных выплат, размер которых зависит от величины прожиточного минимума в городе Москве, определения условий платы за предоставление социального обслуживания, оказания бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в городе Москве применяется величина прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2018 г.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
- для детей - 14329 рублей.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 сентября 2018 г. N 1114-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2018 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "0 прожиточном минимуме в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2018 г.:
- в расчете на душу населения - 16463 рубля;
- для трудоспособного населения - 18781 рубль;
- для пенсионеров -11609 рублей;
- для детей - 14329 рублей.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 июня 2018 г. N 526-ПП
06 установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2018 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "0 прожиточном минимуме в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2018 г.:
- в расчете на душу населения - 15786 рублей;
- для трудоспособного населения - 17990 рублей;
- для пенсионеров - 11157 рублей;
- для детей - 13787 рублей.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 марта 2017 г. N 176-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за IV квартал 2017 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве"
Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за IV квартал 2017 г.:
- в расчете на душу населения - 15397 рублей;
- для трудоспособного населения - 17560 рублей;
- для пенсионеров - 10929 рублей;
- для детей - 13300 рублей.
2. Установить, что до установления величины прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2018 г. в целях осуществления социальных выплат, при назначении (предоставлении) которых учитывается величина прожиточного минимума в городе Москве, и (или) социальных выплат, размер которых зависит от величины прожиточного минимума в городе Москве, определения условий платы за предоставление социального обслуживания, оказания бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в городе Москве применяется величина прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2017 г.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 2017 г. N 952-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2017 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2017 г.:
- в расчете на душу населения - 16160 рублей;
- для трудоспособного населения - 18453 рубля;
- для пенсионеров - 11420 рублей;
- для детей - 13938 рублей.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 сентября 2017 г. № 663-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2017 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. № 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2017 г.:
- в расчете на душу населения - 16426 рублей;
- для трудоспособного населения - 18742 рубля;
- для пенсионеров - 11603 рубля;
- для детей - 14252 рубля.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 июня 2017 г. N 355-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2017 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2017 г.:
- в расчете на душу населения - 15477 рублей;
- для трудоспособного населения - 17642 рубля;
- для пенсионеров - 10965 рублей;
- для детей - 13441 рубль.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.
Величина, называемая прожиточным минимумом, устанавливается на государственном (федеральном) уровне и дополнительно в регионах. На федеральном уровне этим занимается Правительство РФ, причем величина выводится каждый квартал. Она нужна для определения статуса граждан и их семей, назначения различных мер господдержки типа пособий и т. д.
Законодательно установленные размеры прожиточного минимума разделены по категориям граждан. Это сделано на основании дифференциации потребностей в зависимости от возраста и степени социальной активности. Прожиточный минимум на ребенка в 2020-2020 году
Термин «прожиточный минимум» отражает условную цену, которую гражданин в среднем платит за самые необходимые продукты и на оплату установленных сборов и платежей. Так, эта величина разная для:
- граждан трудоспособного возраста;
- детей;
- пенсионеров.
Прожиточный минимум является важным показателем, влияющим на:
- оценку уровня жизни как всего населения, так и отдельных его категорий;
- определение категорий населения, которым более всего требуется государственная поддержка;
- особенности разработки федеральных целевых программ;
- устанавливаемую величину МРОТ;
- составление плана федерального бюджета на будущий год;
- выплату пособий отдельным категориям граждан.
Размер прожиточного минимума на 2020 годВнимание! Прожиточный минимум различается по категориям граждан, что обусловлено их различными потребностями. Установлено, что прожиточный минимум несовершеннолетних граждан выше, чем для пожилых лиц, но несколько ниже, чем трудоспособного населения.
Нормативно-правовое обеспечение регулирования величины прожиточного минимума на детей
Особенности установления прожиточного минимума регламентируются Федеральным законом № 134 от 24.10.1997 и правительственным Постановлением № 1490 от 08.12.2017. Соответственно этим нормативным правовым документам прожиточный минимум составляет (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Величина прожиточного минимума российского населения за 3 квартал 2017 года.
Категория граждан | Сумма, тыс. руб. |
---|---|
Трудоспособное население | 11,160 |
Несовершеннолетние | 10,181 |
Пенсионеры | 8,496 |
Усредненный показатель прожиточного минимума | 10,328 Основной смысл взаимосвязанности прожиточного минимума и оплаты труда в плане содержания детей заключается именно в том, что размер заработной платы родителей должен обеспечивать не только потребности ее получателя, но и потребности несовершеннолетних граждан, если таковые тоже живут в семье. При определении статуса семьи (например, относится она к малоимущей категории или нет), складываются значения прожиточного минимума для всех ее субъектов: Например, в семье 2 трудоспособных родителя и несовершеннолетний ребенок. Значит, прожиточный минимум всей семьи будет определен так: 11160*2+10181=32501. А от МРОТ, в свою очередь, зависит, какой заработок (не меньше какого) будет у родителей. Если величина зарплаты взрослых не обеспечивает указанного прожиточного минимума, то семья признается малоимущей (здесь есть, однако, свои особенности, которые необходимо учитывать при определении статуса семьи). Планируется, что к маю 2020 размер МРОТ сравняется с прожиточным минимумом (для высчитывания МРОТ решено брать величину прожиточного минимума за 2 квартал истекшего года). Как вычислить среднедушевой доход Зачем еще нужно учитывать прожиточный минимум на детейРазмер детского прожиточного минимума нужен для определения оснований выплаты всевозможных пособий гражданам и семьям, имеющим несовершеннолетних детей. Это основания признания семьи малоимущей, наличие в ней трех и более несовершеннолетних воспитанников и другие. Но учет прожиточного минимума для несовершеннолетних важно не только для назначения пособий. От этой величины зависит также и определение размера алиментных платежей, которые выплачивает при разводе тот родитель, что проживает отдельно от ребенка и, соответственно, не обеспечивает его потребностей в полном объеме. Детские матерям одиночкам в 2020 году Необходимая величина алиментных платежей достигается:
Размер алиментных платежей на уровне детского прожиточного минимума назначается, когда:
Доказательства всех перечисленных обстоятельств должны быть представлены в суд, тогда будет принято решение о назначении соответствующего размера алиментных выплат. Таким образом, прожиточный минимум на ребенка – это величина, которая устанавливается в зависимости от цен на продукты, непродовольственные товары и необходимые услуги, актуальные для данной категории населения. Расчет этой величины необходим, в частности, для назначения пособий (и других мер господдержки) и алиментных платежей. |