Кбс расшифровка. Коды бюджетной классификации (КБК) платежного поручения

Основные термины, способы установления, сферы использования классификации регулирует главный документ в области бюджетных правоотношений — Бюджетный кодекс РФ, который был утвержден еще в 1998 году федеральным законом № 145-ФЗ. В этом документе данному вопросу посвящена целая глава – четвертая.

Что такое КБК

Бюджетная классификация является одинаковой для всех бюджетов кодификацией доходов, расходов и источников покрытия дефицита , с помощью которой возможно осуществлять сопоставление показателей указанных бюджетов. Кодификация применяется в бюджетном процессе постоянно, начиная с момента формирования бюджета и заканчивая составлением отчета об его исполнении.

На основании статей 20-23.1 Кодекса за Министерством финансов РФ закреплены уникальные полномочия, подразумевающие закрепление перечня кодов и правил отнесения к ним показателей бюджета нормативно-правовым актом министерства – приказом.

На данный момент коды классификации установлены приказом указанного ведомства от 1 июля 2013 года №65н, утверждающим порядок применения КБК.

Статья 19 Кодекса разделяет классификацию на четыре основные части: доходную, расходную, источники финансирования дефицитов бюджета и операции сектора государственного управления (КОСГУ). Каждой из этих составляющих посвящены отдельные части вышеупомянутого приказа.

Структура кода на примере

КБК представляет собой двадцатисимвольный код, при этом для каждой составляющей части символов группировка разрядов своя.

Для доходов коды выглядят следующим образом:

Первые три символа отвечают за кодификацию администратора доходов, то есть дают определение того, какое именно ведомство ответственно за то или иное доходное поступление.

Следующий разряд в КБК разделяет доходы бюджета на определенные виды. Их всего два. Один из них объединяет в себе налоговые и неналоговые доходы, другой – безвозмездные поступления. Каждая группа в свою очередь разделяется на подгруппы. Так, у первой группы (налоговые и неналоговые доходы) таких подгрупп восемнадцать, а у второй всего семь. Детальный перечень всех подгрупп утвержден в составе приказа №65н.

Для обозначения расходов бюджета также используется двадцатисимвольный код, который несколько отличается от доходного по своей структуре. Единственное их сходство заключается в том, что и в том, и другом коде (как, впрочем, и в КБК источников покрытия дефицита) первые три разряда классифицируют главного распорядителя (администратора) средств бюджета, а последние три цифры соответствуют определенным КОСГУ.

Расходная классификация показателей бюджетов состоит также из кодов раздела (два символа – четвертый и пятый), подраздела (также два символа, шестой и седьмой), целевой статьи расходов (состоит из семи знаков – от восьмого до четырнадцатого разряда КБК) и вида расходов (три цифры).

При этом исключительное право устанавливать перечень и наименования разделов расходов (их всего четырнадцать), подразделов (у каждого раздела свои) и видов расходов (общие для всех расходов) принадлежит в нашей стране Минфину.

А вот с целевыми статьями не все так однозначно. Начиная с бюджета 2014 года, при его формировании применяется программный метод. А в связи с тем, что у Федерации, регионов и муниципалитетов имеются свои собственные программы, классифицировать их одинаково для всех бюджетов не представляется возможным. Поэтому в Бюджетный кодекс были внесены соответствующие уточнения, возлагающие полномочия по определению кодов целевых статей и правил их применения на финансовые органы бюджетов всех уровней.

При этом изменилась и структурная составляющая целевых статей. Во-первых, начиная с 2014 года в классификации впервые разрешили применять буквенные обозначения. Перечень их строго определен приказом №65н. Во-вторых, при программном бюджете первые две цифры в коде целевой статьи стали указывать на соответствующую государственную или муниципальную программы, третья цифра – детализировать подпрограмму, ну а последние четыре – кодифицировать конкретное направление расходов.

Где и как узнать КБК

В случае, если вы не являетесь работником финансового органа, вопрос о присвоении расходных кодов становится несколько неактуальным. Для индивидуальных предпринимателей, крупных и мелких фирм, а также физических лиц, являющихся налогоплательщиками, основной вопрос заключается в применении доходного КБК , а также в том, где и как его узнать.

Решением данного вопроса могут стать сайты, специализирующиеся на оказании помощи налогоплательщикам. Специальные сервисы могут помочь заполнить квитанцию для оплаты налога, в которой теперь необходимо указывать КБК.

Кроме того, выяснить код можно самостоятельно, обратившись к уже вышеупомянутому приказу Минфина России №65н. В данном приказе отдельным приложением за каждым федеральным ведомством закреплены те налоговые и неналоговые доходы, администратором которых оно является, с указанием полных кодов КБК.

Примеры разбора кодов

Для наглядности стоит привести несколько примеров применения кодов бюджетной классификации различных налоговых и неналоговых платежей.

НДС – налог на добавленную стоимость

Главным администратором НДС на товары, реализуемые на территории нашей страны, а также ввезенные к нам из Беларуси и Казахстана, является Федеральная налоговая служба России (код 182). Именно она отвечает за сбор налога, уплату по нему пеней и штрафов. А вот для НДС на товары из других стран администратором будет является Федеральная таможенная служба с кодом КБК 153.

Таким образом, при уплате налога КБК будут следующие:

  • для налога на российские товары – код доходного администратора бюджета «182», группа первая «1», подгруппа «03», статья доходов «01», подстатья «000», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110», для уплаты пеней по этому налогу изменяется подвид с «1000» на «2000», для штрафов – на «3000»;
  • для налога на белорусские и казахстанские товары – код администратора «182», группа «1», подгруппа «04», статья доходов «01», подстатья «000», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110», для пеней и штрафов подвид также изменяется на «2000» и «3000» соответственно;
  • в случае, если товары ввозятся из другой страны, коды будут такие же, как и для белорусских и казахстанских товаров, за исключением кода главного администратора. Он будет 153.

НДФЛ – налог на доходы физических лиц (2-НДФЛ, 3-НДФЛ)

У этого налога только один администратор доходов – Федеральная налоговая служба, имеющая код 182. При перечислении этого налога КБК будет зависеть от статьи Налогового кодекса, на основании которой взимается налог.

  • Для уплаты налога с доходов налогового агента в целом применяется следующий КБК – код администратора доходов бюджета «182», группа «1», подгруппа «01», статья доходов «02», подстатья «010», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110», для уплаты пеней по этому налогу изменяется подвид с «1000» на «2000», для штрафов – на «3000».
  • Для предпринимателей, частных нотариусов и лиц, занимающихся частной практикой, код следующий – администратор «182», группа «1», подгруппа «01», статья доходов «02», подстатья «020», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110», для штрафов и пеней подвид так же, как и для других налогов «2000» и «3000» соответственно.
  • Для физических лиц для уплаты налога с доходов, полученных в случаях, указанных в статье 228 Налогового кодекса, КБК является администратор «182», группа «1», подгруппа «01», статья доходов «02», подстатья «030», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110».

ЕНВД – единый налог на вмененный доход

Выплачивается организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на него добровольно. Уплата осуществляется по следующему коду: администратор «182», группа «1», подгруппа «05», статья доходов «02», подстатья «010», элемент «02», код подвида «1000», КОСГУ «110».

УСН – упрощенная система налогообложения

Коды классификации для уплаты этого налога разнятся в зависимости от того, что именно налогоплательщик выбрал в качестве объекта налогообложения:

  • Для выплат УСН с доходов КБК следующий: администратор «182», группа «1», подгруппа «05», статья доходов «01», подстатья «011», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110».
  • Для выплат УСН с разницы между доходами и расходами – администратор «182», группа «1», подгруппа «05», статья доходов «01», подстатья «021», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110».
  • Для зачисления минимального налога – администратор «182», группа «1», подгруппа «05», статья доходов «01», подстатья «050», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110».

Изменения в 2019 году

На 2019 год действуют следующие коды бюджетной классификации:

  • По пенсионным взносам по основным и пониженным тарифам: 182 1 02 02010 06 1010 160.
  • Медицинские взносы: 182 1 02 02101 08 1013 160.
  • Социальные взносы: 182 1 02 02090 07 1010 160.
  • Взносы на травматизм: 393 1 02 02050 07 1000 160.

Как узнать кбк организации

Приветствую, уважаемые читатели! С недавних пор мне пришлось подменять сотрудника, который занимался работой с малым и средним бизнесом.

Работать приходилось не только с действующими клиентами, но и с потоком потенциальных предпринимателей.

С ними порой приходилось тратить дополнительное время на разъяснение всех нюансов. Думаю, что и среди вас есть начинающие бизнесмены, поэтому сегодня хочу подробно рассказать о том, как узнать КБК организации и что это такое. Будет интересно, поэтому читаем все подробности в материале ниже.

КБК - эта аббревиатура знакома каждому бухгалтеру, а также абсолютно всем операционистам банков и работникам бюджетных учреждений.

Предупреждение!

Коды бюджетной классификации - так расшифровываем мы эту аббревиатуру. Наличием этого понятия мы обязаны одному из основополагающих документов российского права - Бюджетному кодексу. Согласно этому документу, КБК определяется как группировка расходов, доходов и источников формирования государственного бюджета.

Как это объяснить проще и зачем на практике эти КБК нужны финансистам? Сугубо практическое применение для преимущественного большинства обычных бухгалтеров таково: в любом платежном поручении на перечисление налогов, сборов, взносов, штрафов (в общем, любых денег, которые мы отдаем бюджету) обязан быть указан правильный код бюджетной классификации.

Это будет залогом того, что деньги уйду в правильном направлении, а компания не получит проблем или штрафных санкций.

Можно привести очень простое и приблизительное, но образное сравнение. КБК - это своеобразный аналог расчетного счета компании. Если мы оплачиваем услугу партнера, то в платежке нам нужно указать тот счет, на который мы переводим партнеру оговоренную плату. Это с некоторым приближением аналогичный способ отправить деньги компании на нужный «счет» государства.

Как выглядит код?

Во-первых, он длинный - в нем 20 цифр.

Во-вторых, он подобен конструктору, и эти 20 цифр разделены на 4 логически независимые части. Каждая из них несет специальную информацию, в которой мы сейчас и разберемся.

  • Первые три цифры - код госоргана.
  • Следующая одна цифра - код дохода (группа этого дохода).
  • Третьи две цифры - код налога или другого платежа.
  • Следующие 5 цифр обозначают статью и подстатью дохода.

Далее стоят 4 ключевые цифры, которые определяют «причину» платежа. Здесь важно понимать, что причин таких может быть всего три - 1) уплата собственно налога (сбора, взноса), 2) уплата пени по нему, 3) уплата штрафа по нему.

Так, например, в КБК по налогу на прибыль будут стоять цифры: 1000 - при уплате самого налога, 3000 - при уплате штрафа, 2100 - таков кусочек КБК пени по налогу на прибыль.

И, наконец, три последние цифры любого кода, - это классификатор вида доходов (налоговые, неналоговые, от собственности и т. д.).

Если рассмотреть в итоге один полный код на примере прибыль, то мы получим в 2018 году:

По уплате в федеральный бюджет:

  1. КБК налога - 182 1 01 01011 01 1000 110
  2. КБК пени по налогу на прибыль - 182 1 01 01011 01 2100 110
  3. КБК штрафов - 182 1 01 01011 01 3000 110

И еще три кода будут соответствовать аналогичным платежам, но уже в бюджет региональный:

  • КБК налога - 182 1 01 01012 02 1000 110
  • КБК пени по налогу на прибыль - 182 1 01 01012 02 2100 110
  • КБК штрафов - 182 1 01 01012 02 3000 110

При сопоставлении этих цифр становится понятно, какая группа в коде за что отвечает. И сами коды уже не кажутся такими непонятными и пугающими.

источник: http://ppt.ru/nalogi/kbk/

КБК 2018. Коды бюджетной классификации (КБК) на 2018 год

Эти магические три буквы, ничего не говорящие рядовым гражданам, регулярно создают головную боль предпринимателям.

Как расшифровывается

КБК - коды бюджетной классификации. КБК организаций, необходимые, чтобы платеж попал туда, куда предназначался, меняются чуть ли не ежегодно. А ответственность за их правильное указание лежит на плательщике!

Внимание!

Попробуем разобраться: что же собой представляют эти таинственные коды, зачем они нужны, как формируются и почему регулярно изменяются.

Также подскажем, что делать, если вы обнаружили ошибку в указанном коде, и чем вы в таком случае рискуете, а самое главное, как предотвратить этот риск и не оказаться с начисленными штрафами и пенями при уплаченных вовремя налогах и сборах.

Бюджетная классификация – что это и зачем

В июле 1998 Бюджетный кодекс РФ в Федеральном законе № 145 впервые ввел термин «КБК», используемый как средство группировки бюджета.

КБК бывают 4 видов:

  1. касающиеся государственных поступлений;
  2. имеющие отношение к расходам;
  3. обозначающие источники, из которых финансируется бюджетный дефицит;
  4. отображающие операции госуправления.

Для чего служат КБК:

  • упорядочивают финансовую отчетность;
  • обеспечивают единую форму бюджетной финансовой информации;
  • помогают регулировать финансовые потоки на уровне государства;
  • с их помощью составляется и выполняется муниципальный и федеральный бюджет;
  • позволяют сравнить динамику доходов и расходов в нужный период;
  • информируют о текущей ситуации в государственной казне.

КБК – это внутреннее кодирование, необходимое, в первую очередь, государственному казначейству, где по ним происходит распределение поступивших средств.

Предпринимателям нужны эти коды постольку, поскольку они заинтересованы в соблюдении требований по оформлению госплатежей, особенно налогов и взносов во внебюджетные фонды. Поэтому не забывайте указывать в поле 104 платежного получения правильный и актуальный код КБК.

Строение КБК

Этот код состоит из 20 знаков – цифр, разделенных дефисам на группы, он имеет следующий вид ХХ – Х ХХ ХХ ХХХ ХХ – ХХХХ – ХХХ.

Каждой группе знаков соответствует определенное Министерством финансов зашифрованное значение. Рассмотрим структуру доходного КБК, так как именно их приходится в основном использовать предпринимателям (расходные коды могут встречаться в основном при возврате средств по какой-либо государственной программе).

  1. «Администратор». Первые три знака показывают, кто получит средства и несет ответственность за пополнение ими той или иной части бюджета, распоряжается поступившими деньгами. Самые часто встречающиеся бизнесменам коды начинаются с 182 – налоговый орган, 392 – Пенсионный фонд, 393 – ФСС и другие.
  2. «Вид доходов» включает в себя знаки с 4 по 13. Эта группа знаков помогает довольно точно идентифицировать поступление по следующим показателям:
    • группа – 4 знак (то есть первый в этом пункте);
    • подгруппа – 5 и 6 знак; двузначным кодом обозначен конкретный налог, пошлина, взнос, штраф и т.п.;
    • статья – разряд 7 и 8 (значение цели полученного поступления закодировано в расчетных документах по бюджету РФ);
    • подстатья – 9, 10 и 11 знак (уточняет статью дохода);
    • элемент – 12 и 13 цифра, характеризует уровень бюджета – от федерального 01, муниципального 05 до конкретных бюджетов ПФР – 06, ФСС – 07 и т.д. Код 10 обозначает бюджет поселения.
  3. «Программа» – позиции с 14 по 17. Эти цифры призваны дифференцировать налоги (их код 1000) от пеней, процентов (2000), взысканий (3000) и других платежей (4000).
  4. «Экономическая классификация» – последние три цифры. Они идентифицируют поступления с точки зрения их экономического вида. Например, 110 говорит о налоговых доходах, 130 – от оказания услуг, 140 – средства, изъятые принудительно и т.п.

20-значный код необходимо правильно и без ошибок указывать в поле «Назначение платежа» (поле № 104) платежного поручения. По сути, он дублирует информацию, указывающуюся в поле «Основание платежа», а также частично – в поле «Получатель» и «Расчетный счет получателя».

Где взять КБК?

Для заполнения платежного поручения код КБК можно узнать несколькими способами:

  • в государственном казначействе (позвонив, отправив запрос или совершив визит);
  • Приказ Министерства финансов № 65Н содержит всю информацию о КБК;
  • при оформлении платежей онлайн на многих сервисах КБК проставляются автоматически.

Почему меняются коды бюджетной классификации?

Это крик души подавляющего большинства предпринимателей: насколько было бы проще, будь эти коды едиными и установленными раз и навсегда. Но Министерство финансов практически каждый год вносит в КБК те или иные изменения.

У предпринимателей и бухгалтеров далеко не всегда есть возможность вовремя отслеживать новшества и исправлять указанные КБК, особенно ярко это проявляется в отчетные периоды. Ответственность за неверно указанный код лежит целиком на плечах бизнесменов, часто выливается в непредвиденные траты и хлопоты по исправлению ошибки и доказательствам своей правоты.

Существуют различные версии, которые выдвигают предприниматели и никак не комментирует Минфин и Минюст:

  1. Чем больше поступлений прошли по неверным КБК, тем больше средств на некоторое время окажутся «подвешенными» как невыясненные. До исправления ошибок их можно использовать на неблаговидные цели, а в масштабах страны это огромные суммы.
  2. Дополнительное наполнение бюджета путем начисления штрафов и пеней за «просроченные» платежи, которые прошли по уже недействующему КБК. Доказательство своевременности оплаты достаточно хлопотное.
  3. Несогласованность действий Минфина, присваивающего коды, и Минюста, утверждающего их.
  4. Поскольку КБК напрямую «привязаны» к государственному сектору, любые изменения внутри соответствующих структур, поступление новых директив и т.п. ведут за собой и смену кодирования.

Есть мнения, что, поскольку это кодирование – внутреннее дело казначейства, то и производиться оно должно им, а не налогоплательщиками. Код КБК могут присвоить сотрудники банка на основании указанных данных о получателе и назначении платежа, либо сотрудники казначейства при его получении.

Тем не менее, на сегодня дополнительный труд по кодированию возложен на плечи плательщиков, уклониться от него они не могут, а значит, остается только соблюдать действующие требования и быть в курсе последних новаций.

Чем чревата ошибка

Если код назначения платежа указан неверно, платеж будет перечислен в бюджет, но там не сможет быть правильно распределен, а значит, государство по факту его не получит. Результат может быть таким же, как если бы деньги и вовсе не перечислялись: налоговая насчитает недоимку по определенной статье. При этом, если КБК просто перепутан, может образоваться переплата по другой статье.

Совет!

В результате, налоговая выставит требование об уплате недоимки, штраф за не вовремя уплаченный налог или сбор и пени за просрочку платежа. Эта ситуация крайне неприятна для добросовестного предпринимателя, вовремя заплатившего налог, вся вина которого заключается в путанице с многочисленными КБК.

Обычный порядок действий предпринимателя при обнаружении ошибки в КБК:

  • Самое главное – убедиться, что ошибка не привела к непоступлению дохода в бюджет, иначе будет считаться, что средства не были уплачены, с полной ответственностью за это плательщика.
  • Подать в свою учетную налоговую инспекцию заявление об обнаруженной ошибке и просьбу об уточнении основания, типа и принадлежности перевода средств, если нужно, налоговый период или статус плательщика налогов.
  • К заявлению надо приложить платежные поручения, по которым налог был уплачен и получен бюджетом.
  • При необходимости проводится совместная с инспектором сверка уплаченных налогов (о ней составляется акт).
  • Через несколько дней (срок законодательно не определен) принимается решение об уточнении данного платежа и выдается на руки заявителю.

При уточнении платежа он считается совершенным в день подачи платежного поручения с неверным КБК, а не в день получения решения об уточнении и зачете. Таким образом, просрочки обязательного платежа, предусматривающей штрафные санкции, по факту не происходит.

Рассмотрим различные случаи, случающиеся из-за ошибок в КБК, и проанализируем, как поступить предпринимателю.

Инспекция начислила пени по неуплате налога. Если было обращение со стороны плательщика с пользой о зачете уплаченной суммы, то дополнительно следует попросить налоговую пересчитать начисленные пени. Если налоговая отказывается это сделать, обращение в суд, вероятнее всего, позволит добиться перерасчета (существует богатая судебная практика с подобными прецедентами).

КБК не соответствует платежу, указанному в назначении. Если ошибка находится «внутри одного налога», например, КБК указано на УСН-6, а в основании платежа указано УСН-15, то налоговая обычно легко производит перезачет.

Если же КБК полностью не соответствует основанию платежа, например, бизнесмен собрался оплатить НДФЛ, а указал КБК, принадлежащий НДС, налоговая часто отказывается произвести уточнение, но суд практически всегда на стороне налогоплательщика.

Из-за ошибки в КБК страховые взносы оказались неуплаченными. Если средства не поступят на нужный казначейский счет, это практически неизбежно чревато штрафами и пенями. Предпринимателю следует как можно быстрее повторить платеж с правильными реквизитами, чтобы уменьшить сумму возможных пеней.

Предупреждение!

Затем уплаченные по ошибке деньги нужно вернуть (можно и зачесть в счет платежей на будущее). Для этого направляется заявление в тот орган, на счет которого ошибочно совершен перевод денег. Невыполнение просьбы о возврате или перезачете – повод обратиться в суд.

Средства поступили в планируемый фонд, но по не той статье. Например, в платежке указали КБК для накопительной доли пенсии, а оплатить намеревались страховую часть. В подобных случаях взносы все равно считаются внесенными в срок, и нужно действовать так же, как при обычном порядке. Суд – в помощь при любых проблемах с фондом, отказывающимся совершить перерасчет, и незаконным требованием о выплате недоимок и начислением пеней.

Ошибка в КБК по закону не является основанием, по которому платеж не будет считаться перечисленным. В платежном поручении предусмотрена дополнительная информация, указывающая назначение платежа и его получателя, поэтому, если она указана корректно, повода для штрафных санкций к предпринимателю нет и быть не может, иные решения можно оспорить по суду.

Советы предпринимателям: снижаем риск ошибиться в КБК

  1. Регулярно уточняйте в налоговой, как отражаются проведенные платежи на вашем лицевом счете.
  2. Если вам поступило требование на уплату уже перечисленного вами налога, взноса и т.п., обращайтесь в соответствующий орган (налоговую, внебюджетный фонд) за сверкой расчетов.
  3. Если вы сами увидели допущенную ошибку в КБК, пишите заявление об уточнении.
  4. Старайтесь быть в курсе последних изменений в законодательстве, в частности, последней версии кодов.

источник: https://assistentus.ru/kbk/

Как узнать код бюджетной классификации КБК

Налогоплательщики в ходе осуществления многочисленных выплат должны заниматься отчислениями в пользу государственного бюджета из своего собственного, один из обязательных требуемых реквизитов – код КБК. Есть несколько подходов к получению базовой информации, рассмотрим наиболее действенные и эффективные.

О коде

КБК – последовательность из цифр, значение которых остается неизвестным и непонятным для многочисленных пользователей. Лица, хотя бы раз заполнявшие квитанцию на уплату налога, не один раз задавались вопросом о том, что такое этот код, зачем он вообще требуется, и откуда берется. Указания Министерства Финансов дают четкое представление об ответах на эти вопросы.

Что такое КБК? Это специальное кодовое значение, состоящее из цифр, они позволяют проводить мониторинг средств, которые являются объектами поступления в казну.

Согласно последовательности чисел, можно запросто понять, откуда поступают платежи, какие их основные значения, кто выступает в качестве адресата, а также есть возможность многое узнать о целях тех или иных поступлений.

Казна не выступает в качестве общего счета, способного накапливать платежи. Она имеет сложную структуру и ветки, между которыми и перераспределяются казенные средства.

Пример. Транспортный налог уплачивается всеми типами лиц, и собранные платежи далее направляются на то, чтобы была обеспечена безопасная обстановка на дорогах, а также с целью проведения основных мероприятий, направленных на улучшение экологии.

Внимание!

То есть получается, что из собственного кармана каждый плательщик транспортного налога финансирует строительство новых дорог, а также вкладывает средства в ремонтирование старых.

Все платежные суммы, которые поступают на счет, подлежат специальной сортировке на основании бюджетных кодов, в результате чего ФНС имеет перед собой полную картину ситуации.

Благодаря присутствию КБК в учете многочисленных операций, правительству не составляет труда заниматься анализом сбора платежей на основании всех доходных статей. Общая система кодов фирмы имеет такую организацию, чтобы она могла легко иметь соотношение с общей структурой государственного бюджета.

Шифры и их понимание

Рассмотрим более детально, что такое КБК, расшифровка кода и особенности его оформления.

В бюджетном кодировании имеется 20 цифр. По разрядам они разделены на целых 4 блока с информацией. Это административный элемент, доходная часть, а также классифицирующий и программный компоненты.

Раздел административного назначения . Здесь фигурирует главный администратор, это адресат, получающий в свое распоряжение определенную сумму денежных средств. Например, в случае с налоговыми выплатами на практике применяется комбинация со знаками «182», если перечисляются взносы в области страхования, то комбинация представлена рядом из «393», если это специальные отчисления в фонд пенсии – «392».

Доходный элемент . Мы уже выяснили, что структура КБК является достаточно сложной, в блоке доходов имеется несколько числовых элементов – подгрупп.

В качестве первой указанной цифры выступает вид и тип дохода. То есть платеж, представленный в форме налога, представлен как «1», что касается безвозмездных сумм денег, они отмечены «двойкой», если это средства, поступившие от ведения предпринимательской деятельности, то это «3».

Последующие цифры имеют отношение к тому, какое у платежа общее и основное назначение, а именно – подгруппа доходов. Например, если имеют место быть налоги на доходную часть, то они составляют 01, комбинация 06 – имущественные налоги, 08 – государственные пошлины.

После этого отмечается статья, которая имеет 2 знака и подстатья с 3 цифрами. Последняя область имеет основной опцией определение того или иного уровня бюджета на основании полученной информации.

Итак, как узнать КБК организации – этот процесс является весьма последовательным и сложным, однако достичь желаемого результата вполне возможно.

Блок программного характера . Данный элемент представлен цифровым кодом, который имеет 4 знака, а также именуется как «программа» или «подпрограмма», благодаря чему осуществляется детализация вида платежа, поступающего в доходную часть общей казны. Если речь идет о налогах и сборах, наблюдается обозначение «2000».

Раздел классификации . Это последняя область КБК. Здесь есть три цифры, которые способствуют соотнесению платежа с кодом на основании классификации деятельности. 110 – значит поступления в налоги, 160 – отчисления социального характера и так далее.

Владея информацией о базовых принципах сопоставления кода, можно подсчитать, сколько цифр в КБК, а также узнать определенные данные, необходимые для перевода платежей.

Как узнать КБК

Рассматривая справочник КБК, как расшифровывается, можно отметить, что коды имеются в специальной документации, этот документ и содержит нужные данные, имеющие соответствие с тем или иным платежом. Иногда в документации наблюдаются изменения, требующие особого внимания. Список кодов, который является актуальным в настоящее время, утвержден советом Министров страны.

Совет!

ИП и юридические лица обязаны знать эти коды для того, чтобы грамотно и качественно заполнить специализированные поручения на налоговые выплаты. Также это касается осуществления выплат по взносам и прочим платежам во внебюджетные фонды.

В платежных документах данный код указывается в поле №104. Данный реквизит может быть полезным при определении видов отчетных документов. Возникает вопрос: код дохода и КБК – это одно и то же? Однозначного ответа не имеется, поскольку все зависит от конкретной ситуации.

Если налоговая инспекция обнаружит некоторые нарушения в общей дисциплине, это может повлечь за собой образование дополнительной нагрузки, и каждый из этих платежей оснащен персональным кодом.

Исходя из сферы деятельности и масштабности предприятия, есть определенный перечень кодов, которые выступают в качестве наиболее «ходовых». Они знакомы практически всем субъектам малого предпринимательства. Поэтому каждая фирма может владеть расширенным списком кодов, которые необходимы ей для осуществления нормального функционирования. Например, с целью оплаты налога на землю, различных акцизов и пошлин.

Лицу, которое является ответственным за ведение расчетных мероприятий, необходимо владеть данной информацией, чтобы она всегда была под рукой, а также следить за актуальностью приведенных данных.

Таким образом, мы рассмотрели код КБК – что это такое в реквизитах, и где его взять. В целом, найти данные о кодах не так уж проблематично, особенно при наличии некоторых специальных инструментов.

В ряде случаев можно держать «под рукой» актуальную на момент начисления информацию, которая и поможет разобраться с требуемыми суммами налогов, штрафных санкций и прочих выплат, установленных в законодательном порядке.

источник: http://vashbiznesplan.ru/sovety/kod-kbk-v-rekvizitax-gde-ego-vzyat.html

Как узнать код бюджетной классификации (КБК)

Код бюджетной классификации (КБК) – довольно известная аббревиатура для бухгалтеров, операционистов банков, а также работников бюджетных учреждений.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, а именно №145-ФЗ, КБК представляет группы расходов, доходов, а также источники формирования дефицитов бюджета и операций публично-правовых образований.

Понятие

Понятие КБККоды бюджетной классификации – это двадцатизначные комбинации специального цифрового кода. Используются для группировки статей государственного бюджета, их составления и исполнения, а также формирования отчетности об их выполнении.

Структура кода в случае доходов бюджетов:

  • Администратор (с 1 по 3 цифры представлен главный администратор поступлений в бюджет).
  • Виды доходов (4 цифра – группа, 5 и 6 – подгруппа, 7 и 8 – статья, с 9 по 11 – подстатья, 12 и 13 – элемент).
  • Программа/подпрограмма (с 14 по 17 цифры – подвид доходов).
  • ЭКД (экономическая классификация доходов, с 18 цифры по 20, классифицирует операции сектора госуправления).

Первая группа структуры КБК состоит из трех знаков. Составляющая «Группа» из видов доходов КБК представлена одним знаком, подгруппа – двумя.

Знаки в подгруппе могут быть следующие:

  1. 1 – налоги;
  2. 2 – поступления на безвозмездной основе;
  3. 3 – доходы от предпринимательской деятельности.

Статья представлена двумя знаками, подстатья – тремя, элемент – двумя, которые определяют вид бюджета.

Структура кода элемента и его значения:

  • 01 – федеральный бюджет;
  • 02 – бюджет субъекта РФ;
  • 03 – местный;
  • 04 – городской округ;
  • 05 – муниципальный район;
  • 06 – ПФР;
  • 07 – ФСС РФ;
  • 08 – ФФОМС РФ;
  • 09 – территориальный ФОМС;
  • 10 – поселение.

Подвид доходов (программа) представлена следующим:

  1. 1000 – уплата основного платежа;
  2. 2100 – пени;
  3. 3000 – штрафы;
  4. 2200 – отчисление процентов.

ЭКД конкретизирует код дохода и может быть представлена тремя значениями.

КБК расходов представлен следующей структурой с пятью элементами:

  • Главный распорядитель бюджетных средств (с 1 по 3 цифры, администратор).
  • Раздел и подраздел (с 4 по 7 цифры по два знака на каждый).
  • Целевая статья расходов (с 8 по 14 цифры, 11 и 12 знаки – программа, 13 и 14 – подпрограмма).
  • Вид расходов (с 15 по 17 цифры, три знака).
  • ЭКР, которая классифицирует операции государственного сектора, относящиеся к расходам бюджетов).

Раздел и подраздел конкретизируются:

  1. 01 00 – 15 подразделов – вопросы общегосударственного характера;
  2. 02 00 – 8 – национальная оборона;
  3. 03 00 – 13 – правоохранительная деятельность и нацбезопасность;
  4. 04 00 – 11 – национальная экономика;
  5. 05 00 – 4 – ЖКХ;
  6. 06 00 – 4 – охрана окружающей среды;
  7. 07 00 – 9 – образование;
  8. 08 00 – 6 – культура, кинематография, СМИ;
  9. 09 00 – 4 – спорт и здравоохранение;
  10. 10 00 – 6 – социальная политика;
  11. 11 00 – 4 – межбюджетные трансферты.

Особенности и предназначение

С помощью КБК определяют информацию о платежах (их цель, адресат). С помощью корректно указанного КБК можно:

  1. Совершать платежные операции без ошибок.
  2. Быть в курсе истории перемещений денежных средств.
  3. Облегчить работу сотрудников на государственной службе.
  4. Грамотное планирование бюджета и управление финансовыми потоками.
  5. Фиксация задолженности по кредиту.
  6. Гарантировать поступление средств на расчетный счет и отсутствие штрафных санкций от отправителя.

Особенности и предназначение КБК отражается в специальном поле платежных поручений, которые предназначены для проведения налоговых платежей, страховых взносов, пеней и штрафов.

Внимание!

Среди КБК можно выделить следующее: налоги (НДФЛ, НДС, на имущество и т.д.), госпошлины, штрафы и возмещение ущерба, УСН 6% и 15%, ЕНВД, нефть, газ, вода, полезные ископаемые, пользование недрами, страховые взносы.

В качестве примера рассмотрим ООО «Возмездие», которое проводит отчисления в случае возникновения несчастных случае и проф. заболеваний у сотрудников.

КБК в данном случае на 2017 год будут следующие:

  • 393 1 02 02050 07 1000 160 – своевременное перечисление денежных средств;
  • 393 1 02 02050 07 2100 160 – оплата пеней;
  • 393 1 02 02050 07 3000 160 – штрафы по обязательному платежу.

Для чего введен

Коды бюджетной классификации используются давно, но только после введения Приказа Минфина РФ №72н и Указаний о применении бюджетной классификации РФ стали использоваться 20-ти значные коды.

Полная информация по КБК представлена на официальном сайте Федеральной налоговой службы nalog.ru.

Созданная классификационная система позволяет быстро перечислить и отправить средства получателю из номенклатуры государства. КБК используются не только ИП и в малом бизнесе, но и крупными предприятиями.

Иногда КБК могут изменяться, в большинстве документов КБК является обязательным реквизитом.

Заполнение в платежных документах

Заполнение в платежкеПлатежный документ представляет расчетную документацию, на основании которой банковское учреждение производит денежные перечисления. Для оплаты налогов и взносов используется форма №0401060.

Совет!

В 2018 году перечислением налогов и страховых взносов будет заниматься ФНС, плательщики должны будут подавать единую отчетность (№243-ФЗ).

Показатель кода бюджетной классификации в строке №104 заполняется следующим образом:

  1. Строка 16 – получатель – указывается территориальный орган ФНС.
  2. Строка 22 – уникальный идентификатор начисления (УИН) – 0 по текущим платежам.
  3. Строка 106 – основание платежа – код устанавливается в соответствии с Приложениями Приказа Минфина №107н.
  4. Строки 107, 108, 109 (налоговый период, номер документа на проведение платежа, дата отчисления) – заполнение аналогично платежному поручению по налогам.

Если КБК указан неверно, то «платежки» либо возвращаются налогоплательщику, либо им присваивается статус «невыясненные».

В результате бухгалтерия обязана отыскать документ, а сумму платежа вернуть на расчетный счет. В данном случае будут нарушены сроки уплаты налога, плательщику начисляются пени за несвоевременное проведение платежа.

Также проводится повторная оплата налога. Бывают ситуации, что предприятие перечислило налог, но ошиблось в указании КБК.

В результате сумма платежа поступила в уплату другого налога – по одному налогу получится переплата, по другому – недоимка. Решается ситуация путем составления письма и отправления его в налоговые органы с целью перебросить средства с одного налога на другой. Перед этим проводится сверка. В данном случае пени все равно будут начислены, так как просрочены сроки уплаты.

Согласно Приказу Минфина РФ №230н, в 2017 году некоторые коды бюджетной классификации исключили, в некоторые были внесены незначительные корректировки.

  • Налог на прибыль – для фирм, которые работаю с зарубежными компаниями и получают доход от партнерства.
  • УСН – относительно организаций на системе «Доходы минус расходы». Минимальный налог и авансовые платежи будут производиться на отдельный КБК.
  • Страховые взносы – администрированием займется налоговая инспекция, кроме взносов «на травматизм.

Поскольку в 2017 году появляются новые КБК, прежние станут недействительными. С 1 января 2017 года бухгалтер не сможет использовать старые значения даже при совершении платежа за предыдущий период, иначе денежные средства не будут считаться уплаченными.

Внимание!

КБК страховых взносов в 2018 году для организаций и ИП имеют код администратора 182. Коды различаются в зависимости от того, за какой период уплачивает компания.

Обновились все КБК страховых взносов – для компаний и предпринимателей, по основным и дополнительным тарифам. Кроме того, чиновники разделили их по дополнительным тарифам за сотрудников на вредном производстве. Для компаний, которые провели спецоценку, коды не такие, как для остальных.

Как узнать код бюджетной классификации - актуальный вопрос, прежде всего потому, что бюджетные коды используются очень часто. Они нужны при составлении налоговых деклараций, уплате гос.пошлины, налогов, штрафов, взносов и т.д. Напомним, что каждый плательщик обязательно должен указывать КБК в платежных квитанциях для погашения своих платежных обязательств перед государством, так как этот код обозначает вид совершаемого платежа и его получателя. В декларациях он нужен для дальнейшей правильной обработки ваших документов налоговой службой.

Кроме того, бюджетные коды нужны для точного и бесперебойного функционирования самой бюджетной системы. Финансовые потоки доходов и расходов гос.бюджета огромны. Поэтому, все виды поступлений денежных средств и их расходование в госбюджетах различных уровней, кодируются с помощью специального классификатора КБК, который ежегодно утверждается Минфином РФ. Классификация разделов и подразделов справочника КБК является единообразной на всей территории РФ.

Структура кодировок обеспечивает максимальную детализацию и конкретизацию бюджетных доходных и расходных статей.

Несмотря на довольное большое число применяемых кодов, общий классификатор написан таким образом, чтобы в нем было несложно ориентироваться. Благодаря продуманной структуре разделов классификатора, можно дольно легко отыскать нужный код для каждого конкретного случая.

Хотя КБК имеет двадцатизначное цифровое обозначение, все же отметим, что вполне возможно понять смысл и назначение его частей, а значит и научиться правильно применять бюджетные коды.

Сегодня попробуем разобраться со структурой таких кодов, как они применяются и где их найти.

КБК - это двадцатизначный код, цифры которого указывают на тип и на назначение платежа. Эти коды применяется для учета поступления доходов и корректного функционирования каждой расходной статьи бюджета на различных уровнях.

В государственных масштабах целевые потоки денежных средств очень большие, поэтому для обеспечения их идентификации, прозрачности и контроля были введены такие кодировки. Классификатор обеспечивает максимальную конкретизацию статей бюджетов.

Коммерческие организации и ИП, физ.лица, обычно пользуются, той частью классификатора, которая содержит кодировку разделов, посвященных доходам бюджета. Так как, все уплачиваемые субъектами предпринимательства и физлицами платежи перечисляются в доходы бюджетов различных уровней.

Налоговая служба ведет учет поступлений денежных средств от налогоплательщиков в полном соответствии с действующим классификатором.

Поэтому, при оплате текущих платежей налогоплательщикам юр.лицам и физ.лицам нужно так же строго соблюдать правильность кодировок КБК, во избежание того, что ваши платежи не дойдут до нужного «адресата», а задолженность по налогам, так и останется за вами. Напомним, что в случае непогашения налоговой задолженности в срок, будут начисляться пени и выписываться штрафы.

Кроме того, КБК обеспечивают адресность бюджетных поступлений и целевое расходование средств госбюджета.

КБК учитывают, так же и то, что некоторые налоги распределяются в федеральный бюджет, некоторые - в территориальные бюджеты субъектов РФ, другие идут в местные муниципальные бюджеты. Есть так же и налоги, которые идут в бюджеты сразу всех трех уровней, так как их объемы самые значительные. Это относится к налогу на прибыль организаций и НДС. Причем проценты, распределяемые по бюджетам, в зависимости от региона нашей страны отличаются. И именно коды КБК, обеспечивают точность и прозрачность движения денежных средств.

Отметим также, что почти ежегодно в классификатор КБК вносятся какие-то изменения, коды могут исключаться, а могут добавляться и новые коды. Это связано с постоянным обновлением бюджетных статей, появлением новых сфер экономической деятельности и развитием государства в целом.

Поэтому периодически нужно обращаться к актуальному классификатору для перепроверки КБК.

Актуальную версию классификатора всегда можно посмотреть и скачать на официальном сайте ИФНС.

Главный смысл структуры КБК:

  • обозначение источника платежа
  • обозначение формы платежа
  • обозначения адресата получения платежа
  • обозначение статьи расходования денежных средств госбюджета.

Сама структура двадцатизначного КБК состоит нескольких частей:

  • Первые начальные три цифры кода КБК обозначают получателя денежных средств, который контролирует своевременность и отвечает за поступление средств на его расчетные счета. Такими получателями выступают: налоговая инспекция, внебюджетные фонды, муниципалитеты и др.
  • Четвертая цифра кода - обозначает вид дохода, т.е. уплату налогов, различных сборов, госпошлины и т.д.
  • . Пятый и шестой разряды КБК - обозначают код налога или сбора. Например, код 01 - это налог на прибыль, 02 - сборы по социальному страхованию, 03 - НДС с товаров и услуг на российской территории, 05 - ЕНВД и т.д.
  • Седьмая и восьмая цифры КБК - обозначают статьи налогов, с девятой по одиннадцатую цифры - это подстатьи налогов.
  • Разряды КБК с двенадцатого по тринадцатый - обозначают региональные или местные гос.бюджеты-получатели.
  • Так, если средства направляются в доход федерального бюджета - код 01, в бюджет территориального субъекта РФ - 02, в местный муниципальный бюджет - код 03, а если, например, в Пенсионный фонд - то код 06.
  • Под четырнадцатым номером КБК - обозначается вид поступления средств, так налоги - 1, пени - 2, штрафы - 3.
  • В пятнадцатом и шестнадцатом разрядах всегда ставятся 0.
  • Последние три цифры КБК - классификация статей гос.доходов: налоговые доходы - код 110, принудительные взыскания - код 140 и т.д.
  • Перед перечислением денежных средств в счет налогов и сборов лучше всегда свериться с действующим классификатором и выбрать из него правильный код. Классификаторы КБК периодически обновляются, в 2017 году будет действовать классификатор, который был в 2016 году. Актуальную информацию можно получить на сайте налоговой инспекции, там указаны КБК по разделам для юр.лиц, физ.лиц и ИП.

Основные функции кодов КБК

Как уже было отмечено выше классификатор КБК прежде всего нужен для упорядочивания поступления средств в госбюджет и контроля за их расходованием.

Другая важнейшая его функция - при помощи КБК происходит первичная группировка денежных средств, при поступлении от налогов, страховых взносов и пр. и дальнейшее их перераспределение.

КБК выполняют и ряд других важных функций:

  • используются для составления бюджетов различных уровней;
  • исполнение и контроль различных бюджетов;
  • с их помощью обеспечивается сопоставимость необходимых показателей.

С помощью кодирования движения денежных средств, легко собирать статистическую информацию о финансовых потоках на всех уровнях экономики. Так, коды служат инструментом сбора и анализа данных по финансовым потокам внутри всей нашей страны. Эти коды позволяют увидеть как денежные перечисления по налогам и другим обязательным платежам от конкретного хозяйствующего субъекта или просто физ.лица, попадают в гос.казну. Затем с помощью кодировки контролируется и расход поступивших средств.

КБК обязательно необходимо проставлять на следующих документах:

  • на платежных документах, при осуществлении перечислений налогов, пеней, штрафов, госпошлины и пр.
  • на налоговых декларациях
  • при составлении налоговой отчетности
  • иные документы, предусматривающие указание адресных статей бюджета.

Важно заметить, что в платежных документах указывается всегда только один КБК. Если нужно произвести несколько платежей - заполняется несколько платежных документов.

Вам наверняка, ранее уже приходилось, заполнять налоговые декларации, содержащие КБК: декларации по НДФЛ, НДС, налогу на прибыль, по транспортному налогу, по расчетам страховых взносов и т.д.

Как определить код бюджетной классификации

Разберемся, как определить номер нужного налогового платежа по справочнику бюджетной классификации.

Для того, чтобы узнать нужный КБК в данном конкретном случае, удобнее всего зайти на официальный сайт ИФНС:

  1. Открываем сайт ИФНС nalog.ru
  2. Выбираем вкладку «Налогообложение в РФ»
  3. Откроется страница «Коды классификации доходов бюджетов РФ, администрируемых ФНС»
  4. Выбираем один из нужных нам разделов «Юрлица», «Физица» или «ИП»
  5. Далее откроется перечень перечислений налогов, штрафов и т.д., выбираем нужный нам пункт, а затем и подпункт нашего платежа.
  6. В раскрывшейся таблице выбираем нужный нам двадцатизначный КБК, исходя из его описания.

Как видите найти КБК в сети интернет довольно просто. Для удобства пользователей на сайте ИФНС предусмотрен осмысленный переход по ссылкам с выбором нужного раздела. Поэтому там легко ориентироваться.

Можно пользоваться и привычными бумажными справочниками, если вам так удобней. Можно использовать другие информационные ресурсы. Главное, чтобы вы использовали последние актуальные данные.

Рассмотрим несколько часто встречающихся случаев.

Разберем пример КБК при уплате налога владельцами транспортных средств - 182 1 05 04012 03 1000 010.

Как уже было отмечено ранее КБК имеет несколько информативных блоков:

  1. административный;
  2. доходный;
  3. программный;
  4. классифицирующий.

Административный блок - первые три цифры «182» обозначают администратора средств. Иначе говоря, цель платежа - налоговый сбор.

Доходный блок - он содержит несколько подразделов информации:

  1. вид - налог «1»
  2. подгруппа дохода - налог на совокупный доход «05»
  3. статья - целевое отчисление «04»
  4. подстатья - «012»
  5. бюджет поступления - местный бюджет «03»

Программный блок - вид платежа из четырех цифр - налоги и сборы «1000»

Классификацирующий блок - три последние цифры обозначают вид экономической деятельности - налоговый доход «010».

Как можно было заметить, КБК имеет довольно сложную структуру, которая обусловлена различными сферами и видами деятельности организаций, территориальным делением нашей большой страны, различными правовыми формами хозяйствующих субъектов. При указании кодов важно использовать последнюю актуальную версию справочника КБК, чтобы заполняя платежные документы, случайно не отправить свой платеж по «уже не существующему адресу». И опять же, несмотря на, сложность структуры КБК, справочник позволяет пользователям легко выбрать нужный им в данной ситуации КБК.

Уплата НДФЛ так же весьма распространенная ситуация.

НДФЛ одна из самых емких статей доходной части бюджета, разберем и ее более подробно. КБК для заполнения платежки в этом случае - 182 1 01 02010 01 1000 110.

Рассмотрим детальную расшифровку КБК:

  • администратор налога - бюджет «182»
  • вид платежа - налог «1»
  • цель платежа - НДФЛ «01»
  • статья -«02»
  • подстатья - «010»
  • тип платежа - налоги и сборы «1000»
  • налоговое поступление - «110».

КБК для предпринимателей на УСН:

Учитывая изменения, произошедшие в 2016 году, для предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения, КБК для перечисления налоговых платежей следующие:

  • для налогового режима «только доходы», оплачивается 6% от дохода, КБК - 182 1 05 01011 01 1000 110.
  • для налогового режима «доходы за вычетом расходов» налоговая ставка 15%, КБК — 182 1 05 01021 01 1000 110.
  • для режима минимального налога на «упрощенке» КБК — 182 1 05 01050 01 1000 110.

Ну вот, мы рассмотрели несколько из наиболее часто встречающихся случаев. Надеемся, что теперь использование бюджетной кодировки стало яснее.

Понимание структуры КБК поможет вам самостоятельно определять назначение платежа и избегать допущения неточностей при заполнении налоговых деклараций и различной отчетности, а также в составлении платежных документов. Ошибки или неточности указания КБК приводят к перечислению средств «не по адресу». Заметим, что процесс возвращения средств из соответствующего бюджета очень длительный и нередко требует больших усилий.

Заключение

Для обеспечения контролируемости и прозрачности движения средств на расчетных счетах гос.бюджетов всех уровней в России создана специальная система кодирования. Расшифровка кодов содержится в специальном классификаторе бюджетных кодировок. В нем указаны все виды денежных поступлений в гос.бюджеты всех уровней власти: федеральные, территориальные и местные. Эти коды обозначают все характеристики платежей субъектов предпринимательства и физлиц. Они указывают вид перечисляемого налога или сбора, пеней, штрафов, госпошлины, взносов в различные фонды социального страхования и пр.

КБК необходимо всегда правильно указывать в платежных документах, перечисляя свои платежи в гос.бюджет. Обязательно КБК должны быть указаны и при заполнении соответствующих налоговых деклараций для верной их обработки в ИФНС.

Для облегчения осуществления заполнения квитанций по налогам физлиц, налоговая инспекция обычно рассылает налогоплательщикам индивидуальные квитанции, где все необходимые реквизиты уже заполнены. А юрлица и ИП должны часто сами выбирать КБК и важно уметь это делать правильно. Ведь правильно заполненные налоговые декларации и платежные документы, это залог исполнения налоговых обязательств в срок, без недоразумений и штрафов. Отметим, что в случае возникновения того спора, закон будет на стороне налоговиков.

При указании кодов КБК важно использовать последнюю актуальную версию классификатора КБК, так как он довольно часто изменяется и постоянно пополняется новыми разделами, ввиду происходящих изменений в экономике государства в целом.

Вот мы и рассмотрели сущность, структуру и назначение бюджетных кодов. Не смотря на, свою кажущуюся громоздкость, ими вполне удобно пользоваться. Они предназначены в основном для обеспечения систематизированной и точной обработки информации о финансовых потоках во всех государственных структурах. Эта система кодирования обеспечивает бесперебойное и адресное исполнение всех совершаемых бюджетных платежей. Она так же используется всеми плательщиками госплатежей, будь то налоги, штрафы, госпошлины и многое другое.

Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.

Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" принят Государственной думой РФ 7 июня 1996 г. В настоящее время этот закон действует с изменениями и дополнениями, принятыми федеральным законом от 05.08.2000 г. № 115-ФЗ.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;
  2. классификацию расходов бюджетов;
  3. классификацию источников финансирования ;
  4. классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).
Кроме того, предусмотрена классификация:
  • источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
  • источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • видов РФ.
Рис. 4 Бюджетная классификация

Бюджетная классификация доходов

Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней РФ.

Доходы бюджетов всех уровней классифицированы на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Классификация доходов предусматривает следующие группы: Дальнейшая детализация доходов осуществляется по подгруппам, статьям и подстатьям бюджетной классификации, например:

Такая детализация позволяет учитывать поступления в бюджеты всех предусмотренных законодательством видов доходов. Для каждого из них в бюджетной классификации предусмотрен самостоятельный код.

Бюджетная классификация расходов

Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:

  • Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
  • Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
  • Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)
См.также: Расходы бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов

Является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает расходование средств на выполнение основных .

Функциональная классификация расходов имеет четыре уровня: разделы; подразделы; целевые статьи; виды расходов.

В частности, функциональной классификацией предусмотрены следующие разделы (Код — Наименование):
  • 0100 — Государственное управление и местное самоуправление
  • 0200 — Судебная власть
  • 0300 — Международная деятельность
  • 0400 — Национальная оборона
  • 0500 — Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
  • 0600 — Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
  • 0700 — Промышленность, энергетика и строительство
  • 0800 — Сельское хозяйство и рыболовство
  • 0900 — Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
  • 1000 — Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
  • 1100 — Развитие рыночной инфраструктуры
  • 1200 — Жилищно-коммунальное хозяйство
  • 1300 — Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
  • 1400 — Образование
  • 1500 — Культура, искусство и кинематография
  • 1600 — Средства массовой информации
  • 1700 — Здравоохранение и физическая культура
  • 1800 — Социальная политика
  • 1900 — Обслуживание государственного долга
  • 2000 — Пополнение государственных запасов и резервов
  • 2100 -Финансовая помощь бюджетам других уровней
  • 2200 -Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
  • 2300 -Мобилизационная подготовка экономики
  • 2400 -Исследование и использование космического пространства
  • 3000 -Прочие расходы
  • 3100 -Целевые бюджетные фонды
Дальнейшая детализация функциональной классификации расходов осуществляется по подразделам, целевым статьям и видам расходов, например:

На основе приведенной функциональной классификации строятся бюджеты всех уровней. Понятно, что при этом учитывается специфика бюджета конкретного уровня. В полном объеме функциональная классификация используется для .

Ведомственная классификация расходов бюджета

Ведомственная классификация бюджетов является группировкой расходов по получателям бюджетных средств. Перечень получателей средств из федерального бюджета утверждается законом на очередной год.

Ведомственные классификации бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов утверждаются соответственно органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Пример функциональной классификации расходов по 4-м уровням:

Экономическая классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. Она отражает виды финансовых операций, осуществляемых при выполнении государственными органами своих задач. Экономическая классификация включает группы, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.

Группами расходов являются:

Название

Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.

В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.

Капитальные расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

Предоставление кредитов (бюджетных ссуд)

Дальнейшая детализация в рамках экономической квалификации имеет следующую структуру:

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации была преобразована в классификацию операций государственного сектора . Она определяет направления доходов и расходов бюджетов, в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций в зависимости от их экономического содержания.

В рамках данной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

  • 100 Доходы;
  • 200 Расходы;
  • 300 Поступление нефинансовых активов;
  • 400 Выбытие нефинансовых активов;
  • 500 Поступление финансовых активов;
  • 600 Выбытие финансовых активов;
  • 700 Увеличение обязательств;
  • 800 Уменьшение обязательств.

Группы детализируются статьями и подстатьями. Более подробные аналитические коды, предусмотренные в настоящем документе, не являются кодами классификации операций сектора государственного управления, а предназначены исключительно для целей структурирования текста настоящих Методических рекомендаций.

Классификация расходов бюджетов Российской Федерации по операциям государственного сектора (Коды и наименование статей и подстатей)

С 30 ноября 2016 года заплатить налоги за организацию сможет "иное лицо"(т.е. кто угодно). Но при этом - это лицо не может требовать возврат уплаченных сумм.

Спецрежимы

УСН

Для платежей: Налог УСН(упрощенка) : КБК УСН доходы - 182 1 05 01011 01 1000 110, КБК УСН доходы-расходы - 182 1 05 01021 01 1000 110(182 1 05 01050 01 1000 110 - УСН минимальный налог за 2012-2015 год, а за 2016-2018 год надо перечислять по одному УСН "доходы-расходы").

Кстати, вы можете абсолютно бесплатно сформировать и отправить в ИФНС, нулевую декларацию УСН .

В платежках УСН период указывать так:

за 1-й кв. - КВ.01.2018

за 2-й кв. - ПЛ.01.2018

за 3-й кв. - КВ.03.2018

за 4-й кв. - ГД.00.2018

ЕНВД

Для платежей: Налог ЕНВД(вмененка) : КБК - 182 1 05 02010 02 1000 110

В платежках ЕНВД период указывать так:

за 1-й кв. - КВ.01.2018

за 2-й кв. - КВ.02.2018

за 3-й кв. - КВ.03.2018

за 4-й кв. - КВ.04.2018

Патент

С 2013 года появились новые КБК для патентной системы(ПСН) .

182 105 04010 02 1000 110 Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городских округов(с 2013 года)

182 105 04020 02 1000 110 Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты муниципальных районов(с 2013 года)

182 1 05 04030 02 1000 110 Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга(с июля 2013 года)

Платеж ИП

Платеж ИП за самого себя

C 22 февраля 2018 года ввели новый КБК для платежей свыше 1% страховых взносов - 182 1 02 02140 06 1210 160 (приказ от 27.12.2017 № 255н). Однако потом его отменили (приказ от 28.02.2018 № 35н). По дополнительному проценту КБК не меняется.

В таблице нет ошибки. КБК в 2017 году в ПФР совпадают для фикс. части и для доходов свыше 300 т.р.

Вид платежа До 2017 года (за любой год до 2016, 2015 и пр.) После 2017 года(за любой год - 2017, 2018 и пр.)
Страховые взносы на пенсионного страхование ИП за себя в ПФР в фиксированном размере (исходя из МРОТ) 182 1 02 02140 06 1100 160 182 1 02 02140 06 1110 160
Страховые взносы на пенсионного страхование ИП за себя в ПФР с доходов, превышающих 300 000 руб. 182 1 02 02140 06 1200 160 182 1 02 02140 06 1110 160
Страховые взносы на медицинское страхование ИП за себя в ФФОМС фиксированном размере (исходя из МРОТ) 182 1 02 02103 08 1011 160 182 1 02 02103 08 1013 160

Период в ПФР указывать - ГД.00.2018

Пени и штрафы

Меняем 7-ю цифру справа(на примере КБК УСН доходы):

КБК для перечисления налога - 182 1 05 01011 01 1 000 110 (исходный)

КБК для перечисления пени по налогу - 182 1 05 01011 01 2 000 110(так было до 2015 года). С 2015 года 182 1 05 01011 01 21 00 110 – для уплаты пеней, 182 1 05 01011 01 22 00 110 – для процентов.

КБК для перечисления штрафа по налогу - 182 1 05 01011 01 3 000 110

Неверный КБК?

Допустили ошибку в КБК и неверно его указали? Пишем для ИФНС или ПФР: Заявление о переносе КБК.doc .

С помощью можно вести формировать платежки и квитанции на уплату любых налогов УСН, ЕНВД и за работников 2017, подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 150 р/мес.). 30 дней бесплатно. При первой оплате() три месяца в подарок.